Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта “У чудищ”
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта “У чудищ”
план-конспект урока по чтению по теме
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта “У чудищ”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта “У чудищ”
Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.
1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.
Оформление и оборудование :
- выставка книг К. Бальмонта;
- портрет К. Бальмонта;
- таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
- иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.
1. Вводная беседа
– Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.
– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.
ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).
ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.
– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.
Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.
Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?
Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.
2. Сообщение темы урока, задач
– Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.
3. Сообщение нового материала
– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.
Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.
Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.
СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета» . / Слайд 3.
Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.
– Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?
– А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?
Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».
Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.
– Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?
СОЛНЦЕ , ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ , ЦВЕТЫ , РОСА ? / Слайд 4.
Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.
4. Постановка проблемного вопроса
Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».
– Как вы думаете, почему оно называется именно так?
– Кто такие чудища?
– Назовите близкие слова.
– Каких вы знаете чудищ?
– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?
5. Первичное чтение
Я буду читать, а вы попробуйте представить себе обстановку, в которой происходят события. Постарайтесь проследить, как ведет себя герой и какое у него настроение.
А я постараюсь с помощью голоса и интонации передать настроение лирического героя.
– Какую вы представили картину?
– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?
Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.
Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.
Чтение про себя
А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.
6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ
Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.
– Прочитаем первую строфу.
– У кого побывал наш герой?
Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.
Представим, в какой избушке она живет.
Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.
– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?
– Что необычного в домике, в котором она живее?
– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).
– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?
– Какие строчки это доказываю?
Там всё, как прежде.
Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.
– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?
Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.
– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?
– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).
Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.
– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?
– Какие слова можно употребить вместо этого слова?
– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).
– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.
– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).
– Значит, что стянул наш герой?
Автор употребил слово «бусы», имея в виду секреты ведьмы. Бусы символизируют тайны.
– Как называется этот прием в литературе?
– А почему именно две нитки бус?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.
– А где находится ее дом? (На границе двух миров).
– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?
Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».
– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).
– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?
– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?
Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.
– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).
К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?
Прочитайте третью строфу.
– Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.
– Каким он является нам в сказках?
– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).
В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.
1. Кость – худой, костлявый (почему) ?
3. Коша – господин.
– Что хочет найти наш герой у Кащея?
– Что значит «жемчугов для песен»?
– Из чего состоят песни? (Из слов) .
– Простые ли это слова?
Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.
Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.
– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.
– Как называли змея в сказках?
ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.
– От какого слова произошло это слово?
Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.
– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?
– А зачем ему нужно узнать тайны?
Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.
– А наш герой сумел это сделать?
– Какими же качествами нужно обладать для этого?
Давайте составим словесный портрет героя.
Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.
Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.
– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?
7. Чтение стихотворения
8. Обобщающая беседа
Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).
Что своим произведением хотел сказать поэт?
Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:
– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?
– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественн.
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе “С. Козлов – сказочник и поэт. Стихотворение с.Козлова “В небе туча хмурится. ” Слайды с изображением портрета писателя, книг С.Козлова, стихотвор.
В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы – синквейн, рефлексия эмоциональ.
Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват.
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн.
На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать.
Представлены задания по основным разделам программы “Литературное чтение” УМК “Школа России” 4 класс. С помощью итоговых работ можно проконтролировать, насколько усвоены учащимися программные знания, .
Тема урока: Природа необычного, фантастического в литературных текстах. К. Бальмонт. «У чудищ». Загадки
Урок литературного чтения во 2 классе
, учитель начальных классов МБОУ «Уинская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: Природа необычного, фантастического в литературных текстах. К. Бальмонт. «У чудищ». Загадки.
1) Дать представление о природе необычного и сказочного в поэтическом произведении; учить анализировать текст и давать характеристику герою.
2) Создать условия для развития наблюдательности, фантазии, усидчивости; для расширения кругозора.
3) Содействовать воспитанию интереса к русскому фольклору, любознательности, активности.
Оборудование: мультимедиа оборудование, презентация к уроку, учебник – Свиридова чтение, 2 кл., листы для рисования формата А 4, цветные карандаши, мелки, карточки для цветного теста, магниты, магнитная доска для выставки рисунков.
В стране Вообразилии бывает наш поэт.
Туда идёт он через лес.
Другой дороги нет.
В тех дебрях чудища живут
И тайны мира стерегут.
Последуем за ним!
Узнаем, где он вдохновение берёт /слайд № 1/
II. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие нового знания.
– Вспомните строки стихотворения и ответьте на вопрос: что ждёт нас на этом уроке? (встреча с поэтом)
– Что мы должны узнать у поэта? (где он берёт вдохновение для стихов)
– Где бывает наш поэт? (в стране Вообразилии)
– Как поэт попадает в эту чудесную страну? (Туда идёт он через лес.
Другой дороги нет.)
– Так ли просто пройти через сказочный лес? (ответы детей)
– Но сказочный лес нас пропустит, если мы пройдём испытания.
Испытание 1 /слайд № 2/ Музыкальное сопровождение:
«Картинки с выставки», пьеса «Баба-Яга»/
– Герои какой сказки изображены в этом страшном дремучем лесу? (Иван – царевич и Серый волк)
– Дополнительный вопрос: кто написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов)
– С какой картиной этого художника мы уже знакомы?
Испытание 2 /слайд № 3/
– Как называют сказочное существо в виде птицы с женской головою, распевающее волшебные песни? (Сирин)
– В народной мифологии птица Сирин – птица счастья, а Алконост – птица печали.
– Я думаю, вы угадаете, кто написал эту картину? ( )
Испытание 3 /слайд № 4/
– Средство передвижения Бабы-Яги? (ступа и метла)
– А где живёт Баба-Яга? (в избушке на курьих ножках)
– У есть и такая картина – «Баба Яга».
– Какое настроение создаёт картина? Почему? (мрачный дремучий лес, страшная, злая Баба-Яга тащит бледного испуганного ребёнка).
– Что ж, вы справились со всеми испытаниями, и мы можем смело следовать за поэтом.
Работа по учебнику
– Как вы думаете, где поэт остановился? Откройте с.108 учебника и узнайте. («У чудищ»)
– Кто такие чудища? (уродливые, безобразные, внушающие страх и пр.)
– Проверим, так ли это.
Чтение стихотворения учителем.
– От чьего имени ведётся рассказ?
– Кто он – наш герой – поэт или хулиган – выясним это!
– Почему он хулиган? (украл бусы у Бабы-Яги)
– Зачем, как вы думаете? (чтобы подразнить, пошутить)
– А за каким жемчугом он ходил к Кощею? (для песен)
– Что значит «жемчуга для песен»? (нужные, вдохновенные
– А зачем он ходил к Змею? (узнать тайны – темы стихов о мире, о людях)
– Так кто же наш поэт: поэт или хулиган? (поэт, ищущий
вдохновения, познающий тайны мира и людей – темы для стихов)
– Послушайте стихотворение ещё раз и определите, что
подчёркивает юмористический характер стихотворения?
Повторное чтение стихотворения.
– Какие строчки придают стихотворению юмористический
характер?
o Там всё как прежде…
o Пищали мыши и рылись в крошках…
o Стянул у Старой…
– Вспомните русские народные сказки и скажите, зачем герои
обычно отправляются в лес? (чтобы получить какие-то тайные
знания у Бабы-Яги)
– Вот и наш поэт попал в волшебный мир, чтобы узнать тайны мира, найти вдохновение.
– Каким вы представляете нашего героя? (смелый, весёлый)
– Может он такой же страшный, поэтому он и пришёл в лес и его
никто не тронул? (нет, он был в шапке-невидимке)
– Как же надо прочитать это стихотворение? (передать
шуточный характер)
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
– Где мы побывали вместе с поэтом? (в стране Вообразили)
– Водил нас к чудищам поэт Константин Дмитриевич Бальмонт
/слайд № 5/
У него были чудесные родители, которых он очень любил. Мама приучила его к музыке, литературе, истории. Она читала ему русские народные сказки, стихи русских поэтов – Пушкина, Лермонтова. Отец приучил его любить природу, деревню, брал часто сына на прогулки, на охоту. Первые стихи Константин написал в 9 лет. Всего он написал 35 поэтических сборников, 20 книг. Переводил американскую литературу, а также немецкую, армянскую, английскую, испанскую, болгарскую и т. д. Всего Бальмонт знал 30 языков.
В тёмном лесе есть избушка,
Стоит задом наперёд.
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, и страшная такая!
Дыбом волосы стоят! Ух!
Продолжение работы по учебнику.
– Вас не испугали эти чудища? Давайте познакомимся с другими
чудищами на с.109.
Чтение загадок учителем.
– Нарисуйте этих чудищ точно по тексту.
– Страшные получились чудища?
– Давайте придумаем им имена.
– Расскажите нам о своих чудищах, напугайте нас.
– Что напоминают вам эти небольшие тексты? (загадки)
– Давайте отгадаем «настоящие имена» этих чудищ (подушка,
чайник, корова, гусь, всадник на лошади)
– Какая из загадок кажется вам наиболее древней? (про корову)
– Почему? (похожа на тайный язык, на заговор, который
должен был уберечь корову от злых сил)
– Что нового узнали?
– Что случается с поэтами?
– Цветовой тест (Нарисуйте любую геометрическую фигуру, тем цветом, который соответствует вашему настроению)
– Какие новые слова узнали на уроке?
– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?
– Что у вас получилось лучше всего?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Понравилось ли вам работать в паре? Почему?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта “У чудищ”
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации: Константин Дмитриевич Бальмонт Дом Бальмонта в селе ГумнищиЗдесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 г. родился К.Бальмонт Село было небольшим: старинная усадьба, маленький пруд, несколько изб. Музей Бальмонта в г. Шуя Рядом с усадьбой был тенистый парк Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик Он часто бродил по парку пытался разгадать его тайны Однажды в парке «самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла,и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенными, такими милыми глазами Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала хх века. Бальмонт написал 35 книг стихов. В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьет струей ясной, хрустальной В.БрюсовНикто до сих пор не равен ему в его певучей силе А.Блок 1907 г К. Бальмонт с дочерью Ниной (Ниникой) Посвящение Солнечной Нинике, с светлыми глазками –Этот букетик из тонких былинок.Ты позабавишься Фейными сказками,После блеснешь мне зелеными глазками, -В них не хочу я росинок.Вечер далек, и до вечера встретитсяМного нам, гномы, и страхи, и змеи.Чур, не пугаться, – а если засветятся Слезки, пожалуюсь Фее
Фея в легендах Западной Европы – сверхъестественное существо, волшебница. Легкие и изящные, Они населяют всю природу. Друзья феи ФеяГоворили мне, что Фея,Если даже и богата,Если дарит ей лилеяМного снов и аромата,-Все ж, чтоб в замке приютиться,Нужен ей один листок,Им же может нарядитьсяС головы до ног.Да, иначе быть не может,Потому что все в ней нежно,Ей сама Луна поможет,Ткань паук сплетет прилежно.Так как в мире я не знаюНичего нежнее фей,Ныне Фею выбираюМузою моей. Муза– творческое вдохновение, источник которого представляется обычно в образе женщины, богини ВеселоеИгривоешутливоеМечтательноеТаинственноелирическоеМрачноеЖуткоестрашное Я был в избушке на курьих ножках.Там все как прежде. Сидит Яга.Пищали мыши и рылись в крошках.Старуха злая была строга. Перл (устар.) – жемчуг, жемчужинаЖемчужина (перен.) – сокровище, лучшее украшениеПерл (перен.) – смешное, замечательное слово Стихи не пишутся- случаются,Как чувства или же закат.Душа – слепая соучастница,Не написал – случилось так. А.Вознесенский ТалантвдохновениедушавоображениефантазияПоймать ритмЗнатьзаконы поэзииИспользоватьвыразительные средствамудростьХорошо знать язык
В замке был веселый бал,Музыканты пели. Ветерок в саду качалЛегкие качели.
Тема: РР : Анализ стихотворений К.Д. Бальмонта
(«Осень», «У Чудищ», «Как я пишу стихи» из цикла «Фейные сказки»)
Цель: 1)дать краткий обзор поэзии К. Д. Бальмонта
2)закрепить литературоведческие термины: эпитеты, олицетворение, метафора
3)воспитание чувства красоты, любовь к природе.
Оборудование урока: портрет поэта, музыкальная запись «При лунном свете»
Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным стихам; постановка вопросов по теме, повторение теорию литературы, индивидуальный подход к личности.
Эпиграф к уроку:
“Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе”
1 Орг. момент . Учитель читает наизусть стихотворение К. Д. Бальмонта «Облачная лестница»
Если хочешь в край войти вечно-золотой,
Облачную лестницу нужно сплести мечтой,
Где во сне бываем мы только иногда
А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,
Окропи вечернюю света полосу.
И, скрепивши облачко месячным лучом,
В путь иди, не думая больше ни о чём.
Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её ступенькам можно совершить любое путешествие. Облачная лестница открывается тому. Кто умет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом. Где же мы окажемся? Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было подготовить материал о детских годах Константина Бальмонта.
2. Проверка домашнего задания. (наизусть).
Слово учителя. Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт Константин Бальмонт. Через всю последующую жизнь он пронёс нежную, трепетную любовь к своему «милому раю», где провёл так много счастливых лет.
И, наверное, благодаря сладостным воспоминаниям детства, задушевно и забавно прозвучат написанные в 1905году уже известным поэтом «Фейные сказки»
3.Новая тема. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами из книги «Фейные сказки» Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она завораживает живыми и трепетными образами.
А почему книга называется «Фейные сказки»?
Кто такая Фея? В каких сказках встречали?
Фея (фр. fee , англ. fairy – также faery , faerie , fay , fae ; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) -Образ феи как изысканно-привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; якобы дружелюбных и приносящих удачу, чаще – лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям – прежде всего, младенцев.
Послушайте первое стихотворение «Посвящение»
Солнечной Нинике, с светлыми глазами-
Этот букетик из тоненьких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После – блеснёшь мне зелёными глазками,
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам гномы, и страхи, и змеи,
Чур, не путаться, а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.
Кому же посвятил К.Бальмонт эти сказки? (Нинике – своей маленькой дочке) (показ портрета Ниники)
Давайте прочитаем эти удивительные детские стихи.
4 Работа с книгой. Проведем словарную работу в тетрадях
Чудище – в сказках устрашающее, уродливое существо.
В каких сказках встречается?
Шапка невидимка – в сказках шапка, делающая невидимым того, кто её носит.
В каких сказках встречается?
Пасть – рот зверя, чудища. (Под музыку)
Один ученик читает «У чудищ».
Кто является героем этого стихотворения? (образы русских народных сказок(РНС)- «старуха злая – Яга», «Кощей», «избушка на курьих ножках»)
В каких сказках встречаются? Опишите их.
Нарисуйте устный портрет героя стихотворения. Что о нём и его характере можно узнать из текста. Кто он? С какой целью он навещает чудищ? (Весёлый жизнерадостный, повествует о своих забавных приключениях)
Прочитайте первую строфу. О чём говорится? (1 строфа разворачивает тему русской сказки: избушка на курьих ножках, где «всё как прежде» в значении «как в старой многовековой сказке о Бабе Яге, «Старуха злая была строга»)
Прочитайте вторую строфу. Здесь какие образы появляются?
(Здесь появляется незнакомый, не сказочный образ-образ героя-рассказчика, наверное, он молодой, с усами, красивый и добрый, с хитрющими глазами.)
Перечитайте третью строфу «Найду для песен жемчугов». Как вы понимаете эти строки? О каких песнях и жемчугах идёт речь? Объясните смысл сравнения в этой строке. (Жемчуг- драгоценный камень, привлекающий людей своей красотой) Драгоценно и прекрасно и поэтическое слово, которое добывает поэт для своих «песен»- стихотворений. А «тайны», добытые у Змея, ценны для поэта как материал для его песен. Как называется такое скрытое сравнение? (Метафорой) Что такое метафора?
Возможно, что тайну Золотой рыбки поэт узнал у Змея. Фольклорные образы РНС являлись источником художественного творчества многих поэтов. В. А. Жуковский, А.С. Пушкин, Г Тукай, и другие поэты черпали свое вдохновение из колодцев народной поэзии.
Каким чувством проникнуто стихотворение? Как нужно читать?
Сейчас один из вас прочитает стих вслух. А остальные закрывают глаза, внимательно слушайте и попробуйте представить все то, что описано в стихотворении.
Мы знаем, с каким трепетом относился маленький Константин Бальмонт к окружающей природе. Это трепетное отношение, эту любовь он сохранил навсегда.
Мы говорим, что поэт любил природу. Он описывал в своих стихах разные времена года. Давайте обратимся к стихотворению «Осень»
Словарная работа (таблички)
5. Развитие творческих способностей учащихся
Давайте попробуем вставить пропущенные в тексте стихотворения К. Д. Бальмонта эпитеты и сравнить их с авторскими.
К. Д. Бальмонт «Наряды Феи»
У Феи глазки…(изумрудные)
Все на траву она глядит
На ней наряды дивно-…(чудные)
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света …(лунного)
Каких не видел взор ничей
Есть поясок покроя. (струнного)
Из ярких солнечных лучей
Ещё ей платье…(подвенечное)
Сулил ей счастье…(бесконечное)
Звонил в цветок свой …(голубой)
Росинка с грезой…(серебристою)
А ландыш свечкою…(душистою)
Горел на свадьбе светлячком.
Вы видите, сколько в нём понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать, прочитав стихотворение «Как я пишу стихи» (чтение стиха)
Чем будет отличаться настроение? С каким чувством прочтете первую и вторую части стихотворения? Какие слова в них видите, чтобы показать рождение «внезапной строки» -поэтического вдохновения?(Живая радость поэтического вдохновения)
Почему между частями стихотворения должна быть большая пауза? Какую роль играет внутри стиховая пауза последнего стиха? («И, право, никогда не сочиняю»)
Прислушайтесь к звучанию первой строфы. Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают? (о,а,а,а,о,а,а.) Это ассонансная основа
(п,тс, ст, ст, тр, рт,тс)-аллитерация. Звукопись стихотворения волнующая, беспокойная, динамичная.
Как прочитаете заключительные две строки с повышением или понижением голоса? Почему?
Что есть поэзия-вдохновение или труд? (это сознательный труд в высшем значении этого слова труд).
Ребята, сегодня мы с вами познакомились стихами из сборника «Фейные сказки». А почему общее их название «Фейные сказки»? (В своих стихах Бальмонт очень много использовал персонажей, образ Феи. А мы знаем, что во многих сказках присутствует добрая Фея. И эта Фея появлялась и исчезла, озаряя и вдохновляя его к написанию стихов).
7.Дома.1.Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.
Написать несколько предложений с использованием образных средств языка и словарных слов.
Попробовать сочинить стих о зиме, используя метафоры, чувствуя себя юным Бальмонтом.
Задание №1 . Каждый ряд, работая со своими стихотворениями в течение 10 минут, составляет «карту». Образец записи.(Левый столбик пустой)
Источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/02/03/urok-literaturnogo-chteniya-priroda-neobychnogo
http://pandia.ru/text/77/287/41623.php
http://www.dosaaf-khab.ru/urok-literaturnogo-chteniya-priroda-neobychnogo-fantasticheskogo-v.html