Уноси моё сердце в звенящую даль. « Уноси мое сердце в звенящую даль …» Я вижу, слышу, счастлив
«Уноси моё сердце в звенящую даль. »
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Начало XX в. — время, в которое жил и творил Сергей Васильевич Рахманинов (1873—1943), было переломным для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями Первой мировой войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты, художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества.
С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он верил, что это не «фальшивый тон» и что рано или поздно его услышат. Так и случилось. С. Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе. А на душе бывало и светло, и мрачно. как в жизни.
Он чувствовал красоту, величие и правду стихов русских поэтов, подсказанных родной природой:
Чудный день! – Пройдут века –
Также будут в вечном строе
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Великая заслуга С. Рахманинова в его напевнейшей мелодии, рождённой сильным чувством. О мелодике С. Рахманинова говорят, что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она поэзией, навеяна ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова-пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок.
Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса «Сирень». Кружевное плетение звуков фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая интонация вырастает в распевную мелодию.
Романсы Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо», «Островок» создают ясные, спокойные образы, полные душевности. Они написаны как будто прозрачными акварельными красками.
- Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы? Какие особенности лирического образа подчёркиваются сопоставлением плавной, размеренной мелодии и зыбко колышущегося аккомпанемента?
- В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?
- Сравни два исполнения романса С. Рахманинова «Сирень». Какой образ создаёт каждый из исполнителей? В чём различие этих образов?
- Какая из трактовок тебе понравилась больше? Аргументируй своё мнение.
- Прочитай в творческой тетради отрывок из рассказа Ю. Нагибина «Сирень». Какой образ композитора создан писателем? Созвучен ли он нашему времени?
образы покоя выразительность изобразительность приёмы развития
«Уноси моё сердце в звенящую даль»
Единая справочная служба:
(383) 223-41-41;
пн-пт: 9:00–18:00
перерыв 13:00–14:00
кроме выходных и праздничных дней
Лауреаты международных конкурсов
Антонина Стерина, меццо-сопрано
Светлана Реутская, фортепиано
Владимир Калужский представляет.
Вокал + консерватория + филармония. В новой программе «Салонных вечеров» поёт Антонина Стерина, аккомпанирует ей преподаватель кафедры фортепиано Новосибирской консерватории Светлана Реутская. Для любителей вокальной музыки это не совсем обычный концерт. Его особенность состоит в том, что программу будет вести сама вокалистка, что сообщит всему вечеру подчёркнуто камерные черты. Именно в такой атмосфере и рождён был жанр романса.
Антонина Стерина расскажет о каждом произведении, вспомнит истории, связанные с их созданием, любопытные факты из биографии композиторов. Всё это позволит нам даже на знакомые романсы, арии, песни взглянуть с иной точки зрения. Такой формат (рассказ, связанный с исполнением) поможет зрителю не просто отстранённо слушать и наблюдать, а включиться эмоционально, продолжительно удерживать активный интерес. Наряду с популярными романсами мы услышим и редко исполняемые сочинения Аренского, Балакирева, Танеева. Вся программа целиком посвящена русской вокальной музыке, начиная с классиков XIX века и заканчивая сочинениями композиторов нашего времени.
Глинка. «Piangendo ancora rinascer csuole»
Балакирев. «Слышу ли голос твой»
Балакирев. «Я любила его»
Аренский. «Сад весь в цвету»
Аренский. «Счастье»
Римский-Корсаков. «Дробится и плещет»
Римский-Корсаков. «Не ветер, вея с высоты»
Даргомыжский. «Ты и вы»
Даргомыжский. Песня Лауры из оперы «Каменный гость»
Чайковский. «Уноси мое сердце в звенящую даль»
Чайковский. «Страшная минута»
Чайковский. «Отчего»
Рахманинов. «Давно в любви»
Рахманинов. «Они отвечали»
Танеев. «Когда, кружась, осенние листы»
Танеев. «Сталактиты»
Шостакович. Из цикла «Испанские песни»
Свиридов. Из цикла «Страна отцов» («Черный взор» и «Страдания» из «Трех песен на стихи Исаакяна»
Гаврилин. Из цикла «Русская тетрадь»
Щедрин. Песня и частушки Варваы из оперы «Не только любовь»
Юрьев. «Зачем любить, зачем страдать»
« Уноси мое сердце в звенящую даль …» Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. И. Бунин. – презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемКлара Жулидова
Похожие презентации
Презентация на тему: ” « Уноси мое сердце в звенящую даль …» Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. И. Бунин.” — Транскрипт:
1 « Уноси мое сердце в звенящую даль …» Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. И. Бунин
2 Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943) русский композитор, пианист, дирижёр.
3 «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир» «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир» Он верил, что рано или поздно его услышат. Так и случилось. Он верил, что рано или поздно его услышат. Так и случилось.
4 Рахманинов и его музыка: Искренняя и взволнованная… Искренняя и взволнованная… Радостная и мрачная …как в жизни Радостная и мрачная …как в жизни Стелется как тропа в поле… Стелется как тропа в поле… Не придуманная, не навязанная… Не придуманная, не навязанная… Чувствуется плавное дыхание и естественный рисунок… Чувствуется плавное дыхание и естественный рисунок…
5 Свежестью раннего утра веет от музыки романса «Сирень»
6 Грохотова Светлана Виктор Шутка. “Чай в саду”
9 В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?
10 Юрий Нагибин. Сирень …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными… …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными…
11 Какой образ композитора создан писателем? Какой образ композитора создан писателем? Созвучен ли он нашему времени? Созвучен ли он нашему времени?
12 С. В. Рахманинов познакомился с Ф.И.Шаляпиным в Русской частной опере Мамонтова, где в 1897/98 году Сергей Васильевич работал как дирижёр. С самого начала знакомства между ними возникла дружба. С. В. Рахманинов познакомился с Ф.И.Шаляпиным в Русской частной опере Мамонтова, где в 1897/98 году Сергей Васильевич работал как дирижёр. С самого начала знакомства между ними возникла дружба. Сергей Васильевич восхищался талантом Ф.И.Шаляпина, его поразительной музыкальностью, необычайной способностью быстро разучивать не только свою партию, но и всю оперу целиком. Сергей Васильевич восхищался талантом Ф.И.Шаляпина, его поразительной музыкальностью, необычайной способностью быстро разучивать не только свою партию, но и всю оперу целиком.
13 Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
14 Фёдор Иванович Шаляпин русский оперный и камерный певец (высокий бас),
15 «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор», – говорил великий русский певец. «Только правдивое – прекрасно» «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор», – говорил великий русский певец. «Только правдивое – прекрасно» Из оперы «Князь Игорь».
17 Федор Шаляпин в роли Мефистофеля
18 в роли Сусанина Фёдор Шаляпин в роли Сусанина Фёдор Шаляпин
19 Чем отличается песня в опере от песни как самостоятельного жанра и от романса?
20 Картинная галерея Левитан Исаак Ильич
21 Под музыку Рахманинова «Здесь хорошо». Борис Христов
22 Ночь, залитая лунным светом. 1899
24 Вишневое дерево. 1880
25 Весенняя пора. Последний снег. 1895
26 Облачный день. 1895
27 С каким чувством написаны эти живописные полотна? Что хотел нам передать художник?
28 Как ты понимаешь слова: «Природа-музыка! Тебе внимаю…»?
Источники:
http://tepka.ru/muzyka_6/9.html
http://phil-nsk.ru/afisha/unosi-moe-serdtse/?date=09.10.2019
http://www.myshared.ru/slide/829911