Учебное пособие по курсу Сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ ⇒ Библиотека Сергея Барышникова ۩. Названия белых клавиш фортепиано

Учебное пособие по курсу Сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ ⇒ Библиотека Сергея Барышникова ۩. Названия белых клавиш фортепиано

Учебное пособие по курсу Сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ ⇒ Библиотека Сергея Барышникова ۩. Названия белых клавиш фортепиано

Абдуллина, Г. Тренинг беглого интонирования [Ноты] : учебное пособие для старших классов ДМШ, музыкальных училищ и вузов / Г. Абдуллина. – Санкт-Петербург : Композитор•Санкт-Петербург, 2015. – 91 с.

Шифр: 85.907.11; Авт. знак: А13; Инв. номер: 66668н-и.

Учебное пособие кандидата искусствоведения, доцента Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Галины Вадимовны Абдуллиной – рассчитано на старшие классы музыкальной школы, а также на музыкальные училища и вузы. Пособие включает одно- и двухголосные примеры – как сочиненные автором пособия, так и позаимствованные из композиторского и фольклорного наследия разных стран и времен.

Первая часть издания содержит песни народов мира (40 примеров). Во второй части представлены примеры, сочиненные автором пособия (80 номеров). В третьей части предложены примеры из музыкальной классики (80 номеров)

Основное содержание музыкальных фрагментов как учебного материала – это гаммообразные ходы и движение по звукам аккорда, опора мелодического развития на устойчивые тоны лада. Предлагаемый материал поможет учащимся закрепить в памяти освоенные ранее тональности, размеры и ритмические формулы, а также познакомиться с произведениями широкого стилевого диапазона и воспринять элементы современного музыкального языка.

Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Зарубежная музыка : произведения a cappella. Вып. 1. / сост. Л. М. Стоянова, Е. А. Савельева. – Санкт-Петербург: Композитор ∙ Санкт-Петербург, 2013.

Шифр: 85.907.11; Авт. знак: А71; Инв. номер: 66644н-и.

В первом выпуске издания представлены произведения Клаудио Монтеверди, Томаса Морли, Орландо Лассо, Георга Филиппа Телемана, И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта и других авторов.

Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Зарубежная музыка : ансамбли с сопровождением. Вып. 2. / Санкт-Петербург : Композитор ∙ Санкт-Петербург, 2013. – 51 с.

Шифр: 85.907.11,42; Авт. знак: А71; Инв. номер: 66690н-и.

Во второй выпуск издания вошли ансамбли с сопровождением Генриха Шютца, Генри Пёрселла, Д. Перголези, К В. Глюка, В. А. Моцарта, Р. Шумана и других авторов.

Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Зарубежная музыка : песни и романсы. Вып. 3. / сост. Л. М. Стоянова, Е. А. Савельева. – Санкт-Петербург: Композитор ∙ Санкт-Петербург, 2016. – 47 с.

Шифр: 85.907.11-016; Авт. знак: А71; Инв. номер: 66642н-и.

В третий выпуск издания вошли песни и романсы Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди и других авторов.

Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Русская музыка : ансамбли без сопровождения и с сопровождением. Вып. 4. / сост. Л. М. Стоянова, Е. А. Савельева. – Санкт-Петербург: Композитор ∙ Санкт-Петербург, 1999. – 44 с.

Шифр: 95.907.11; Авт. знак: А71; Инв. номер: 66641н-и.

Четвертый выпуск издания посвящен русской музыке. В него вошли русские народные песни в обработке Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Вл. Соколова и А. Луканина, а также ансамбли без сопровождения и с сопровождением Д. Бортнянского, П. Турчанинова, А. Даргомыжского, А. Гурилева, А. Варламова, Булахова, Глинки, А. Рубинштейна.

Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Русская музыка : сольное пение : романсы и песни . Вып. 5. / сост. Л. М. Стоянова, Е. А. Савельева. – Санкт-Петербург: Композитор ∙ Санкт-Петербург, 2014. – 44 с.

Шифр: 85.907.11-016; Авт. знак: А71; Инв. номер: 66687н-и.

В пятый выпуск вошли произведения А. Гурилева, А. Алябьева, А. Варламова, М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского.

Серия выпусков рассчитана в основном на учащихся 5–7 классов. Отдельные произведения доступны для исполнения в 4 классе.

Данхёйзер, А.-Л. Сольфеджио [Ноты] : учебное пособие / А.-Л. Данхёйзер; перевод с англ. Н. Александровой. – Санкт-Петербург : Издательство “Лань”; Издательство “Планета музыки”, 2016. – 76 с.

Шифр: 85.907.11; Авт. знак: Д19; Инв. номер: 66741н-и.

Руководство по «Сольфеджио» Адольфа-Леопольда Данхёйзера – французского композитора, педагога, профессора Парижской консерватории, автора учебников по теории музыки и сольфеджио. Данное учебное пособие впервые увидело свет в 1881 году. Оно представляет собой начальный курс обучения музыкальной грамоте и сольфеджио. Пособие содержит почти двести нотных примеров – упражнений на пение гамм, интервалов, мелодий различного характера и степени сложности. Руководство может представлять интерес для педагогов и учащихся музыкальных школ, студентов музыкальных учебных заведений, начинающих вокалистов.

Жакович, В. В. Готовимся к музыкальному диктанту : методическая разработка в помощь преподавателям сольфеджио и музыкальной грамоты в младших классах / Валентина Жакович. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 44, [1] с. – (Учебные пособия для ДМШ)

Шифр: 85.310,7; Авт. знак: Ж23; Инв. номер: 1358535-и.

Учебное пособие является методической разработкой в помощь преподавателям сольфеджио и музыкальной грамоты в младших классах ДМШ. Методические рекомендации созданы на основе собственных практических наработок автора, а также анализа большинства популярных форм и методов работы, применяемых в процессе формирования навыков записи одноголосного музыкального диктанта в ДМШ.

Сборник содержит следующие темы:

  • Освоение нотной записи
  • Освоение длительностей
  • Переписывание нот
  • Усвоение порядка нот
  • Ступени
  • Некоторые общие подготовительные формы диктантов, используемые в первый год обучения
  • Мелодические элементы
  • Аккорды
  • Скачки
  • Гармонические лады
  • Определение формы
  • Основные принципы записи одноголосного диктанта

Королёва, С. Я слышу, знаю и пою : теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7-й класс / С. Б. Королева. – Санкт-Петербург, 2014.

Шифр: 85.907.11; Авт. знак: К68; Инв. номер: 66280н-и.

Красочное учебное издание включает в себя курс теории музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7-й класс. Материал изложен доступно, ярко, в систематическом порядке по темам, от урока к уроку. Пособие содержит много интересного иллюстративного материала, а также стихов о музыке, которые вместе с удачными рисунками-схемами помогают учащимся усвоить необходимую терминологию и вызывают живой интерес к предмету. Стоит отметить качество печати данного сборника.

Курина, Г. Мажорное и минорное сольфеджио : учебное пособие для детских музыкальных школ : 1-2 классы / Г. Курина. – Санкт-Петербург : Композитор ∙ Санкт-Петербург, 2015. – 88 с.

Шифр: 85.907.11; Авт. знак: К93; Инв. номер: 66647н-и.

Учебное пособие предназначено для младших классов детских музыкальных школ. В сборник включены легко запоминающиеся, удобные для пения мелодии, сгруппированные по определенным ладам, тональностям и интонациям.

В первой части пособия – «Мажорное сольфеджио» – собраны мелодии в мажорных тональностях. Каждый из 11-ти разделов представляет одну тональность, определенный круг интонационных оборотов и ритмических фигур.

«Минорное сольфеджио» рассчитано на учеников, начиная со второго года обучения. Автор допускает использование обеих частей пособия как параллельно, так и по отдельности. Мелодии в минорных тональностях распределены по двенадцати разделам, в каждом из которых представлены одна тональность и определенный круг мелодических оборотов и ритмических фигур. После прохождения простых тональностей следуют разделы, где тональности помещаются парами (ля – ля-бемоль, си – си-бемоль и т. д.)

Издание предназначено для работы с учащимися ДМШ и хоровых студий в качестве дополнительного, контрольного пособия, с помощью которого можно выяснить степень подготовки ученика по определенным темам.

Ладухин, Н. М. 1000 диктантов / Н.М. Ладухин. – Санкт-Петербург : Издательство “Лань” : Издательство “Планета музыки”, 2016. -–107 с.

Шифр: 85.907.12; Авт. знак: Л15; Инв. номер: 66740н-и.

Сборник содержит одноголосные, двух- и трехголосные примеры тем и фраз и предложений разного уровня сложности. Н. М. Ладухин – русский музыкальный теоретик и композитор, педагог, ученик А. С. Аренского, Г. А. Лароша, выпускник Московской консерватории по классу теории музыки С. И. Танеева. Сборник предназначен для учащихся музыкальных школ и студентов высших и средних музыкальных учебных заведений.

Читать еще:  Театральная энциклопедия - уйгурский. Государственный республиканский уйгурский театр музыкальной комедии Когда был открыт уйгурский музыкально драматический театр

Огороднова-Духанина, Т. В. 500 музыкальных диктантов : для младших классов детских музыкальных школ / Т. В. Огороднова-Духанина. – Санкт-Петербург : Композитор ∙ Санкт-Петербург, 2003. – 175 с.

Шифр: 85.907.12; Авт. знак: О-39; Инв. номер: 66618н-и.

«500 музыкальных диктантов» для младших классов детских музыкальных школ Тамары Огородновой-Духаниной – педагога, композитора и методиста.

Предлагаемый сборник музыкальных диктантов адресован преподавателям сольфеджио и призван помочь им в подборе музыкального материала при проведении диктантов в 1-4 классах музыкальных школ и хоровых студий.

Основа музыкального материала сборника – песни разных народов мира, детские песни, мелодии популярных композиторов, а также некоторые авторские сочинения. Автор не подразделяет музыкальный материал пособия по классам. В сборнике несколько разделов, включающих образцы новых метроритмических и интонационных трудностей, таких как секвенции, затакт, пунктирный ритм, скачки, синкопа. Заключительный раздел содержит несложные двухголосные примеры.

Ошуркова, Т. Б. Интервалы и аккорды – просто, весело, легко! : учебно-методическое пособие по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ / Татьяна Ошуркова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 72 с., [4] л. ил. – (Учебные пособия для ДМШ)

Шифр: 85.907.11; Авт. знак: О-96; Инв. номер: 66529н-и.

Учебно-методическое содержит 24 песни, посвященные всем интервалам, изучаемым в курсе сольфеджио в ДМШ и ДШИ, а также 7 композиций, посвященных изучению аккордов. Песни представляют собой своеобразные правила в стихах, положенные на музыку, которые помогают быстрее запомнить ступени, на которых строятся интервалы, правила построения интервалов и аккордов, разрешения характерных интервалов, а также построения D7 и его обращений.

Петренко, А. А. Цифровки и цепочки : пособие по сольфеджио : для учащихся и педагогов ДМШ, ДШИ, лицеев, музыкальных училищ, колледжей / А. А. Петренко. – Санкт-Петербург : Композитор, 2009. – 25, [2] с. : нот. ил.

Шифр: 85.310,7; Авт. знак: П30; Инв. номер: 1370103-и.

Пособие по сольфеджио для учащихся и педагогов ДМШ, ДШИ, лицеев, музыкальных училищ и колледжей.

Данное пособие состоит из четырех разделов, в каждом из которых даны цепочки и последовательности разных уровней сложности. Задания 1 и 2-го разделов соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся 6-8-х классов ДМШ, абитуриентам и студентам 1-2-х курсов музыкальных училищ. Задания третьего и четвертого разделов – соответственно студентам 3-х и 4-х курсов.

Упражнения первых двух разделов включают в себя три основных вида работы:

  1. Интервальные цепочки в ладу
  2. Аккордовые цифровки в ладу
  3. Мелодические интервально-аккордовые цепочки.

В интервальных цепочках второго раздела использованы альтерированные ступени (на основе ладовой альтерации). Они включают все, в том числе дважды увеличенные и дважды уменьшённые альтерированные интервалы.

В третьем разделе представлены аккордовые цифровки в форме периода, такие как:

  1. традиционные цифровки вне ритма (по два аккорда в такте) с использованием всех диатонических аккордов в ладу;
  2. цифровки с аккордами альтерированных S и D;
  3. периоды с применением побочных доминант;
  4. цифровки в ритме;
  5. цепочки на определение окраски аккордов.

Раздел четвертый включает в себя модуляции в первую и вторую степени родства с энгармоническим возвращением и без него.

Эстрадно-джазовое сольфеджио : базовый курс / сост. И. Карагичева. – Москва : Музыка, 2010 (макет 2013). – 82, [1] с.

Шифр: 85.907.11; Авт. знак: Э87; Инв. номер: 66178н-и

Шифр: 85.907.11; Авт. знак: Э87; Инв. номер: 66390н-и.

Пособие включает помимо английских и американских народных песен классические образцы популярных джазовых мелодий зарубежных композиторов. Музыкальные примеры можно использовать не только для сольфеджирования, но и для развития элементарных творческих навыков (подбора аккомпанемента, вариантного преобразования мелодии) а также для музыкального диктанта и слухового анализа.

В сборнике пять разделов:

  1. семиступенная диатоника
  2. пентатоника
  3. хроматизмы и так называемые «блюзовые тоны»
  4. многоголосие
  5. ритмические упражнения.

Издание адресовано учащимся старших классов ДМШ и студентам музыкальных училищ.

В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Читать еще:  Жизнь костылина и жилина разные судьбы.  Жилин и Костылин разные характеры разные судьбы

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.

Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Учебное пособие по курсу Сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ ⇒ Библиотека Сергея Барышникова ۩. В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Т. Вахромеева

М.: Музыка, 2004. – 88 с.

Справочник содержит основные правила по музыкальной грамоте, а также таблицы с примерами во всех тональностях и краткие практические советы. Предназначен для учащихся музыкальных школ и студий. Справочником могут пользоваться и родители, желающие помочь своим детям в прохождении музыкальной грамоты и сольфеджио.

Читать еще:  Ногти в черный цвет что значит. О чем говорит цвет лака? Как накрасить ногти двумя цветами с помощью губки с плавным цветовым переходом

Формат: djvu / zip

Размер: 1 ,1 4 Мб

/ Download файл


СОДЕРЖАНИЕ
От автора 2
Глава первая. НОТНОЕ ПИСЬМО. РИТМ И МЕТР
§ 1. Названия звуков. Ключи 3
§ 2. Знаки альтерации. Буквенное обозначение звуков 4
§ 3. Ритм. Длительности 5
§ 4. Метр. Размер. Такт 6
§5. Основные правила дирижирования 7
§ 6. Пение с дирижированием некоторых сложных ритмов
(практические советы) 8
Глава вторая. ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ
§ 7. Лад и тональность 10
§8. Гамма 10
§ 9. Тон и полутон 11
§ 10. Устойчивые звуки 11
§ 11. Неустойчивые звуки 12
§ 12. Главные ступени 13
§ 13. Мажорный лад 13
§ 14. Минорный лад 14
§ 15. Параллельные, одноимённые, энгармонически равные тональности 15
§16. Квинтовый круг тональностей 16
Глава третья. ИНТЕРВАЛЫ
§ 17. Интервал. Ступеневая величина интервалов 17
§ 18. Тоновая величина интервалов. Полное измерение интервалов 18
§ 19. Построение интервалов отзвука 19
§ 20. Интервалы в тональности 20
§21. Интервалы на ступенях натурального мажора 20
§ 22. Интервалы на ступенях гармонического мажора 21
§ 23. Интервалы на ступенях натурального минора 22
§ 24. Интервалы на ступенях гармонического и мелодического минора 23
§ 25. Обращения интервалов 23
§26. Тритоны в тональностях 24
§27. Построение тритонов от «звука 25
§28. Характерные интервалы в тональностях 27
§ 29. Построение характерных интервалов от звука 28
Глава четвертая. АККОРДЫ
§ 30. Аккорд. Трезвучия. Септаккорды 30
§ 31. Обращения трезвучий 34
§ 32. Главные трезвучия. Обращения главных трезвучий 35
§ 33. Аккордовые последовательности 37
§ 34. Уменьшенное трезвучие 38
§ 35. Увеличенное трезвучие 39
§ 36. Доминантсептаккорд 40
§ 37. Обращения доминантсептаккорда 41
§ 38. Построение доминантсептаккорда и его обращений от звука 42
§ 39. Вводный септаккорд 44
§ 40. Построение вводных септаккордов от звука 45
§ 41. Септаккорд II ступени 46
§ 42. Родство тональностей 46
§ 43. Хроматические гаммы 47
§ 44. Диктант. Практические советы 48
Таблицы 49

Наталья Давидовна Баева Татьяна Александровна Зебряк

Редактор В.М. Григоренко Художник А.П. Янушкевич

Лицензия на издательскую деятельность Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ИД №04268 от 15.03.2001

Подписано в печать 01.03.13. Формат 60 x 90/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ.л. 10,0. Усл.печ.л. 10,0. Тираж 5000. Заказ 125 ООО “Издательство Кифара”, 123100, Москва, а/я 4.

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра г. Сергиев-Посад т./факс 721-26-45

Баева Н.Д., 2013 г. Зебряк Т.А., 2013 г. “Издательство Кифара”, 2014 г.

Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы.

Материал подобран с учетом особенностей детского голосового аппарата, последовательности в развитии музыкального слуха, ритма, диапазона детского голоса, дыхания и расположен в объеме первого – второго классов согласно требованиям методики обучения.

В начале пособия помещен вводный раздел, рассчитанный на предварительное воспитание вокально-интонационных и метрических навыков. Построен настоящий раздел на коротких попевках в диапазоне октавы. Интонационная структура попевок близка народному складу, что подготавливает учащихся к восприятию в дальнейшем ладовых особенностей народной музыки.

Авторы обращают особое внимание на развитие метроритма в “Сольфеджио”. Прямые линии в схеме тактирования на завершаются точками, обозначающими фиксацию каждой доли такта. Ощущение граней долей, навык тяготения в сильное время такта (особенно в 1-ую долю) и необходимая для музыкального развития учащихся координация движений вырабатываются путем совпадения начала каждой доли в пении с фиксацией в тактировании.

Обязательный прием певческого развития метра— пульсация дана восьмыми в разделе второго класса (пульс четверти должен систематически развиваться на занятиях с №1).

Весь материал “Сольфеджио” рассчитан на исполнение без сопровождения. По сложившейся традиции русских сольфеджистов значительное внимание в пособии уделено тональности До мажор, в которой для выработки у учащихся нетемперированного строя необходимо с первых номеров начать развитие навыков высокой певческой позиции.

Ощущение поступенного движения в тональности До мажор закрепляется при изучении разных ритмов в разделах “Паузы”, “Затакт” и “Восьмые”.

Проработку скачков в мелодическом движении следует начать с развития у учащихся ощущения устойчивых звуков лада — прежде всего I и V ступеней, как наиболее легко интонируемых, а затем более трудной III ступени в сочетании с I и V ступенями. Одновременно с работой над интонированием отдельных устойчивых ступеней необходимо петь трезвучие целиком как настройку в тональности До мажор.

После усвоения устойчивых звуков даются разделы, связанные с интонированием неустойчивых звуков: опевание ступеней мажорного трезвучия, вводные звуки.

Полутон и целый тон изучаются на основе мажорной диатоники. К осознанному интонированию полутонов (как к 1/4 и к 1/8 тона) возможно приступить в разделе строения гаммы До мажор, данному по тетрахордам со схемой внутреннего чередования тонов и полутонов.

Следующий раздел знакомит учащихся с новой тональностью — Ре мажор, наиболее удобной для пения в тесситурном отношении.

Пройденные тональности закрепляются на ином метрическом материале (размер ).

Тональности Соль мажор и Фа мажор прорабатываются в таком же порядке, как и До мажор. Перед изучением новой тональности выписываются ее гамма, тоническое трезвучие и вводные звуки. Кроме того, помещен ряд упражнений, в которых усваиваются все трудности, встречающиеся в мелодиях данного раздела.

В раздел ля минор включено последовательное прохождение двух видов минора — натурального и гармонического. Учитывая тесситурные возможности голосов детей в возрасте 8-9 лет, авторы почти не используют в ля миноре звук ми второй октавы, так как он труден для интонирования.

Первый звук гаммы ля минор — ля малой октавы — тоже труден для детей указанного возраста, поэтому авторы рекомендуют начинать петь первый тетрахорд гаммы ля минор с ля первой октавы, а второй тетрахорд гаммы — с ми первой октавы:

Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор.

Далее прорабатываются новые ритмические фигуры: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых. Сначала даны примеры с шестнадцатыми на слабой доле, потом — на сильной. Как показывает опыт работы, подобная последовательность способствует успешному освоению ритма.

Следующий раздел посвящен интервалам. Они расположены в таком порядке: прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава. Их изучение связывается с ранее пройденными темами: поступенным движением и скачками от звуков тонического трезвучия.

Секунда мыслится как поступенное движение;

Терция — как движение по звукам трезвучия;

Кварта — как скачок с V ступени на Vlll (l ) ступень;

Квинта — как скачок с I ступени на V ступень;

Октава — как скачок с I ступени на Vlll (l ) ступень или с V ступени на V ступень.

В конце второго класса помещен раздел “Каноны” как подготовка к развитию многоголосия.

Особенность данного пособия — предоставление полной свободы в выборе порядка пользования номеров. Сольфеджио для начальных классов детских музыкальных школ следует использовать как во время занятий в школе, так и при самостоятельной работе дома. Выученные детьми мелодии (по выбору педагога) рекомендуется записывать по памяти. Такая форма музыкального диктанта целесообразна особенно на первых этапах музыкального обучения.

Наталья Давидовна Баева, Татьяна Александровна Зебряк

Источники:

http://www.old.nbrkomi.ru/page/4876/
http://www.musnotes.com/articles/1672
http://poluby.ru/cooking/uchebnoe-posobie-po-kursu-solfedzhio-dlya-pervogo-i-vtorogo/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии