Творческая история романа петр 1. «Петр Первый» – роман о переломном этапе в жизни России

Творческая история романа петр 1. «Петр Первый» – роман о переломном этапе в жизни России

Cочинение «История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый»»

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. в городе Николаевске, ныне это город Пугачев Саратовской области.

Более двадцати пяти лет А. Толстого волновали Петровская эпоха и сам Петр. Не сразу нашел писатель ключ к исторически правдивому изображению эпохи Петра. В разные периоды творчества по разному виделись ему Петр и его эпоха. В своем сочинении я хочу проследить эволюцию темы Петра в творчестве А. Н. Толстого. Но прежде необходимо сделать небольшой исторической экскурс в литературу XVIII—XIX веков, так как в своей работе А. Толстой шел от своих предшественников, особенно от творчества А С. Пушкина.

Творческая история «Петра Первого» — наглядное свидетельство упорного приближения художника к научному пониманию истории. Выступая на вечере в Коммунистической-академии в 1933 г., Толстой вспоминал: «На «Петра Первого» я нацеливался давно — еще с начала февральской революции. Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане».

«Нет сомнения, — пишет А. М. Крюкова, — что зарождение исторического сознания А. Толстого было обусловлено эпохой больших социальных и политических перемен 1917 г.». Действительно, интерес Толстого к истории — это не снобистское увлечение стариной, не сухая страсть коллекционера к старинным словечкам и образам, не бегство От действительности. Для Толстого история была интересна возможностью с высоты современности взглянуть на опыт человеческих поколений, попыткой извлечь полезные выводы для сегодняшнего дня, разобраться в происходящем и лучше его понять. Поэтому Толстого привлекает не любая старина, а определенные исторические эпохи, решающие периоды истории, которые определяли судьбы народа и страны на долгие времена.

Так, писатель не раз объяснял потом свой интерес к теме Петра I желанием понять современность, подойти к творческому постижению революции «с другого конца»: Петр I — это подход к современности с ее глубокого тыла: В «Краткой автобиографии» мы читаем: «С первых же месяцев февральской революции я обратился к теме Петра Великого.

Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». Здесь, по мнению А. М. Крюковой, важно подчеркнуть именно это обстоятельство— «инстинктом художника», а не навязанной самому себе или пришедшей извне задачей творческого отклика. Что же привело его к эпопее «Петр Первый»? Отвечая на этот вопрос, А. Толстой пишет: «Меня увлекло ощущение полноты непричесанной и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер». В этой связи особый смысл приобретают и слова Толстого о его творческом интересе к четырем эпохам русской истории (эпохе Ивана Грозного, Петра Первого, гражданской войны 1918—1920 годов и нашей — сегодняшней — небывалой), по размаху и значительности — трагическим и творческим эпохам, в которых завязывался русский характер и которые открывают для нас и тайну художнического мышления писателя вообще. Пушкинский идеал связи времен мыслился А. Толстым не как абстрактное соотношение истории и современности, но как единый исторический путь, в котором одна эпоха переходит в другую и имеет с нею глубокую внутреннюю связь — общую философскую и историко-культурную тему: формирование народного, национального самосознания. Таким образом, замысел произведения о Петре и его эпохе, к которому Толстой обратился в 1917 г. (по другим источникам — в конце 1916 г.), возник на сложном переплетении импульсов от современной действительности и литературной традиции.

Действительно, нарастание могучего народного движения перед Октябрем 1917 года обратило А. Н. Толстого к исторической теме — эпохе Петра I. Именно в это время у писателя возникает замысел его первых рассказов на историческую тему («Первые террористы», «Наваждение» и «День Петра»). В них он пытается найти разгадку исторических закономерностей движения России, найти ответы на вопросы, поставленные крахом старого строя и быстро нарастающей революцией.

Однако писатель во взглядах на Петровскую эпоху оставался в плену старых представлений. Отвечая в 1933 г. на вопрос о причинах своего тяготения к теме Петра, Алексей Толстой сказал, что не помнит, что послужило побуждающим началом к ее зарождению, сделав при этом два очень важных уточнения: «Повесть о Петре I была написана в самом начале февральской революции. Несомненно, что эта повесть написана под влиянием Мережковского». Два обстоятельства поставлены здесь рядом: время и литературное влияние. И именно второе обстоятельство — литературное влияние — вызвало у него уже после создания романа на эту тему особенное желание отказаться от Д. Мережковского и от своего раннего произведения: «Это слабая вещь».

Читать еще:  Певица мария вебер инстаграм. Муж экс-солистки «Тутси» оказался боссом «Русского Радио

В статье «Как мы пишем» (1929 г.) Алексей Толстой пишет: «Только в двух случаях я задолго готовился к работе, роман «Петр I» был задуман еще в конце 1916 года, а предварительно написана повесть «День Петра» и пьеса «На дыбе». Правда, начальным этапом работы писателя над темой Петровской эпохи, приведшим его к созданию романа «Петр Первый», следует признать написание рассказа «Наваждение», а незадолго перед тем — законченного очерка «Первые террористы».

В «Наваждении» Алексей Толстой не показывает нам крупных исторических событий эпохи, нет в рассказе, собственно, и самой фигуры Петра: в нем рисуется трагическая гибель невинно оговоренного Кочубеи и несчастная любовь его дочери Матрены, то есть сюжет рассказа строится в основном на передаче интимных, любовных переживаний героя. Но рассказ все же важен. «Недаром спустя два месяца, – пишет Алексей Николаевич Толстой, — . я от слова до слова, до запятой (пропустив только одно место в несколько строк) вспомнил его наизусть».

Это был опыт, по определению самого писателя, разработки общего историко-бытового фона и колорита старого языка.

Исторический роман «Петр Первый»

Пойми, пойми, все тайны в нас,
в нас сумрак и рассвет.
А. Блок

Исторический роман “Петр Первый” — одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писатель смог создать яркую и правдивую галерею образов, живших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы революции он “скорее инстинктом художника, чем сознательно. искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Писатель приподнял завесу времени и открыл драматизм борьбы народа за свою свободу. Здесь начальные истоки глубокого историзма Толстого — в теме России и народа.
В первых опытах писателя— “День Петра”, “На дыбе” — он трактует образ царя как одинокую трагическую личность, сгибающуюся под непосильным бременем, а общий колорит повестей отличается преимущественно мрачными красками. Большое значение для роста художника имело изучение им трудов историков, следственных актов XVII века, “Слово и дело государево”, документов “Раскольничьих дел XVIII века” и особенно фольклора. Это открыло перед ним неисчерпаемые сокровища русской народной речи. Толстой говорил, что до той поры язык оставался для него “загадкой и непонятной стихией”, что работал он ощупью, приходил в отчаяние, не мог идти вперед. “И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь. Я увидел, почувствовал, осязал: русский язык. В судебных (пыточных) актах— язык дела, там не гнушались “подлой” речью, там рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства”.
Приступив к роману в тридцатые годы, Толстой увидел подлинный смысл петровской эпохи и творческую силу той жизни, “когда с особенной яркостью раскрывался русский характер”. Более двадцати пяти лет занимала Толстого эпоха Петра. И только обширные своды исторического романа оказались способными вместить плоды многолетних трудов и дум художника. Грандиозны по широте, по размаху события его романа. От детских лет и юности Петра до начала его преобразовательной деятельности, до первых военных походов, побед русских над шведами и основания Петербурга — такова хронологическая канва первых двух книг, написанных в 1930-1934 годах. Третья книга осталась незавершенной и обрывается на эпизоде взятия Нарвы. Весь роман писатель предполагал довести до Полтавской битвы или Прутского похода.
В водовороте борьбы нового со старым, в муках рождения великого государства раскрывается петровская эпоха. Действие романа совершается и в царских хоромах, и в раскольничьем скиту, и в деревнях, и на полях сражений, на берегах Азовского моря и Невы, под стенами Кремля и Нарвы, в России и за границей. Во всем своем великом историческом значении предстала теперь перед Толстым преобразовательная деятельность Петра, его титаническая борьба за утверждение основ новой государственности. На место обреченного и трагического царя, каким был Петр у Толстого прежде, теперь встал выдвинутый всем ходом исторического развития России крупнейший государственный деятель. Все мысли и воля его устремлены на то, чтобы превратить экономически отсталую страну в могучую державу, укрепить ее военное могущество, чтобы она могла занять почетное место в ряду других великих государств и противостоять врагам.
С большой художественной силой воссоздал Толстой неукротимую энергию и размах государственной и военной деятельности Петра, его страстную борьбу со старой Русью, реакционным боярством, стрелецким мятежом и раскольническим движением. Он показал, как во внутренней борьбе и в войнах за независимость развивалось и крепло русское государство. В то же время Толстой остался верен исторической и художественной правде в изображении народа, его страданий и жертв. Тяжкий гнет, царевы поборы, помещичья кабала заставляли крестьян бежать на Дон, Урал, в Сибирь, скрываться в лесах, таиться в скитах, а то и разбойничать на больших дорогах и этим выражать свой протест. В романе не развернуты широкие перспективы крестьянского движения, но бунтарский дух народа нашел свое выражение в таких представителях его, как Овдоким, участник мятежных походов Степана Разина, Цыган, Федька Умойся Грязью. И не зря они говорят: “Скоро ли гиль-то начнется? . Время разинское вернется, ребятишки”.
В романе правдиво показан и творческий гений народа. На него опирался Петр как на главную силу в своих великих реформах. Из среды народа выдвигались талантливые мастера, чей разум и труд, искусство и сноровка, смелость и упорство обеспечивали Петру победу в работе и в бою.
Не отступая от исторической правды, А. Толстой отразил в романе и одно из глубочайших противоречий преобразовательной деятельности Петра — его увлечение внешними признаками европейской культуры. Вопреки духу всей своей политики освобождения русского государства от иностранной зависимости, он искусственно прививал корни того низкопоклонства перед заграницей, которое так глубоко вошло в сознание русских людей.
Многогранен и сложен образ Петра. В нем глубоко отражено главное — черты могучего русского характера, национального творческого гения, окрыленного борьбой за историческое величие и независимость народа.
В романе Толстой создал редкую по богатству и многообразию характеров галерею образов. Пластическое мастерство, тонкий психологический рисунок отличают портреты сподвижников и врагов Петра — Меньшикова и Бровкина, Лефорта и Ромодановского, Василия Голицына и Шереметева, боярина Буйносова и Софьи, старца Нектария и Карла XII. Богатырским духом проникнуты образы талантливых русских людей-колоколыциков, оружейников Кондратия и Ивана Воробьевых, кузнеца Кузьмы Жемова, самоучки-художника Андрея Голикова, солдата, бунтаря и труженика Федьки Умойся Грязью. Сотни персонажей действуют в произведении, и все они одухотворены могучим, жизнелюбивым талантом А. Н. Толстого.
Поэтично изображение русской природы и картин старой Москвы в романе. С детства знал писатель “эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гадания, сказки, лучину, овины, которые особым образом пахнут. ”
Эпопея Толстого написана великолепным русским языком, свободным от какой бы то ни было нарочитой архаики, излишнего употребления “старых словес”. Он ясен и чист. Это подлинный язык русского народа, красивый и выразительный, со всем его лексическим богатством и красотой музыкального строя. Толстой сумел донести до нас все обаяние живой речи петровской эпохи, обогатив ее опытом современного литературного языка.
“Петр I” — быть может, самый замечательный роман во всем литературном наследии А. Толстого. Это произведение стоит в ряду самых выдающихся и талантливых творений русской классической литературы.

Читать еще:  Ущелье в котором пропал бодров. Гибель Сергея Бодрова-младшего: что случилось в Кармадонском ущелье

«Петр Первый» – роман о переломном этапе в жизни России

А. Н. Толстой роман «Петр Первый» создавал около полутора десятилетий. Было написано три книги, планировалось продолжение эпопеи, но даже третья книга не была доведена до конца. Перед написанием автор глубоко изучал исторические источники, и в результате мы имеем возможность увидеть портрет создателя империи.

«Петр Первый» – роман о нравах и быте той эпохи, в котором даны великолепные портреты исторических деятелей петровского времени. Этому в значительной степени способствует язык, который передает колорит XVII века.

Детство и юность царя

После смерти царя Алексея Михайловича, а затем и его сына Федора Алексеевича к власти стремилась прийти деятельная и энергичная Софья Алексеевна, но бояре пророчат на царство Петра – здорового и бойкого сына Нарышкиной. «Петр Первый» – роман, который описывает трагические события на Руси, где правят старина и знатность, а не ум и деловые качества, где жизнь течет по старинке.

Подстрекаемые Софьей стрельцы требуют, чтобы им показали двух малолетних царевичей Ивана и Петра, которых позже водворяют на царство. Но несмотря на это, реально в государстве правит их сестра Софья. Она отправляет Василия Голицына в Крым воевать с татарами, но бесславно возвращается русское войско. А тем временем Петруша подрастает в отдалении от Кремля. «Петр Первый» – роман, знакомящий читателя с теми лицами, которые в дальнейшем будут сподвижниками Петра: Алексашкой Меньшиковым, Францем Лефортом, умным боярином Борисом Голицыным, Федором Зоммером. В немецкой слободе юный Петр знакомится с Анной Монс, которая впоследствии становится некоронованной царицей. А тем временем мать женит сына на Евдокии Лопухиной, которая не понимает устремлений своего мужа и постепенно становится ему обузой. Так стремительно развивается действие в романе Толстого.

Читать еще:  Роман Александра Фадеева "Разгром": анализ произведения, характеристика героев, история создания. Анализ героев из произведения А.А.Фадеева "Разгром"

«Петр Первый» – роман, который в первой части показывает, в каких условиях выковывается несгибаемый характер самодержца: конфликты с Софьей, взятие Азова, Великое посольство, работы на верфях в Голландии, возвращение и кровавое подавление стрелецкого бунта. Ясно одно – Руси византийской при Петре не бывать.

Зрелость самодержца

Каким образом строит царь новую страну, показывает во втором томе А. Толстой. Петр Первый не дает спать боярам, возвышает деятельного купца Бровкина, выдает его дочь Саньку замуж за их бывшего господина и хозяина Волкова. Молодой царь жаждет вывести страну к морям, чтобы свободно и беспошлинно вести торговлю и ею богатеть. Он организовывает в Воронеже постройку флота. Позже Петр плывет к берегам Босфора. К этому времени умер Франц Лефорт – верный друг и помощник, который понимал царя лучше, чем он сам себя. Но мысли, заложенные Лефортом, которые не мог сформулировать Петр, начинают претворяться в жизнь. Его окружают деятельные энергичные люди, а всех замшелых и закостенелых бояр, вроде Буйносова, приходится силой вытаскивать из их дремы. Купец Бровкин набирает большую силу в государстве, а его дочь, знатная боярыня Волкова, осваивает русский и иностранные языки и грезит о Париже. Сын Яков – на флоте, Гаврила учится в Голландии, Артамоша, получивший неплохое образование, помогает отцу.

Война со Швецией

Уже заложен на топких и болотистых берегах Невы Санкт-Петербург – новая столица России.

Наталья, любимая сестра Петра, в Москве не дает дремать боярам. Она ставит спектакли, устраивает европейский двор возлюбленной Петра – Екатерине. А тем временем начинается война со Швецией. О 1703–1704 годах рассказывает в третьей книге А. Толстой. Петр Первый выступает во главе войска и после длительной осады берет Нарву, а генерала – коменданта крепости Горна, который обрек на бессмысленную гибель множество людей, уводят в тюрьму.

Личность Петра

Петр – центральная личность произведения. В роман введено много действующих лиц из народа, которые видят в нем и подмененного за границей правителя, и царя-реформатора, который трудолюбив и не чурается черной работы: он сам рубит топором при постройке кораблей. Царь пытлив, прост в общении, отважен в бою. Роман «Петр Первый» образ Петра представляет в динамике и развитии: от малолетнего малообразованного мальчишки, который уже в детстве начинает планировать создание армии нового типа, до целеустремленного строителя огромной империи.

На своем пути он сметает все, что мешает России превратиться в полноправное европейское государство. Главное для него в любом возрасте – смести старое, затхлое, все, что мешает движению вперед.

Запоминающиеся картины петровской эпохи создал А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» читается легко и захватывает читателя сразу. Язык богат, свеж, исторически точен. Художественное мастерство писателя основывается не только на таланте, но и на глубоком изучении первоисточников (труды Н. Устрялова, С. Соловьева, И. Голикова, дневники и записки современников Петра, пыточные записи). На основании романа поставлены художественные кинофильмы.

Источники:

http://mysoch.ru/sochineniya/tolstoi_alexey/_story/petr_pervii/istoriia_sozdaniia_romana_an_tolstogo_petr_pervii/
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-a-n/petr-pervyj/8265-istoricheskij-roman-petr-pervyj
http://autogear.ru/article/255/100/petr-pervyiy-roman-o-perelomnom-etape-v-jizni-rossii/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии