Цитаты попа кому на руси жить хорошо. “Кому на Руси жить хорошо”: “Поп” (анализ главы)

Цитаты попа кому на руси жить хорошо. “Кому на Руси жить хорошо”: “Поп” (анализ главы)

Образ и характеристика Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» присутствует очень точный и трогательный образ попа, которого встречают главные герои. Они спрашивают у него, как ему живётся на Руси, а поп и начинает свой рассказ.

О внешности попа читатель знает немного: лишь огромная шляпа, которую он снимает, когда крестится и строгое лицо. Про свою жизнь он рассказывает охотно и с тяжестью, потому что жизнь у него очень трудная. Он заведует большой церковью, куда приходят много крестьян, чтобы молиться и просить у попа помощи божьей. Кроме церкви попа ещё вызывают и на дом, причём независимо от погодных условий и времени суток, он работает и ночью, и днём. Священник тяжело переживает невзгоды людей, которые к нему обращаются, он перенимает их боль и на свою душу, искренне сочувствует и страдает оттого, что он иногда не в состоянии помочь. Особенно тяжко ему даётся бывать на похоронах кормильца семьи, потому что целая семья осталась без средств на проживание.

Из-за того, что богатые помещики уехали из города и вряд ли вернуться, церковь переживает не лучшие времена, поп получает совсем мало денег, но и то, что он получает, очень совестливо и даже постыдно для него. Он рад был бы работать бесплатно, но ему нужно за что-то жить, потому и берет он деньги из рук даже бедных крестьян.

Но больше всего угнетает священника то, что крестьяне плохо относятся к попам, шутят про их дочерей и жён, слагают поговорки из разряда «Встретишь попа — это не к добру». Помимо прочего, крестьяне сочиняют пошлые и издевательские песни про попов и всячески смеются над ними.

Поп очень терпеливо, мужественно и стоически относится к своей жизни, он понимает, что крест, который он несёт, тяжелый, но он будет его нести, пока не умрёт, потому что он раб божий, помогающий крестьянам, в этом его предназначение.

Очень жаль, что в нынешней жизни таких людей мало, все почему-то привыкли жаловаться на жизнь, забывая, что где-то далеко есть страны, где жизнь людей в десятки раз хуже. Я считаю, что к каждой трудности в жизни необходимо относится с полной боевой готовностью, пытаться всячески преодолеть трудность и возвыситься над ней, как это делает священник из поэмы.

Почему попу живется хорошо и почему плохо?

Сочинение про Попа (Кому на Руси жить хорошо)

Вопросом о счастливой жизни и о людях, которым «жить на Руси хорошо» задавалось поколениями разных лет. Герои некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» в разные исторические эпохи понимались по разному. Произведение, написанное еще в девятнадцатом веке , остается актуальным и в наши дни. Человек стремится быть независимым от обстоятельств, которые его окружают. Для каждого понятие «хорошей жизни» свое. Для одних «жить хорошо»- иметь неограниченное количество денег, для других – счастье близких людей, для третьих- мирное небо над головой. И пусть счастье у каждого свое, но оно не возможно без любви.

Любви к близкому, своей семье, месту, где родился.

Кто помогает обычным крестьянам из некрасовской поэмы, ищущим счастье, ответить на вопрос о хорошей жизни на Руси, да те, кто непосредственно живет рядом с ним.

Одним из таких людей является поп. Автор не считает необходимым описывать его внешность, поскольку это не главное для восприятия его понимания счастья.

Именно священника встречают первого на своем пути семеро крестьян. Это довольно символично. В те далекие времена сельского попа считали духовным отцом каждого родившегося малыша, человеком, благословляющего на добрые дела, провожатым в царствие небесное умирающего.

Из поэмы понятно, что священнослужитель –сельский поп, имеющий довольно большой приход. Крестьяне убеждены , что именно ему всех лучше живется на Руси хорошо. Из повествования самого попа оказывается, что они сильно заблуждаются.

Служба священника тяжела, при любой погоде он должен идти к человеку, который просит его о помощи: «Иди куда зовут!». Он переживает за людей, старается помочь им словом божьим.

При этом должного уважения к нему нет. Люди смеются над ним, стараются обойти его стороной (примета плохая), поэтому живется ему очень нелегко.

Доход его напрямую зависит от прихожан, в основном таких же бедных крестьян. Сколько дадут, на то и живет. Нет у него в семье большого достатка, как и у самих крестьян, которые к нему обратились. Но не может он не брать денег с бедных, сам тогда с голоду умрет. Богатых же в его приходе нет, помещики по городам разъехались.

Священник, который не раз слышал исповедь других людей, в поэме как бы сам исповедуется, только не перед Богом, а перед простыми русскими мужиками.

Возможно, не случайно поэтом была задумана исповедь попа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» – последнее произведение Н.А.Некрасова. Писал он ее уже сильно больным человеком, отлично понимающим, что дни его сочтены и болезнь не отступит. Своей поэмой он подводит итог своим духовным исканиям. Для поэта счастье- это служение своему народу, свобода от цензуры, процветание России.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Любовь – таинственное и пьянящее чувство, которое волнует и притягивает каждого человека. В художественной литературе сказано много слов о любви яркой, нежной, раскрывающей внутренние грани человеческой души

История создания этой сказки очень интересная и необычная. Во время отдыха со своим учеником в 1831 году Жуковский проживал в Царском селе. Там отдыхал и Александр Сергеевич Пушкин

Читать еще:  Интервью Рианны: о музыке, личной жизни и дальнейших планах (2007). Когда ты услышала её, о чём ты подумала? На самом ли деле твой рот был полон крови

Полушкин Егор. Мужчина, проживающий в сельской местности. Егор всегда чувствовал особое единение с природой.

Михаил Иванович Костылев – один из главных героев пьесы Горького «На дне».

Работа является основным средством заработка на жизнь для каждого человека. Везет, если получается так, что человек зарабатывает деньги, занимаясь любимым делом. Поэтому очень важно с самого раннего детства сформулировать

Образ и характеристика Попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Реальный мир персонажей поэмы привлекает читателя. Странники ищут счастливых среди тех, кто находится рядом с ними. Одними из таких людей являются священнослужители.

Образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» схож с действительностью, но есть в тексте и созвучие с известными сказочными персонажами.

Первый встречный

Из семи спорящих мнение, что счастлив поп, принадлежит Луке. Имя мужика означает свет. Имя Лука дают людям, которые видят во всех положительное начало. Лука вселяет веру в божественное предназначение человека. Почему автор решил показать попа первым? Ответ можно искать в реальной жизни крестьянина. Рождение, смерть, праздники на Руси начинались с попов. Они сопровождали все главные события жизни человека любого сословия. Попы отвечали за связь земного с небесным, реального с потусторонним, материального с духовным.

Жизнь попа

Сельская церковь – место службы персонажа поэмы. Автор не приводит в описании индивидуальных черт внешности. Поп типичен и практически безлик. Единственный эпитет – строгое лицо. Заработок священнослужителя – доходы от крестьян. Он мало чем отличается от нищих: побирается, прося за свой труд. Поп не требует платы, ему дают каждый столько, сколько может. Понимает персонаж, что деревни нищают, и его жизнь становится трудней. Ему хочется счастья для мужика. «Наживаться» на богатых проще. Поп объясняет странникам, почему он берет у крестьян: это плата за работу, средства для пропитания своих членов семьи. Если брать плату только словами благодарности, семья попа пойдет по миру. Тяжело совестливым священнослужителям брать пятаки из костлявых рук больных и нищих. Мозолистые руки дающих сами просят о помощи. Богатые купцы и помещики перебираются в города, оставляя деревни под присмотр своих слуг, управляющих.

Жизнь и манера поведения священнослужителей часто становилась предметом насмешек. Поп знает об этом. В песнях, сказках, частушках высмеивается не только сам поп, но и его жена, дочь, дети. Не всегда это справедливо, но слава о них бежит впереди. Даже приметы в народе не радуют священника: «С кем встречи вы боитеся». Дурной знак, если на пути появляется священник. Нет почета в народе к служителям веры в Бога, потеряли они уважение к себе.

Положительные черты характера героя

Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов. Привычка не вырабатывается:

Терпение. Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.

Умение выслушать и поддержать. Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.

Смелость. Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.

Отрицательные черты священнослужителей

Среди поповского сословия встречаются разные характеры. В большинстве они отрицательны, поэтому и относится к ним народ с таким пренебрежением. Живут попы за счет чужого труда. Они как купцы берут в дом слуг, заставляют их работать на свою семью.

Какие черты наиболее типичны для священников:

Такими, в основном, были высшие церковные круги. Странники встретили обыкновенного сельского служителя церкви. Рассказ его о счастье автор сравнивает с исповедью, судом над жизнью своих. Больно понимать, что живешь на слезах и боли мужика. Странно, но понятно, что нет в рассказе денег, которые получил поп на крещении младенцев, венчании. Рождение чаще проходит на жатве, во время работы, некогда звать священника. А свадьбы в поэме еще несчастнее.

Встречается на страницах поэмы еще один поп – Иван. Он герой рассказа Матрены. Из его слов можно понять, что нечем заплатить народу за ритуалы священные:

Что же для попа счастье? Доверие людей к религии, покорность, смирение. Но все это уходит в далекое прошлое. Изменилась жизнь. Народная бедность, исчезновение класса помещиков подорвали поповское благополучие. Чувства священника противоположны. Ему жалко мужика, но где брать деньги. Сочувствием к народному горю сыт не будешь. Сословие попов разнородно. Не все сострадали, большинство лицемерно и жестоко обирали крестьян, верящих в необходимость религиозных ритуалов.

Анализ глав «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь»

Главы поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не только открывают разные стороны жизни России: в каждой главе мы смотрим на эту жизнь глазами представителей разных сословий. И рассказ каждого из них, как к центру, обращается к «царству мужицкому», обнаруживая разные стороны народной жизни – его быта, труда, раскрывая народную душу, народную совесть, народные чаяния и стремления. Если воспользоваться выражением самого Некрасова, крестьянина мы «меряем» разной «мерочкой» – и «господской», и его собственной. Но параллельно, на фоне создающейся в поэме величественной картины жизни российской империи развивается внутренний сюжет поэмы – постепенный рост самосознания героев, их духовное пробуждение. Наблюдая происходящее, разговаривая с самыми разными людьми, мужики учатся отличать подлинное счастье от мнимого, иллюзорного, они находят ответ на вопрос, «кто всех святей, кто всех грешней». Характерно, что уже в первой части герои выступают и в роли судей, причем именно им принадлежит право определить: кто из называющих себя счастливыми по-настоящему счастлив. Это – сложная нравственная задача, требующая от человека обладания собственными идеалами. Но не менее важно отметить, что странники все чаще оказываются «затерянными» в толпе крестьян: их голоса как бы сливаются с голосами жителей других губерний, всего крестьянского «мира». И уже «миру» принадлежит веское слово в осуждении или оправдании счастливых и несчастливых, грешников и праведников.

Читать еще:  Сочинение по произведению на тему: Чем интересна повесть Карамзина «Бедная Лиза»? Чем интересна повесть Н. М

Отправляясь в странствие, крестьяне ищут того, кому «вольготно-весело живется на Руси». Эта формула предполагает, вероятно, свободу и праздность, неразделимые для мужиков с богатством и знатностью. Первому же из встреченных возможных счастливцев – попу они задают вопрос: «Скажи ж ты нам по-божески: / Сладка ли жизнь поповская? / Ты как – вольготно, счастливо / Живешь, честной отец. » Синонимом «счастливой» жизни для них выступает «сладкая» жизнь. Этому неопределенному представлению поп противополагает свое понимание счастья, которое мужики разделяют: «В чем счастие по-вашему? / Покой, богатство, честь – / Не так ли, други милые?» / Они сказали: так. ». Можно предположить, что многоточие (а не восклицательный знак или точка), поставленное после мужицких слов, означает паузу – мужики раздумывают над поповскими словами, но и принимают их. Л.А. Евстигнеева пишет о том, что определение «покой, богатство, честь» чуждо народному представлению о счастье. Это не совсем так: некрасовские герои действительно приняли это понимание счастья, согласились с ним внутренне: именно эти три слагаемых – «покой, богатство, честь» будут для них основой для суждения о попе и помещике, Ермиле Гирине, для выбора между многочисленными счастливцами, которые объявятся в главе «Счастливые». Именно потому, что поповская жизнь лишена и покоя, и богатства, и чести, мужики и признают его несчастливым. Выслушав жалобы попа, они поняли, что его жизнь вовсе не «сладкая». Свою досаду они вымещают на Луке, убеждавшем всех в «счастье» попа. Ругая его, они и вспоминают все доводы Луки, доказывавшего поповское счастье. Слушая их брань, мы понимаем, с чем же они отправлялись в путь, что же они почитали «хорошей» жизнью: для них это сытая жизнь:

Что, взял? башка упрямая!
Дубина деревенская!
Туда же лезет в спор!
Три года я, робятушки,
Жил у попа в работниках,
Малина – не житье!
Попова каша – с маслицом,
Попов пирог – с начинкою,
Поповы щи – с снетком!
Ну, вот тебе хваленое,
Поповское житье!

Уже в рассказе попа проявилась одна важная особенность повествования. Рассказывая о своей жизни, о личном неблагополучии, каждый встреченный мужиками возможный «кандидат» в счастливые будет рисовать широкую картину российской жизни. Так создается образ России – единого мира, в котором жизнь каждого сословия оказывается зависимой от жизни всей страны. Только на фоне народной жизни, в тесной связи с ней становится понятно и объяснимо неблагополучие самих героев. В рассказе попа открываются прежде всего темные стороны жизни крестьянина: поп, исповедуя умирающих, становится свидетелем самых горестных минут в жизни крестьянина. От попа же мы узнаем, что и в богатые урожаем годы, и в голодные годы – никогда не бывает легкой жизнь крестьянина:

Угоды наши скудные,
Пески, болота, мхи,
Скотинка ходит впроголодь,
Родится хлеб сам-друг,
А если и раздобрится
Сыра земля-кормилица,
Так новая беда:
Деваться с хлебом некуда!
Припрет нужда – продашь его
За сущую безделицу,
А там – неурожай!
Тогда плати втридорога,
Скотинку продавай!

Именно поп затрагивает одну из самых трагических сторон народной жизни – важнейшую тему поэмы: горестное положение русской женщины-крестьянки, «печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечной».

Можно отметить и такую особенность повествования: в основе каждого рассказа героев о его жизни лежит антитеза: прошлое – настоящее. При этом, герои не просто сравнивают разные этапы своей жизни: человеческая жизнь, счастье и несчастье человека всегда связаны с теми законами – социальными и нравственными, по которым идет жизнь страны. Герои нередко и сами делают широкие обобщения. Так, например, поп, рисуя нынешнее разорение – и помещичьих усадеб, и крестьянской жизни, и жизни священников, говорит:

Во время недалекое
Империя российская
Дворянскими усадьбами
Была полным-полна
Что свадеб там игралося,
Что деток нарождалося
На даровых хлебах!
А ныне уж не то!
Как племя иудейское,
Рассеялись помещики
По дальней чужеземщине
И по Руси родной.

Та же антитеза будет характерна и для рассказа Оболта-Оболдуева о помещичьем житье-бытье: «Теперь не та уж Русь!» – скажет он, нарисовав картины прошлого благополучия и нынешнего разорения дворянских семей. Та же тема будет продолжена и в «Крестьянке», начинающейся с описания разрушаемой дворовыми прекрасной помещичьей усадьбы. Прошлое и настоящее будут противопоставлены и в рассказе о Савелии, богатыре святорусском. «А были благодатные / Такие времена» – вот пафос рассказа самого Савелия о его молодости и прежней жизни Корежины.

Но авторская задача явно не заключается в том, чтобы воспеть утраченное благоденствие. И в рассказе попа, и в рассказе помещика, особенно в рассказах Матрены Тимофеевны лейтмотивом проходит мысль, что основа благополучия – великий труд, великое терпение народное, та самая «крепь», которая принесла столько горя народу. «Даровые хлеба», даром достававшийся помещикам хлеб крепостных крестьян – источник благополучия России и всех ее сословий – всех, кроме крестьянского.

Тягостное впечатление от поповского рассказа не исчезает даже в главе, описывающей сельский праздник. Глава «Сельская ярмонка» открывает новые стороны народной жизни. Глазами крестьян мы смотрим на нехитрые крестьянские радости, видим пеструю и пьяную толпу. «Слепой народ» – это некрасовское определение из поэмы «Несчастные» в полной мере передает суть нарисованной автором картины народного праздника. Толпа крестьян, протягивающих кабачникам шапки за штоф водки, пьяный крестьянин, вываливший в канаву целый воз с товаром, Вавилушка, пропивший все деньги, мужики-офени, покупающие для продажи крестьянам «картиночки» с важными генералами и книжки «про милорда глупого», – все эти, и печальные, и смешные сцены свидетельствуют о нравственной слепоте народа, его невежестве. Пожалуй, только один светлый эпизод отмечен автором в этом празднике: всеобщее сочувствие к судьбе Вавилушки, пропившего все деньги и горюющего, что не принесет внучке обещанного подарка: «Народ собрался, слушает, / Не смеючись, жалеючи; / Случись, работой, хлебушком / Ему бы помогли, / А вынуть два двугривенных, / Так сам ни с чем останешься». Когда же ученый-фольклорист Веретенников выручает бедного мужика, крестьяне «так были разутешены, / Так рады, словно каждого / Он подарил рублем». Сострадание чужой беде и способность радоваться чужой радостью – душевная отзывчивость народа – все это предвещает будущие авторские слова о золотом сердце народном.

Читать еще:  Винтаж где бывшая солистка группы. Музыкальный коллектив Винтаж: состав группы и ее история

Глава «Пьяная ночь» продолжает тему «великой жажды православной», безмерности «русского хмеля» и рисует картину дикого разгула в ночь после ярмарки. Основа главы – многочисленные диалоги разных не видимых ни странникам, ни читателям людей. Вино сделало их откровенными, заставило говорить о самом больном и сокровенном. Каждый диалог можно было бы развернуть в историю человеческой жизни, как правило, несчастливой: нищета, ненависть между самыми близкими людьми в семье – вот что открывают эти разговоры. Этим описанием, рождавшем в читателе ощущение, что «нет меры хмелю русскому», первоначально и заканчивалась глава. Но автор не случайно пишет продолжение, делая центром главы «Пьяная ночь» не эти тягостные картины, а разговор-объяснение Павлуши Веретенникова, ученого-фольклориста, с крестьянином Якимом Нагим. Также не случайно собеседником ученого-фольклориста автор делает не «мастерового», как было в первых набросках, а именно крестьянина. Не сторонний наблюдатель, а сам крестьянин дает объяснение происходящему. «На мерочку господскую крестьянина не мерь!» – звучит голос крестьянина Якима Нагого в ответ Веретенникову, попрекнувшему крестьян за то, что «пьют до одурения». Народное пьянство Яким объясняет теми страданиями, которые без меры отпущены крестьянам:

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются,
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочам, по зажоринам
Ползком-ползет с плетюхами, –
Трещит крестьянский пуп!

Исполнен противоречия образ, которым пользуется Яким Нагой в определении крестьян, – рать-орда. Рать – воинство, крестьяне – ратники-воители, герои – этот образ пройдет через всю некрасовскую поэму. Мужики, труженики и страдальцы, осмысляются автором как защитники России, основа ее богатства и стабильности. Но крестьяне – и «орда», сила непросветленная, стихийная, слепая. И эти темные стороны в народной жизни также открываются в поэме. Пьянство спасает крестьянина от горестных дум и от гнева, накопившегося в душе за долгие годы страданий и несправедливостей. Душа крестьянина – «туча черная», предвещающая «грозу», – этот мотив будет подхвачен в главе «Крестьянка», в «Пире на весь мир». Но душа крестьянская – и «добрая»: гнев ее «вином кончается».

Противоречия русской души и далее открываются автором. Сам образ Якима исполнен таких противоречий. Многое объясняет в этом крестьянине любовь к «картиночкам», что он купил сыну. Автор не детализирует, какими «картиночками» любовался Яким. Вполне может быть, что там нарисованы были все те же важные генералы, что и на картинках, описанных в «Сельской ярмонке». Некрасову важно подчеркнуть только одно: во время пожара, когда люди спасают самое дорогое, Яким спасал не накопленные им тридцать пять рублей, а «картиночки». И жена его спасала – не деньги, а иконы. То, что дорого было крестьянской душе, оказалось важнее того, что нужно для тела.

Рассказывая о своем герое, автор не стремится показать уникальность, особенность Якима. Напротив, акцентируя в описании своего героя природные образы, автор создает портрет-символ всего русского крестьянства – пахаря, за долгие годы сроднившегося с землей. Это и придает словам Якима особенную весомость: мы воспринимаем его голос как голос самой земли-кормилицы, самой крестьянской Руси, зовущей не к осуждению, но к состраданию:

Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная.
А волосы – песок.

Глава «Пьяная ночь» завершается песнями, в которых сильнее всего и сказалась народная душа. В одной из них поется «про Волгу матушку, про удаль молодецкую, про девичью красу». Песня о любви и молодецкой силе и воле растревожила крестьян, прошла «по сердцу по крестьянскому» «огнем-тоской», заставила плакать женщин, а в сердцах странников вызвала тоску по дому. Так, пьяная, «веселая и ревущая» толпа крестьян на глазах читателей преображается, и открывается в сердцах и душах людей задавленная работой и вином тоска по воле и любви, по счастью.

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/obraz-i-harakteristika-popa-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho
http://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1465-harakteristika-popa-komu-na-rus-zhit-horosho.html
http://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4364-analiz_glav__pop____selskaya_yarmonka____pyanaya_noch_.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии