Цикл уроков рисования если хочешь стать художником. Не зацикливайся, твори в свое удовольствие
13 привычек, чтобы стать художником
Для написания этой статьи мы проконсультировались с профессиональными художниками, которые умудряются продавать свои картины и зарабатывать талантом. Да, они существуют. Так что, если хочешь стать художником, можешь смело доверять написанному.
1. Выучи основы
Все начинается с общих основ. Если ты посещал художественную школу, то тебе просто нужно их освежить. Если знакомство с кистью начинается прямо здесь и сейчас, то было бы неплохо записаться на курсы изобразительных искусств (или как минимум найти онлайн-уроки), почитать книги, послушать аудиокурсы.
Рисование – это не макнул кисть и вытер об холст. Нужно уметь смешивать краски, знать, что такое цветовая шкала, тень, основной и вторичный цвет, разобраться с пропорциями. Это не просто общие правила, это облегчит тебе работу. Кроме того, ты должен знать, какие именно инструменты нужны, чтобы творить в том или ином направлении.
Потом, когда определишься со стилем, придется тщательно приступить к его изучению. Опять же, не для того, чтобы подражать, а исключительно ради заимствования каких-то нюансов и секретов.
2. Не зацикливайся на изучении одного направления
У многих опытных художников есть слабые места. Например, один может отлично рисовать натюрморты, но человеческая анатомия у него на уровне советских кукольных фильмов. Можно многому научиться, улучшив свои базовые знания и навыки, и стать не просто универсалом, а мастером.
Расширяй кругозор. Открой для себя другие направления, стили, культуры и времена художественного искусства. Попробуй все применить на практике. Узкое виденье делает из художника серую массу, которая не в состоянии выйти за рамки установленных шаблонов. Попробуй, в конце концов, смешивать разные стили и направления. Самому будет интереснее.
3. Изучи все виды изобразительного искусства
Говорят, что настоящий художник должен знать про все нюансы изобразительного искусства. Не только как рисовать красками и маслом, но и разбираться в скульптуре. Поэтому будет плюсом, если ты научишься работать и карандашом, и мелкам, и углем, и акварелью, и маслом, а помимо этого, научишься работать с глиной или хотя бы пластилином. Про дерево не говорим, но намекнем. Настоящий художник должен уметь превращать в искусство абсолютно все.
4. Работай ежедневно
Трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Потому что настоящий художник должен стать мастером, а не трясущимся от волнения маляром, который работает по лекалам. Нужно развить свой собственный стиль, выудить из глубин подражательства свою изюминку, если, конечно, ты не теряешь надежды стать известным, как Никас Сафронов, и запоминающимся, как Николай Копейкин. Рисуй, переводи бумагу, холсты, краски, карандаши, не экономь на разработке своего таланта. Дорого? Тогда становись писателем – для этого нужен только компьютер и деньги на оплату электричества.
Хотя бы полчаса в день уделяй любимому увлечению. Вдохновение – штука капризная – приходит не всегда, зачастую не в те моменты, когда надо. В редких случаях образ или сюжет приходит к нам практически готовым. Как правило, все приходит по крохам, отдельными фрагментами. И что делать в таком случае? Продолжать работать, преодолевать все трудности и строить творческую жизнь кусочек за кусочком, день за днем.
Знакомый художник в тех случаях, когда нет ни идей, ни вдохновения, рекомендует писать вид из окна, драку алкоголиков во дворе или, на худой конец, постараться запечатлеть по-своему узор пятиэтажки, что напротив. Просто человек живет в центре Питера – ему проще найти красоту.
5. Чтобы стать художником, нужно учиться у великих
Художник обязан изучать работы уже состоявшихся мастеров. Студентов академии художеств потому водят в Эрмитаж – чтобы ребята учились. Нет Эрмитажа – другие музеи и альбомы по изобразительному искусству в помощь. Тщательно вглядывайся в мельчайшие грани работ художников былых эпох, обессмертивших собственные имена в искусстве. Копирование в образовательных целях приветствуется. В подражательных – уже презирается.
6. Старайся создать что-то новое
С одной стороны, нужно оттачивать мастерство, пытаясь достичь совершенства в написании бабочек. Для этого нужно оттачивать навык ежедневными упражнениями. Но однажды ты должен будешь выбрать несколько другие приоритеты в своей карьере. Если хочешь стать художником, которого будут узнавать – найди способ создать что-то, чего не было раньше, и предложить это миру. Некоторые всю жизнь рисуют нимф в академическом стиле, но так и остаются не у дел, несмотря на свой талант.
Поиски нового тяжелы и требуют кропотливого труда. Возможно, то, что ты создашь сегодня, будет полным провалом, а может наоборот – шедевром. В любом случае ты не узнаешь этого, пока не попробуешь.
7. Не прячь от мира свои картины
Художник, который создает, но не показывает свои шедевры миру, может рассчитывать только на посмертную славу. Нужно не только создавать, но и выводить это в свет. Настоящий художник не просто творец и ангел искусства, он еще и поставщик. Даже если ты творишь исключительно для себя, будет не лишним похвастаться перед миром своим талантом. В конце концов, девочки, красиво расписывающие тарелочки, научились извлекать пользу из своего таланта, так и ты научись.
Многих смущает критика. Боже правый, не позволяй какому-то бесталанному мерзавцу рушить свою самооценку. Ты вложил в картину столько эмоций, времени, сил – и все ради того, чтобы спрятать продукт своего таланта в темном чулане? Извини, но это глупо. Особенно сейчас, во времена социальных медиа. Она не обязана быть шедевром или даже законченной. Можешь просто выкладывать в блог отчет о своей работе над шедевром под названием «Блядки в Геленджике». Это может показаться незначительным, но чем чаще ты это делаешь, тем проще будет относиться к критике и, самое главное, понять, в каком направлении двигаться.
8. Наслаждайся критикой
Еще пару слов о критике. Художник, живущий в окружении людей, всегда будет получать комментарии в адрес своих работ. Если он не может воспринимать критику, то какой из него художник? Поэтому любые комментарии – как негативные, так и положительные – необходимы для развития и роста творческой единицы. Критикуют – мотай на ус, а не воспринимай как попытку уязвить эго. А если ты начинающий творец, то слушай внимательнее. Вдруг чему-нибудь научишься.
При всем при этом ты не должен отказываться от своей стилистики, от своих идей. Во-первых, всем не угодишь: кто-то любит авангард, а кто-то – картины Шишкина. Во-вторых, слушая всех, ты потеряешь свою индивидуальность.
9. Побольше общайся с себе подобными
Нужно поддерживать связь не только с окружающим миром, но и с другими художниками. Это в свою очередь товарищи, которые могут что-то подсказать, чему-то научить, прокомментировать твою работу свежим профессиональным взглядом. Посещай мастерские – это прекрасный способ увидеть, чем живет и куда развивается искусство. В конце концов, тусовка всегда есть тусовка, благодаря такому общению – пускай даже с «нужными» людьми – у тебя появится больше шансов попасть на выставки или найти покупателя своей картины.
10. Не зацикливайся, твори в свое удовольствие
Твоя задача состоит в том, чтобы просто творить, делиться, а затем идти дальше. Нельзя останавливаться на одной работе и думать, можно ли ее улучшить. Нельзя постоянно размышлять и волноваться о том, как на нее отреагирует аудитория. Попытки сесть и создать что-то такое, что аудитория однозначно полюбит и оценит, – самый верный путь к творческому застою. Нельзя творить в угоду публике, иначе это не искусство, а коммерция.
11. Следи за модой
Ни в коем случае не подумай, что мы наезжаем на живопись. Лично для нас вершиной таланта является почти что фотографическое изображение окружающей действительности. Мы настолько старомодные, что любим кропотливое, детальное изображение выбоин на штукатурке, человеческой мимики и естественного буйства природы. Мы смотрим на две прямые линии на белом холсте как на попытку обмануть и выдать за искусство отсутствие таланта. В общем, любим мы, когда на холсте виден талант. Увы, это не в моде. В моде налепить блесток, нарисовать радугу и назвать картину вычурно, например «Плач Моисея». Хорошо это или плохо – черт знает. Но совершенно точно это открывает новые возможности реализоваться в искусстве.
12. Учись смотреть на мир как художник
Художник смотрит на мир как на сюжет картины. Большой талант – видеть в обычных городских пейзажах или банальных вещах что-то, достойное запечатления. Поэтому кто-то видит в чахлом, окруженном домами дереве просто ствол с листьями, а кто-то – символ надежды.
Надо смотреть не только чрез призму аллегорий и метафор, запечетляя в своих работах скрытые смыслы. Вдруг ты станешь живописцем? Тогда было бы неплохо научиться видеть красивое в простых вещах. Даже обычная дорожная пробка или банальный закат при должном мастерстве становятся шедеврами.
13. Не надо копировать реальность – изображай мир таким, каким ты его видишь
Чтобы запечатлеть мир таким, какой он есть, нужна камера. Прошли те времена, когда картины были едва ли не единственным документом, фиксирующим эпоху и прошлое.
Художник может стилизовать, подчеркивать, идеализировать, создавать абстракции и сюрреализмы. Грешно этим не воспользоваться.
Но иногда действительно приятнее смотреть на отпечаток ступни, чем на сухую, скучную, безжизненную картину, написанную под Моне. В этой ступне больше экспрессии и жизни, она действительно завораживает. Можно работать и в таком направлении, известном как фотореализм, но какое ж в этом творчество? Людям интереснее находить след художника, чем смотреть на очередную картину в стиле «как все делают».
Как научиться рисовать или как стать художником
Художник спит в каждом из нас, и задача в том, чтобы разбудить его.
Исходя из своего опыта я решила написать поэтапные рекомендации для тех, кто хочет научиться рисовать для себя или стать профессиональным художником, но не знает с чего начать, не хочет потратить на обучение много лет или неуверен в себе.
Этап 1. У меня всегда отбивало охоту, когда я начинала с академического рисунка, да и многие срываются на нем, так как это очень сложно и сразу многое непонятно. И тогда рисование кажется не творчеством и не процессом в удовольствие, а скрупулезным и точным подсчетом пропорций, измерением углом и т.п.
Поэтому более мягкий путь – начать рисовать то, что нравится, и как нравится. Например, яркими красками маслом. Дома или на мастер-классах. Попробовать разные техники, стили, материалы, рисовать разные темы, чтобы почувствовать, что ближе по духу и что больше получается.
Мастер-классы часто вдохновляют. На них обычно подбирают несложные технически картины, чтобы ознакомить посетителя с материалом, и за один раз с помощью художника создать готовую работу.
Но минус мастер-классов в том, что на них сложно толком научиться. Таков был мой опыт – я ведь начинаю делать самую простую часть работы, набрасываю краски, а в конце самые сложные детали поправлял учитель. Чтобы самому научиться создавать картину от начала до конца, мастер-классов явно недостаточно, и времени на одну картину нужно намного больше.
Этап 2. Когда Вы определились, какой стиль и тема Вам нравятся и/или лучше получаются, хороший способ начать учиться – копировать работы известных мастеров по этой теме. Например, копировать портреты известных художников. Или же пейзажы, картины цветов. Делать это можно как самостоятельно, так и с учителем (но лучше, если это именно уроки, а не мастер-класс). Чтобы усвоить хорошо одну тему, нужно нарисовать ее хотя бы 10 раз от начала до конца, тщательно. Например, 10 картин цветов, 10 пейзажей. У меня была такая ошибка, что я не думала о том, чтобы отработать одну тему, и хваталась рисовать все подряд. А потом удивлялась, почему никак не становлюсь гениальной, ведь “уже сколько рисую”. А если спуститься с небес и подумать о реальности, то многие художники специализируются на определенных темах и техниках. Сложно найти таких, кто непревзойденно рисует все подряд, любые предметы и темы, любыми материалами и техниками А кто умеет, тот прошел большую академическую базу и много лет попыток.
Этап 3. Когда у Вас уже есть опыт рисования/писания маслом и уже видите свои слабые стороны, в этот момент больше мотивации перейти к академическому рисунку, так как уже на опыте чувствуется, зачем это нужно, и ведь хочется расти и улучшать технику. Можно пойти на курсы или заниматься самостоятельно по видео-урокам, книгам. Рекомендую начать рисовать с натуры простые предметы при разном освещении – чашка, яйцо, картошка, лук, ставя их на белую бумагу, чтоб было четче видно и легче рисовать. Не стоит сразу пытаться рисовать целый натюрморт большого формата. Это, конечно, можно, но морально сложно и возникает риск сдаться, и удовольствия от процесса меньше. Лучше усвоить академические темы сразу на несложных заданиях, более простых предметах, постепенно переходя к более сложному. Не обязательно углубляться в академическую базу так сильно и долго как в художественной академии, так как когда Вы успеете наслаждаться и творить что Вам хочется, если жизнь так коротка?) . Чтобы уметь изображать то, что хочется, для начала может быть достаточным трех месяцев освоения академической базы. А потом Вы всегда сможете к ней возвращаться снова и углубляться, по мере ощущений, что каких-то навыков не хватает при написании картины, или если захотите поменять свою основную тему.
Этап 4. Очень полезно рисовать как долго (картину от начала до конца), так и делать маленькие зарисовки, эскизы. Я для себя стараюсь чаще рисовать 10-15-минутные наброски карандашом, для тренировки глазомера, оттачивания очертаний предметов и т.д. Особенно если у Вас нет времени, а рисовать хочется, и не просто, а чтобы еще улучшаться, тогда рисование эскизов, – отличный вариант.
Этап 5. Когда у Вас уже есть некоторый опыт рисования (10-20 работ), выбранная Вами любимая тема и отработана основная академическая база, время совершенствоваться, учась у художника по выбранному Вами направлению. Студии, кружки, курсы хороши, но до определенного этапа. Они дают базу и поддержку, но вряд ли взращивают гениальных художников и вряд ли помогают особо развить свою манеру, поэтому предпочтительнее работать в мастерской профессионального художника, у которого есть своя манера, который прежде всего художник и успешно продает, а не преподаватель. На этом этапе избранный Вами художник-учитель объяснит, какие именно материалы предпочтительны для Вашего направления в живописи, чтобы было еще удобнее самовыражаться и чтобы получалось еще качественнее.
Этап 6. Вдохновение. Часто оказывается, что рисовать не так просто, порой опускаются руки, когда что-то не получается, результат приходит не так скоро. Меня лично вдохновляют в этом случае работы других мастеров, художников, очень нравится наблюдать за процессом рисования других людей, когда они никуда не спешат, а просто спокойно рисуют. Можно сделать паузу, порисовать что-то попроще, попробовать другую технику, чтобы отвлечься от сложной незавершенной картины. Вдохновляют выставки, видео-уроки, литература о художниках. А если совсем сложно, иногда стоит просто позволить взять паузу, чтобы временно не рисовать. Хороший эффективный способ совершенствоваться в рисовании и преодолеть уныние – это принести начатую сложную картину к художнику на совместную доработку. Часто настроение мгновенно улучшается, когда рука мастера исправляет ошибки и порой достаточно нескольких штрихов, чтобы картина смотрелась по-другому и намного эффектнее)
Успехов в творчестве, не бойтесь экспериментировать, не унывайте и наслаждайтесь!)
Художник Мила Наумова: позвольте ребенку творить без границ
Творчество – это дар, которым наделены практически все дети. Малыши не сомневаются, не мучаются вопросом «Смогу ли я?». Они без страха берутся за дело, и если в процесс не вмешиваются скептически настроенные взрослые, добиваются успеха.
Наша героиня Мила Наумова – профессиональный преподаватель живописи, рисунка и композиции, создатель проекта «Рисовать могут ВСЕ!», уроков рисования и мастер-классов, а также автор книг «Учимся рисовать карандашом», «О каляках-маляках, или Как Стать Художником?» и «Капля смелости для художника». Она рассказала нам, как при помощи рисования развить способности ребенка.
Мила, как давно Вы в профессии? С чего началось увлечение изобразительным искусством?
Рисую с младенчества. Мама утверждает, что рисовать я начала раньше, чем ходить. Самое первое ее воспоминание о моем творчестве – это как я «высокохудожественно» мазала на стену манную кашу, которую не хотела есть. Сейчас, чтобы занять малыша, родители часто включают мультики, а мне давали цветные карандаши и бумагу, и я исчезала из реальности, пока не сломается карандаш или не закончится бумага. Получается, что я рисую с пеленок. Впрочем, как большинство детей.
Как Вы считаете, зачем ребенку учиться рисовать?
Рисование развивает мелкую моторику пальцев. Психологи утверждают, что развивая моторику пальцев, мы развиваем головной мозг, в частности области, ответственные за речь и мышление.
Естественно, рисование развивает пространственное видение – художнику очень просто представить объект в пространстве в любом положении. Занятие живописью улучшает зрение, а именно расширяет границы восприятия цвета. Например, не рисующим людям все тени кажутся серыми, а художники различают множество цветных оттенков в обычных тенях. Весь окружающий мир для художников разноцветнее, чем для не рисующих людей. Не знаю, насколько это ценно, но лично мне в сером мире жить не хочется.
Я не считаю, что рисование нужно всем детям поголовно. Есть энергичные детки, которые даже минутку не могут посидеть на месте, таких ни в коем случае не нужно заставлять рисовать, потому что тогда это занятие будет восприниматься как наказание. А провоцировать негативные эмоции бессмысленно. Если ребенку неинтересно рисовать, то не нужно его принуждать.
Но если вы хотите заинтересовать ребенка, то сделать это можно, рисуя вместе любимых героев или показывая, как просто и быстро можно изобразить животных. Сейчас на эту тему много подходящей литературы.
Нужно ли пробуждать интерес к изобразительному искусству, если у малыша нет явного таланта?
ребенок рисует солнце
Что значит «нет явного таланта»? Если ребенку нравится рисовать, – это и есть показатель таланта. Главное – его развивать, а не блокировать. Кстати, родители очень часто именно блокируют детские таланты. Я обучаю взрослых, которые в детстве мечтали рисовать, но их мечта, их желание было заблокировано в детстве родителями или учителями.
Желание – показатель способностей и таланта. И большинство детей изначально – талантливые художники, просто взрослые оценивают детское творчество с позиции своих взрослых ценностей и губят творческое начало навязыванием привычных шаблонов изображения реального мира.
Думаю, вы часто наблюдали, как взрослые говорят ребенку: «Ты неправильно нарисовал солнышко. Вот как нужно». Это создание барьера и шаблона, после такого ребенку уже трудно рисовать так, как он видит и чувствует, а не так, как принято и «правильно». С подобными встроенными шаблонами мне приходится бороться на своих учебных курсах рисования, и это самое трудное в обучении, потому что мозг с огромной неохотой меняет правила, записанные в детстве.
Если вы решили учить ребенка, то ни в коем случае не говорите ему, что он рисует неправильно! Этой фразой вы гасите творческий потенциал. Страх рисовать не так, как следует, будет останавливать малыша, мешая создавать свои образы. Похвала «Молодец, ты – настоящий художник!» – тоже является блокатором развития. Ребенок думает, что если он уже замечательно рисует, то ему не нужно учиться.
Если нельзя критиковать и нельзя хвалить, как тогда учить, спросите вы? Скажите ребенку, что он интересно или необычно нарисовал солнышко, и покажите другие варианты изображения. Когда вы даете начинающему художнику варианты изображения одного и того же, то, во-первых, он не останавливается на ступеньке «правильных» шаблонов; во-вторых, он получает много информации о том, куда можно стремиться, как развиваться в творчестве дальше, на кого равняться; в-третьих, вы не создаете ребенку психологические барьеры, и он развивается быстрыми темпами.
Стоит ли отдавать в художественную школу ребенка, который хочет рисовать, но пока что не делает особых успехов?
Если ребенок хочет рисовать и ему нравится этим заниматься, то он уже обладает особым даром, далее – дело за учителями. Главное – найти хорошего педагога. Очень важный момент: родители должны выбирать не школу, а учителя.
Чаще всего ребенок, попадая в художественную школу, прикрепляется к одному педагогу, который ведет основные предметы: рисунок, живопись, композицию. Прежде чем отдать сына или дочь в художественную школу, обратите внимание, какие учителя набирают классы в этом году, а именно на то, каких художников воспитали эти педагоги.
Если картины учеников выглядят так, словно их рисовал один и тот же человек, значит, учитель «ломает» детей, подстраивая под себя, то есть не учит их творчеству, не раскрывает личный стиль, а заставляет копировать свой. В этом нет ничего плохого, кроме одного «но» – подавление индивидуальности в рисовании обычно заканчивается полным отвращением к изобразительному искусству. Сперва вашему ребенку станет скучно, потом он будет ходить в школу через силу, а в конечном итоге начнет ненавидеть рисование.
А вот если рисунки детей у одного мастера различаются и техникой, и стилем изображения, то это правильный педагог, который не только учит рисовать, но и развивает творческую индивидуальность.
Источники:
http://brodude.ru/13-privychek-chtoby-stat-xudozhnikom/
http://www.livemaster.ru/topic/1600135-kak-nauchitsya-risovat-ili-kak-stat-hudozhnikom
http://letidor.ru/obrazovanie/hudozhnik-mila-naumova-pozvolte-rebenku-tvorit-bez-granic.htm