Цезарь антонович кюи произведения. Краткая история жизни и творчества цезаря кюи и его музыка

Цезарь антонович кюи произведения. Краткая история жизни и творчества цезаря кюи и его музыка

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1436)
  • Симфоническая (539)
  • Фортепианная (387)
  • Камерная (248)
  • Скрипичная (177)
  • Духовная (110)
  • Хоровая (87)
  • Органная (41)
  • Народная (39)
  • Композиторы (1401)
  • Музыкальные жанры и формы (681)
  • Концерт (237)
  • Симфония (168)
  • Соната (105)
  • Вальс (72)
  • Увертюра (67)
  • Ноктюрн (28)
  • Прелюдия (25)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (421)
  • Танцовщики (188)
  • Балетмейстеры (63)
  • Опера (352)
  • Музыканты (339)
  • Пианисты (175)
  • Скрипачи (108)
  • Виолончелисты (36)
  • Вокальное искусство (283)
  • Певцы (267)
  • Музыка и литература (230)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (214)
  • Романс (139)
  • Музыкальная культура народов мира (136)
  • Музыкальные инструменты (131)
  • Дирижёры (127)
  • Музыкальный словарь (88)
  • Музыка и живопись (74)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Музыкотерапия (51)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (50)
  • Оперетта (33)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Краткая история жизни и творчества Цезаря Кюи и его музыка

iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член «Могучей кучки», но и как профессор фортификации — военной науки о создании фортификационных построек.

Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года был ранен и обморожен и вынужден был остаться в России. На родину во Францию он так и не вернулся. Поселился он в Вильне, там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.
Рожденный в их браке сын Цезарь уже с ранней юности стал проявлять интерес к музыке, скорее — с младенческих лет: ему не было еще и пяти, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять, его стала обучать музыке старшая сестра.
В 1851-м году, когда ему исполнилось всего шестнадцать, поступил в главное инженерное училище в Петербурге, а к двадцати годам уже имел чин прапорщика. Окончив Николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора. В Петербурге Цезарь познакомился с Балакиревым, и с остальными членами “Могучей кучки.”

В 1858 году Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус — Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года.
Но идиллия мирной жизни длилась не долго. Когда началась Русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно вел обзор фортификационных работ. Вскоре он занимал по своей специальности должность, причем в трех высших учреждениях сразу. В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела..

Прелюдия оп. 64, №2.



Прелюдия оп.64, № 6, 7, 8.



Joan Sutherleand. Ici bac.



Струнный квартет №2 (1/4).



Продолжение краткой истории жизни и творчества Цезаря Кюи.

Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с Бородиным, который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии. Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Балакирев был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин.

Слабой стороной Кюи были оркестровки и Балакирев стал, не только его педагогом, но и соавтором, и оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения. Тем не менее, Кюи создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы. Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.

Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены «Могучей кучки». Он публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было «***». Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку «Бориса Годунова», больно ранившую Мусоргского.

Прелюдия “Флибустьер.”



Концертная сюита оп.25.



Короткий фильм “Цезарь Кюи”



Калейдоскоп для скрипки и фортепиано.



Прожил Кюи долгую и насыщенную жизнь, до 1918-го года, завершив свои дни в почтенной старости. Возможно, весь его гений он передал военному делу и преподаванию, так как всех слабых мест своего композиторского мастерства он так и не искоренил.

Могучая кучка русских композиторов: Цезарь Антонович Кюи. Жизненный путь

Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член «Могучей кучки», но и как профессор фортификации – военной науки о создании фортификационных построек. Он прожил долгую и насыщенную жизнь. Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.

Читать еще:  Картотека стихотворений для заучивания в средней группе. Русские народные песенкиогуречик, огуречик

Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года он не вернулся на родину во Францию, но остался в России. Он был ранен, а потому у него просто не оставалось другого выхода. Поселился он в Вильне, там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.

Рожденный в их браке сын Цезарь уже с ранней юности стал проявлять интерес к музыке. Впрочем, как сказать – с юности, скорее – с младенческих лет: ему и пяти-то не было, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять, его стала обучать музыке старшая сестра.

В 1851-м году, когда будущему композитору было всего шестнадцать, Цезарь поступил в главное инженерное училище в Петербурге, а к двадцати годам уже имел чин прапорщика. Окончив в 1857-м году николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора. Именно в Петербурге Цезарь познакомился с Балакиревым, а также и с остальными членами русской пятерки.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус – Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года. Она скончалась в 1899.

Но идиллия мирной жизни длилась не долго. Когда началась Русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно он вел обзор фортификационных работ. Вскоре он занимал по своей специальности должность, причем в трех высших учреждениях сразу.

Продолжение краткой истории жизни и творчества Ц.А. Кюи.

Влияние

В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Одним из первых предложил использовать бронебашенные установки в сухопутных крепостях. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела.

Портрет Ц.А. Кюи

Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с Бородиным, который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии.

Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Хотя тот был со своими причудами. Однако именно он был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин. В конце концов Цезарь Антонович стал членом кружка, со всеми вытекающими последствиями.

Слабой стороной Кюи были оркестровки, а потому Балакирев стал ему с ними помогать, став, таким образом, не только его педагогом, но и соавтором. Впрочем, как вы можете судить из других статей о композиторах “Могучей кучки”, Балакирева и просить-то о помощи не надо было. Порой композиторам приходилось его убеждать, чтобы он им НЕ помогал, не исправлял и не переделывал их произведения по своему усмотрению. Как бы то ни было, Балкирев оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены “Могучей кучки” (вторым после Стасова). Он публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было “***”. Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку “Бориса Годунова”, больно ранившую Мусоргского. Существует пародийный комикс по некоторым публикациям, сделанным в течение его жизни, с надписью на латыни: “Радуйся, Цезарь Кюи, мы, на смерть идущие, приветствуем тебя”.

Прожил Кюи долгую жизнь, до 1918-го года, завершив свои дни в почтенной старости. Возможно, весь его гений он передал военному делу и преподаванию, так как всех слабых мест своего композиторского мастерства он так и не искоренил.

Был даже эпизод в его творческой карьере, когда он просил публику не ходить на премьеру его новой оперы.

Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения.Тем не менее, он создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы.

Памятник на могиле Ц.Кюи

Примерно таких же успехов Кюи добился на поприще музыкальной критики. Его манера была откровенно агрессивной. Но свое дело сделала. Даже больше того, его критические произведения, насыщенные остроумием и блестящим литературным даром, оказали немалое влияние на развитие музыки России тех времен. В своих произведениях он отстаивал принципы реализма и народности в музыке (что было вполне характерно для членов «Могучей кучки»), частенько разносил в пух и прах творчество Чайковского и, в целом, полностью отражал идейные воззрения «Могучей кучки».

Как и Бородин, который был известен в научных кругах едва ли не более, чем в музыкальных, Кюи совершил значительный вклад в развитие науки, но науки военной. Его сочинения на тему военно-инженерного дела обрели широкое признание в свое время. Хотя сейчас его помнят в основном по его деятельности в составе знаменитых кружков.

Читать еще:  Как характеризует автор семью лариных. «Типичность образов Ольги и матери Татьяны Лариной

Кюи Цезарь Антонович: биография и творчество

Генерал, инженер, крупнейший ученый России в фортификации и вместе с тем известный русский композитор Цезарь Кюи был в музыке романтиком с удивительной культурой чувства и поэтикой, тончайшим лириком. Кроме того, он – самый активный пропагандист творчества друзей из “Могучей кучки”. Все сферы деятельности давались Цезарю Кюи, всюду он достигал значительных успехов – и в музыкальной науке, и в военной.

Наследие

Очень разнообразно и обширно творчество Цезаря Кюи. Из-под его пера вышли четырнадцать опер, в числе которых четыре детских, сотни мелодичнейших романсов, хоровые, оркестровые произведения, ансамбли и множество сочинений для фортепиано. Музыкальная критика обогатилась чрезвычайно – Цезарь Кюи является автором более семисот статей.

В музыкальных школах не было такого инструмента, для которого не были бы переложены его произведения, и редкий ученик на протяжении первых семи-восьми лет обучения ни разу не сталкивался с его музыкой. А те, кому посчастливилось приобщиться к его волшебным гармониям, пропустить через себя проникновенную мелодику, никогда Цезаря Антоновича Кюи не забудут.

Детство

Биография Цезаря Кюи складывалась так же, как у любого мальчика его круга. Родился он в Литве, в Вильно. Отец – выходец из Франции, пришел с Наполеоном да и остался в России, преподавал в гимназии. Будущий композитор рос в обстановке высокой культуры общения, вокруг него всегда были умные люди, интересные разговоры и, конечно, музыка. Семья была дружной, и первые уроки игры на фортепиано юный Цезарь Антонович Кюи получил от старшей сестры. Одаренность мальчика была замечена, и далее уроки продолжались у частных педагогов.

В четырнадцать лет он начал музыку сочинять: мазурки, ноктюрны, романсы, песни и даже увертюра одна была. Эти произведения, еще достаточно наивные по-детски, одного из преподавателей по фортепиано живо заинтересовали. Его учителем в то время был знаменитый Станислав Монюшко, чудесный польский композитор. Дарование опять же было отмечено. Более того, не только учителя, а коллегу и старшего товарища получил в этот момент Цезарь Кюи. Краткая биография тоже подробно освещает этот период, настолько он значим.

Монюшко

Монюшко стал давать бесплатно юному музыканту уроки контрапункта, композиции, теории музыки. Занимались они менее года, но это время принесло огромную пользу будущим произведениям Цезаря Кюи. Каждый биограф основательно задерживается на этом периоде. Монюшко – большой художник, светлая и широкой души личность, мимо настолько тесного общения двух замечательных творцов пройти никак нельзя.

Можно себе представить эти сожаления и огорчения, когда пришлось оставить весь привычный уклад, любимую гимназию, а главное – творческую дружбу со Станиславом Монюшко, потому что предстоял переезд в Петербург и учеба, ничем не касающаяся нот. Биография Цезаря Антоновича Кюи словно с новой страницы началась. Он поступил на военную учебу в Главное инженерное училище, где о занятиях музыкой пришлось временно забыть.

На два фронта

Но воспитанники не были лишены музыкальных впечатлений, они еженедельно посещали оперу, всевозможные концерты, которые и дали богатейшую пищу для того, чтобы сформировать композитора и критика. В 1856 году начались знакомства с лучшими представителями музыкальной школы России. Первым был Милий Алексеевич Балакирев, чуть позже Александр Сергеевич Даргомыжский и Александр Николаевич Серов.

В этот момент уже было отмечено поступление в Николаевскую военно-инженерную академию в краткой биографии Цезаря Кюи, и творчеству его, казалось бы, не найдется там места. Нагрузка очень велика. Но время нашлось. Все больше и больше сил композитор отдавал именно музыке. Но и академию окончил более чем успешно, потому и был оставлен за отличную учебу преподавателем топографии.

Многотрудный путь

Деятельность, которую вел в эти годы Цезарь Антонович Кюи, кратко можно назвать сверхнасыщенной. Во-первых, это работа педагогическая, во-вторых, научная, требовавшая огромных усилий и труда. Последняя, кстати, до самого конца жизни не закончилась. Редкий служака в то время мог за двадцать лет пройти весь путь с самой первой ступени до полковника.

Он любил заниматься с детьми, а потому много времени проводил в младших классах училища, воспитывая будущих военных инженеров. И не только изумлял, но и часто возмущал начальство тем, что успевал совмещать все это с сочинением музыки и написанием музыкальных критических статей. Причем все это у него получалось практически с одинаковым успехом. И публикации в Инженерном журнале успевал делать, да настолько толковые, что через короткое время стал в стране одним из самых видных специалистов по фортификации, профессором в академии и генерал-майором.

Артиллерист

Интересные факты: Цезарь Антонович Кюи написал множество учебников по фортификации, по которым выучились практически все офицеры русской армии. И одновременно во всех великосветских гостиных исполнялись его романсы из третьего опуса, ставились его оперы в домашних спектаклях (“Кавказский пленник”, “Сын мандарина”), где автор аккомпанировал собственноручно или в четыре руки с Балакиревым.

А в шестидесятые годы позапрошлого века в Мариинском театре прошла его опера “Вильям Ратклиф” по поэме Генриха Гейне – фантастической, неопределенной, страстной. Перевод Алексея Николаевича Плещеева был прекрасен. Для Кюи эта работа была как научное исследование по своей основной специальности в лаборатории. И эту оперу очень высоко оценил Модест Петрович Мусоргский. А вот работы Мусоргского Кюи далеко не всегда умел оценить по достоинству, да и Чайковского недооценивал. Тоже интересный факт.

Читать еще:  Коренные малочисленные народы Севера: описание, культура и интересные факты. Коренные малочисленные народы

Романтик

Романтические струны своей души композитор использует не только при выборе сюжета, сюда же он прилагает и особенности оркестровки, и гармонические находки. Прежде всего, музыка его отличается необыкновенной красотой, за что Кюи и сегодня нередко называют “нашим русским Мендельсоном”. Речитативы опер – и те по колориту исключительно разнообразны, мелодически выразительны. Именно отсюда происходит свойственная дальнейшему развитию русской музыки разработка мелодической декламации.

По мнению критиков, первым операм Цезаря Кюи не хватает общей широты тематизма, все детали отделаны очень тонко, отсюда появляется некоторая калейдоскопичность, которую необычайно трудно объединять в единое целое, поскольку весь материал в каждом его слое необычайно прекрасен и самодостаточен.

Оперы и романсы

В 1976 году Мариинский театр снова собрал любителей оперы: Цезарь Кюи представил новую свою работу – оперу “Анджело” по драме Виктора Гюго. Здесь композитор показывает себя уже как зрелого художника с окрепшим дарованием и значительно возросшим техническим мастерством. Музыка получилась вдохновенной и страстной, характеры выпуклые, яркие, сильные, сразу запоминающиеся. Драматургию Кюи выстроил умело, усиливая напряжение действия от сцены к сцене, и художественные средства были использованы органично. Все так же покоряли слушателей насыщенные экспрессией речитативы.

И все-таки Цезарь Кюи – не мастер больших полотен, а вот в миниатюре ему очень мало равных. Он, как никто, сумел воплотить в небольших романсах и песнях самые глубокие и самые возвышенные чувства, именно здесь он достиг наибольшей гармонии и стройности. Это разнообразные вокальные циклы и отдельные романсы. Особенно хороши циклы на восемнадцать стихотворений Алексея Константиновича Толстого, двадцать одно стихотворение Некрасова, двадцать пять стихотворений Пушкина, четыре сонета Мицкевича, двадцать поэм Ришпена, тринадцать музыкальных картинок, “Эоловы арфы”. Самым знаменитым романсом стало “Сожженное письмо” на стихи Пушкина.

Дружба на всю жизнь

Значительными произведениями стали и работы Цезаря Кюи в инструментальных жанрах. Замечательная фортепианная сюита “В Аржанто” посвящена бельгийской графине, поклоннице его творчества, переводчице и постановщице его опер. Она однажды сама написала композитору с просьбой материалов о русской музыке. Кюи охотно откликнулся, и началась их многолетняя и замечательная дружба.

Женщина это была удивительная, принадлежавшая к одной из самых аристократических фамилий мира, разносторонне образованная, умная, щедрая. У нее, как это сейчас принято выражаться, в друзьях были отмечены Лист и Сен-Санс, Гуно и Антон Рубинштейн, а также множество писателей, поэтов, художников – лучших людей своего времени. Она училась у одного из известнейших пианистов Европы – Сигизмунда Тальберга, а потому на фортепиано играла замечательно. Девять лет Кюи и графиня переписывались, и более трех тысяч писем сохранилось с тех времен. За это время Мерси-Аржанто и русский язык в совершенстве выучила. Перевела на французский все оперы не только Кюи, но и других представителей “Могучей кучки”, две оперы Римского-Корсакова и огромное количество романсов русских композиторов.

Музыкальная критика

Эту деятельность композитор не оставлял никогда, тем было много, все они разнообразны. Множество статей Кюи публиковалось в газетах. Он отзывался почти на все концерты и на абсолютно все новые оперные спектакли, которые проходили в Петербурге. Это целая летопись с подробным анализом творчества и зарубежных, и русских композиторов, мастерства исполнителей. В зарубежной прессе русская музыка стала пропагандироваться с легкой руки Кюи. В Париже вышла его книга “Музыка в России”, которую перевела его подруга – бельгийская графиня, и мир смог познакомиться с великим творчеством Михаила Ивановича Глинки.

Музыкальный вкус выдающегося критика постепенно оттачивался, и с течением лет он перестал быть рупором идей балакиревского кружка, стал смотреть шире, слышать больше, а потому и суждения его стали более мягкими, когда на них перестало давить влияние друзей и какие-то личные симпатии. Жизнь этого композитора была настолько насыщенной, что ее можно было бы поделить на несколько человек, и каждому из них было бы довольно трудно выдержать такое напряжение. Причем его деятельность не делилась на периоды никогда. Он всем и всегда занимался одновременно. Исключительная работоспособность, выдающееся дарование, многогранная личность.

Финал

Словом, жизнь у композитора Кюи была интересной и, что самое главное, очень долгой. Он был счастлив в браке, более сорока лет прожив с Мальвиной Бамберг, ученицей Даргомыжского. Ей посвящен самый первый опус – четырехручное скерцо для фортепиано. Она покинула мужа в 1899-м, а Цезарь познал и весьма почтенную старость – до 1918 года не прекращалась его деятельность.

Точно так же, как композитор Бородин, Кюи был гораздо более известен и любим в научных кругах, а вовсе не в музыкальных. В развитие фортификации он внес поистине огромный вклад, а потому и признание было повсеместным. Сейчас, конечно же, эти его работы потеряли актуальность, а музыка близка не всем. И потому вспоминают Цезаря Кюи в основном по деятельности в самых знаменитых музыкальных кружках.

Источники:

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post377464921/
http://propianino.ru/moguchaya-kuchka-russkix-kompozitorov-cezar-antonovich-kyui-zhiznennyj-put
http://fb.ru/article/365489/kyui-tsezar-antonovich-biografiya-i-tvorchestvo

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии