Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

Название работы: Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы

Дата добавления: 2013-05-20

Размер файла: 67.5 KB

Работу скачали: 261 чел.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.

3. Содержание программы по музыке.

4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере – чувств.

В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.

1. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно познавать действительность;

2. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно оценивать действительность;

3. Музыкальное искусство способно вызывать душевный подъем, особое худ о жественное удовлетворение и наслаждение, вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и та н це, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в т е атре или со спортом;

4. Музыкальное искусство способно внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;

5. Музыкальное искусство способно сообщать знания, быть «учебником жи з ни»;

6. Музыкальное искусство способно активизировать и развивать тво р ческий потенциал человека;

7. Музыкальное искусство способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразн о го средства общения.

2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.

Основная цель изучения предмета «Музыка» – формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

Задачи учебного предмета «Музыка»

– воспитание любви к музыке;

– освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями;

– приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

– воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

– развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения предста в ляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образ о вания.

В музыкальной педагогике существует множество различных по структ у ре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.

В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.

К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.

1. Метод эмоциональной драматургии.

Данный метод реализуется в следующих приемах:

  1. Подбор музыкальных произведений, способных заинтересовать детей, в ы светить какую-либо важную нравственно-эстетическую идею (добра, верности), помочь освоить тему.
  2. Расположение произведений на уроке с учетом их эмоционального характ е ра, по принципу сходства и контраста.
  3. Определение ведущего эмоционального тона урока, темпа речи, динамики.
  4. Определение на уроке эмоционально-смысловой кульминации (учитель н а мечает способы ее достижения).

2. Метод музыкального обобщения

Данный метод реализуется в следующих приемах.

  1. Накопление детьми слуховых представлений и музыкального опыта для у с воения и обобщения материала (темы).
  2. Создание проблемных ситуаций для ознакомления учащихся с новым мат е риалом
  3. Закрепление полученного материала в разных видах учебной деятельности.

Частные методы

1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.

Сущность данного метода в том, “чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить”.

Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, с о стоящих из трех связанных моментов:

– четко сформулированная учителем задача;

– постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;

– окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.

Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, к о гда перед учащимися ставятся различные творческие задания.

  1. Метод создания художественного контекста.

Находит свое выражение в “выходе” за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обе с печивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод “пластического” инт о нирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.

Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных пр о изведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с ч е тырехручьем, с сольным пением, с движением.

4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно снач а ла опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь з а тем – на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройде н ному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения н о вых черт и связей в творчестве композитора.

5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия.

В его основе лежит диалектический метод, основанный на выявлении противоречий и проникновении в сущностную природу явлений и процессов. П.А.Флоренский охарактеризовал этот метод «как организованное удивление».

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в музыкальном обучении является урок музыки. Урок музыки – это урок искусства и поэтому для него характерна особая эмоциональная атмосфера.

Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие зад а чи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отнош е ния учащихся к музыке.

К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:

1. Урок введения в тему.

Основной признак – усвоение учащимися нового “ключевого” знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:

– активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.

– создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи.

– закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

Читать еще:  Смотреть что такое "Йода" в других словарях. Йода (Yoda) Звездные войны Хроники Кто такой йода из звездных войн

2. Уроки углубления и закрепления темы.

Основной признак – применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.

3. Урок обобщения темы.

Основной признак – наличие в его содержании более обобщенной хара к теристики “ключевого” знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.

Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.

Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, тре х частная форма урока.

3. Содержание программы по музыке.

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 – 4 класс, 1 час в неделю.

Сверхзадача предмета «Музыка» – выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно-концентрическому принципу.

Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков », «Как рассказывает музыка», « Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия».

4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально-теоретическим материалам по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.

1. Содержание, интонационный язык и формы музыки

  1. Мир звуков. Возникновение музыки;
  2. Музыка – искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов;
  3. Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения;
  4. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации;
  5. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр). Аккомпанемент;
  6. Развитие музыки. Способы музыкального развития – повтор, контраст, варьирование;
  7. Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
  8. Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.

2. Функционирование музыки в жизни человека

  1. Музыка – язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации;
  2. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель, Слушатель;
  3. Импровизация. Аранжировка. Инструментовка;
  4. Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали музыкального искусства. Богослужения. Домашнее музицирование;
  5. Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка. Музыка серьёзная и «лёгкая»;
  6. Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт;
  7. Запись и чтение нотного текста.

3. Отечественная и мировая музыкальная культура

  1. Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира белоруса в белорусском фольклоре;
  2. Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности белорусского музыкального фольклора. Традиции исполнения произведений;
  3. Народные истоки в творчестве композиторов;
  4. Музыка народов, проживающих в РБ;
  5. Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки;
  6. Характерные особенности белорусской музыкальной культуры XVI – XX веков;
  7. Сегодняшний день белорусской музыки;
  8. Белорусские композиторы. Белорусские исполнители и исполнительские коллективы;
  9. Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и исполнители;
  10. Сходство и различие белорусской музыки с музыкой других народов;
  11. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки;
  12. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.

В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система относительной сольмизации.

Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.

К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки.

  1. Концепция учебного предмета «Музыка» / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання – 2009. – № 3 . – С. 3-1 0 .
  2. Королёва, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королёва. – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.
  3. Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного слуха / В.В.Ковалив // Методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие / под ред. Н.Н. Балакиной. – Минск, 1998. – С. 81-94.
  4. Музыка в начальных классах: м етод . пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др. Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М. : Просвя щение, 1985. – 140 с., нот. – (Б-ка учителя нач. классов)
  5. Музыка. I – IV классы : учеб. программа для общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения. – Минск, 2009. – 32 с.
  6. Образовательный стандарт учебного предмета “Музыка (I-IV классы) / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання – 2009. – № 3 . – С. 10 -11.

Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования

Основная цель обращения к художественной культуре – формирование ценностного сознания человека, духовно-творческое становление личности. Содержание главной цели общего музыкального воспитания – формирование музыкальной культуры как части духовной культуры личности. Воспитательные, учебные и развивающие задачи общего музыкального воспитания.

Существуют 2 сферы музыкального образования в Беларуси –

Профессиональное (курируется министерством культуры);

Общее (курируется министерством образования).

Основная цель школьного общего музыкального образования

Целью общего музыкального образования принято считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Формирование духовной культуры личности средствами искусства. Воспитать музыкальную культуру личности как часть ее духовной культуры (Д.Б. Кабалевский).

(Цель сформулирована в стандартах, концепциях, программах по музыке).

Понятие музыкальная культура учащихся чрезвычайно объемно и может иметь разную трактовку. Д.Б.Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Такой подход к целевым установкам общего музыкального образования признается практически всеми отечественными педагогами-музыкантами.

Основными задачами музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация ее цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.

К таким задачам могут быть отнесены:

– развитие в детях культуры чувств, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;

– знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;

– педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;

– развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;

– воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;

– развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;

– целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;

– помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.

Читать еще:  Журнал тайны звезд свежий номер. Мне жаль Киркорова! Он всю свою жизнь потратил на меня

Отечественное музыкальное образование предполагает разнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры учащихся. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Результатами занятий должны стать:

возрастание интереса и любви к классической, народной, современной музыке; способность оценить ее красоту; чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства;

постижение закономерностей искусства;

развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусства; творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), музыкально-ритмического движения;

становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности.

Ориентация музыкального образования на специфические компоненты содержания общего образования ( опыт эмоционально-ценностных отношений, творческой деятельности, художественно-образного познания мира) отвечает общим целям современного образования, опирается на принципы гуманизации и гуманитаризации образования, его практической направленности и способствует созданию единого целостного образовательного пространства современной школы. Это требует:

– выделения нравственно-эстетического аспекта содержания музыкального образования как главного;

– улучшения качества преподавания музыки, преодоления знаниецентрического подхода в построении содержания музыкальных дисциплин;

– освоения школой ( учителями музыки ) новых технологий развивающего диалогического преподавания музыки.

Учителя музыки призваны обеспечить:

Формирование музыкальной культуры подрастающего поколения

Социальный заказ общества

Востребованность творческой личности, способной решать любые задачи, проявляющей грамотность в самых разных областях, в том числе и в музыкальной области

Главные направления содержания общего музыкального образования

Если в 19 веке (П.И. Чайковский), начале 20 века (Б.В. Асафьев, С.И. Танеев и др.) полагали, что центром содержания музыкального просвещения и общего музыкального образования должно стать хоровое пение, то в итоге ХХ века обнаружились обновленные позиции.

три главные области собственно музыкальной деятельности

Главными образовательными задачами соответственно являются:

Обучить школьников импровизации и сочинению музыки;

Научить исполнять музыку (петь и играть);

Научить слушать музыку.

Формирование в ходе работы системы отношений ко всему, что есть в мире идеям, искусству, добру и злу, любви, природе, человеку, семье, традициям, самому себе….

В итоге – формирование нравственного стержня личности, моральных свойств и качеств.

В ходе работы развивать все способности у ребенка: психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, в том числе специфические музыкальные способности, соответствующие основным средствам музыкальной выразительности.

Исполнительская деятельность 1

Хоровая культура возможна была бы в общеобразовательных школах в том случае, если бы нота заняла свое место наряду с цифрой и буквой. Без обучения нотной грамоте (в обновленном методическом варианте) в настоящее время хоровая культура невозможна.

Исполнительская деятельность 2

Культура инструментального музицирования, как и хоровая, имеет условия для развития лишь в классах с музыкально-эстетической направленностью. Основная масса детей не владеет ни одним музыкальным инструментом.

Импровизация и сочинение музыки

12% учителей отрицают эту форму работы;

56% включили БЫ, если бы имели соответствующую подготовку;

32% считают, что заниматься этим нужно только в сфере дополнительного образования (следовательно, на уроках музыки не занимаются);

16% специально занимаются импровизацией и сочинением на уроках музыки.

Слушание музыки ФОРМАЛЬНО считается разработанным видом деятельности. Учителя могут отметить успешное проведение викторин на узнавание изученной музыки. Но сформирована ли слушательская культура школьника? Какую музыку и как предпочитает слушать молодежь? Общество в целом?

Таким образом, системе музыкального образования в современном мире присущи такие черты, как социокультурная обусловленность, направленность на человека. Обострилось внимание к человеческой личности и стремление к ее разностороннему развитию. Музыкально-эстетическое воспитание оказалось универсальным средством преодоления социокультурных проблем и противоречий ХХ в., позволяющим достичь внутреннего духовного равновесия человеческой личности. Воспитательный потенциал музыкального искусства обеспечивает формирование личности нового типа, которой свойственна художественно-эстетическая и социальная активность. Эта тенденция отражает фундаментальные преобразования в социокультурном обществе в целом. Музыкальное образование является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях духовной жизни, – это универсальное средство духовного развития человека.

В системе общего среднего образования музыке принадлежит особая роль. Целостно воздействуя на личность, музыкальное искусство формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение растущего человека.

Цель изучения предмета «Музыка» – формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Достижение этой цели возможно лишь в процессе введения учащихся в музыку как в “искусство интонируемого смысла” (Б.В.Асафьев). Вхождение ребенка в музыку не сводимо к усвоению комплекса музыкальных знаний, умений и навыков. Оно предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни, приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности.

Задачами учебного предмета «Музыка» являются:

воспитание любви к музыке;

освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями, приобретения опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

В основе тематического построения программы лежит разработанная Д.Б.Кабалевским система обобщенных представлений о музыке как важной части культуры общества и самоценном виде искусства. Тематизм программы структурирован в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия учащихся.

Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, запечатленному в музыке, происходит в процессе общения учащихся с музыкальными произведениями. В процессе обучения учащиеся должны не только практически освоить интонационный язык музыки, но и приобрести коммуникативные умения, позволяющие вступать в диалог с художественным произведением, автором, эпохой.

Программа ориентирована на постепенное накопление учащимися опыта музыкально-художественной деятельности и его последующее обобщение с помощью вводимых музыкальных понятий. В свою очередь, освоение основных понятий и музыкальных терминов постоянно должно подкрепляться музыкальной деятельностью учащихся.

Программа предполагает использование различных видов музыкально-художественной деятельности. В сферу музыкально-художественной деятельности учащихся входят слушание, хоровое и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, сочинение и импровизация, театрализация, ритмодекламация и др.

Художественный репертуар, представленный в программе, является примерным. Он является ориентиром для учителя в репертуарном оснащении предмета. При использовании репертуара следует руководствоваться принципом вариативности, позволяющим приблизить образовательный процесс к личности учителя и особенностям каждого класса.

С целью формирования гражданской культуры учащихся рекомендуется ежегодное обращение к «Дзяржаўнаму гімну Рэспублікі Беларусь»: в I-III классах – для слушания, в IV классе – для исполнения. При подборе музыкального материала для ознакомления учащихся с народными праздниками целесообразно учитывать региональные традиции.

В процессе реализации программы предполагается широкое использование следующих методов:

– художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

– интонационно-стилевого постижения музыки;

– перспективных и ретроспективных связей;

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально-смысловой драматургии. В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:

уроки введения в тему;

уроки углубления и развития отдельных аспектов темы;

уроки обобщения темы;

уроки контроля усвоения темы.

Предлагаемое в программе планирование является примерным. Оно нацеливает учителя на творческое конструирование содержания каждого урока. При планировании важно учитывать сквозной характер тематического материала, приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Читать еще:  Застольные шутки и афоризмы. Смешные застольные конкурсы и игры для небольшой женской компании

В основе программы лежит система связей музыкального произведения с «повседневной» культурой, жизненным и художественным опытом учащихся. Программа позволяет осуществить расширение художественного пространства урока за счёт включения литературных произведений и произведений изобразительного искусства, что способствует формированию познавательных интересов, развитию ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся.

Программа жёстко не регламентирует деятельность учителя, предоставляя ему пространство для творчества. Педагогическое творчество может проявляться в выборе и распределении художественного материала, интерпретации той или иной художественной идеи, художественно-драматургическом планировании и осуществлении учебного процесса в целом.

Цель массового музыкального образования и воспитания
учебно-методический материал по музыке (2 класс) на тему

Задачи музыкального образования младших школьников:

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отно­шения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближне­му, к своему народу, к Родине; уважения к истории, тради­циям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем мно­гообразии его форм и жанров;

воспитание чувства музыки как основы музыкальной гра­мотности;

« развитие образно-ассоциативного мышления детей, му­зыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувство­ванного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО и науки РФ от 17.12.2010г.) требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; примерной программы начального общего образования;

программы развития и формирования универсальных учебных действий; программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

Авторская программа «Музыка» под редакцией Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой . Комплект УМК «Перспектива».

Учебник «Музыка». Авторы: Е.Д.Критская , Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, издательство «Просвещение» Москва 2014 год.

Е.Д.Критская., Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина Рабочая тетрадь по музыке 2 класс. Москва «Просвещение» 2016 год.

Объём изучаемого предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

« развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города

уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Метапредметные результаты характеризуют уровень универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

1.Е.Д.Критская., Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина «Уроки музыки» 1-4 класс. Москва «Просвещение» 2014 год.

2. Е.Д.Критская., Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина .Учебник «Музыка» 2 класс. Москва «Просвещение» 2014 год.

3. Е.Д.Критская., Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина Рабочая тетрадь по музыке 2 класс. Москва «Просвещение» 2016 год.

4. Поурочные разработки по музыке (Универсальное издание) 2 класс. Автор М.А.Давыдова .Москва «ВАКО» 2012год.

5.О.К.Разумовская .Русские композиторы. Биографии, композиторы, кроссворды. Москва «Айрис-пресс» 2014 год.

6.Л.А.Рапацкая , Г.П.Сергеева ,Т.С.Шмагина. Русская музыка в школе. Москва «ВЛАДОС» 2015 год.

7. О.Д.Ушакова. Великие композиторы.Справочник школьника. Москва Издательский дом «Литера» 2015 год.

8.Е.А.Королёва Музыка в сказках, стихах, картинках. Москва «Просвещение» 2015 год.

Источники:

http://5fan.ru/wievjob.php?id=14007
http://studfile.net/preview/5765266/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2016/10/18/tsel-massovogo-muzykalnogo-obrazovaniya-i-vospitaniya

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии