Цели для дошкольников чтение художественной литературы. Реализация образовательной области “чтение художественной литературы” в детских садах на современном этапе

Цели для дошкольников чтение художественной литературы. Реализация образовательной области “чтение художественной литературы” в детских садах на современном этапе

Цели для дошкольников чтение художественной литературы. Реализация образовательной области “чтение художественной литературы” в детских садах на современном этапе

Главная » Образовательная деятельность » Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литера­туры»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (вос­приятии) книг через решение следующих задач:

> формирование целостной картины мира, в том числе первич­ных ценностных представлений;

> развитие литературной речи;

> приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Связь с другими образовательными областями

Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений

Воспитывать у детей умение противостоять стрес­совым ситуациям, желание быть бодрыми, здоро­выми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.

Формировать осознанное отношение к своему здо­ровью, осознания правил безопасного поведения

Обогавщть литературными образами игровую, изо­бразительную деятельность детей, конструирование.

Развивать у детей умение сочувствовать, сопере­живать положительным героям художественных произведений.

Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной ойенке поступ­ков и характера главных героев

Учить детей элементам спортивного ориентиро­вания, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.

Учить детей простейшим способам оказания пер­вой помощи сверстникам в экстремальных ситуа­циях (солнечный удар и т.п.).

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.

Знакомство с трудом взрослых (профессии)

Знакомить как с многообразием отдельных про­изведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.

Систематизировать и углублять знания о литера­турных произведениях.

Формировать представления о характерной струк­туре, типичных персонажах и сюжетно-темати- ческих единицах литературных произведений

Развивать умение естественно, выразительно пере­сказывать художественные произведения.

Формировать образность речи: чуткость к образ­ному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и гово­рить красиво.

Учить отвечать на вопросы по содержанию произ­ведения, участвовать в беседе

творчество

Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности про­изведений поэтического фольклора.

Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.

6.Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в само­стоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность

Развитие образности речи.

В играх-драматизациях формировать умение вно­сить элементы творчества в двигательные и инто­национно-речевые характеристики персонажа.

Развивать интерес к театрально-игровой деятель­ности

Программное обеспечение образовательной области

  1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекоменда­ции: Для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.:Детство-Пресс, 2007.
  3. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. / Гриценко З. – М., 1997
  4. Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996.
    1. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литерату­рой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гав- риш. – М.: ТЦ Сфера, 2005
    2. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой / Ушакова О.С. – М., 2010 год;
    3. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой / Ушакова О.С. – М., 2010 год.
      1. Книга для чтения в детском саду и дома 3-4 лет, 4-5 лет, 5-7 лет / В.В. Гербова. – М.: ОНИКС, 2008 год.
Контакты

Адрес
111558, г.Москва, Федеративный проспект, дом 56

Телефоны
+7 (495) 301-00-13, +7 (495) 302-25-51

Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями

Марина Владимировна Костылева
Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями

Тема: Интеграция образовательной области «Чтение художественной

литературы» с другими образовательными областями

«Чтение художественной литературы» в названии данной области Программы достаточно точно отражена основная концепция, а именно – не ознакомлять детей с художественной литературой, не заниматься литературным образованием детей, а ежедневно читать, потому что «чтение – лучшее учение».

Образовательная область «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Через решение основных задач педагогической работы:

• ФЦКМ, в том числе первичных ценностных представлений.

• Развитие литературной речи, а именно знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы.

Читать еще:  Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем» - Калейдоскоп — LiveJournal. Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927) Кустодиев купчиха за чаем

• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы эстетического вкуса и формирование интереса и любви к художественной литературе.

Прежде, чем говорить об интеграции, мне хотелось бы напомнить вам, что же включает в себя образовательная область «Чтение художественной литературы» или какого ее содержание, а именно:

1. Чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе.

2. Многократное чтение, рассказывание в разных условиях.

3. Свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор.

4. «Оживление» иллюстрации, проигрывание сцены.

5. Озвучивание, иллюстрирование и т. д.

6. Совместное обсуждение услышанного, прочитанного, диалог с детьми.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» интегрируется со всеми образовательными областями программы.

Наиболее актуальны взаимосвязи:

1. По задачам и содержанию педагогической работы с образовательными разделами: «Коммуникация», «Познание» и «Социализация».

«Коммуникация» (обогащение содержания общения обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря).

«Познание» (формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности).

«Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально- этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме).

2. По средствам организации и оптимизации образовательного процесса с образовательными разделами: «Музыка» и «Художественное творчеств».

«Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений).

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений).

Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Интеграции между познавательно-речевым направлением и художественно-эстетическим направлением, где Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т. ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Вот она интеграция не только самой области Чтение художественной литературы с другими образовательными областями. Но интеграция происходит между направлениями познавательно-речевым, социально-личностным и художественно-эстетическим.

Дети старшего дошкольного возраста воспринимают литературные произведения, а именно как:

– проявляют интерес не только к поступкам героев, но и мотивам поступков, переживаниям;

– проявляется у детей способность иногда улавливать подтекст;

– осознаются некоторые особенности формы произведения.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности.

Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются: 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.

ФГТ требуют от педагогов решение образовательных задач в процессе: совместной деятельности ребенка со взрослыми (в ходе режимных моментов, в непосредственно организованной образовательной деятельности, а так же в процессе организации детской деятельности т. е в самостоятельной деятельности детей.

Скоролупова, Федина авторы ФГТ предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности.

Итак, совместная деятельность взрослого и детей

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

– Коммуникативная деятельность (разговор с детьми, сочинение загадок);

– Игровая деятельность (тетрализованые, сюжетно-ролевые и режиссерские игры;

– Музыкально-художественная деятельность (различные виды театров).

– Коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, обсуждения);

Чтение;

– Музыкально-художественная деятельность (инсценирование);

– Познавательная деятельность (викторины и т. д).

Самостоятельная деятельность детей

1. Самостоятельная игровая деятельность.

2. Самостоятельная продуктивная деятельность.

3. Самостоятельная деятельность в книжном уголке и в уголке театрализованной деятельности.

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции, а именно:

1. Телевидение, видео – и аудио – техника, компьютеры вытеснили книгу из жизни детей.

Читать еще:  Бумажные скульптуры своими руками для начинающих. Мастера бумажного искусства и скульптур из бумаги

2. Подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры.

Поэтому педагоги ДОУ в соответствии с ФГТ привлекают родителей к участию в реализации образовательной программы ДОУ, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.

При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия).

Задачи, стоящие перед педагогом ДОУ при подготовке детей к школе в процессе организации образовательной деятельности в образовательной области Чтение художественной литературе таковы:

1. Поощрять познавательную активность детей; организовать образовательную среду, стимулирующую познавательную активность.

2. Педагог опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение.

3. Педагог формирует устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства.

4. Уделяет внимание на обогащение словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической стороне речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми.

5. Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания.

6. Вырабатывает потребность ежедневного общения с художественной литературой, учит детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

7. Расширяет круг детского чтения за счет внедрения современных художественных произведений.

8. Создает литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портретов писателей, книг).

Только при таком комплексном подходе можно получить тот результат, на который нацеливают нас ФГТ. А именно обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

1. Во время пребывания в ДОУ развивать любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие вопросы, умение решать проблемные ситуации.

2. Любит наблюдать, экспериментировать.

3. Проявлять интерес к познавательной литературе, символам, схемам.

4. Уметь следовать образцу, правилу и инструкции.

5. Иметь общие представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развивается наглядно-действенное мышление.

6. Уметь понимать и описывать изображенное.

7. У ребенка необходимо совершенствовать и обогащать речь, развивать речевой слух и формировать звуко – и слово – произношение.

Мультимедийная разработка НОД «Чудесное приключение кисточки» Вашему вниманию представляю мультимедийную разработку НОД по образовательной области “Художественное творчество” для детей подготовительной.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями “Познание”. “Здоровье”, “Физическая.

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы»
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2013 год издания), соответствующей Федеральным государственным требованиям.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение, искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

– произведения устного творчества русского народа и народов мира;

– классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

– современная литература (русская и зарубежная).

Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

Читать еще:  Эссе Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность. От уничтожения богатых бедные не станут больше богат

– ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;

– свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанной художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен, поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

1-я неделя: чтение народных и авторских сказок, драматизация небольших произведений или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);

2-я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

Авторская программа рассчитана на 36 часов, но в рабочую программу были внесены изменения, так как в группе

Скачать:

Предварительный просмотр:

образовательной области «Чтение художественной литературы»

на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы«От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой М.А., Васильевой М.А.,

Составитель: Коновалова Ольга Николаевна

срок действия программы 1 год.

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2013 год издания), соответствующей Федеральным государственным требованиям.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение, искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

– произведения устного творчества русского народа и народов мира;

– классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

– современная литература (русская и зарубежная).

Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

– ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;

– свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанной художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен, поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

1-я неделя: чтение народных и авторских сказок, драматизация небольших произведений или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);

2-я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

Авторская программа рассчитана на 36 часов, но в рабочую программу были внесены изменения, так как в группе кратковременного пребывания дети обучаются 33 недели с учетом сезонных каникул (осенние, зимние, весенние) и дополнительные (для группы КП и первого класса). Занятие по «Чтению художественной литературы» проводится раз в неделю соответственно и в рабочей программе 33 занятия.

Диагностика уровней освоения программы проводится два раза в год: в начале и конце года. Диагностика проводится с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, бесед, наблюдений за ребенком, предметного рисования, упражнений, моделирования и выполнения заданий.

Планируемые результаты освоения программы:

– Различают жанры литературных произведений.

– Называют любимые сказки и рассказы; знают наизусть 2–3 любимых стихотворения, 2–3 считалки, 2–3 загадки.

– Называют двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.

– Выразительно читают стихотворение; пересказывают отрывок из сказки, рассказа.

В тематический поурочный план составлен в соответствии с положением о рабочей программе «Куйбышевской СОШ», добавлен один столбец «Цели».

Развернутое комплексно-тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

Источники:

http://sadik2553.ru/obrazovatelnaya-deyatelnost/chtenie-hudozhestvennoy-literaturyi/
http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-integracija-obrazovatelnoi-oblasti.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2018/04/04/rabochaya-programma-obrazovatelnoy-oblasti

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии