Триумфальная колонна на дворцовой площади архитектор. Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

Триумфальная колонна на дворцовой площади архитектор. Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

Туры в Санкт-Петербург

Александрийский столп – история, строительство, легенды

Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб – это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника – 47,5 метров, гранитного монолита – 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария – веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой “1830 год”, а также закладную доску со следующим текстом:

“В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда”.

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

“При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар”. Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; “Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. “

Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал “Ура!” А восхищенный император произнес: “Монферран, Вы себя обессмертили!”

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Читать еще:  Двойники и антиподы раскольникова в романе преступление. Двойники и антиподы Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил “резной мастер” Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую “с трёхглавыми орлами под фонарями”, проект которой Монферраном был составлен заранее.

Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

“В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом”.

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника “Петру I – Екатерина II”, Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент “Столб Николая I Александру I”, что сразу же дало жизнь каламбуру: “Столб столба столбу”.

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история – министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква “N”.

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: “Simens”. При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд )))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать.

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: “Юрий Гагарин! Ура!”

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

Александровская триумфальная колонна

Первое место среди исторических памятников военной славы России, безусловно, принадлежит Александровской колонне,— центральному сооружению на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Это памятник победам России в Отечественной войне 1812 года, победе русского воинства над армией Наполеона и величию монархии императора Александра Первого, освободителя Европы:

Императорский виссон
И моторов колесницы, —
В черном омуте столицы
Столпник-ангел вознесен.

Идея украсить центральную площадь столицы империи родилась еще у архитектора Ф. Б. Растрелли: именно он спроектировал установку на Дворцовой площади памятника Петру I, работы скульптора Б. К. Растрелли.

В 1754 году была начата постройка Зимнего дворца,— последнего здания великого архитектора в нашем городе, а памятник основателю Петербурга должен был украсить центральную часть круглой площади,— парадного двора перед императорской резиденцией. Но эта работа, как и окончание строительства самого дворца, не была закончена: строители сделали разметку и забили сваи под фундамент памятника, которые потом просто засыпали. На эти сваи натолкнулись рабочие в 1829 году, когда начали готовить основание для колонны, под руководством уже Огюста Монферрана. Но не только Растрелли хотел украсить площадь архитектурной доминантой,— памятником или обелиском. Когда в 1819 году гениальный Карл Росси работал над возведением здания Главного штаба, он также думал об установке величественного обелиска с благодарственной надписью в честь победы России в войне с Наполеоном. Но эта идея не была поддержана монархом и Дворцовая площадь вновь осталась без центрального украшения. Позднее Росси все же принимал участие в работе Комиссии по возведению колонны и обсуждал с Монферраном его проект.

Итак, работы над колонной начались в 1829 году и были закончены спустя пять лет,— в 1834 году. Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в память «о незабвенном брате», Александре I. Работая над проектом этого важного памятника, Монферран решал несколько трудных задач: к готовому гранитному стержню он придумывал основание и завершение, вписывал высокий монумент в пространство большой площади, да так, чтобы сохранить важную в таком деле монументальность и величие памятника победе в самой главной войне России XIX века — Отечественной. В своей работе французский зодчий использовал многие детали Траяновой колонны, установленной в Риме**. Но хотя желание Монферрана быть «строгим классиком», как пишет о нем художник и искусствовед Игорь Грабарь, было сильно, но в «деталях невольно вносит он приемы ренессанса».

Высота колонны — 47,5 метров, ее ствол, длиной 25,6 метра, выполнен из цельного куска розового гранита, добытого в Пю-терлакской каменоломне, которая расположена между Выборгом и Фридрихсгамом. Триумфальная колонна на Дворцовой площади является самой высокой в мире, изготовленной из цельного камня. Очень тщательно работали мастера-камнетесы под руководством мастера В. И. Яковлева и С. В. Колодкина, выполняя специальный заказ комиссии по установке памятника. Высота монумента выбрана не случайно: колонна должна была превышать знаменитую Вандомскую колонну, воздвигнутую в центре французской столицы в честь побед Наполеона.

Читать еще:  Особенность композиции в пьесе «Гроза». Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза

Свое название Александровская колонна (второе название — Александрийский столп) получила в честь императора Александра I, собственно конкурс и проводился с таким условием. На вершине этого ампирного памятника — бронзовая капитель дорического ордера, ее верхняя часть выполнена в виде прямоугольной абаки из кирпича с бронзовой облицовкой, на которой установлен бронзовый цилиндрический пьедестал. Венчает монумент фигура ангела высотою 4,26 метра, попирающего змею (скульптор Б. И. Орловский). Лицу ангела ваятель придал черты российского императора,— победителя в Отечественной войне, кроме того, скульптура символизирует мир и покой, которые принесла победа над наполеоновской армией. Левой рукой ангел держит высокий четырехконечный латинский крест (высота — 6,4 метра), правая символически простерта над головой к небу: «Сим по-бедиши!»,— провозглашает он. Эти слова связаны с библейской историей обретения животворящего креста. Римский император Константин Великий, сказал своей матери Елене, отправлявшейся в Иерусалим: «Во время трех сражений я видел на небе крест, а на нем надпись „Сим победиши”. Найди его!». «Найду»,— ответила она и выполнила свое обещание.

Барельефы, размерами 5,31×3,1 метра, установленные на пьедестале колонны, в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии. На барельефе со стороны здания Главного штаба в аллегории «Победа и Мир» изображена фигура античной богини Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814». Эти даты сообщали современникам главные вехи Отечественной войны: Бородинская битва 26 августа 1812 года, Лейпцигское сражение или «Битва Народов», как еще ее именуют, 4—6 октября 1813 года, и, наконец, вступление русских войск в Париж и подписание мирного договора весной 1814 года. Со стороны Зимнего дворца —две крылатые женские фигуры, которые держат доску с надписью: «Александру I благодарная Россия»; верх композиции украшает изображение Всевидящего ока. Под крылатыми фигурами — доспехи русских витязей (там можно найти изображения шлемов, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, броню XVII века царя Алексея Михайловича, щит Олега X века, прибитый им к вратам Царьграда), по обеим сторонам от которых изображены символические реки — Висла в виде молодой девушки с сосудом и Неман в виде старца-водолея. Этот сюжет напоминает нам о том, как в 1813 году русские войска форсировали Неман и продолжили войну с Наполеоном уже на чужой территории. На других барельефах изображены аллегорические изображения «Правосудие и Милосердие» и «Мудрость и Изобилие». Над художественным убранством пьедестала работали лучшие художники Дж. Б. Скотти, Ф. П. Брюллов, А. Т. Марков и другие. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. И. Леппе, лепщик-орна-менталист Е. Балин работал над моделями базы, гирлянд и других украшений.

При устройстве основания под постамент колонны рабочие забили 1250 шестиметровых сосновых свай, в том же месте, где уже были проведены свайные работы. Грунт в котловане уплотнили до такой степени, что в него с трудом втыкался железный лом. Поверх свай уложили толстые, полутораметровые гранитные блоки, собрав мощную подушку фундамента колонны, в центре которого строители заложили бронзовую шкатулку с монетами из платины, золота, серебра и бронзы, отчеканенными в честь победы над Наполеоном, а также медалями из тех же благородных металлов. Небольшая пластина из позолоченной бронзы с памятной надписью была помещена вместе с монетами и медалями. Вот что написали потомкам строители колонны: «В лето от Рождества Христова 1831 начато сооружение памятника воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании положенном в 19 день ноября 1830 года в Санктпетербурге. При сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбониер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же Архитектора Августина де Монферранда».

Фундамент колонны выложили из двенадцати рядов гранитных камней, толщиной от 40 до 60 сантиметров. На фундамент был водружен громадный монолит весом 400 тонн, как основание пьедестала, который также привезли из Пютерлакской каменоломни. Работы велись зимой, и Монферран, для лучшего схватывания, распорядился добавлять в цементный раствор водку. Вот как вспоминал те события сам архитектор: «Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною легкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор».

Огромный кусок обработанного гранита погрузили на бот особой конструкции и два парохода буксировали ствол колонны по воде, через Кронштадт, и далее до набережной у Зимнего дворца.

При погрузке не обошлось без происшествия: во время перемещения монолита на бот не выдержали деревянные опоры и сломались. Колонна упала в воду и с большим трудом была погружена на судно, для чего пришлось привлечь дополнительно 600 солдат из гарнизона крепости Фридрихсгама. К лету 1834 года колонна была доставлена в Петербург. Вопросами транспортировки гранитной части заведовал корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил на громовской верфи специальный бот «Святой Николай», грузоподъемностью около 1100 тонн. За десять минут 12 июля 1834 года рабочие под руководством В.А.Яковлева, в присутствии императорской фамилии, выгрузили колонну на Дворцовую набережную, к огромному, длиной 54 метра наклонному помосту, ширина и высота которого составляли 31 и 11 метров, соответственно. Колонну перекатили к месту установки, окончательный срок которой назначили на 30 августа. Всего за один час сорок пять минут 2000 солдат и 400 рабочих, при помощи специально сконструированных замечательным русским инженером генерал-лейтенантом А. А. Бетанкуром* лесов высотой более 47 метров и 60 кабестанов, вручную установили колонну на постамент. Монферран вспоминал по этому поводу: «Когда на часах Зимнего дворца пробило два, раздался троекратный удар колокола и одновременно с этим начался подъем колонны. Это было любопытное зрелище — лежащий монолит колонны из красного гранита в 28 метров длиной и 3,5 метра в диаметре, опутанный канатами, из которых, как в тумане, вырисовывались шесть десятников, ловких широкоплечих молодцов, подлинных геркулесов. Вокруг царила глубокая тишина, прерываемая лишь глухим гулом кабестанов: на лицах изумление, боязнь, надежда, ожидание. Сейчас уже никто не признается в том, что в течение 100 минут, пока длилась установка монолита, все с ужасом опасались самой ужасной катастрофы. Трудно описать внезапный переход от мучительной душевной тревоги к чувству удовлетворения, какое испытал каждый, когда колонна была установлена. Бурные крики „Ура!” неслись со всех концов площади».

В тот день,— 30 августа 1834 года,— Александровская колонна была торжественно открыта при стечении более десяти тысяч человек. Люди были везде: на площади вокруг строительной площадки, в окнах зданий, на крыше Главного штаба; на открытие прибыл государь и вся императорская семья. Церемония сопровождалась торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклоненные войска, во главе с императором. Затем на площади прошел военный парад, в котором приняло участие около ста тысяч человек. «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска. Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище-Вечером долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым»,— вспоминал поэт Василий Андреевич Жуковский. Величественное сооружение весом 600 тонн никак не укреплено, и просто стоит, удерживаемое собственным весом, благодаря идеальному архитектурному расчету талантливого французского зодчего. После установки на пьедестале закрепили барельефные плиты и различные элементы декора (работы по отделке продолжались два года).

Читать еще:  Интересные идеи для новогоднего праздника дома. "Идея: организовать празднование Нового года в стенах своего "родного " офиса. Для успешного проведения праздника необходимо изготовить оригинальную корзину, в которой будут храниться все ваши новогодние пож

Поразительно еще вот что: главный памятник победе России над наполеоновской Францией был построен французом Огюстом Монферраном. Август Августович,— как его звали в России, или Анри Луи Огюст Леже Рикар,— как его назвали при рождении в 1786 году в парижском предместье Шайо. Монферран — псевдоним, который Рикар взял себе по названию лицея, в котором учился. Его появление в России весьма любопытно. Из записок Ф. Ф. Вигеля, чиновника и литератора, близкого к Пушкину: «В одно утро нашел я у Бетан-кура белобрысого француза, лет тридцати, разодетого по последней моде, который привез ему рекомендательное письмо от его друга, часовщика Брегета. Когда он вышел, спросил я о нем, кто он таков? — „Право не знаю, отвечал Бетанкур: какой-то рисовальщик, зовут его Монферран. Брегет просит меня, впрочем, не очень убедительно, найти ему занятие, а на какую он может быть потребу?”». Не правда ли, интересное начало карьеры для будущего автора Исаакиевского собора, дома Демидова и, конечно, Александровской колонны,— лучшего творения мастера.

Много различных историй возникло в городском фольклоре в связи с колонной. Говорили, например, что колонна установлена по центру площади. Визуально, кажется, что монумент стоит точно на середине Дворцовой. Но это не так,— колонна ближе к зданию Эрмитажа. Она расположена в ста метрах от Зимнего дворца и в ста сорока метрах от арки здания Главного Штаба. Первое время после установки колонны многие боялись находиться рядом с ней, предполагая, что она может в любой момент упасть, так как все знали, что колонна никак не закреплена. Кареты долго объезжали сооружение по краю площади, и архитектор Монферран, абы развеять сомнения и страхи жителей Петербурга, каждое утро не спеша прогуливался вместе с маленькой собачкой рядом со своим творением, подолгу останавливаясь у колонны. А самая интересная традиция возникла в связи со столпом у молодоженов: в молодой семье родится столько детей, сколько раз жених обойдет колонну с невестой на руках.

Памятник реставрировали несколько раз. Первая серьезная реставрация проведена в 1963 году под руководством реставратора И. Г. Блэка. В 1977 году была восстановлена историческая диабазовая брусчатка вокруг памятника, а по углам столпа воссоздали фонари, которые первоначально были установлены в 1876 году по проекту архитектора К. К. Рахау. Большие работы проводились в 2002—2003 годах. Великолепная, декорированная двуглавыми орлами ограда, снятая в тридцатые годы прошлого столетия, была воссоздана специалистами компании «Интарсия» и заново установлена 18 ноября 2004 года.

Гранит суровый, величавый,
Обломок древних скал!
Как знак побед, как вестник славы,
Ты перед царским домом стал.

Ты выше, чем колонна Рима,
Поставил знаменье креста.
Несокрушима, недвижима
Твоя тяжелая пята.

Общая высота монумента 47,5 м. Высота гранитного монолита, установленного на монолитном пьедестале, составляет 25,6 м, вес — 704 тонны. Диаметр основания монолитной колонны 3,5 м (вверху — 3,15 м).

Тайны Александровской колонны

Волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении Александровской колонны.

Через 2 года после установки монумента (1836 г) из-под бронзовой капители колонны (верхняя часть сооружения) на стержне стали появляться бело-серые пятна. В то время настоящей причины их появления установить не удалось. Поскольку испорченный вид памятника огорчал Николая I, на абаке (верхней плите) капители установили крепёж для подъёма люльки с рабочими, чтобы они регулярно осматривали и чистили колонну.

Мог ли упасть бронзовый ангел с Александровской колонны?

Навершие монумента в виде бронзовой фигуры благословляющего ангела с крестом в 1991 году вызвало серьёзные беспокойства специалистов.

Основной опорный массив скульптуры находится внутри цилиндра одетого в бронзу, на который она опирается. Первоначально Монферран предполагал сделать цилиндр из цельного гранита, но в последний момент заменил его многослойной кладкой на связующем растворе.

Поэтому важнейшим условием надежности крепления скульптуры являлась герметичность, т.е. отсутствие влаги внутри опорного цилиндра. Чтобы поддерживать сохранность монумента, за памятником постоянно наблюдали.

С конца 1980-х годов заметили, что белёсые потёки не высыхали даже в самые жаркие дни лета. Стало ясно – внутри навершия находится вода, которая проходит сквозь опорный массив. А серые пятна (высолы) на граните образуются из-за вымываемого связующего раствора кладки. Кроме того, влажная среда способствует активной коррозии опорного металлического стержня.

Что увидели реставраторы?

Лифт специального пожарного крана поднял верхолазов к ангелу в 1991 году. Они обнаружили на нём значительное количество трещин, протечек, разрушение герметизации. В сложный экономический период перестройки было не просто найти источник финансирования даже для установки прочных и надёжных лесов, не говоря уже о проведении профессионального, разностороннего обследования монумента и реставрационных работ.

Только летом 2002 года специалисты смогли увидеть ангела вблизи. Кроме потрясения от огромной и одновременно изящной фигуры, виртуозной чеканки каждой детали, каждого пёрышка крыла, они обнаружили расхождения соединительных швов, некогда залитых свинцом.

На голове и плече ангела сохранились люки, через которые удаляли формовочную землю и арматуру. В подоле одежды реставраторы обнаружили фланец (плоское кольцо) на болтах, который сняли и с помощью волоконно-оптического эндоскопа осмотрели скульптуру изнутри.

Вызвал удивление способ крепления статуи. Опорный стержень, проходящий через внутреннюю кладку цилиндра, доходит только до верха полусферы. Внутри скульптуры, как ожидали, его не оказалось.

Крылья ангела отлиты из трех частей, соединены с помощью болтов и прикреплены к спине. На голове обнаружили сквозное отверстие размером 70 х 22 мм.

Выводы реставраторов Александровской колонны

Заключение было неутешительным.

  • Внутрь скульптуры попадает влага, которая просачивается в цилиндр и стекает ниже.
  • В цилиндре скопилось до 3 т воды, что привело к его деформации, бочкообразному виду.
  • Местами в навершии отсутствовали соединительные болты.
  • Внутренняя кирпичная кладка оказалась разрушенной.

Реставраторы обнаружили совершенно аварийное состояние внутренних опор из кирпича. Чтобы 16-тонная абака (верхняя плита капители) не могла перекоситься и упасть, новые опоры сделали из гранита.

Важно было в первую очередь осушить внутреннюю кладку, укрепить её, установить дополнительные болты и винты, провести защитную обработку бронзы и ликвидировать трещины.

Постамент памятника тоже нуждался в востановлении: на бронзовых рельефах обнаружили более 110 следов от осколков снарядов, “раны войны”, которые требовали лечения.

Ультразвуковое обследование колонны позволило обнаружить видимые и невидимые трещины на поверхности и в толще гранита.

Удивительное открытие реставраторов Александровской колонны

Как сообщил корреспондент НТВ Павел Рыжков в статье “Торжество инженерной мысли переживает века”, при обследовании обнаружили интересное инженерное решение.

Ствол колонны в основании имеет прямой конус, а основание пьедестала – обратный.

Как объясняют специалисты, этот приём значительно упростил монтаж стержня и распределил нагрузку на основание и постамент.

Несколько фотографий с реставрации:

В 2003 году реставрационные работы подлинного петербургского чуда – Александровской колонны – были закончены. И всего через 4 года после их завершения главный специалист реставрационной фирмы Владимир Сорин, прогуливаясь вокруг памятника, обнаружил, что c ограждения и постамента утрачено более сотни элементов бронзового декора (копья, венки, короны и т.д.) Это уже следы “продвинутых” потомков великих мастеров, которые приходят к колонне с ножовками. Ведь просто так кусок бронзы не отломать.

Читайте по теме:

Пишите вежливые комментарии.
Ставьте палец вверх.
Делитесь с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.

Источники:

http://www.tarispb.ru/guide/cnt/aleksandriyskiy-stolp-istoriya-stroitelstvo-legendy
http://spbpeterhof.ru/aleksandrovskaja-triumfalnaja-kolonna
http://zen.yandex.ru/media/id/5abb47558309056c2730ee2f/5d36f89cdfdd2500aeb50557

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии