Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.Булгакова М.А.Булгакова. Троемирие романа и его идейно-художественные функц

Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.Булгакова М.А.Булгакова. Троемирие романа и его идейно-художественные функц

Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВалентин Сильвестов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова.” — Транскрипт:

1 Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»

2 М.А.Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует её высочайшая художественность. М.А.Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует её высочайшая художественность.

3 Роман «Мастер и Маргарита» по своей форме настолько необычен и сложен, что уже своим появлением породил споры и разногласия по самым существенным вопросам не только среди читателей, но и среди исследователей творчества М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» по своей форме настолько необычен и сложен, что уже своим появлением породил споры и разногласия по самым существенным вопросам не только среди читателей, но и среди исследователей творчества М.А.Булгакова.

4 Литературоведы отмечают в романе три мира вечный потусторонний современный московский древний ершалаимский

5 Способами воплощения системы троемирия являются триады, параллельные эпизоды и параллельные описания.

6 Триада 1 Герои, определяющие судьбы людей Воланд ( «князь тьмы») Профессор Стравинский (директор психиатрической клиники) Понтий Пилат (прокуратор Иудеи)

7 Триада 2 Первые помощники Фагот- Коровьев (первый помощник Воланда) Врач Фёдор Васильевич (помощник Стравинского) Афраний (первый помощник Понтия Пилата)

8 Триада 3 «Палачи» Марк Крысобой (командующий особой кентурией) Арчибальд Арчибальдович (директор дома Грибоедова) Азазелло (демон безводной пустыни)

9 Триада 4 Животные, наделенные человеческими качествами Бегемот (любимый кот Воланда) Тузбубен (милицейский пес) Банга (любимая собака Понтия Пилата)

10 Триада 5 Женские образы Гелла (служанка Фагота-Коровьева) Наташа (прислуга Маргариты) Низа (агент Афрания)

11 Триада 6 Герои, противостоящие Пилату и Воланду и стремящиеся погубить Иешуа и Мастера Неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца М.А.Берлиоз (председатель МАССОЛИТа) Иосиф Каифа (иудейский первосвященник)

12 Триада 7 Враги Иешуа и Мастера, предатели Барон Майгель (служащий зрелищной комиссии) Алоизий Могарыч (журналист) Иуда из Кириафа (работает в меняльной лавке)

13 Триада 8 «Ученики» Иешуа и Мастера и, одновременно,- Каифы и Берлиоза Иван Бездомный (поэт, позднее- профессор истории и философии) Александр Рюхин (поэт) Левий Матвей (бывший сборщик податей)

14 Диада Иешуа Га-Ноцри (действует в древнем потустороннем мирах) Мастер (действует в современном и потустороннем мирах)

15 В потустороннем мире происходит встреча Пилата, Иешуа и Мастера. Этим частично объясняется отсутствие третьего персонажа, подобного Иешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому- то одному миру. В потустороннем мире происходит встреча Пилата, Иешуа и Мастера. Этим частично объясняется отсутствие третьего персонажа, подобного Иешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому- то одному миру.

16 Монада Маргарита Героиня, чье имя вынесено в Героиня, чье имя вынесено в название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Этот образ выполняет роль монады- основной структурообразующей единицы бытия в романе. название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Этот образ выполняет роль монады- основной структурообразующей единицы бытия в романе.

17 Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства М.А.Булгаков. Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства М.А.Булгаков.

18 Презентацию подготовила Презентацию подготовила Свидлова И.И., учитель Свидлова И.И., учитель русского языка и литературы русского языка и литературы МОУ «Снежская сош» МОУ «Снежская сош» Брянского района Брянского района Брянской области Брянской области

Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВалентин Сильвестов

Читать еще:  Иоганн Себастьян Бах – море или ручей в мире музыки? Биография себастьяна баха Композитор бах биография.

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова.” — Транскрипт:

1 Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»

2 М.А.Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует её высочайшая художественность. М.А.Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует её высочайшая художественность.

3 Роман «Мастер и Маргарита» по своей форме настолько необычен и сложен, что уже своим появлением породил споры и разногласия по самым существенным вопросам не только среди читателей, но и среди исследователей творчества М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» по своей форме настолько необычен и сложен, что уже своим появлением породил споры и разногласия по самым существенным вопросам не только среди читателей, но и среди исследователей творчества М.А.Булгакова.

4 Литературоведы отмечают в романе три мира вечный потусторонний современный московский древний ершалаимский

5 Способами воплощения системы троемирия являются триады, параллельные эпизоды и параллельные описания.

6 Триада 1 Герои, определяющие судьбы людей Воланд ( «князь тьмы») Профессор Стравинский (директор психиатрической клиники) Понтий Пилат (прокуратор Иудеи)

7 Триада 2 Первые помощники Фагот- Коровьев (первый помощник Воланда) Врач Фёдор Васильевич (помощник Стравинского) Афраний (первый помощник Понтия Пилата)

8 Триада 3 «Палачи» Марк Крысобой (командующий особой кентурией) Арчибальд Арчибальдович (директор дома Грибоедова) Азазелло (демон безводной пустыни)

9 Триада 4 Животные, наделенные человеческими качествами Бегемот (любимый кот Воланда) Тузбубен (милицейский пес) Банга (любимая собака Понтия Пилата)

10 Триада 5 Женские образы Гелла (служанка Фагота-Коровьева) Наташа (прислуга Маргариты) Низа (агент Афрания)

11 Триада 6 Герои, противостоящие Пилату и Воланду и стремящиеся погубить Иешуа и Мастера Неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца М.А.Берлиоз (председатель МАССОЛИТа) Иосиф Каифа (иудейский первосвященник)

12 Триада 7 Враги Иешуа и Мастера, предатели Барон Майгель (служащий зрелищной комиссии) Алоизий Могарыч (журналист) Иуда из Кириафа (работает в меняльной лавке)

13 Триада 8 «Ученики» Иешуа и Мастера и, одновременно,- Каифы и Берлиоза Иван Бездомный (поэт, позднее- профессор истории и философии) Александр Рюхин (поэт) Левий Матвей (бывший сборщик податей)

14 Диада Иешуа Га-Ноцри (действует в древнем потустороннем мирах) Мастер (действует в современном и потустороннем мирах)

15 В потустороннем мире происходит встреча Пилата, Иешуа и Мастера. Этим частично объясняется отсутствие третьего персонажа, подобного Иешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому- то одному миру. В потустороннем мире происходит встреча Пилата, Иешуа и Мастера. Этим частично объясняется отсутствие третьего персонажа, подобного Иешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому- то одному миру.

16 Монада Маргарита Героиня, чье имя вынесено в Героиня, чье имя вынесено в название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Этот образ выполняет роль монады- основной структурообразующей единицы бытия в романе. название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Этот образ выполняет роль монады- основной структурообразующей единицы бытия в романе.

17 Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства М.А.Булгаков. Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства М.А.Булгаков.

18 Презентацию подготовила Презентацию подготовила Свидлова И.И., учитель Свидлова И.И., учитель русского языка и литературы русского языка и литературы МОУ «Снежская сош» МОУ «Снежская сош» Брянского района Брянского района Брянской области Брянской области

Троемирие романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Раздел А Блок IV М 1 МЭ 1

Тема: Троемирие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Почему, зачем, откуда зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?

Если есть Бог, то как может быть зло?

так кто ж ты, наконец.

Я часть той силы,

Что вечно жаждет зла,

Но вечно совершает благо…

Цель: выявление особенностей жанра и композиции романа.

Обучающая: дать общую характеристику значения романа, познакомить с замыслом романа;

Развивающая: развивать творческие, аналитические способности учащихся;

Воспитательная: воспитывать ответственность за совершенные поступки в жизни.

Читать еще:  Что посмотреть в Лазаревском и окрестностях — список достопримечательностей. Развлечения в лазаревском

Тип занятия: ЗУНЗ

Вид занятия: урок-исследование

Оборудование: фрагменты из художественных фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Мастер и Маргарита»; портрет писателя, видеопроектор; иллюстрации к роману.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

-определять особенности поэтики периода;

-характеризовать параллелизм явлений природы и человеческой жизни;

-характеризовать систему персонажей;

-определять «завуалированные» явления в произведениях;

Создание благоприятной атмосферы на занятии, целеполагание

Готовность к занятию

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Устный развернутый ответ на предваряющее новую тему задание (2-3 уч-ся)

Закрепление знаний предыдущих занятий.

Развитие устной монологовой речи

Этап усвоения новых знаний

Координирование выступлений учащихся

-Определение жанра романа;

-Определение композиции романа;

-Работа с текстом

Развитие творческих и аналитических способностей

Этап эмоционального восприятия изученного

Координация направлений деятельности учащихся

Демонстрация иллюстраций к роману, декламация собственных стихотворений

Развитие письменной речи при составлении книжки-отчета

Выслушивание спикеров команд и комментирование выставленных оценок

Выступление спикеров с оценкой деятельности команды в целов и отдельного уч-ся в частности.

Развитие критического отношения к себе и учащимся, развитие навыков ораторского выступления

Выслушивание и координация общей оценки занятия

Рассказ о восприятии нового на занятии (1-2 уч-ся с команды), остальные – визуализация эмоционального восприятия урока при помощи цветовой палитры.

Формирование навыков подведения итогов при помощи устной речи и цветовой палитры

Этап информатизации учащихся о домашнем задании

(Инструкция по выполнению)

Анализ предстоящего написания эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?»

Запись домашнего задания

Более глубокое понимание в процессе выполнения задания дома.

Приветственное слово преподавателя. Психологический настрой. Целеполагание.

Актуализация прежних знаний.

Показ фрагмента из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

– Почему мы начали занятие с показа этого веселого фильма?

(Фильм был снят по мотивам одноименной пьесы М.А. Булгакова. Она была запрещена, так как в ней с иронией говорилось об Иване Грозном, которому поклонялся И. Сталин.)

– Какие произведения Булгакова были запрещены и почему?

(«Собачье сердце», «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Маргарита» и др.)

– Почему Булгаков отрицательно относился к советскому обществу? Может быть, истоки этого отношения в прошлом писателя? Расскажите о биографии Булгакова.

(Родился в Киеве, в семье профессора Духовной академии. Был старшим ребенком в большой семье (4 сестры и 3 брата). Учился в Киевской гимназии. Увлекался театром, пересмотрел все спектакли.

В 1916 году с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета, полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии.

Февральскую революцию и Октябрьский переворот писатель встретил резко отрицательно.

В начале 1918 года, будучи в Киеве, пережил, как он сам вспоминает, 10 переворотов: город переходил из рук в руки, по некоторым данным, до 18 раз.

Осенью 1919 года был командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ. Во Владикавказе появились его первые публикации в газетах. В 1920 – 1921 годах хотел уехать за границу, но помешали объективные причины: сначала тиф, потом не удалось тайно сесть на пароход, отплывающий в Константинополь.

В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы. Уже к концу 30-х годов подвергся травле со стороны критики. Пьеса «Бег» (1926 – 1928) к постановке не была допущена, роман «Белая гвардия» (1923 – 1924) напечатан в Париже в 1927 – 29 гг, в Москве – лишь1966 году. Зато пьесу «Дни Турбиных» ожидала более счастливая странная судьба, ее постановкой увлекся Сталин.

В 1935 – 1936 годах Булгаков пишет пьесы. Накануне 37 года он скажет в пьесе «Иван Васильевич» об идеализированном Сталиным образе грозного царя: «Простите, Ваше величество, за откровенность, но опричники Ваши просто бандиты». В результате писатель оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали, пьесы его не ставили. Он оказался настолько в бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре:

«Я прошу советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…

Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо».

Он был все-таки принят во МХАТ на должность ассистента режиссера, но был обречен на «вечное молчание»).

– Какой роман Булгакова был назван «закатным»?

(«Мастер и Маргарита»).

Этап реализации домашнего задания.

Вступительное слово учителя:

Роман «Мастер и Маргарита» – главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Появление романа произвело на читателя ошеломляющее действие и поставило в тупик критиков даже в урезанном виде. Критикам предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решений, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова стали лишь в 80-е годы. Роман вызвал и вызывает массу споров, острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

Читать еще:  Методы и приемы формирования знаний о музыке. Обучение восприятию музыки детей дошкольного возраста

Устный опрос учащихся

История создания романа

(Булгаков сознательно, порой демонстративно, подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – все это пережили и сам Булгаков, и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь социальный заказ).

Отношение к роману.

Этап реализации новой темы.

«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.

– Попробуйте определить жанр романа.

(Можно его назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим).

– Необычна и композиция романа. Как бы вы определили композицию произведения?

(Это «роман в романе». Главы можно разделить на Московские, Ершалаимские, Повествующие о потустороннем мире. С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется лишь в 13 главе).

Т.о., как мы выяснили, роман многопланов, композиция необычна. Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Попробуем с вами дать характеристику всем трем мирам, проанализировав роман.

Запись темы и эпиграфа.

– Как связаны между собой миры?

(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)

– Для характеристики миров мы разделились на группы, каждая из которых получила мир, эмблему которого вам нужно было придумать (демонстрация эмблем)

Работа в микрогруппах по выявлению особенностей композиции

1 группа «Современный московский мир».

А) характеристика Московских глав.

(показ фрагмента из фильма «Мастер и Маргарита»)

2 группа «Древний ершалаимский мир»

А) характеристика ершалаимских глав.

(показ фрагмента из фильма «Мастер и Маргарита»)

3 группа «Вечный потусторонний мир»

характеристика глав о похождениях Воланда и его свиты.

(показ фрагмента из фильма «Мастер и Маргарита»)

Характеристика персонажей романа.

– Какие же персонажи населяют миры романа?

Б) «Я-концепция» (Берлиоз/Бездомный)

(показ слайдов с персонажами из фильма по роману)

– За что так страшно наказан Берлиоз?

Охарактеризуйте других писателей Грибоедовки и жителей Москвы, каковы они и их нравы?

Б) «Я-концепция» (Понтий Пилат/Иешуа)

(показ слайдов с персонажами из фильма по роману)

– В чем вы видите отличие московских и ершалаимских глав?

– В чем идейный стержень глав о «древнем» мире?

Б) «Я-концепция» (Воланд/его свита)

(показ слайдов с персонажами из фильма по роману)

– В чем смысл разговора между Воландом и Берлиозом?

– Назовите кульминационный момент глав о «вечном мире».

Составление кластера «Взаимосвязь персонажей, населяющих миры».

– К какому миру можно отнести Мастера и Маргариту?

– Какой четвертый мир можно выявить в романе?

Работа с текстом.

– Найдите эпизод появления Воланда. Как изменилась обстановка на Патриарших прудах?

– Охарактеризуйте словами из текста мир, в котором живут Иешуа и Пилат.

– Как изменяется стиль писателя, повествующего о разных мирах?

(показ разных фрагментов из фильма, подчеркивающих смену цветовой схемы)

– Найдите эпизод представления в Варьете. Как он характеризует горожан?

– Казнь Иешуа. В чем смысл данной главы?

– Разговор Левия Матвея и Воланда.

5. Этап эмоционального восприятия изученного.

Учащиеся показывают свои иллюстрации, читают стихи, в которых отражено эмоциональное восприятие.

6. Этап подведения итогов .

Т.о., как можно прокомментировать следующие строки: «Что бы делало твое добро, если бы на свете не было зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

(слайд с эпизодом на крыше)

-Прокомментируйте слова Гете, взятые в эпиграф романа, как их можно соотнести со словами Лермонтова?

– Продемонстрируйте свои отчеты. Что нового мы выделили сегодня на занятии, неотмеченного в отчете?

План составления книжки-отчет:

Словарь новых слов.

Значение мира для общего понимания произведения.

Мое отношение к персонажам, населяющим миры.

Спикеры оценивают работу команды, оценивают каждого учащегося. По одному учащемуся каждой группы делают свои выводы по поводу занятия.

В это время остальные учащиеся выражают свой эмоциональный настрой при помощи выбора цвета и картинки (красный – положительное восприятие, зеленый – не оставил никаких впечатлений, синий – отрицательное восприятие).

8. Этап подготовки к выполнению дом.задания(Инструкция по выполнению) .

Написать эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?»

Подготовиться к тестированию по творчеству М.А. Булгакова.

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/827525/
http://www.myshared.ru/slide/827525/
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/literatura/227364-troemirie-romana-m-a-bulgakova-master-i-marga

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии