Толерантность в межкультурной коммуникации. Роль педагога в формировании толерантности
Толерантность в межкультурной коммуникации. Роль педагога в формировании толерантности
Формирование толерантной личности, которая сможет легко взаимодействовать с другими людьми на основе взаимоуважения, является неотложной задачей образования XXI века. Образование непосредственно способствует определению смысла, ценностей и норм жизни, утверждению моральных идеалов и положительных нравственных качеств.
Проблема подготовки будущих педагогов в духе толерантного воспитания приобретает глобальный характер в современной науке. Исследователи отмечают особенную ценность роли современного педагога в формировании толерантности молодого поколения (Т. Билоус, Т. Завгородняя, Д. Крамаренко, Н. Липа, М. Окса, Ю. Подборский).
Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении роли педагога в формировании толерантности.
Материалы и методы исследования
В качестве материалов и методов исследования выступил теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Толерантность является составляющей профессиональной культуры педагога. Важный источник формирования толерантности – педагогическое общение преподавателя и студента, когда первый предстает в качестве образца, эталона проявления этого качества.
Ю. Тодорцева определяет толерантность как «… профессионально важное качество личности педагога, которое в современных условиях обострения общественных отношений и увеличения фактов насилия способно обеспечить не только достижение им вершин педагогического профессионализма, но и успех в воспитании подрастающего поколения» [1, с. 11–12].
Д. Крамаренко считает, что толерантность педагога «проявляет свою сущность как способность воспринимать без агрессии отличные от его собственных суждения, образ жизни, характер поведения, внешность и любые другие особенности людей, которые его окружают в сфере образовательного пространства и социокультурной среды, путем установления с ними отношений доверия, сотрудничества, компромисса, радости сопереживания и психологического комфорта» [2, с. 118].
И. Козыч определяет понятие «толерантность преподавателя» как «его умение управлять собой в любых ситуациях и условиях, сохраняя при этом приветливость, вежливость, способность замечать не только себя, но прежде всего другого» [3, с. 112–118].
Основными критериями толерантной личности педагога являются: социальная активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью построить конструктивные отношения в обществе); дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы); мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики в образовательно-воспитательном процессе с учетом обстоятельств); эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека); устойчивость (сформированность социально-этических мотивов поведения педагога в процессе взаимодействия) [4, с. 19].
Согласно Ю. Тодорцевой, структуру толерантности как профессионально важного качества личности педагога можно представить в виде взаимодействия ее трех ведущих компонентов: концептуально-ценностного, личностно-мотивационного и деятельностно-поведенческого [5, с. 42].
Концептуально-ценностный компонент толерантности педагога проявляется через систему принципов организации педагогического процесса, среди которых доминирующими являются: приоритет гуманистических ценностей; признание самобытности и уникальности каждого человека; вера в неисчерпаемые возможности и способности личности; уважение человеческого достоинства; открытость к восприятию человеческих ценностей; терпимость к мнениям и поведению других людей; ориентированность на партнерство и сотрудничество.
Воспитание толерантности студенческой молодежи начинается с профессионализма преподавателя, его педагогического мастерства, определенной учебно-методической свободы. Л. Завирюха отмечает: «Не так существенно, по какой методике работает педагог, какую структуру занятий он выбирает, главное – влияние на профессиональные личностные достижения студента как конечный результат учебно-воспитательного процесса» [6].
Толерантность являет собой основу педагогического общения преподавателя и студента. Толерантное взаимодействие между ними определяется четырьмя основными параметрами: диалогом, сотрудничеством, опекой и прощением [7, с. 21–28].
Диалогическое взаимодействие выступает фундаментом толерантности. В его структуре преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые проявляются через высокий уровень эмпатии, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления, а также умение адекватно оценивать свою личность. В диалоге предусматривается равенство позиций в общении.
Сотрудничество можно охарактеризовать следующими признаками: контактностью, доброжелательностью как отсутствием агрессии или самоагрессии, отсутствием тревожности, вежливостью, терпением, социальной активностью. Способ сотрудничества является альтернативным способом разрешения конфликтов, развивает не соревнование или противоборство, а именно кооперацию.
Опека – это стиль проявления толерантности, который возможен только тогда, когда две стороны терпеливо относятся друг к другу. Опеку можно распознать по следующим признакам: эмоциональная стабильность, высокий уровень эмпатии, экстравертность, умение прийти на помощь.
Прощению, как четвертому параметру толерантного взаимодействия между преподавателем и студентом, присущи такие особенности: готовность простить обидчика, понимание ошибок других, просмотр собственных взглядов по отношению к обидчику и ситуации, осознание уменьшения негативных чувств и рост положительных эмоций относительно обидчика.
Как свидетельствуют научные исследования, образование выполняет функцию интеграции людей, их культур и создает необходимую основу для человеческого бытия. Сегодня все более важное значение приобретает личность преподавателя как руководителя и регулятора учебно-воспитательного процесса в высшей школе. В центре внимания современного педагога стоит задача воспитать будущего специалиста как гуманную, толерантную личность. Толерантность является одним из существенных качеств преподавателя, которое характеризует его профессиональное достоинство, педагогическое мастерство и может способствовать дальнейшему развитию самого педагога и его воспитанников. В процессе педагогической деятельности преподаватель должен ставить перед собой такие задачи, как формирование в воспитаннике знаний, умений и навыков толерантного отношения к окружающим, включение толерантности в личностную систему ценностей студентов и установку на толерантность.
Толерантность в межкультурной коммуникации
Практически любой человек способен интуитивно отличать хорошее поведение от дурною, но это качество человека не является врожденным, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим толерантность формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. В данном контексте моделью толерантных отношений является такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность — «это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таком образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия. ».
Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий — культурных, этнических, расовых, социальных и др. — в человеческих сообществах и уважении тех различий, которые являются результатом естественно-исторического развития, и не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлениях. Там, где групповая принадлежность совпадает с классовой (т.е. с социальным неравенством), «терпимость определенно исключена», а когда различия культурного порядка совпадают с классовыми различиями (социальным неравенством), нетерпимость приобретает «особенно ожесточенный характер».
Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы — это лишь одни из многих особенностей и они не могут подчинить себе все остальные, и выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость. При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.
ТолерантностьНЕявляется врожденным качеством личности, развивается в процессе межкультурного общения, предполагает разумную уступчивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодействующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценности другой личности.
Проявления толерантности в межкультурпой коммуникации носят относительный характер. Например, американцы никак не могут понять, почему русские терпят бытовую неустроенность, нарушение прав потребителей, невыполнение законов со стороны должностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Русские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляющие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают альтернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д.
Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности –интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически
интолерантность выражается в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей.
Основными формами проявления интолерантности являются:
• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
• этноцентризм;
• дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
• ксенофобия;
• осквернение религиозных и культурных памятников;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
• религиозное преследование.
В условиях многообразия культур и растущего числа контактов актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Основным образовательным принципом служит принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ориентации и формы поведения. Одной из целей подобного образования является создание условий для интеграции в культуру других народов (обмены, Эразмус) и формирования умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями других культур (молодежная восьмерка, европарламент).
Формирование толерантного отношения к чужой культуре включает несколько этапов.
I. Общее ознакомление с культурой той или ной страны:
• осознание тех особенностей чужой и своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации;
• поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаимодействия в привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаимодействия и культурные различия.
II. Языковая подготовка:
• обязательное ознакомительное изучение языка предполагаемой для коммуникации культуры;
• развитие языковых навыков с помощью самообразования (прослушивание аудиокассет, просмотра учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с носителями данного языка);
• накопление индивидуального словарного запаса, необходимого для начального этапа культурной адаптации в чужой культуре;
• использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.
III. Специализированная культурная подготовка:
• сбор и изучение информации о культурном своеобразии соответствующей страны:
• подготовка к неизбежному культурному шоку;
• получение необходимых практических советов от людей, знакомых с культурой данной страны;
• получение дополнительной информации из путеводителей для туристов.
Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл выработали практические рекомендации, которые способствуют выработке толерантного отношения к чужой культуре. Некоторые из них:
- Относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей.
- Пытаться понимать и уважать эту религию.
- Уважать обычаи приготовления и принятия пищи, способы одеваться, не демонстрировать отвращения к непривычным запахам.
- Не судить людей по цвету и акценту.
- Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру.
Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.
Этническая толерантность (гр. ethnos – «род», «племя», «народ» + лат. tolerantia – «терпение», «снисхождение») трактуется современными исследователями как особая черта любого этноса, как неотъемлемый элемент структуры этнического менталитета, ориентирующегося на терпимость, признание легитимности «чужой правды», отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межэтнических отношениях.
Другими словами, основа межкультурной коммуникации – это толерантность, которая в современной психологии трактуется как способность индивида без возражений и противодействий воспринять отличающиеся от его собственных мнения, образа жизни, характера поведения, особенности других индивидов.
Нужно прислушаться к мудрому призыву профессора С.Г. Тер-Минасовой, которым она завершает свою книгу «Язык и межкультурная коммуникация» «Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» – Терпение, Терпимость, Толерантность – вот формула межкультурной коммуникации.
1. Тер-Минасова С.Г. «Язык и межкультурная коммуникация», М.,1996
Воспитание толерантности студентов — это целенаправленное овладение личностью нравственным императивом ценности Другого, что активизируется за счет включения преподавателями иностранного языка в учебное взаимодействие этапа переживания личностью событий различных экзистенций в процессе ценностного осмысления межкультурной коммуникации, реализуемый в культурокреативной образовательной среде.
Толерантность как результат межкультурной коммуникации
статья на тему
Толерантность допускает право человека делать то, что он считает нужным, но не во вред другим.
Толерантность не является врожденным качеством личности, это результат воспитания и обучения в условиях позитивного знакомства с разными культурами. Просвещение может достигаться различными путями, но наилучший результат приносит межкультурная коммуникация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Толерантность как результат межкультурной коммуникации
Предлагаю вашему вниманию доклад на эту важнейшую тему.
Перед тем, как начать оперировать терминами, хотелось бы вначале рассмотреть наиболее значимые из них подробнее.
Итак, толерантность , рассматривается в научной среде, как чувство терпимости и уважительного отношения к другим культурам, мнениям других людей; готовность к взаимодействию с другими людьми, не ущемляя ни их, ни свои интересы.
Толерантность допускает право человека делать то, что он считает нужным, но не во вред другим.
Толерантность не является врожденным качеством личности, это результат воспитания и обучения в условиях позитивного знакомства с разными культурами. Просвещение может достигаться различными путями, но наилучший результат приносит межкультурная коммуникация.
Культура сама по себе также является результатом воспитания и обучения. Подавляющее большинство мировых культур имеют корни в прошлом, свои традиции.
Воспитание личности в условиях одной подавляющей культуры может в дальнейшем повлечь за собой так называемый « культурный шок ». Это эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация личности, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой.
Российская Федерация – как гласит Конституция – это многонациональное и многоконфессиональное государство.
В России проживают представители более 200 национальностей. Русские составляют около 80% от общей численности населения. Также выделяются 6 этнических групп численностью более 1 миллиона: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.
Народы России говорят на более чем ста языках и диалектах. Русский является родным для 92% процентов населения.
Россия является светским государством, однако подавляющее большинство граждан относят себя к православному христианству (это 75% населения).
Кроме православия, в России представлены такие религии и конфессии как ислам, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм, индуизм и т.д.
Всё высшесказанное подчёркивает важность воспитания будущего поколения в условиях терпимости и интереса к различным культурам, с уважением к традициям своего народа.
Межкультурная коммуникация – т.е. процесс общения представителей разных культур решает много задач: воспитание толерантности, получение новых знаний и опыта, развитие чуткости и эмпатии, способности поставить себя на место других.
Личность, воспитывавшаяся в иных условиях, может проявлять признаки интолерантности.
Интолерантность – это нетерпимость, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. Проявляется в широком диапазоне форм поведения — от невежливости, пренебрежительного отношения до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами проявления интолерантности являются:
• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
• дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
• осквернение религиозных и культурных памятников;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
Перед тем, как рассмотреть способы воспитания толерантности, хотелось бы привести страшные примеры интолерантности из истории.
Наиболее ярким примером является нацистская Германия. В Германии издревле национальным меньшинством было еврейское население. С приходом нацистов к власти, именно евреи стали мишенью псевдопатриотизма нацистов. Эффективно используя негативные стереотипы и слабые познания в чужой культуре, нацисты перешли к сегрегации и геноциду в дальнейшем. После евреев следующей мишенью стал Советский Союз и русский народ. Ложь, стереотипы, пропаганда – все средства были использованы для зарождения ненависти одного народа к другому.
Ответом нацистской Германии стал героизм русского народа и представителей других национальностей, которые в едином порыве бросились на защиту нашей общей Родины. Интернационализм был одним из столпов Советского Союза. Современная Россия продолжает традиции и выступает одним из мировых примеров дружной и мирной жизни представителей разных культур.
Другой пример длительного проявления интолерантности – это расизм в США, который был узаконен вплоть до 1960-х годов.
В 1940-х годах в США был проведён расовый эксперимент, с целью выявить последствия длительной многолетней дискриминации чернокожего населения.
Учёный Кеннет Кларк предлагал чернокожим детям две куклы на выбор, которые отличались только цветом кожи. Экспериментатор спрашивал, «какая из кукол хуже», на что дети неизменно давали ответ «эта», указывая на чернокожую куклу. На последовавший вопрос «Почему?», малыши отвечали: «Потому что она чёрная». Когда ребёнка просили выбрать куклу, похожую на него, они выбирали чёрную.
Результаты эксперимента подтвердили гипотезу о том, что повсеместная дискриминация влияет на личность чернокожих детей. С малолетства они проникаются ощущением собственной ущербности, навязанной им обществом.
Эти и многие другие страшные примеры из истории являются напоминанием современному обществу о том, как важно воспитывать и обучать детей в условиях позитивной межкультурной коммуникации.
В условиях образовательного учреждения воспитание толерантности может производиться в разных формах.
Это и обязательный учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Он направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Это проведение классных часов и внеклассной работы в форме уроков-игр, с организацией диалоговых форм работы (дискуссия, диспут, дебаты), с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов.
Например, в нашей школе проводятся обязательные классные часы на такие темы, как «Урок мира» (1 сентября), «Международный день мира» (21 сентября) и многие другие.
Изучение иностранных языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.
Изучение истории и культуры родного края, родной страны, на таких уроках, как «Окружающий мир», «История», «География», возбуждает интерес учащихся к своей Родине, дарит им драгоценные знания о многогранной России.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у школьников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Источники:
http://applied-research.ru/ru/article/view?id=10954
http://megaobuchalka.ru/6/34642.html
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/01/17/tolerantnost-kak-rezultat