2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тип комедии горе от ума. Жанр пьесы «Горе от ума» Грибоедова: жанровое своеобразие и особенности произведения

Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума Грибоедова

Комедия в стихах «Горе от ума» Грибоедова А.С. написана в начале ХIХ века Произведение является вершиной русской поэзии и драматургии. Афоризмы, которыми изобилует текст пьесы, народ «растащил на цитаты». Сюжет пьесы отражает двух разных слоёв общества. Старое консервативное не хочет уступать место новому прогрессивному.

Жанр произведения можно характеризовать как сатиру на социально-идеологическую тему. Показывая жизнь московского дворянства, автор показывает социальные и нравственные проблемы, присущие той эпохе. Затрагивает Грибоедов экономическое и политическое обустройство государства, построенное на крепостном праве.

В пьесе присутствуют все признаки классицистической комедии. Используя приём «любовного треугольника», автор, на первый взгляд точно следует законам жанра. Но хитрый замысел Грибоедова должен привести к разочарованию или замешательству читателя (зрителя) к концу пьесы. Казалось бы искренние любовные чувства в самом начале пьесы к концу её превращаются в мнимые, фальшивые.

Присутствуют в комедии и трагедийные нотки. Чувства, которые главные герои изображают в начале пьесы, в конце претерпевают метаморфозу. Вместо пылкой и страстной любви герои испытывают горечь и разочарование. Чацкий ищет любви Софии, но она не понимает его. Разочарованный Чацкий уезжает. София после отъезда Чацкого ищет защиты и успокоения в объятиях Молчалина. Но он не любит её. Трагедия главных героев ставит под сомнение комедийный жанр пьесы. Терзания героев неразрешимы.

Кроме любовной линии сюжета в пьесе есть и другая: социально-бытовая, идеологическая. Москва, в которой жили Фамусов, Скалозуб и другие герои, была достаточно ограниченным мирком. Здесь ценился налаженный, размеренный быт, без факторов, раздражающих извне. Кумовство и родственные связи в присутственных местах считались делом обычным и не подлежащем осуждению. Здесь почитали превыше всего высокие чины и всё заморское, иностранное. Образованности, науке и всему новому, прогрессивному здесь не просто не нашлось места. Всё это отвергалось, как ненужное, лишнее.

Образованный Чацкий всё это видит и высмеивает. Выросший и воспитанный в доме у Фамусова, герой не принимает и не разделяет взглядов последнего. Между Чацким и Фамусовым нет явной неприязни. Это люди одной социальной группы. Но взгляды у них диаметрально противоположные. Конфликт этих отношений хорошо виден в сцене описания бала. Изобличающий и высмеивающий всех Чацкий объявлен сумасшедшим. Таким образом, умный и образованный человек становится в глазах обывателей шутом. И в этом его трагедия.

«Крылатые фразы», которыми изобилует пьеса, указывают на то, что Грибоедов использовал при написании народный фольклор, басни, баллады. Монологи Чацкого, протестующего против застойного общества, можно отнести к гражданской лирике. Смешение разных жанров и литературных приёмов делает произведение сложным в жанровом смысле. Это жанровое своеобразие делает его неповторимым.

Читать еще:  Скотт биография. Вальтер Скотт: биография, творчество, интересные факты из жизни, экранизация произведений

Также читают:

Картинка к сочинению Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума

Популярные сегодня темы

В картине отражено реальное историческое событие – бой русской эскадры под командованием адмирала Спиридова с турецкой эскадрой в Чесменской бухте. Айвазовский не принимал участия в сражении, то он описал его очень реалистично.

Роль литературы в жизни каждого человека невозможно определить. С детского возраста ребенок начинает свой путь с поучительных сказок и стихотворений, которые родители читают своим чадам на ночь.

Невозможно представить произведения Сергея Александровича Есенина без обращения к родине. С раннего детства у поэта возникло теплое и нежное чувство к России. В стихах его понимается, как сильна любовь Есенина к дорогим краям.

Одной из центральных тем романа «Капитанская дочка» является история любви Петра Гринёва и капитанской дочки – Маши Мироновой. Она начинается с того времени, когда молодой человек приехал на службу в Белогорскую крепость

В этом сочинении пойдёт речь о людях, чьи имена навеки вписаны в историю России.

Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно отметить не одну, как было принято любовную интригу (Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза – Петруша), но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия. В классицистическом произведении любовной паре господ соответствовала пара слуг, пародирующая их. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…» (а теперь Молчалин мечтает стать дворянином, женившись на дочери Фамусова).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально‑политический.

Все герои произведений классицизма были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип в комедии соблюдается только в общих чертах: так называемое фамусовское общество противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый их них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

Читать еще:  Наталья шешко - современный именослов с рекомендациями как назвать ребенка. Фамилии у разных народов

…Во‑первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное – поди‑тка, послужи…

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительность, даже злобой («Не человек – змея» – это оценка Чацкого его бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, т. е. победа положительного героя и добродетели над пороком. В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных. К положительным можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей – родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянника княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «… он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник». И из‑за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой». Фактически же Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах страны. Они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть юмористической, фарсовой либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб, Тугоуховские, смешные в каждом своем действии, каждом своем слове. Использованы также и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий – Репетилов).

Главные герои комедии неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома Фамусовым мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем‑то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви, озлобляясь, начинает обличать всех и вся.

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Читать еще:  Развивается коворкинг центр почему такое. Коворкинг - что это такое? Определение, значение, перевод

Жанр «Горе от ума»

При анализе комедии «Горе от ума» жанр произведения и его определение вызывает немало сложностей. Являясь новаторской, комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова разрушила и отвергла многие принципы классицизма. Как и традиционная классицистическая пьеса, «Горе от ума» имеет в своей основе любовную интригу. Однако параллельно с ней развивается общественный конфликт. Здесь поднимаются вопросы взяточничества, чинопочитания, лицемерия, презрения к уму и образованности, карьеризма. Поэтому не представляется возможным четко обозначить разновидность комедии «Горе от ума».

Нередко возникаю даже споры о том, а комедия ли «Горе от ума». Как определяет жанр пьесы «Горе от ума» ее создатель? Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. Но ведь ее главный персонаж отнюдь не комичен. Тем не менее «Горе от ума» обладает всеми признаками комедии: здесь есть комические персонажи и комические ситуации, в которые они попадают. Например, Софья, застигнутая отцом в комнате с Молчалиным, говорит, что секретарь Фамусова оказался там случайно: «Шел в комнату, попал в другую».

Современники называли пьесу «Горе от ума» высокой комедией, потому что в ней подняты серьезные нравственные и общественные проблемы.

Однако традиционные возможности этого жанра не были способны в полной мере решить творческий замысел писателя. Поэтому Грибоедов вносит существенные корректировки в традиционное понимание комедии.

Во-первых, Грибоедов нарушает единство действия. В его пьесе впервые появляются два равноправных конфликта: любовный и социальный. Кроме того в классицизме в развязке порок должен быть побежден добродетелью. В пьесе «Горе от ума» этого не происходит. Чацкий, если и не побежден, то вынужден отступить, так как он в меньшинстве и не имеет шансов на победу.

Во-вторых, изменяется и подход к персонажам комедии. Грибоедов делает их более реалистичными, отказываясь от традиционного деления на положительных и отрицательных героев. Каждый персонаж здесь, как и в жизни, наделен как положительными, так и отрицательными качествами.

Также можно говорить о присутствии в пьесе элементов драматического жанра. Чацкий не только не смешон, он еще и переживает душевную драму. Находясь три года за границей, он грезил встречей с Софьей, строил в мечтах счастливое будущее с ней. Но Софья холодно встречает бывшего возлюбленного. Она увлечена Молчалиным. Мало того, что надежды Чацкого в любви не оправдались, он еще и чувствует себя лишним в фамусовском обществе, где ценятся только деньги и чины. Теперь он вынужден осознать, что навсегда оторван от людей, среди которых был воспитан, от дома, в котором вырос.

Личную драму переживает и Софья. Она была искренне влюблена в Молчалина, рьяно защищала его перед Чацким, находила в нем положительные черты, но оказалась жестоко преданной своим возлюбленным. Молчалин был с ней только из почтения к ее отцу.

Таким образом, жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что пьеса представляет собой смешение нескольких жанров, ведущим из которых является жанр общественной комедии.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/zhanrovoe-svoeobrazie-pesy-gore-ot-uma
http://studopedia.ru/15_77197_zhanrovoe-svoeobrazie-pesi-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html
http://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/zhanr-proizvedeniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector