Тимуровское движение в детской литературе. Программа по организации возрождения тимуровского движения

Тимуровское движение в детской литературе. Программа по организации возрождения тимуровского движения

Возрождение тимуровского движения

“Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие”, – писал Г. Троепольский.

Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения – помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Тимуровцы должны помогать тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое – это хорошо забытое старое”.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное – с желанием. Задействованы в ней учащиеся 5 – 9-х классов.

Тимуровцы участвовали различных в операциях “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: пилили и кололи дрова, складывали их в сарай, расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.

Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

Также провели рейды к младшим школьникам: “Учитесь, работайте, веселитесь, как мы”

Кириллова Анастасия командир отряда “Забота” рассказывает: “Нам нравится помогать таким пожилым людям, беспомощным. Это приятно и себе, и другому. Как говорится, жизнь – это зеркало, сделаешь хорошее другому и тебе в будущем или в скором времени это вернется сторицей”.

Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу.

В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.

Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. Тимуровцы придерживаются заповедей:

  • Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь;
  • Живи для улыбки товарища;
  • Лучше трудно, чем нудно;
  • Красота, но без прикрас
    И добро не напоказ –
    Вот что дорого для нас.
  • Помогай и защищай нуждающегося в помощи;
  • Думать коллективно,
    Работать оперативно,
    Спорить доказательно –
    Для всех обязательно.

Совершенно особую роль играет песня. Она вызывает чувства, которые трудно передать словами. Главное в песне то, что она сближает, роднит людей. Наша традиционная коллективная песня:

Читать еще:  Инструкция по шагам: как открыть бизнес, который не закроется в первый год. Обучение заработку на банкротстве

Дорога добра

Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы,
падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных
сомнений и соблазнов.
Не забывай, что жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

Программа “Милосердие”

Задачи:

  1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.
  2. Возрождение лучших отечественных традиций и благотворительности.
  3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и детям – инвалидам.
  4. Создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

Программа по Тимуровскому движению «Звезда»

олеся нестерюк
Программа по Тимуровскому движению «Звезда»

Программа по тимуровскому движению ЗВЕЗДА”

Пояснительна запи ска

Детство и подростковый период – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социально значимых достижений и ценностей, становления личности, формирования чувства ответственности, активной гражданской позиции; период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.

Не все современные молодые люди знают, кто же такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. В конце 90-х годов из школьной программы убрали книги А. Гайдара. Годы кризиса 90-х годов и начала 21 века прошли почти без тимуровского движения. Но всё же, правильно говорят, что “новое – это хорошо забытое старое. Стоит любому, кому сегодня за 30, услышать имя Тимур, и человек машинально добавит: «…и его команда». Целое поколение выросло с этой доброй книгой Аркадия Гайдара. Любовь к книге, ее героям переросла в большое детское патриотическое движение, появлению первых тимуровских команд в пионерской организации. В начале 40-х годов под влиянием этой повести возникло тимуровское движение, задачей которого являлась помощь семьям военнослужащих. Вначале это были стихийно возникшие «команды» (отряды, дружины, помогавшие взрослым так, как это было описано в повести.

В годы ВОВ 1941-1945 годов тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях по месту жительства. Только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шествовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенные голодные, помогали по хозяйству инвалидам войны и труда, семьям погибших, ухаживали за могилами погибших воинов, выращивали домашнюю птицу и кроликов. В 60-70-е годы тимуровские дружины были в каждой школе страны.

Тимуровское движение просто необходимо в наши дни. Изменения в политической жизни страны, смена ценностных ориентиров общества, структуры и содержания информационного пространства и культурной среды являются одними из объективных факторов, заставляющих нас иначе взглянуть на развитие движения сегодня. Хочется, чтобы тимуровское движение, зародившееся более 70-ти лет назад, вновь вернулось в наше общество, и люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, снова почувствовали, что рядом подрастает поколение ребят, способное разделить их проблемы и заботы, подарить надежду. Надежду на то, что они не забыты, их помнят, и в трудную минуту готовы прийти на помощь. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества. Если будешь уважать старших, то и сам будешь уважаемым. Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, ребята могут узнать много нового о своем городе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

Ребята должны понять, что они прикоснулись к истории, связь поколений не оборвана. А ведь самое главное – теплота между поколениями, связующая нить между прошлым и будущим.

Данная программа рассчитана на то, что она поможет воспитанникам утвердиться в том, что человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей и составляют основу человеческого счастья.

Читать еще:  Куда можно поступить после художественного колледжа. Художественные профессии, где пригодится навык рисования

Содержание программы способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Несомненно, знакомить детей с самим понятием «тимуровское движение, тимуровцы» можно через диспуты о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах, обсуждение примеров и поступков наших современников. Важно приобщить детей к культурным, духовным, трудовым традициям своего народа, сформировать у них патриотические чувства и развить духовность.

Для достижения положительных результатов тимуровского движения необходимо вовлекать ребят в различные операции, акции, общественно значимые мероприятия; проводить социальные акции совместно с добровольцами, волонтерами, студентами КМК; организовывать трудовой десант (организация помощи подшефным, престарелым людям, инвалидам); посещать краеведческий музей

Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива – это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Участниками программы могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста в зависимости от целей и формы проводимых мероприятий.

Цель программы:

Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания.

Задачи программы:

1. Формирование у воспитанников понимания сущности добровольной помощи людям.

2.. Воспитание у подростков чувства отзывчивости, внимательности, взаимопонимания, взаимопомощи через осознание собственной полезности людям и себе.

3. Популяризация трудовой деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

• Приобретение воспитанниками таких духовно-нравственные качества как: милосердие, терпимость, трудолюбие, самодисциплина, чувство долга и ответственности. Понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, доброжелательности, способности к состраданию и сопереживанию.

• Приобщение к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа.

• Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.

• Сформированность осознания полезности и нужности своей семье, своему обществу.

Формы и методы реализации программы:

– Беседы, диспуты, круглые столы

– Оказание помощи нуждающимся.

– Шефство над младшими воспитанниками

– Выпуск стенных газет; просмотр фильмов

– Встречи с интересными людьми

Ведущим методом для реализации данной программы являются личный пример, совместная деятельность детей и взрослых, а также методы убеждения и самовоспитания.

Критерии воспитательной системы в программе:

– сформировать нравственный, познавательный потенциал личности ;

– развитие креативных способностей воспитанников;

– сформированность группового коллектива.

Содержание программы.

1. Акция «Дом без одиночества» – шефская помощь ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, кто находится практически только в стенах своего дома.

2. Акция «Милосердие» – окружение заботой и вниманием инвалидов, подшефных и престарелых людей.

3. Акция «Внуки по переписке» – поздравление подшефных и престарелых людей с праздниками, знаменательными датами (изготовление сувениров, открыток)

4. «Сотрудничество» – участие в общецентровских, школьных, районных, краевых, республиканских социальных акциях (Международный день защиты детей; день семьи, любви и верности; Воды России; Леса России; и др.)

5. «Дети – детям» – организация мероприятий для младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной

6. «Мир вокруг нас» – проведение субботников и благоустройство территории учреждения, поселка, природоохранная деятельность.

7. «Вахта памяти» мероприятия посвященные Дню Победы.

Основные направления деятельности

«Дом без одиночества»

Цель: Шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла кто находится практически только в стенах своего дома.

• Акции “Ветеран живет рядом”(посещение на дому); “Подарок ветерану”(изготовление и вручение сувениров, открыток к праздничным датам); «С днём рождения, ветеран!»(поздравления на дому); «Пожилые люди»(акция к международному дню пожилого человека); «За чашкой чая»;

• Операции «Чистый двор», «Огород», «Уют», «Сосулька» (практическая помощь).

Цель: Учить старших воспитанников заботиться о младших, стремиться сделать их жизнь увлекательной и интересной.

• Операция «Забота» (совместная трудовая деятельность, организация досуга, спортивно-развлекательные мероприятия).

Цель. Организация и проведение для своих сверстников тематических дней и недель.

• День толерантности (знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»)

• Воспитательские часы: «Кто, если не ты?»; «Жизнь дана на добрые дела»;

• Акция «Копилка добрых дел»;

• Акция милосердия «Сумка дружбы» (сбор вещей, помощь нуждающимся);

• Акция «Внуки по переписки» (изготовление открыток);

Цель: Организация и проведение мероприятий, направленных на воспитание чувства любви к родной земле, желание оберегать ее, формирование экологической культуры.

• Акция «Кто, если не ты», «Домик пернатому другу»(изготовление кормушек для птиц, воспитание ответственности за братье наших меньших);

• Трудовой десант «Добрые дела» (уборка территории учреждения, близлежащего микрорайона, озеленение Центра и поселка);

Экологический субботник «Родник Благодатный».

Цель: Организация мероприятий, направленных на формирование у воспитанников уважения к истории своего Отечества, к ветеранам ВОВ, мужеству и героизму современного народа, защищающих Родину в годы ВОВ

Читать еще:  Как задобрить, прикормить и подружиться с домовым? Животные – кошка, собака и домовой в доме: как они связаны? Как задобрить домового в доме, чтобы помогал, и в семье все было хорошо.

• Экскурсии в музей

• Экскурсия в военный комиссариат: «Профессия Родину защищать»;

• Воспитательские часы «Мы здесь не потому, что дата» (Рассказать воспитанникам о знаменательных и судьбоносных событиях ВОВ)

• Встречи с ветеранами ВОВ, участниками военных событий;

• Акция «Мужеству посвящается» (Участие в праздничных мероприятиях посвященных дню победы, Бессмертном полку, митинге, возложение цветов к памятнику. Участие в конкурсах, тематических выставках.);

«Мой край родной»

Цель. Организация мероприятий, направленных на:

– воспитание любви к родному краю, развитие интереса к его истории;

– уважения к людям труда, прославившим свой край;

• Уроки истории «Моя малая родина»,

• «Славим Приморье своим трудом» встречи с интересными людьми

• Конкурсы стихов, рисунков, поделок.

• Участие в мероприятиях, посвященных 80-летию образования Приморского края (фестиваль «Люблю тебя, мой край Приморский)

Рабочая программа “Тимуровское движение”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №12 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

«Хотим всё знать и всё уметь, и везде во всём успеть!
Старших всех мы уважаем и в труде им помогаем!
Будем вместе мы везде: в учёбе, спорте и труде!»

Детство – время активного социального развития растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. Современные модели взаимодействия “Общество-государство” предусматривает, в основном, пассивное участие детей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.

В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива – это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. В настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

Программа развития детского тимуровского движения преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь. Понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Программа тимуровского движения создана для учащихся 6-8 классов. Рассчитана на 35 часов в год. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теоретические и практические занятия.

Воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе.

Для достижения цели отряд ставит перед собой следующие задачи:

-способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков;

-формировать социальный опыт детей;

-осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;

-организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей;

-осуществлять тимуровскую деятельность.

воспитание высоконравственной личности, приближенной к модели выпускника;

развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей, через возможность широкого выбора внеурочной занятости;

решение проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирование индивидуализированного, здоровьесберегающего, обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному образу жизни;

вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором духовно-нравственные нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой;

совершенствование системы управления школой на принципах демократии;

приобретение учащимися в результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения таких духовно-нравственных качеств как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность.

пополнение интересов, учащихся социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений;

приобщение к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/512414/
http://www.maam.ru/detskijsad/programa-po-timurovskomu-dvizheniyu-zvezda.html
http://infourok.ru/rabochaya-programma-timurovskoe-dvizhenie-880583.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии