Тест нарисовать дом дерево человека расшифровка пример. Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж

Тест нарисовать дом дерево человека расшифровка пример. Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж

Психологический тест: Дом-Дерево-Человек

Тест «Дом — Дерево — Человек» был предложен Дж.Буком в 1948 году и представляет собой проективную методику исследования личности. Он предназначен как для взрослых, так и для детей, также может быть использован при проведении группового обследования.

Испытуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

При использовании теста «Дом — Дерево — Человек» Р.Бернс всегда просил своих обследуемых изобразить дерево, дом и человека в одной происходящей сцене, на одном рисунке. Он считал, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то можно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Инструкция к тесту

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете рисовать их так, как Вам захочется. Вы можете стирать нарисованное столько, сколько Вам угодно. Также Вы можете обдумывать рисунок необходимое Вам количество времени. Все это никак не отразится на Вашей оценке. Постарайтесь нарисовать дом, дерево и человека, как можно лучше, во всех важных, на Ваш взгляд, деталях и подробностях».

Испытуемый может выражать отказ. Такая манера поведения характерна для человека среднего и пожилого возраста. Обычно она сопровождается утверждениями типа: «я не художник», «я не умею рисовать», «в школе у меня не было такого предмета, как рисование», «на рисовании я всегда получал негативные отметки» и т. д.

В таком случае, исследователю необходимо убедить испытуемого, что тест «Дом — Дерево — Человек» — это не тест на художественные способности, что Вас интересуют нечто другое, нежели способности испытуемого к рисованию. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-то подручный предмет, скажи ему, что рисунок необходимо выполнить от руки.

В процессе проведения теста «Дом — Дерево — Человек» важно записывать:
1) все аспекты и нюансы, связанные с фактором времени:
а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования;
в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок;

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Пост-рисуночный опрос к тесту «Дом — Дерево — Человек»
После того, как невербальная фаза теста «Дом — Дерево — Человек» завершается, исследователю необходимо предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и проинтерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Важно учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени не мог выразить.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек», состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

Пост-рисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Вопросы пост-рисуночного опроса к тесту

Вопросы к рисунку о человеке:
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком Вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого Вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая на Ваш взгляд погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему?
Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?

Вопросы к рисунку о дереве:
Др1. Что это за дерево?
Др2. Где в действительности находится это дерево?
Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
Др4. Это дерево живое?
Др5.
А. (Если испытуемый считает, что дерево живое)
а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
в) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
г) Как Вы думаете, когда это произошло?
Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое)
а) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
б) Как Вы думаете, когда это произошло?
Др6. Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину?
Др7. Что именно в рисунке подтверждает Вашу точку зрения?
Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
Др10. Когда Вы смотрите на рисунок дерева, как Вам кажется, оно расположено выше Вас, ниже Вас или находится на одном уровне с Вами?
Др11. Как Вы думаете, какая погода на этом рисунке?
Др12. Есть ли на рисунке ветер?
Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?
Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?
Др15. Если бы на этом рисунке Вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?
Др16. Как Вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
Др17. О чем заставляет Вас думать это дерево?
Др18. О чем оно Вам напоминает?
Др19. Это дерево здоровое?
Др20. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др21. Это дерево сильное?
Др22. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др23. Кого Вам напоминает это дерево? Почему?
Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

Читать еще:  Цель по чтению художественной литературы. Каталог произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам

Вопросы к рисунку о доме:
Д1. Сколько этажей у этого дома?
Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
ДЗ. Это Ваш дом? (если нет, то чей он?)
Д4. Когда Вы рисовали этот дом, кого Вы представляли себе в качестве его хозяина?
Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был Вашим? Почему?
Д6. Если бы этот дом был Вашим и Вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:
а) Какую комнату Вы бы выбрали для себя? Почему?
б) С кем бы Вы хотели жить в этом доме? Почему?
Д7. Когда Вы смотрите на рисунок дома, он Вам кажется расположенным близко или далеко?
Д8. Когда Вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше Вас, ниже Вас или примерно на одном уровне с Вами?
Д9. О чем Вас заставляет думать этот дом?
Д10. О чем он Вам напоминает?
Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?
Д12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Д13. Считаете ли Вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
Д14. Какая, по Вашему мнению, погода на этом рисунке?
Д15. О ком Вас заставляет думать этот дом? Почему?
Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
Д17. Куда ведет этот дымоход?
Д18. Куда ведет эта дорожка?
Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Особенности проведения пост-рисуночного опроса

По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных или отсутствие «обязательных» деталей в pисунках, соотношение любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами.

Например, исследователю необходимо узнать у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т.д.; в рисунке дерева — рубцы, тени, сломанные или мертвые ветви и т. д.

Принято считать, например, что рубцы на стволе дерева, сломанные или поврежденные ветви, почти неизменно символизируют «душевные раны» — следствие психологических травм, перенесенных испытуемым в прошлом. Время, когда произошел травмирующий эпизод, можно определить по расположению рубца на стволе, принимая основание ствола у корней дерева за период раннего детства, верхушку дерева — за настоящий возраст испытуемого, а расстояний между ними — за промежуточные годы.

К примеру, если 30-летний испытуемый нарисовал рубец примерно на высоте одной трети ствола от его основания, то травмирующий эпизод мог предположительно произойти в 9-11-летнем возрасте. Исследователь может спросить: «Что необычного произошло с Вами, когда Вам было около 10 лет?».

Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой:
1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровнe;
2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности.

Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, которая символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью. Тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемента — солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед…

Исследователю необходимо постараться получить от испытуемого объяснение отсутствия обычных деталей — окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке человека — в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания.

Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователю необходимо попросить испытуемого объяснить, в чем причина такого положения.

Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение: правая — это будущее, левая — прошлое, то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке дома. Однако оказалось, что на рисунок человека это, как правило, не распространяется, потому что — если говорить о рисунке человека в профиль — правша обычно рисует фигуру, обращенную лицом влево, а левша — обращенную вправо.

Исследователю необходимо попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютный профиль, так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой, исследователю необходимо попросить испытуемого oписать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает.

Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.

Исследователю можно порекомендовать отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе. Также очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и пост-рисуночного опроса.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек» преследует 2 цели:

  1. создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.;
  2. предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

Интерпретация признаков теста «Дом — Дерево — Человек»:
Дом — Дерево — Человек: Дом
Дом — Дерево — Человек: Дерево
Дом — Дерево — Человек: Человек

Тест “Дом-дерево-человек”

Это тест разработал американский психолог Дж. Бак. Относится он к типу графических тестов из разряда проективных методик психологической диагностики.

А если на доступном человеческом языке, то, рисуя, Вы проецируете на листе бумаги себя и свое бессознательное.

Так, а теперь рисуйте на белом листе А4:

дом-дерево-человек.

Ничего дополнительного в задании не будет.

Нарисуйте сначала, а потом почитаете о том, что это и с чем это есть. А в самом конце будет интерпретация.

Первым делом скажу, что проективные методики, это один из способов увидеть проблему или проблемы, с которыми можно в дальнейшем работать, т.е. провести нормальную психологическую диагностику, составить план работы и т.д и т.п.

Проблемы или особенности личности, которые могут показать проективные тесты, в том числе и графические, не всегда имеют место быть. По этому, такие тесты представляют собой “лупу”, а абстрактно-логические – микроскоп. Это я говорю для того, чтоб особо не радовались, не паниковали и не брали все за чистую монету.

Теперь о том, чего нельзя делать:

  • диагностировать самого себя
  • пытаться нарисовать или интерпретировать на пьяную голову

Стоит учесть, что Вы нарисуете разные изображения в зависимости от многих внутренних и внешних факторов: плохое самочувствие, злость, только что вкусно поели, эйфория влюбленности, работа перфоратора за стеной и т.д.- все это отразится в таком тесте.

Еще одной особенностью этого теста является то, что людей, получающих или получивших художественное образование, бесполезно диагностировать графическими методами. Потому, что все будет нарисовано по всем художественным законам.

Итак, начинаем интерпретировать:

Я не буду давать вам детальный ключ, я объясню, как быстро и просто самому оценить рисунок.

1. Положение на листе

Благодаря письменности, слева на право и сверху вниз, в нас закладывается ощущение времени. На рисунке левый и верхний края – это прошлое, нижний и правый – будущее, стремление к нему. И смещение к этим краям Вам уже говорит о внутренней тенденции, т.е. зацикленность на прошлом или стремление вперед.

К примеру, в детстве было хорошо, а сейчас плохо и будущее не сулит ничего хорошего. Или наоборот.

Положения рисунка на краю говорит, о том, что нет чувства безопасности, это как стоять над обрывом. С другой стороны, положение в центре, далеко от краев, говорит об отсутствии защищенности, потребность в защите и контроле. отойду ка я от края подальше, возле него страшно.

Читать еще:  Аниме про демонов и любовь. Список аниме про демонов и школу: романтика, гарем и сенен прилагаются

Еще правый край отвечает за интеллект, а левый – за эмоции. Вы догадались, куда сместятся самоуверенные умники?

Верхний край так же отвечает за мечты.

Если на рисунок “вид снизу”, то испытуемых жаждет “идеального”, это идеальное может казаться ему недостижимым.

“Вид сверху” может говорить о проблемах, конфликте.

Если появляется лишняя перспектива, например видны 4 стены дома из всех 4х – это центризм, зацикленность на внимании, мнении окружающих.

Если нарисовано далеко, то это говорит о чувстве отверженности ил не желание сближаться с кем бы то ни было, а вблизи – открытость, доступность и доброта.

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию. Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

2. Линии

Тут все просто, слабое нажатие (неуверенность, скованность); нормальное нажатие; сильное нажатие (проблемы, чувство давления, настойчивость, агрессия); и множественные (волосатые), эскизные линии (неустойчивость, отсутствие внутренней позиции).

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность .

Линии на разных объектах могут отличаться и это тоже будет иметь значение, в зависимости от того, какое значение этот объект несет.

Слишком прямые линии – слишком прямой человек, регидный. Мало изогнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

Слишком “кудрявые” – недостаточная личная позиция, неуверенность или женственность.

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — конфликт.

Короткие штрихи — импульсивность или тревожность.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интраверсия, изоляция.

Штриховка слева направо — наличие мотивации.

Дом – символизирует семью, домашний очаг, а так же внутренний мир.

Первое, на что я обращаю внимание – это ” фундамент “, который говорит об устойчивости или ее отсутствии, тревожности, уверенности. Под фундаментом я подразумеваю то, на сколько дом устойчиво стоит.

Дом должен быть достроенным, если чего-то в нем не хватает, то думайте о проблемах, например во взаимоотношениях с людьми.

Если внешняя линя дома ярче внутренних деталей, что это желание сохранить все как есть. Если яркость разных внешних линий разная, оценивайте их по принципу: композиции на листе, право-лево, верх-низ + сила нажатии линии.

Двери и окна – это контакт с окружающим миром. И их количество говорит о стремлениях к этому контакту или его ощущении. Отсутствие тоже красноречиво, вплоть до агрессии.

Наличие задней двери – возможность отступить, неприступность и отчужденность, а так же неприятие сложившейся ситуации.

Размер дверей говорит о взаимодействие с социумом: решительность, коммуникабельность, уверенности в себе, готовности впустить в свою душу.

Замок говорит сам за себя, к тому же, он может быть признаком агрессии.

Занавески на окнах и ставнях – это потребность скрывать свой внутренний мир.

Форточка – потребность в контроле.

Если дом 2х-этажный и выше, и при этом окон нет только на первом этаже, то это оторванность от реальности, одни мечты.

Крыша – сфера фантазий, чем больше крыша или ее деталей, тем больше мечтаний, фиксированности на них. Плоская – отсутствие воображение, может быть эмоциональная заторможенность. Если крыша с домом плохо сочетаются, то ото говорит о плохой самоорганизованности.

Труба на крыше говорит о тепле, уюте, интимности или потребности в этом.

Дым- недостаток эмоциональной теплоты или внутреннее напряжение.

Комната вместо дома – может нести как положительный, так и отрицательный характер. Огромное значение имеет функционал комнаты: санитарный, социальный и т.д.

4. Человек

Вообще, есть отдельный тест “нарисуй человека”, который указывает ни только на внутренний мир, но и на умственное развитие.

Размер – чувство приспособленности и значимости.

Голова – сфера интеллекта и отношения к нему.

Если нарисовано несколько “гендерных” людей, то размер головы указывает степень важности пола.

Нечетко нарисованная голова – робость и неуверенность. Увеличенная яркость линий – акцентирование на значение интеллекта.

Туловище – мужественность и озабоченность телесными ощущениями. Если оно слишком большое, то это говорит об осознании проблем и неудовлетворенности. Если слишком маленькое, то это обозначение своей незначительности или униженности.

Плечи символизируют силу и власть.

Шея – связь между телом и головой. Ее подчеркивание говорит о потребности контроля. Длина и толщина – о силе связи между головой и телом. Размер головы и тела расскажут, кто кого контролирует.

Лицо – это сенсорный контакт.

Подчеркнуты черты – озабоченность внешностью и отношениями с другими.

Выражение подобострастности – незащищенность. “Маска” – осторожность, скрытность и отчужденность.

Уши – умение или желание слушать.

Глаза : закрыты или спрятаны – “не хочу ничего знать”; выпучены или подведенные – грубость; маленькие – погруженность в себя; ресницы – кокетливость, стремление показать себя.

Рот и его размеры – общение. Сильно обведен – незрелость. Рот клоуна – вынужденность быть приветливым. Размер губ говорит о женственности. Зубы – агрессия.

Нос – агрессивность и ироничность. Ноздри – агрессия.

Волосы – храбрость, сила, зрелость. Жестко заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением; не заштрихованы совсем, обрамляют как шлем – враждебность.

Руки и ноги – символизируют способность изменять или контролировать окружающий мир.

Сужающиеся конечности – женственность. Большие – грубость. Чрезмерность – попытка компенсировать неудовлетворенность (кто про что, а вшивые про баню).

Руки – способность что-то достать, взять. Физическая сила, амбиции, храбрость, независимость,

Разведенные руки – стремление к любви, привязанности.

За спиной – не желание уступать.

В карманах или за спиной – чувство вины, неуверенность, попытка контролировать агрессию.

Гибкие – социальная адаптированность.

Прижатые к телу – неповоротливость, регидность, напряжение, трудности в общении, страх агрессии.

Отсутствуют – беспомощность, при высоком интеллекте – неадекватность.

Отсутствуют у женской фигуры – нелюбящая мать.

Рука – боксерская перчатка, без пальцев – вытесненная агрессия.

Пальцы и ногти – символ агрессии. Не хватает пальцев – бессилие.

Ноги – независимость и устойчивость.

Широко расставлены – неподчинение, пренебрежение или незащищенность.

Ступни – подвижность в межперсональных отношениях. Ступни отсутствуют — замкнутость, робость, зависимость. Большие – потребность в мужественности или безопасности; демонстрация мужественности. Мелкие – скованность, зависимость, подавленные чувства.

5. Дерево

Дерево — символ стоящего человека; корни — коллектив, бессознательное; ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии; ветви — пассивность или противостояние жизни.

Дерево на весь лист- хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться, агрессия. Маленькое (особенно если близко к нижнему краю листа) – неуверенность в себе, зависимость.

Наклонено влево — отсутствие равновесия из-за стремления к эмоциональному наслаждению, импульсивность или привязанность к прошлому и страх перед будущим.

Наклонено вправо — отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта.

Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой или желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах или хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти или поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Много деревьев – инфантильность.

Мертвое — переживание физической неполноценности, психологической неадекватности, вины, пустоты.

Яблоня — зависимость от родителей, часто изображается беременными или жаждущими ребенка женщинами.

Корни прорисованные – любопытство.

Корни в виде двух линий — рассудительность; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Подчеркнут – эмоциональная незрелость.

Ствол расширяющийся книзу – стремление походить на одного из родителей, рефлексия неудач.

Прямые линии – находчивость, не задерживается на тревожном. Кривые – тревога.

Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в социуме, но без ощущения опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я».

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол оторван от земли – отсутствие связи с реальностью.

Ствол ограничен снизу – несчастность, потребность в поддержке.

Читать еще:  Мои самые любимые анекдоты – про Чебурашку! разве инспекторы гибдд вас не узнают? История создания персонажа.

Шрамы, дупло, сломанная ветвь – травма.

Заштрихованный — тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым или агрессивность.

Чрезмерно подчеркнута – эмоциональная заторможенность, низкие способности к рассуждению.

Круглая – эмоциональность, вплоть до экзальтированности.

Листва-сетка — ловкость в избегании проблемных ситуаций, уход от неприятных ощущений.

Листва из кривых линий – восприимчивость .

Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом, возможна агрессия.

Пальма – стремление к перемене мест.

Листва-узор – женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов или возвращение к прошлому или трудности в принятии решений.

Зачернение – напряжение, тревожность.

Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, суетливость, чувствительность к окружающему.

Ветви одной линией – бегство от неприятностей реальности.

6. Разное

Одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Несколькими – создание и соблюдение своих собственных правил, потребность в идеале.

Отсутствие – стресс или подверженность ему.

Левый край выше правого – упадок сил, недостаточность стремлений.

Правый край выше левого – энтузиазм.

Солнце – авторитетное лицо.

Тучи — опасения, депрессия.

Забор — необходимость эмоциональной защиты.

Творческий тест: «Дом-дерево-человек». Нарисуйте и узнайте о себе много интересного

Тест «Дом-дерево-человек» является один из самых известных методов исследования личности. Он был предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест подходит как для взрослых, так и для детей.
В чем его суть:
нужно всего лишь нарисовать дом, дерево и человека, причем прорисовав как можно больше деталей, для того чтобы более точно и полноценно интерпретировать изображенное, тем самым формируя более четкое и глубокое представление о личности.

Ну что, готовы? Тогда рисуем!

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА:

ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТОИТ ОТМЕТИТЬ, В КАКОМ ПОРЯДКЕ БЫЛИ ВЫПОЛНЕНЫ РИСУНКИ:
1. Если первым вы изобразили дом – то на первом месте для вас стоит безопасность, уют и комфорт.
2. Первым нарисовали дерево – значит главное для вас – это жизненная энергия, карьерный и творческий рост.
3. Первым нарисовали человека – значит основные потребности или проблемы имеются в отношении с самим собой.

КАК РИСУНОК РАСПОЛОЖЕН НА ЛИСТЕ:

1. Рисунок, изображенный внизу листа, означает, что вы нередко испытываете чувство незащищенности, а порой склонны к депрессии.
2. Рисунок, изображенный в верхней части листа – вы больше оптимистичная личность и любите фантазировать.

3. Рисунок, изображенный над центром листа говорит о вашей мечтательности и задумчивости.

4. Рисунок, изображенный ниже центра листа свидетельствует о вашей осторожности и даже чрезмерной бдительности.

5. Рисунок четко по центру – вы прямолинейный и откровенный человек.

6. Рисунок слева – вы живете прошлым, вы эмоциональный человек и ваши чувства в основном преобладают над разумом.

7. Рисунок справа – ваш разум преобладает над чувствами.

8. Недостаток симметрии – незащищенность.
Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.

ДОМ

Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
Дом вдали – чувство отверженности.
Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.
Дом многоэтажный, многоквартирный — человек ощущает себя частью общества, коллективист.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности.

СТЕНЫ

Задняя стена, расположенная необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно ярче и толще по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить или не потерять контакта с реальностью.
Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.
Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.
Стена: одномерная перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять на ситуацию, насколько это возможно.

ДВЕРИ

Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими, даже самыми близкими.
Дверь или двери задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.
Дверь (или двери) парадные — первый признак откровенности, достижимости.
Дверь открыта – потребность к теплу извне.
Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое личное пространство. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

ТРУБА

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Труба почти невидима – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.

ДЫМ

Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

ОКНА

Первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
Окна сильно открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок– отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна закрытые — озабоченность взаимодействием со средой.
Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

КРЫША

Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.
Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.

ЧЕЛОВЕК

Голова

Сфера интеллекта.
Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.
Нечеткая голова – застенчивость, робость.
Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.
Большая голова у фигуры противоположного пола – мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Туловище

Туловище угловатое или квадратное – мужественность.
Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

Поза

Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.
Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость.
Человек в абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.
Куклы – уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
Фигура из палочек – может означать увиливание и негативизм.
Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки – незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована – показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце – символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
Погода – отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Источники:

http://psychologyc.ru/dom-derevo-chelovek/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d9ef3d3e6cb9b00ad47d13b/5da63bd523bf4800b2a93dfc
http://www.joinus.pro/blog/show/tvorceskij-test-dom-derevo-celovek-narisujte-i-uznajte-o-sebe-mnogo-interesnogo

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии