Тема вов в послевоенной литературе. Осмысление темы великой отечественной войны в художественной литературе

Тема вов в послевоенной литературе. Осмысление темы великой отечественной войны в художественной литературе

Великая Отечественная война в литературе 20 века сочинение

Мы не должны забывать страшные минуты войны, горе и смерть миллионов советских людей. Конечно, было бы преступлением не чтить память павших и не вспоминать об этом времени. Память о войне, о геройстве наших солдат, борьба за согласие между народами на планете является основным долгом всех нас. Одной из основной тем в произведениях советских писателей является изображение страшных моментов войны 1941 года. Ведь она вошла в жизнь каждого человека, принесла тревоги и горести.

Своеобразно раскрывает военную тематику писатель В.Быков. Он исследует, используя художественные приемы, моральные основы человеческого поведения в их социальной обусловленности. Если обратиться к его повести «Сотников», то мы видим, как писатель показал нам два образа Сотникова и Рыбака, которые своим отношением к Родине, раскрыли суть истоков героизма и предательства. Ведь отчетливо видно, что Сотников, перенеся все пытки, мужественно погибает, а Рыбак, оставшись наедине с врагом, не может выдержать мучений, предает товарищей.

В повести В. Козько «Судный день» раскрывается тема детей, чье детство прервала война. Вследствие этого у них возникает огромная душевная рана. События описаны через 10 лет после войны в небольшом городке Белоруссии. Главный персонаж Колька Летечка, будучи ребенком, пребывал в концлагере, где у таких ребят, брали кровь для солдат Германии. Все страдания, которые он перенес, отбивают у него память. И когда он присутствует на одном из судов, где судят предателей родины – карателей, мальчик вспоминает все, и это прошлое его убивает.

«Судьба человека» М.Шолохова и «Василий Теркин» Твардовского до сих пор актуальны, так как в этих произведениях с особой силой изображен характер русского человека. Андрей Соколов и Василий Теркин- обобщают образ настоящего русского воина, который прошел все испытания и сохранил в себе отвагу, патриотизм и любовь к Отчизне.

Много еще можно перечислить произведения, в которых отражены страницы Великой Отечественной войны, где с особой силой воспевается героизм наших солдат. Книги о войне воспитывают в молодых людях стойкость, учат их любить Родину.

Вариант 2

Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи. Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.

Мне больше всего нравится стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это своего рода наказ солдата любимой женщине. Если он будет знать, что его ждут, ему и воевать будет легче. Есть в стихотворении такая строка «… ожиданием своим ты спасла меня…» и ещё «…просто ты умела ждать, как никто другой».

Поэма в стихах Александра Твардовского «Василий Тёркин» – это по сути собирательный образ русского солдата. Практичного, смекалистого, рукастого, храброго. Вот, например, как автор пишет про переправу через реку. Отправили Тёркина сообщить, что «взвод на левом берегу жив-здоров на зло врагу …просит огонька туда подбросить…» Поскольку дело было зимой, и чтобы Тёркин не окоченел, его стали растирать спиртом. Тёрли, тёрли, вдруг он просит выпить, «…изнутри согреться мне, чтоб не всё на кожу тратить». Выпил рюмку, согрелся и доложил обстановку. Сработала крестьянская смекалка.

Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.

Ольга Бергольц и её «Ленинградская поэма» про осаждённый, но не покорённый Ленинград. Про «дорогу жизни», по которой вывозили из осаждённого города детей, стариков, раненных красноармейцев, а в город везли продовольствие. «…Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим, ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»

Про битву за Ленинград Александром Чаковским написан роман-эпопея под названием «Блокада». Про Сталинградскую битву Юрием Бондаревым был написан роман «Горячий снег». Эти оба произведения экранизированы.

Про оборону Москвы Константин Симонов написал роман «Живые и мёртвые». Вторая книга называется «Солдатами не рождаются». Третья книга – «Последнее лето».

Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.

Борис Васильев «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», « В списках не значится». В романе « А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах, которые защищали небо в Карелии. Обычная жизнь прервалась тогда, когда одна из них случайно обнаружила в лесу двух фашистских диверсантов. Правда, потом их оказалось около двадцати. Пять девушек и старшина отправились вслед за ними, чтобы их уничтожить. Все пятеро пали смертью храбрых. Старшина всё-таки выполнил поставленную задачу. А в сводках Совинформбюро была только одна строка «… проходили бои местного значения». И ни слова про подвиг девушек.

После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.

Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.

Сочинение Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века (Быков, Шолохов, Твардовский)

Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти огромное количество литературных произведений, так же множество стихов и прозы. В те годы литераторы внесли незабываемую лепту в литературу. Поэты старались рассказать народу в своих произведениях обо всех ужасах войны. Так же некоторым из всех известных по сегодняшний день литераторов приходилось принимать личное участие в боевых действиях на фронтовых участках, по освобождению родины от фашистов.

В 21 веке до сих пор помнят известных литераторов того времени. Таких, как Толстой, Василий Быков, Константин Симонов, Шолохов, Теркин, Фадеев, Андрей Платонов, безусловно, их творчество было связано с событиями Великой Отечественной Войны. Среди всех известных и незабываемых имен можно выделить некоторых. Например, Василий Быков, он в своих произведениях не писал про кровопролитные годы, он старался делать акцент на поведении и характере персонажа в экстраординарной ситуации. Так же не делал определенных оценок своим персонажам, таким образом, давая возможность читателю рассуждать о его творчестве и делать свои выводы. Примером к этому стало его известное произведение «Сотников».

Однозначно не возможно оставить без внимания стихи про боевые действия, про отважных солдат, про долгожданную победу, про слезы матерей Константина Симонова. Его стихи помогали в то тяжелое время бойцам на передовом фронте. Вдохновляя их на победу и убеждая их в отваге и мужестве. В наше время его произведения считаются шедеврами военного времени. А стихи известными такие как, например стихотворение «Жди меня» до сих пор помнят наизусть многие люди. И со слезами на глазах рассказывают.

Не забываемым остается также и творчество Теркина, в своих произведениях он писал про отважные подвиги красноармейцев, простых и смелых парней, которые вступили на защиту своей отчизны.

Несмотря на то, что от окончания Великой Отечественной Войны прошло очень много лет. Эти тяжелые времена для всего народа остаются, в памяти и по сей день. Все произведения знаменитых и всеми любимых литераторов не потеряли актуальность и уже в наступившем 21 веке. Так как в них заключается сила нашего народа, с помощью которой они смогли в то время победить фашистов. Безусловно, память о том времени сплотил многонациональный народ России, оставляя возможность смотреть позитивно в будущее. И прилагать все усилия, для того чтобы это страшное мировое событие больше не повторилось.

Ведь при одном произношении слов «Великая Отечественная война» сразу перед глазами вырисовывается бой и сражение за родину. Не смотрю на то, что прошло, много лет боль в душе осталась, у многих кто потерял своих близких и родных. Кто родился во время войны. Поэтому и читаются литературные произведения, смотрятся исторические фильмы, про подвиги наших бабушек и дедушек. А самое главное и долгожданная всеми событие это стала победа. Ведь день победы считается легендарным днем, это гордость за всех людей которые смогли, обеспечить, защиту не опасаясь за свою жизнь. А смело, отважные солдаты пошли на защиту своих жен, матерей и детей.

Также читают:

Картинка к сочинению Великая Отечественная война в литературе 20 века

Популярные сегодня темы

Хлестаков Иван Александрович, 23-ёх лет, – главное лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Его имя стало нарицательным, соотносимым с безудержным враньём и гомерически раздутым самомнением

Главная мысль романа Чернышевского «Что делать?» выражена во снах Веры Павловны. Автор использует этот прием, потому что считает, что сон — это отражение мыслей, чувств и идей человека, которые он не осознает в реальной жизни.

Читать еще:  Образ автора в художественной литературе. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Каждому человеку в этом мире даны разнообразные возможности, но все пользуются этими возможностями по-разному. Эта пословица отлично может просматриваться в романе Гончаров Обломов

Однажды мы с Мильтоном отравились на охоту. Как обычно, собака учуяла след, но в этот раз повела меня в поле. Какое-то время пес настороженно принюхивался, а я тем временем подготовился

Осмысление темы Великой Отечественной войны в художественной литературе

Война Сколько раздумий о ней, сколько желания осмыслить не только события, но и психологию человека в экстремальных обстоятельствах. В 2010 году Россия будет отмечать юбилейную дату – 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 Мая — День Победы — остается неизменным. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют. Мы – наследники Великой Победы – преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны.

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры. На великую народную беду литература не могла не откликнуться. Поэты и прозаики чувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

Художественная литература о войне воспевает подвиг солдата, осмысливает в полной мере уроки тяжких испытаний, показывает правду войны Несомненно, что произведения, созданные в послевоенные годы и спустя 10-20-30 лет после окончания войны, разнятся по своим художественным особенностям, но это в конечном итоге и определило тему и цель нашего исследования.

Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Главный герой — «в муках тверд и в горе горд»; «то серьёзный, то потешный»; «святой и грешный русский чудо – человек»; похож на былинного богатыря или солдата из сказок; на все руки мастер: то он боец, то плотник, то печник, то гармонист. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством. Он — поистине рядовой боец. Теркин не сомневается в окончательной победе. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Описывая будни и сражения, автор показывает героя в разных ситуациях, подчеркивая его смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других.

«Книга про бойца» — это книга про народ, лучшие черты которого воплотил герой: любовь к Родине, самоотверженность, душевную открытость и щедрость, сметливость и доброе лукавство.

В суровые годы войны поэты не просто писали, а поставляли «душевные боеприпасы фронту». Поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Проблематика и идейно – художественное своеобразие прозы о Великой Отечественной войне.

§1. Проблема «подвига и предательства» в художественном осмыслении авторов прозы о Великой Отечественной войне.

Что можно назвать истинным героизмом? Каковы мотивы поведения человека на войне, нравственные истоки подвига и предательства?

В шестом классе мы читали рассказ М. Шолохова. «Судьба человека». В этом рассказе-эпопее перед нами встал обобщенный образ Гражданина Страны, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма. Собственно, благодаря этому произведению мы и выбрали тему работы.

Андрей Соколов не может принять предательства Крыжнева. «Своя рубашка к телу ближе», — говорит тот. И по сути, идеальный Соколов волей-неволей становится убийцейОн своими руками задушил предателя и не испытал при этом ни жалости, ни стыда, а лишь омерзение: «. будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил. ». А как же идеальность, нравственные идеалы? Конечно, идеальность всегда требовательна, но Соколов исполнял свой солдатский долг.

Самое сильное, самое острое испытание пережил Соколов при встрече с комендантом лагеря Б-14, когда реальная угроза смерти нависла над ним. Именно здесь решалась судьба Соколова как солдата, как настоящего сына Родины. Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Это победа над фашизмом, нравственная победа. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», – говорит Соколов.

По рассказу Шолохова в 1959 году режиссером Сергеем Федоровичем Бондарчуком. был снят фильм «Судьба человека». Он же и сыграл главную роль.

«Поступок-форма воплощения человека. Он неприхотлив на вид и исключительно труден в исполнении. Неблагодарен в принципе. Подвиг ищет форму и требует человека, подразумевает награду. Поступок существует без этого. И подвиг я могу понять лишь как частный вид поступка, способный служить всеобщим примером» (А. Битов).

§2. Женщина на войне.

Если гибель солдата – это подвиг во имя жизни, то гибель женщины – это гибель самой жизни. Но вот парадокс: и война, и битва, и смерть- это слова женского рода. Хотя надо признать, что и слава, и честь, и победа-это тоже слова женского рода.

«У войны не женское лицо» – эта мысль пронзительно звучит в повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие». Она написана в 1969 году, удостоена Государственной премии СССР, за сценарий к фильму автор получил премию Ленинского комсомола.

Далекие дни 1942 года. В расположение зенитной батареи под командованием старшины Васкова забрасывают немецких диверсантов. И бой нужно принять девушкам. Война вступает в противоречие с женской красотой, нежностью, добротой. Но чувство долга перед мужем заставляет Риту Осянину взять оружие; у красивой Женьки расстреляли всю семью; у хрупкой Сони Гурвич осталась в оккупированном Минске семья; у Лизы Бричкиной из-за войны не сложилась личная жизнь; у Гали Четвертак не осуществились надежды.

Вспомним слова Васкова: «Ведь женщина – мать, в которой самой природой ненависть к убийству заложена». Рита убивает первого немца. Ее трясет. И такое же состояние испытывает и Женя, когда впервые убивает прикладом немца.

Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину. «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищаем. Сначала ее, а уже потом канал»,- говорит умирающая Рита, с гибелью которой, как и с гибелью каждой девушки, обрывается, по словам старшины, «маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества».

§3. Дети на войне.

Рассказ В. Богомолова «Иван» затронул сердца читателей. По этому произведению А. Тарковский снял фильм «Иваново детство». Экранизация появилась в 1962 году.

Рассказ написан от лица молодого лейтенанта – героя, занявшего столь существенное место в литературе о войне, – и содержит несколько случайных встреч с Иваном – двенадцатилетним разведчиком, все близкие которого погибли. Рассказ написан по отношению к герою «извне», с той хорошей документальностью, которая стала отличительной чертой молодой военной прозы.

Движущая Иваном Бусловым жажда мести показана как глубокая недетская страсть, (Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть»). И в известной мере Иван действительно взрослее, чем старший лейтенант Гальцев. То, что для старших уложилось в формулы разума и стало источником сознательного выполнения долга, в душе Ивана отразилось обостренным эмоциональным сдвигом. Вот почему есть грань, неуловимо отделяющая Ивана от взрослых на этой войне,- не только от молоденького лейтенанта Гальцева, но и от лихого разведчика капитана Холина, от его рассудительного друга Катасоныча и по-отцовски привязанного к нему подполковника Грязнова. «Для взрослых война не только долг, но и работа. Каждый из них выполняет ее честно, не жалея себя. Каждый, если нужно, рискнет своей жизнью. Но для Ивана на войне нет отдыха и срока, нет быта и тыла, субординации и наград – нет ничего, кроме самой войны. Потребность быть на войне абсолютна, она выше любых чинов»,она выше любых привязанностей – он любит и Холина, и Катасоныча, и Грязнова, но, не раздумывая, уходит от них по размытым дорогам войны, как только угроза отправки в тыл становится реальной. «У меня никого нет,- говорит он Грязнову,- я один».

Ребёнок и война. Образы войны и насилия – единственная абсолютная реальность для Ивана. Он освобождается от них только в снах.

В фильме «Иваново детство» авторы вводят нас туда, куда, естественно, не мог ввести автор рассказа – по ту сторону Ивановой ненависти. В конце фильма режиссер вмонтировал кадры немецкой хроники. Обугленный, скрюченный труп Геббельса, пять длинных, бледных трупиков убитых им собственных детей. Документальные кадры превращены в метафору. Она более сложна и ассоциативна, чем любая другая метафора фильма. Здесь и мотив возмездия, подчеркнутый, как рифмой, пустым эсэсовским мундиром на стене (чей-то пустой мундир на НП на минуту олицетворял для Ивана понятие “враг”). Здесь и встречный мотив искалеченного и уничтоженного детства. И просто обозначение: конец фашизма, его самоубийство.

Читать еще:  Цитомегаловирусная инфекция в клинике внутренних болезней. Сварочная техника и технология занимают одно из ведущих мест в современном производстве

История героя завершается в гестапо, но фильм кончается иначе. Снова улыбающееся материнское лицо, летний белый песок, девочка и мальчик, вбегающие в светлую, подернутую рябью водную гладь, и черное дерево, входящее в кадр как грозный, предупредительный знак. Финал картины нетрудно истолковать как своеобразное «послесловие» самих авторов, коль скоро его нельзя уже истолковать как сон Ивана. Но внимательный зритель угадает здесь и нечто большее. Это не просто назидательное авторское «послесловие» к искалеченному и убитому Иванову детству, но и волевое усилие к гармонической и целостной идеальной человечности.

Обзор использованной литературы.

Во время работы мы столкнулись с общей для всех авторов докладов проблемой: достаточно большое количество книг о войне давало минимум информации, связанной с темой нашего исследования. И, тем не менее.

Нам попала в руки книга выдающегося писателя и общественного деятеля Шолохова М. А. «Судьба человека». В этом рассказе-эпопее о судьбе Андрея Соколова перед нами встал обобщенный образ Гражданина Страны Советов, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма. Собственно, благодаря этому произведению мы и выбрали тему своей работы, т. к. этот рассказ не мог оставить нас равнодушными.

Книга известного английского журналиста Верта А. «Россия в войне 1941–1945» представляет собой своеобразный но, бесспорно, интересный рассказ о Великой Отечественной войне, свидетелем многих событий которой был сам автор. Это издание помогло нам наметить задачи нашего исследования.

Большую роль в нашей работе сыграла книга для учителей «Память пылающих лет» Журавлева С. , которая помогла нам осмыслить произведение В. Богомолова «Иван». Также, благодаря этой книге, мы нашли некоторые пояснения и комментарии авторов к прочитанным нами произведениям.

Книга «Русская советская литература» Куприяновского П. и Шамеса П. помогла нам сформировать представление о том, каким может быть человек на войне и каким был русский солдат на войне 1941-1945 г. Также материалы этой книги доказывают, что роль писателя, поэта во время войны очень значительна. Именно они должны были доставлять и доставляли «душевные боеприпасы фронту».

В заключение хотим сказать, что, благодаря книгам, с которыми нам посчастливилось работать, мы как будто совершили путешествие в прошлое, стали очевидцами ожесточенных сражений, свидетелями страданий женщин, детей, героизма простых солдат, защищиавших нашу Родину.

Целью нашей работы было изучить особенности художественного осмысления темы Великой Отечественной войны в современной прозе. В результате долгой работы над рефератом нам это удалось, последовательно реализуя поставленные во введении задачи.

Писатели и поэты, откликнувшись на великую народную беду, поддерживали своими произведениями высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

Художественная литература о войне воспевает подвиг солдата, осмысливает в полной мере уроки тяжких испытаний, показывает правду войны Герои произведений чаще всего не выделяются ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством. Они — поистине «рядовые герои», «маленькими подвигами» которых была оплачена Великая Победа. Описывая будни и сражения, писатели показывали героев в разных ситуациях, не забывая подчеркивать их смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других.

Художественные произведения о Великой Отечественной войне – это книги о Человеке на войне, о людях на войне, о женщинах и даже детях, одни из которых стремились выжить во что бы то ни стало, а другие-честно служили своей Родине.

Мы думаем, что тема нашего исследования таит в себе неисчерпаемые возможности. Любой разговор о Великой Отечественной войне всегда приводит каждого к философским раздумьям, а проблема «человек и война» сегодня может помочь в решении ряда важнейших вопросов бытия: какова роль духовных качеств человека, участвующего в освободительной борьбе, каково влияние драматических коллизий войны на нравственный мир людей.

Мы уверены, что полученные нами в ходе работы знания и сформированные умения, безусловно, пригодятся нам в дальнейшем.

Великая Отечественная война в художественной литературе

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата – героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, – писал в те годы А. Фадеев, – и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны – и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед – наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть – эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов – в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые – «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Традиции литературы Великой Отечественной войны – это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.

Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

Читать еще:  Горький пляска бабушки читать. Сочинение на тему «Какую роль играет эпизод «Пляска бабушки» в повести М

Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком – М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном – К. Воробьёв; связистами – В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком – В. Курочкин; десантником и разведчиком – В. Богомолов; партизанами – Д. Гусаров и А. Адамович.

Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего – продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.

Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах – от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).

Вот это преимущество – непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты – минуты боя – всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, – вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта – чуткость к правде.

Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

Именно в середине 50-х – начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.

Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х – начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой – исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.

Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/velikaya-otechestvennaya-vojna-v-literature-20-veka
http://www.hintfox.com/article/osmislenie-temi-velikoj-otechestvennoj-vojni-v-hydozhestvennoj-literatyre.html
http://kitaphane.tatarstan.ru/victory/lit.htm

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии