Тема природы в мировой литературе. Понимание национализма в отечественной и мировой литературе

Тема природы в мировой литературе. Понимание национализма в отечественной и мировой литературе

Понимание национализма в отечественной и мировой литературе;

Национализм считают одной из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Национализму посвящены, особенно на Западе, многочисленные работы политологов, антропологов, политических и социальных психологов. Внимание к нему было связано с антиколониальным движением, ростом этнического самосознания в развитых индустриальных странах, с национальными движениями, в том числе на постсоветском пространстве.

Среди политиков, ученых, общественных деятелей, вовлеченных в национальные движения, идут споры. С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, с другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации.

В СССР, а потом в России дискуссии о национализме стали возможны только в условиях начавшейся демократизации. Но именно тогда возникли массовые национальные движения, представители элит в союзных и автономных республиках выступили с обоснованием идей национализма. Полемика вокруг национальных проблем выходила далеко за пределы научного сообщества, она оказалась неотъемлемой частью всей политической жизни нашего общества.

В советской, а затем в российской науке и общественно-политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле — как политическое клеймо при оценке отступления от интернационализма. В социологии под национализмом имели в виду систему установок и политических идей об исключительности, превосходстве «своего» народа над другими, нетерпимости, нежелании смешиваться с другими народами (эксклюзивизм), а также действия, направленные на их дискриминацию.

Под влиянием национальных движений в союзных республиках, которые в начале перестройки способствовали падению тоталитарного режима, у российских политиков и ученых вырос интерес к мировому опыту оценки национализма. Еще в СССР начали переводиться работы Э. Геллнера, обсуждаться идеи Э. Кендури, Э Хобсбаума, Э. Смита, Б. Андерсена, Д. Холла. В западной литературе национализм трактовался как принцип, согласно которому политические и национальные единицы должны совпадать.

Верность идеям этнического возрождения стала мобилизующей силой общественных движений, направленных на достижение собственной государственности22. Нация должна быть как можно более независимой, что требует достижения ею некоторого политического суверенитета23.

Суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации24.

Несоответствие деклараций национализма его реальной практике, которое реально имеет место, не избавляет от необходимости объективного анализа сути национализма. Поэтому ученые пытались найти такое определение понятия «национализм», с которым согласились бы и его противники, и его сторонники (последние воспринимали его позитивно). Приведенное выше понимание национализма отражает не оценку его, а именно суть.

Читать еще:  Какие фокусы можно сделать с руками. Простые фокусы для детей, которые можно сделать в домашних условиях

В начале национальных движений в СССР признанию права народов самим решать свою судьбу, создавать государственность и определять меру независимости способствовала привычная для советской науки ленинская трактовка права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Это право, пусть и декларативное, было записано в Конституции СССР, а кроме того все прекрасно помнили ленинские высказывания о национализме больших и малых народов, о позитивной направленности национально-освободительных движений в процессе деколонизации. Все упиралось в одну проблему — отсутствие действенного механизма осуществления этого права.

Но вскоре обнаружилось несоответствие деклараций национализма реальной практике, что отмечалось и в западной литературе правда тогда оно не вызвало к себе особенно острого внимания. Впоследствии же неоднократные нарушения гражданских прав людей, не принадлежавших к титульной национальности, в получивших независимость государствах на постсоветском пространстве снова дали основание для употребления термина «национализм» (прежде всего в политической литературе) в оценочном (негативном) смысле. Несостоятельности его постулатов была, например, посвящена статья П.Е. Канделя «Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире»25. Политики в России не употребляли понятие «национализм» в нейтральном смысле. Задачей же ученых было проанализировать объективно его суть.

В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский (государственный) и этнический— этнонационализм.

Первый иногда называют территориальным и считают его основанным на свободном самоопределении личности и рациональным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Но в крайних вариантах он нацелен на государственную экспансию либо на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма.

Этнический национализм (этнонационализм) может быть политическим или культурным. Основанный на понимании нации как этнической общности, политический этнонационализм имеет целью достижение или удержание государственности, включая институты, ресурсы, культурную систему.

Культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, на поддержание и развитие его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положительную роль при двух непременных условиях: во-первых, если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной направленности против других культур, и во-вторых, если у него нет стремления возродить и распространять те архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса.

Обычно критике подвергается именно политический этнонационализм, который характеризуют как направленный на достижение преимуществ для одного народа во власти, идеологии, культуре. Этнонационализм доминирующих народов в крайних формах доходит до дискриминации по отношению к другим национальностям, узурпации государственных институтов и идеологии. Этнонационализм недоминирующих этнических групп в экстремальных формах преследует цели сепаратизма, устранения неравенства любыми путями и средствами.

Различая гражданский и этнический национализм, Э. Смит, на наш взгляд, верно отмечает, что это всего лишь два идеальных типа и что «каждый национализм содержит гражданские и этнические элементы в разной степени и разной форме»26. Характер национализма, его направленность зависят от источников, которые его порождают и питают.

Читать еще:  Капелла Бранкаччи: реставрационные работы. Капелла Бранкаччи – признанный шедевр флорентийской живописи

Понимание национализма в отечественной и мировой литературе. Нации и национализм

Национализм – одно из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Внимание к нему было связано с антиколониальным движением, ростом этнического самосознания в развитых индустриальных странах, с национальными движениями, в том числе на постсоветском пространстве. Справедливо стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, но ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации.В советской науке термин “национализм” использовался в негативном смысле – как политическое клеймо при оценке отступления от интернационализма. В социологии национализм – система установок и политических идей об исключительности, превосходстве “своего” народа над другими, нетерпимости, нежелании смешиваться с другими народами.Суть национализма – одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации.В начале национальных движений в СССР признанию права народов самим решать свою судьбу, создавать государственность и определять меру независимости способствовала привычная для советской науки ленинская трактовка права наций на самоопределение. Обнаружилось несоответствие деклараций национализма реальной практике. В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданскийи этнический (может быть политическим или культурным). Культурный направлен на сохранение целостности народа, на поддержание и развитие его языка, культуры, исторического наследия. Национализм – есть единственное необходимое и достаточное условие существования любой нации.

36. Исторические и политические факторы в межэтнических взаимодействиях. Толерантность в межэтнических отношениях.

Класса явлений. 1- это сам ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; 2 – исторические события, которые становятся символом в ходе ныне развивающихся отношений; 3 – особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт. Народы вступают в контакт в результате исторических обстоятельств. Когда выявляют межэтнические напряжения, то чаще всего сосредоточивают внимание на завоеваниях, насильственных присоединениях, колониальном прошлом. При этом учитываются разные типы колонизации. Колониальные державы складывались не только путем завоеваний, но и на основе добровольного присоединения, поиска патронажа. Имеет значение и то, какого типа отношения складывались с метрополией. Типы колонизаций: британский и французский; внешний и внутренний колониализм. В Советском Союзе было добровольное присоединение.С началом национальных движений в Советском Союзе был насильственный характер присоединения. В Прибалтике открыто говорилось о незаконном присоединении на основе Пакта Риббентропа-Молотова, в Татарстане – о завоевании Казанского ханства, среди чеченцев – о насильственном покорении и т.д. Направление отношений, обусловленных историей, геополитическим положением, складывалось по-разному, вследствие чего и сами отношения имели разный характер. Толерантность – активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. В её основе лежит склонность людей к взаимной помощи, благодаря которой стало возможным выживание и прогрессивное развитие человечества. Толерантность как общественная ценность порождена существующими различиями в человеческих сообществах и проблемой уважительного отношения к этим различиям.

Читать еще:  Пословица связанная с историческими событиями. Пословицы и поговорки: история происхождения

«Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

Информация по данным направлениям устарела. На 2015-2016 учебный год появились новые тематические направления.

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Если рассматривать пейзаж, как единицу, используемую автором в своем произведении, то он может использоваться с разной целью. Функций пейзажа несколько: может выступать в качестве фона, на котором протекают события, или передавать внутреннее состояние героев, или же задавать общую тональность произведения, а также быть образом-символом.

Но если смотреть глобально, с позиции экологических, социальных проблем, связанных с природой, то здесь всё достаточно просто. Есть конкретная проблема, в которой, разумеется, виноват человек. Вспомним повесть «Прощание с Матёрой» В.Г. Распутина (Матёра – это деревня). Сначала идет описание жизни, несколько судеб, история этой деревни, но потом оказывается, что вся эта история будет затоплена. Виной тому – предстоящее строительство ГЭС. Разумеется, жители, а в массе своей это старики, встали грудью на защиту своей земли. Потому что у многих здесь же похоронены их предки.

Здесь отражены проблемы старой и новой жизни, традиций. Молодежь смотрела с оптимизмом на это, потому как ждала новой жизни в городе. А старики просто хотели спокойно дожить свой век на родной земле.

В «Слове о полку Игореве» – природа является отдельным персонажем, которому уделено большое внимание. Она во всех смыслах живая: происходит солнечное затмение перед походом на половцев, что является дурным знаком, предвещая, таким образом, беду. Она же, природа, помогает князю Игорю сбежать из плена. Но она помогает не всем, только самым достойным.

  • «Слово о полку Игореве»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»
  • Ч. Айтматов « Плаха »
  • В.М. Шукшин «Заревой дождь».
  • Красота природы
  • Природа в жизни человека
  • Русская природа в изображении М.М. Пришвина
  • Картины природы, которые я представляю, читая стихотворения о природе
  • Поэзия родной природы
  • Роль природы в жизни человека
  • Благодарная природа и неблагодарный человек
  • Зимнее утро
  • Природа – главный помощник человека
  • Борьба человека за чистоту окружающего мира

Весь текущий опыт и материалы я объединил в одном документе.

Источники:

http://studopedia.su/13_164204_ponimanie-natsionalizma-v-otechestvennoy-i-mirovoy-literature.html
http://studopedia.org/14-4841.html
http://neznaika.info/human_nature.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии