Тема: «Пословица – всем делам помощница» (внеклассное мероприятие). Признаки волшебной сказки

Тема: «Пословица – всем делам помощница» (внеклассное мероприятие). Признаки волшебной сказки

ПОСЛОВИЦА – ВСЕМ УГЛАМ ПОМОЩНИЦА
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения.

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Тема: ПОСЛОВИЦА – ВСЕМ УГЛАМ ПОМОЩНИЦА

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Тема: ПОСЛОВИЦА – ВСЕМ УГЛАМ ПОМОЩНИЦА

Цель: познакомить детей с некоторыми пословицами; научить классифицировать пословицы; развивать связную речь детей; воспитывать любовь к чтению, доброту, отзывчивость.

Оборудование: плакаты с пословицами, «Ромашка», оформление для сценки: «Кончил дело – гуляй смело».

На плакатах написаны пословицы.

  1. Красна речь пословицей.
  2. Без пословицы, не проживешь.
  3. Пословица – всем углам помощница.
  4. Пословица недаром молвится.
  5. Старая пословица век не сломится.

Учитель. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

• Чтение – лучшее учение.

Учащиеся произносят по одной пословице

  1. Книга – зеркало души.
  2. Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
  3. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  4. Кто много читает, тот много знает.
  5. Прочел новую книгу – встретился с другом.
  6. Грамоте учиться – вперед пригодится.
  7. Хорошая книга – лучший друг.

У ч и те л ь. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и о ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик о том, как успешней собрать хороший урожай, врач – о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.

Я к вам обращаюсь, дети: «Полезнее книги нет вещи на свете. Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»

Входит Незнайка, в руках у него письмо. Проводит игру.

На больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких – авторы. Нужно правильно совместить лепестки.
«Волшебник Изумрудного города». А. Гайдар
«Дети подземелья». В. Короленко.

«РВС» Д. Мамин-Сибиряк.

«Заячьи лапы». К. Паустовский.

«Сын полка». В. Катаев.

«Серая Шейка». А. Волков.

• Дерево сильно корнями, а человек – трудом.

Дети читают стихи и пословицы.

  1. Без труда мечта мертва.
  2. Упустишь минуту

потеряешь час.

  • Без труда ничего не дается.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.
  • Человек живет век, а доброе дело – два.
  • Птица крепнет в полете, а человек – в труде.
  • Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.
  • Ученик. Стол, за которым ты сидишь,
  • Кровать, в которой ты уснешь,

    Тетрадь, ботинки, пара лыж,

    Тарелки, вилки, нож.

    И каждый гвоздь, и каждый дом,

    И каждый ломтик хлеба –

    Все это создано трудом,

    А не свалилось с неба.

    За все, что создано для нас,

    Мы благодарны людям.

    Придет пора, настанет час,

    И мы трудиться будем.

    Учитель. А сейчас пока вы школьники, – главный ваш труд -это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь и себя обслуживать, а также помочь маме, брату, сестре. А сейчас предлагаю всем загадки о профессиях.

    1. Его работа в глубине, на самом дне,

    Его работа в темноте и тишине.

    Пусть труд его нелегок и непрост,

    Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз.)

    2. Он опускается в забой.

    Его работа под землей. (Забойщик.)

    3. Ему нужны такие вещи:
    Молоток, тиски и клещи.
    Ключ, напильник и ножовка.

    А всего нужней сноровка. (Слесарь.)

    4. Мастер, мастер, помоги –
    Прохудились сапоги.
    Забивай покрепче гвозди –

    Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник.)

    5. Заболела эта книжка,
    Изорвал ее мальчишка.
    Я больную пожалею,

    Я возьму ее и склею. (Переплетчик.)

    • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

    Дети читают пословицы

    1. Человек без друга – что земля без воды.
    2. Человек без друзей – что дерево без корней.
    3. Друга ищи, а найдешь – береги.
    4. Друзья познаются в беде.
    5. Старый друг лучше новых двух.

    Все. Будь сам другом – и тебе помогут в беде.

    Исполняется песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

    • Счастье не ищут, а делают.,

    Дети читают пословицы

    1. Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.
    2. Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь, там и сгубишь.
    3. У кого счастье поведется, у того и петух понесется.

    Учитель. Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

    Чтение отрывка из рассказа Н. Богданова «След человека».

    • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

    1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    2. Родина – мать, умей за нее постоять.
    3. Своя земля и в горсти мила.
    4. Жить – Родине служить.

    Ученик. Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встает

    Старый дом, в саду – смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    У реки березка-скромница

    И ромашковый бугор.

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной, московский двор.

    В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног, И большой, соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина.

    Дети (хором). Родина бывает разная, но у всех она одна!

    Задание 1. Продолжите пословицы:

    1. Кто много читает. (тот много знает).
    2. Книгу читать. (как на крыльях летать).
    3. Поздно встаешь. (мало сделаешь).
    4. Мир освещается солнцем. (а человек знанием).
    5. Что одному не под силу, то . (легко коллективу).
    6. Не красна изба углами. (красна пирогами).

    Задание 2 . По двум словам отгадайте всю пословицу.

    Коса – камень. (Нашла коса на камень.)

    Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)

    Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь.)

    Дело – язык. (Не спеши языком, торопись делом.)

    Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень – портит.)

    Задание 3 . Семь и один. Назовите пословицы, в которых употреблены числа семь и один.

    1. Семеро одного не ждут.
    2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    3. Семь бед – один ответ.
    4. Один с сошкой, семеро с ложкой.

    Сценка « Кончил дело – гуляй смело»

    Действующие лица: Мальчик-ученик. Солнышко. Птичка. Вишенка.

    Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

    Солнышко. Не довольно ли учиться?

    Не пора ли порезвиться?

    Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет.

    Теперь мне гулянье не впрок.

    Дай прежде окончу урок.

    Птичка. Не довольно ли учиться?

    Не пора ли порезвиться?

    Мальчик. Нет, милая пташечка, нет.

    Теперь мне гулянье не впрок.

    Дай прежде окончу урок!

    Вишенка. Не довольно ли учиться?

    Не пора ли порезвиться?

    Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок.

    Дай прежде окончу урок!

    Наконец, уроки сделаны, мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»

    Внеклассное мероприятие “Пословица – всем делам помощница”

    Цели: расширять и углублять представления о народной культуре, продолжать знакомство детей с устным народным творчеством (пословицами), развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.

    (В ходе мероприятия возможно использование компьютерной презентации )

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

    Пословица – всем делам помощница” именно так называется наш устный журнал. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Сегодня мы поговорим о пословицах и увидим, что они использовались народом в различных жизненных ситуациях.

    Первая страница нашего журнала называется: Чтение – лучшее учение” и посвящена она пословицам о книгах, учении, знании.

    1. Кто много читает, тот много знает.
    2. Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
    3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
    4. Книга – зеркало жизни.
    5. Прочел новую книгу – встретился с другом.
    6. Книга поможет в труде, выручит в беде.
    7. Хорошая книга – лучший друг.
    8. Грамоте учиться – вперед пригодится.

    Ведущий. Книга – самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

    Книга поможет узнать обо всем:
    Про одежду и дом, про собаку и кошку,
    Про всех понемножку.
    В веселых стихах о разных часах,
    О числах и счете тоже прочтете.

    Ведущий. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народа. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, труженик села – о том, как успешней собрать хороший урожай, врач – как помочь людям стать здоровыми, учитель – как учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Но мы должны бережно относиться к книгам.

    Незнайка. Ребята, я сегодня хотел взять книгу в библиотеке, но меня попросили сначала ответить на вопросы. Ребята, у меня вся надежда на вас. Вы мне поможете? (Да.) Тогда слушайте вопросы.

    1. Книга боится дождя? (Да.)
    2. Книга любит снег? (Да.)
    3. Книга боится грязных рук? (Да.)
    4. Закладкой для книги может быть карандаш? (Нет.) Пирожок? (Нет.) Закладка? (Да.)
    5. Книга любит, когда ее читают во время еды? (Нет.)
    6. Книга любит, когда ее разрисовывают и расписывают? (Нет.)
    7. Книга боится быть порванной? (Да.)

    Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. Теперь мне обязательно дадут книжки, и я буду читать. До свидания.

    Я к вам обращаюсь, милые дети:
    Полезнее книги нет вещи на свете!
    Пусть книги друзьями заходят в дома,
    Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

    Песня “Чему учат в школе”

    Ведущий. Перевернем следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.

    Издавна на Руси лень считалась большим пороком. Ленивых не уважали, над ними посмеивались, а труд воспевали и прославляли. Вспомним, как много пословиц о труде.

    1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
    2. Труд человека кормит, а лень портит.
    3. Человек живет век, доброе дело – два.
    4. Делу – время, а потехе – час.
    5. Землю красит солнце, а человека – труд.
    6. Что посеешь, то и пожнешь.
    7. Человек от лени болеет, от труда – здоровеет.
    8. Птица крепнет в полете, а человек в труде.
    9. Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
    10. Дело мастера боится.

    Ведущий. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

    Стол, за которым ты сидишь,
    Кровать, в которой ты уснешь,
    Тетрадь, ботинки, пара лыж,
    Тарелка, вилка, нож…
    И каждый гвоздь, и каждый дом,
    И каждый ломтик хлеба –
    Все это сделано трудом,
    А не свалилось с неба.
    За всё, что создано для нас,
    Мы благодарны людям.
    Придет пора, настанет час,
    И мы трудиться будем.

    Ведущий. Но главный наш труд сегодня – это учеба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлекся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.

    Если долго ты в постели провалялся,
    Если выучить уроки не успел,
    Если маме помогать ты отказался,
    Значит, ленью ты серьезно заболел.
    Ленью можно друг от друга заразиться,
    Лень прилипчива, как клей или смола,
    И одно лекарство есть – трудиться,
    Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

    Сценка “Закончил дело – гуляй смело”

    Действующие лица: мальчик-ученик, Солнышко, Вишенка, Птичка, автор.

    Мальчик сидит за столом, делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.

    Не довольно ли учиться?
    Не пора ли порезвиться?

    Нет, ясное Солнышко, нет.
    Теперь мне гулянье не впрок.
    Дай прежде окончу урок.

    Не довольно ли учиться?
    Не пора ли порезвиться?

    Нет, милая Пташечка, нет.
    Теперь мне гулянье не впрок.
    Дай прежде окончу урок.

    Не довольно ли учиться?
    Не пора ли порезвиться?

    Нет, Вишенка, нет.
    Теперь мне гулянье не впрок.
    Дай прежде окончу урок.

    Автор. Наконец урок окончен.

    Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну.

    Мальчик. Ну-ка, кто меня манил? Вот теперь можно и порезвиться.

    Все. Закончил дело – гуляй смело!

    Ведущий. Конечно, каждому человеку иногда не хочется что-то делать. Но большинство людей успешно борются с ленью, не давая ей сделать себя ее рабом. Про таких людей говорят, что у них есть характер. Необходимо воспитывать характер и быть сильными, тогда вы непременно исполните свои мечты.

    А сейчас предлагаю вам загадки о профессиях.

    Ведущий.Следующая страница нашего журнала называется: Птица сильна крыльями, а человек – дружбой”.

    Ведущий. Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:

    Настоящий друг везде
    Верен: в счастье и беде;
    Грусть твоя его тревожит.
    Ты не спишь – он спать не может,
    И во всем, без дальних слов,
    Он помочь тебе готов.

    Ведущий. Настоящие друзья способны помочь бескорыстно, не требуя ничего взамен. Если ты хочешь, чтобы тебя любили, то должен добиваться этого, делая что-то хорошее для других, порой даже отказывая в чем-то себе.

    Песня “Ты да я, да мы с тобой”

    Раздаются порой голоса,
    Что чудес никаких не имеется,
    Есть на нашей Земле чудеса,
    Но их надо найти, разумеется.
    Дружба – главное чудо всегда,
    Сто открытий – для всех настоящее.
    И любая беда не беда,
    Если рядом друзья настоящие.
    Друг не будет смотреть свысока,
    Наизусть он характер твой выучит.
    Нужно верить, что друга рука
    В трудный час обязательно выручит.

    Ведущий. Народная мудрость недаром гласит: “Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты”. По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему это понять и исправиться.

    Иногда друг может ненароком обидеть. Не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Ведь недаром в народе говорят: “Человек без друзей, как птица без крыльев”.

    Автор. Белка прыгала с ветки на ветку и упала на спящего Волка. Волк вскочил и схватил Белку.

    Волк. Попалась, Белка, я теперь тебя съем.

    Белка. Отпусти меня, Волк!

    Волк. Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

    Белка. Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

    (Волк отпускает Белку и Белка уходит на дерево.)

    Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

    Ведущий. Да, ребята, весь секрет в том, что только к воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. У него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

    Ведущий. Перевернем следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Счастье не ищут, а делают”.

    Ведущий. Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство. Но ведь настоящее счастье за деньги не купить. Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава, действительно, радует человека, а от худой славы он не знает, как отделаться.

    Л.Н.Толстой сказал: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого”.

    Счастливый человек тот, кто, свершив добро, наслаждается тем, что другому человеку стало хорошо, радостно.

    Не стой в стороне равнодушно,
    Когда у кого-то беда.
    Рвануться на выручку нужно
    В любую минуту всегда.
    И если кому-то поможет
    Твоя доброта и улыбка твоя,
    Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
    Что годы живешь ты не зря!

    Инсценировка сказки В.А.Сухомлинского “Как Белочка Дятла спасла”.

    Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

    Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

    –Почему это ты, Дятел, плачешь?

    –Нечего есть, Белочка…

    Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

    А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

    Ведущий. “От добра добра не ищут”, – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – счастливый человек.

    Чтобы стало в этом мире
    Завтра лучше, чем вчера,
    Есть на свете командиры
    И волшебники добра.
    Мы счастье всем добудем,
    Волшебники Удачи…
    Дарите радость людям,
    Дарите радость людям!
    Чтоб стать самим богаче,
    Дарите радость людям!

    Песня “Если добрый ты”

    Ведущий. Переворачиваем последнюю страницу нашего журнала. Она называется: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”.

    Ведущий. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

    Что мы Родиной зовем?
    Дом, где мы с тобой растем,
    И березки у дороги,
    По которой мы идем.
    Что мы Родиной зовем?
    Солнце в небе голубом
    И душистый, золотистый хлеб
    За праздничным столом.
    Что мы Родиной зовем?
    Край, где мы с тобой живем,
    И рубиновые звезды –
    Звезды мира над Кремлем.

    Ведущий. Наша Родина – это Россия или Российская Федерация. Это самая большая и самая красивая страна на свете. Все мы любим и гордимся своей страной.

    Здравствуй, Русь: седые дали,
    Плуг и меч, копье и серп,
    Край надежды и печали,
    Стон дубов и слезы верб…
    Все твои озера святы,
    Все ручьи твои чисты.
    Вкус полыни, запах мяты,
    И – кресты, кресты, кресты.
    Все тут мило, от березы
    До высоких облаков.
    То ли росы, то ли слезы
    На стогах твоих веков.
    Край родной: твои дубравы,
    Нивы, села, города,-
    Память подвигов и славы,
    Войн, молитв, любви, труда.
    Сколько бед прошло над Русью –
    Подсчитать я не берусь.
    Только низко поклонюсь я
    И промолвлю: “Здравствуй, Русь!”

    Песня “Наш край” (Мальчики поют, девочки танцуют)

    Берегите Россию –
    Нет России другой.
    Берегите ее тишину и покой,
    За небо и солнце,
    Этот хлеб на столе
    И родное оконце
    В позабытом селе.
    Берегите Россию,
    Без нее нам не жить.
    Берегите ее,
    Чтобы вечно ей быть.
    Нашей правдой и силой,
    Всею нашей судьбой.
    Берегите Россию –
    Нет России другой!

    1. Внеклассные мероприятия. 4 кл.-2 изд. Доп.- М.: ВАКО; 2005 г. Авторы-составители Яровая Л. Н.; Жиренко О. Е. и др.
    2. Классный час играючи. Выпуск 5 – М.:ТЦ Сфера, 2003 г. Герасимова В. А.
    3. Внеклассные мероприятия. 3 кл.-2 изд. Авторы-составители Яровая Л. Н.; Жиренко О. Е. и др.
    4. Классные часы 4 кл. II полугодие. Волгоград 2005 г. Фисенко М. А. ИТД “Корифей”.
    5. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 кл.-М.:ВАКО, 2008 г. Авторы-составители Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В.
    6. Классные часы 2 кл. Я. Ю. Мартынова, Волгоград 2005 г.

    Источники:

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/06/03/poslovitsa-vsem-uglam-pomoshchnitsa
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575424/

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Человек и природа в произведениях художественной литературы и музыки. Проблема бережного отношения к природе: аргументы из литературы
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии