Тема человека в произведении на дне. Человек и общество в произведении на дне горького сочинение
Человек и общество в пьесе На дне Горького сочинение
Философская драма Максима Горького рассматривает вопросы человеческого бытия. Главный герой как на подбор располагают сложной судьбой. Людей с таким положением жизни называют никак иначе, кроме-опустившиеся. Человек может чувствовать себя в обществе совершенно по-разному, об этом и рассуждает автор данной пьесе.
Герой пьесы Актёр располагает к себе читателей своей наивностью и беспомощностью. Он страдает от алкоголизма, хочет избавиться от этой ужасной привычки, но его вера в себя давно пропала. Все жители ночлежки не обращают внимания на проблемы других. В этой системе Актёр не является исключением.
Ещё одна героиня, которая заслуживает внимания-Анна. Это больная женщина, которая мечтает обрести покой и счастье. Анна, наряду с актёром, страдает от всего общества в целом, а точнее от его безразличия к чужой беде. Рядом с ней лишь единицы, но в момент полного разочарования от жизни, ей совершенно не важно, есть ли люди вокруг неё или нет.
Для меня именно, эти герои находится на самом дне социального положения. Их страданиям не суждено испариться, но есть герои, которые не так безразлично относятся к чужим бедам.
Лука — это странник, который появляется в ночлежке очень неожиданно, и также неожиданно пропадает. Он вселяет веру в каждого обывателя ночлежки: Актёру рассказывает о лечебнице, которой на самом деле не существует, Анне он внушает о покое после смерти. Но откуда ему об этом знать? Лука исчезает, а это можно рассмотреть, как знак того, что все его слова лишь пустые надежды.
Главным противником правда Луки является Сатин. Он понимает, что все его слова обман, что пытается доказать это всем остальным: « Можно жить верой, но нельзя жить только верой». Для Сатина человеческая судьба не безразлична, так же как и для луки, вот только, правда, у каждого героя своя. Для Сатина, правда — Бог свободного человека, но для ночлежников это лишь горькая действительность, которую они не хотят признавать.
В драме «На дне» герои страдают. Некоторые из них страдают от общества и умирают в одиночестве. Такими стали Актёр и Анна. Лука хотел помочь им, но понимал, что это бесполезно, поэтому бесследно исчезает. На какое-то время он дал им ложную надежду на исцеление, но в итоге, он сделал только хуже.
Таким образом, мы видим, что в драме «На дне» люди находятся на дне социального развития. Само общество загнало их в это страшное место под названием ночлежка, никто из героев не способен найти в себе силы и вернуться в прежнюю жизнь.
Также читают:
Картинка к сочинению Человек и общество в пьесе На дне
Популярные сегодня темы
Тема свободы очень важна для Лермонтова. Его собственный характер отражается в творчестве. О свободе Михаил Юрьевич говорит в разных стихах, сложно разделить его творчество на «о свободе» и «о другом»
В поэме Ахматовой описывается целая несчастная жизнь бедной матери, а также ее сына и супруга. В основу произведения заложена личная трагедия автора – Ахматовой. Главным образом в этой поэме является образ матери
Главным представителем шестидесятников, детей, является Евгений Базаров. Он разночинец, не имеет полного образования и работает лекарем, как и отец. Своим отрицанием всего нематериального он пытается прикрыть свою духовную бедность.
Произведение создается автором на основе сюжета легенды, повествующей о датском принце, которая была записана Саксоном Грамматиком.
В произведении всем известного и многими любимого Шекспира «Гамлет» большая часть героев борется с несправедливостью этой жизни и ложью, пытаясь найти свою истину
Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, философских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пьесой-диспутом!
Пьеса «На дне» — социально-философская. В ее основе лежит спор о человеке, о его назначении, положении в обществе и отношении к нему. В нем участвуют практически все обитатели ночлежки. Внимание Горького сосредоточено не на судьбах отдельных лиц, а на течении жизни всех персонажей в целом. Показывая их жизнь, драматург останавливает внимание на переживаниях, чувствах, мыслях и устремлениях героев, пытается заглянуть на самое дно человеческой души.
Обитатели ночлежки стремятся вырваться из нее на волю, покинуть наконец пресловутое дно жизни. Однако эти люди обнаруживают свое полное бессилие перед запорами костылевской пещеры, что рождает в них абсолютное ощущение безысходности. Нарисованные Горьким босяки давно потеряли себя и смысл жизни. Они ведут пустое существование. Судьба и бесчеловечные жизненные условия обездолили их и опустошили нравственно. Горьковские босяки — люди без будущего. Не у каждого из них есть и прошлое. Им хвастаются только бывший барон, бывший телеграфист, бывший актер провинциального театра, « вор, воров сын».
Взбудораживает жизнь «дна» появление Луки. Именно с его образом связана в пьесе проблема человека. Это самый сложный, противоречивый образ в пьесе, который и вызывает главный философский вопрос. М. Горький утверждал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
Философия Луки сводится к утверждению: «Человек все сможет, если ему помочь в это поверить, если его заставить этого захотеть». В роли некоего чародея, навевающего «золотой сон», выступает Лука. Старик глубоко убежден, что человека надо уметь пожалеть, обогреть, обнадежить, выслушать, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Лука считает, что людям страшна и не нужна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова и беспощадна. Чтобы облегчить положение обездоленных, нужно приукрасить их жизнь красивым словцом, привнести в нее сказку, иллюзию, обман, розовую мечту, подарить надежду. Лука рассказывает разные притчи, которые наглядно и красноречиво иллюстрируют его философию, доступно говорят босякам о стариковской правде. Он ласков с ними, называет их «милый», «голубка», «детынька». Пепел спрашивает Луку: «Зачем ты все врешь?», и тот отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, правда-то, может, обух для тебя».
Основываясь на этом, таинственный странник умирающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной тишине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение. Актера старик тешит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислушиваются к Луке. Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспоминает свое имя, свое любимое стихотворение.
Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о помощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.
Неслучаен такой выбор имени этого героя. Оно многое объясняет в его характере. Лука — означает лукавый, хитрый, себе на уме, скрытный, обманщик, добродушный, шутливый. В имени героя обнаруживается связь с Евангелием, с апостолом, также несущим миру свое учение. И горьковский Лука — носитель мудрости, раздаривающий людям свою правду. Он правдоискатель, много ходил по земле, много узнал и увидел. Странник искренне любит людей, от души желает им добра, для него нужен и важен каждый человек, и этим он отогревает обитателей ночлежки. Лука проповедует: «Человек добру может научить очень просто».
Драматург не рисует прошлого Луки, но отсутствие паспорта свидетельствует о многих трудностях в его судьбе. Старик имеет большой житейский опыт, он наблюдателен, любит вести поучительные беседы, в которых звучат и нотки покорности («Все, милая терпят»), и направляющие суждения («Кто крепко хочет — найдет»).
Приход Луки осветил ночлежку внезапным светом. В жизни обитателей костылевской пещеры появился луч доброты и ласки, внимание и желание помочь. Взаимоотношения в ночлежке с приходом Луки стали чуть человечнее, стало пробуждаться забытое, вспомнилось прошлое, в котором у всех были не клички, а настоящие, человеческие имена, окрепла вера в возможность жить лучше, появились первые шаги к возвращению себе человеческого «я».
Позиция Луки весьма спорна и противоречива. Рассуждения о человеке обостряются в ночлежке в Связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности странника ночлежниками неоднозначна. Настя говорит, что «хороший был старичок», Клещ, что «он жалостливый был». Сатин называет Луку « мякишем для беззубых », « пластырем для нарывов ». Его ложь давала ночлежникам силы жить, сопротивляться злой доле, надеяться на лучшее. Но она лишь на время принесла успокоение, приглушая тяжелую реальность. Когда Лука исчез, реальная жизнь ужаснула Актера, и он повесился, а Настя от безысходности впала в отчаяние, Васька же Пепел попал в тюрьму.
Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-неволей пришлось возвращаться к прозаической и суровой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика. Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в костылевской ночлежке разворачиваются драматические события. Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тяжелее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изменить в своей участи. Поманил старик, а дороги не показал. Ночлежники демонстрируют абсолютную неготовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смогла найти опоры в характерах босяков.
Лука — идеолог пассивного сознания, которое всегда отвергал Горький. Такая психология, считал драматург, способна только примирить человека с его положением, но она никогда не толкнет его это положение изменить.
Монолог Сатина является живой реакцией на философию Луки. Сатин является оппонентом Луки в споре о человеке. Это образ сложный, противоречивый, неоднозначный Сатин пропагандирует необходимость уважения к человеку, а не жалости к нему. Жалость, по Сатину, унижает личность. Он считает, что человека нужно учить пользоваться свободой, ему нужно раскрыть глаза. В основе сатинских слов лежит глубокая вера в человека, в его неограниченные возможности и исключительные силы. «Что такое человек? — вопрошает герой. — Это — огромно! Что такое правда? Человек — вот правда. Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга». Драматург вкладывает в уста Сатина свои собственные сокровенные мысли.
Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утверждает высокое назначение человека, гуманизм сострадательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действительностью.
Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил» жителей, а на него самого «подействовал. как кислота на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утешительная ложь Луки названа им религией рабов и хозяев. Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заставить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сатину,— творец, хозяин и преобразователь жизни. «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,— звучит из его уст. Он смело утверждает равенство людей независимо от их социального положения и национальности. Слова Сатина произнесены в минуту глубокого душевного подъема, и это свидетельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте человека в ней. Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.
Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он считает, что не следует пытаться что-то изменить в жизни, нужно со всем смириться, все принять как должное, и зло в том числе. По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут. как щепки по реке плывут»,— утверждает он. Эта позиция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру. Носитель такой позиции становится пассивным, жестоким и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придерживался, пожалуй, Барон. Он всю жизнь бессмысленно плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дворянина он превратился в босяка. Он и есть пример человека — щепки.
В одном из писем Горький писал «. моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.
Человек и общество в произведении На дне Горького сочинение
Человек и общество неразрывно связаны друг с другом. Каждый из нас взаимодействует с социумом. К сожалению, гармонии между двумя понятиями зачастую сложно представить, ибо один начинает понимать, что общество ограничивает его свободу слова, выбора и действия. И происходят конфликты, которые в основном ярко отображаются в творчествах писателей.
Один из таких людей, что затронул проблему взаимодействия человека и общества, является Максим Горький, написавший свою грациозную пьесу «На дне», заставляющая задуматься над своим существованием.
Автор показал читателям людей, находящихся на социальном «дне», герои оторваны от современного мира, они не взаимодействуют с социумом. В результате и выдвигают свои истины и пытаются найти своё предназначение в жизни.
В произведении перед нами предстает герой Сатин со своей истиной: « Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо!» Он считает, что не следует проявлять жалость к людям, ибо они начинают привыкать к состраданию, желая постоянно его ощутить от других. А этого быть не должно, иначе человек не будет стремиться к чему-либо, так как у него будут на пути возникать трудности, с которыми ему тяжко станет справляться, и он будет требовать утешения от окружающих. Человек, как утверждает Сатин, должен быть стойким и сам справляться со своими невзгодами.
Антиподом же в пьесе герою становится добрый и сострадательный человек по имени Лука, который помогает только тогда и тем людям, когда и которые его просят об этом. Он вселяет в их сердца надежду на светлое будущее, говоря сладкую ложь. Получается, он врёт отчаявшимся людям для их же спасения, дабы они не сходили с намеченной дороги, а, утешившись, смело шли дальше. Но проблема состоит в том, что добро, которое он оказывает нуждающимся, строится на обмане и лжи, а это страшное разочарование, ибо не всегда такое деяние является правильным. Безусловно, «не всегда правдой душу лечат», но и постоянная ложь ни к чему хорошему не сможет привести. Из-за построения иллюзий, человек воображает себе свой идеальный мир, меняя взгляды и суждения о справедливости жизни. И это ослабляет волю его характера. Он прекращает быть сильным, становясь слабым человеком. Тогда-то он и начинает требовать жалости, чтобы найти утешения. Но это не правильно!
Самое серьезное, что происходит в пьесе: нахождение в ночлежке людей, потерявших надежду на построение светлого будущего. Они регрессируют, не совершенствуясь. Герои стоят на месте, находятся на «дне», от которого проложить дорогу к чему-то великому довольно-таки трудно.
Человек не может существовать без общества, он без него погибает. И люди, что представлены в пьесе, это повод поразмыслить над проблемой взаимодействия человека и общества. Нужно ли только сидеть, зарывшись в подвале, да рассуждать об истине, которая не может принести пользу окружающим? Либо стоит взять себя в руки и пойти открыться этому миру, не боясь мнения общества и его отличных взглядов? Я считаю, нужно уметь делать первые шаги. Может быть они и станут решающими в жизни человека.
Человек и общество в рассказе На дне Горького
Несколько интересных сочинений
У меня много друзей. Мы весело проводим время вместе. Но не каждый друг является идеальным. Для меня идеальный друг — это тот, кто всегда придет на помощь.
Неожиданная тема сочинения. Обычно год учебный приходит, и это от тебя все чего-то ждут. У наших учителей есть свои учебные планы, методички, они и уроки пишут. У наших родителей есть общий план, чтоб мы стали умными и так далее
Дождь всегда один и тот же, он не меняется, но мы смотрим на него по-разному. Осенний дождь приносит печаль и раздумья, зимний дождь – слякоть и зыбь, весенний дождь – радостный и громыхает громом
Характеристика всех героев романа Пушкина
Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/chelovek-i-obshchestvo-v-pese-na-dne
http://5litra.ru/soch/248-razdumya-o-cheloveke-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gorkij/chelovek-i-obshhestvo-v-proizvedenii-na-dne-gorkogo-sochinenie