Технологическая карта музыкального занятия в доу. Игра на детских музыкальных инструментах
Технологическая карта организации и проведения непосредственно образовательной деятельности по модулю «Музыка». Тема: «Волшебные колпачки»
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников» г. Красноуфимск Свердловская область
Технологическая карта организации и проведения непосредственно образовательной деятельности
по модулю «Музыка». Тема: «Волшебные колпачки»
Зайдуллина Татьяна Игоревна
музыкальный руководитель 1КК
Краткое содержание:
По всему музыкальному залу расставлены колпачки разных цветов, под которыми находятся карточки с изображением видов музыкальной деятельности (Слушание, игра на детских музыкальных инструментах, пение, танец, музыкальная игра, музыкально-ритмическая деятельность) и заданием для детей (6 колпачков).
Колпачок – СЛУШАНИЕ. Задание – «Музыкальные загадки» – закрепление пройденного музыкального материала.
Колпачок – ПЕНИЕ. Задание «Спой песенку» – разминка артикуляционного аппарата, через артикуляционную сказку, закрепление песенного репертуара.
Колпачок – ДМИ. Задание «Сказка – шумелка» – закрепление приемов игры на детских музыкальных и шумовых инструментах.
Колпачок – МРД. Задание «Ножки-ладошки» – развитие чувства ритма, через исполнение ритмического рисунка.
Колпачок – ТАНЕЦ. Задание – «Снежные бабочки» – танцевальная импровизация, позволяющая детям показать свои впечатленияот прослушанного музыкального произведения движениями. Творческое развитие.
Колпачок – ИГРА. Задание – «Сказочный полет» – быстрота реакции, слуховое внимание, ориентация в пространстве.
По считалочке определяется ребенок, который выбираетпонравившийся колпачок. Благодаря такому ходу мы не знаем, с какого вида деятельности начнется НОД, это своего рода неожиданность и для детей и музыкального руководителя. В связи с временным регламентом (средний возраст занятие – 20 минут), в полном объеме мы можем охватить 3 – 4 вида деятельности, которые дети выберут сами, тем самым дети – равноправные участники деятельности.
Каждый вид деятельности выполняет свои задачи в ходе НОД, но все они подчинены одной цели – Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.
Технологическая карта
Организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности
Тема: Волшебные колпачки.
Цель:Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.
Возрастная группа: 4-5 лет (средняя группа)
Форма совместной деятельности:Групповая.
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Методы обучения:Наглядные: использование дидактических игрушек и атрибутов, мультимедийное сопровождение игры на ДМИ, мультимедийное сопровождение МРД. Словесные: использование считалок, инструкции детям. Репродуктивные: воспроизведение движений.
Формы организации:музыкальная, двигательная, игровая технологии, здоровьесберегающая.
Планируемый результат:
- Научится движениями и мимикой передавать характер музыки, правильному дыханию во время пения.
- Закрепить умение координировать свои движения, пение, речь под музыку.
- Научитсявзаимодействовать в парах и со всей группой, почувствует собственную значимость.
- Принимть живое, заинтересованное участие во всех видах деятельности на занятии.
Учебно-методический комплект:
- Программа «Ладушки». Конспекты музыкальных занятий. Средняя группа.
- Т.Э. Тютюнникова «Потешные уроки».
- Т.Э. Тютюнникова «Сундучок с бирюльками».
- А.Ф.Битус, С.В. Битус «Певческая азбука ребенка»
- Е.Железнова серия «Развивалочки» – «Сказки-шумелки» для детей 2-6 лет.
Предварительная работа:
- Прослушивание музыкального репертуара для игры «Музыкальные загадки»,
- Разучивание плавных движений в кругу, в парах, по кругу (соответствующих музыке);
- Индивидуальная работа с ритмическими карточками,
- Знакомство со «Сказкой-шумелкой».
- Заучивание считалки.
Оборудование:Колпачки – 6 шт, музыкальные инструменты:барабан, погремушки, металлофон, шуршащий пакет, деревянная расческа, палочка для металлофона.
Раздаточный материал: Ритмические дорожки, Зимняя бабочкана палочке (по количеству детей), большие картинкидля музыкальных загадок.
Музыкальный центр; мультимедийная установка, экран.
Задачи:
- Развивать умение ритмично двигаться под музыку.
- Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации.
- Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении. Прислушиваться друг к другу. Обогащать словарный запас детей.
- Развивать творческую активность в инсценировке песни и импровизации танцевальных движений, соответствующих характеру музыки и словам песни.
- Совершенствовать двигательную активность детей, при помощи опытно-экспериментальной деятельности развивать воображение, творческую фантазию.
- Формировать умение реагировать на смену частей музыки.
- Вызывать желание и интерес к слушанию музыки. Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность при выполнении заданий, воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы
деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей
Технологическая карта музыкального занятия
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему
технологическая карта музыкального занятия в младшей группе “Путешествие”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта музыкального занятия
в соответствии с ФГОС ДО
Музыкальное занятие в младшей группе.
Автор занятия: Вербицкая Наталья Николаевна, музыкальный руководитель
Тип занятия – тематическое занятие.
Время реализации занятия – 15 минут
Цель занятия: Развитие у младших дошкольников музыкально – творческих способностей.
I. Образовательные задачи:
- Образовательная область «Познание».
- реализовать познавательную активность, индивидуальные возможности ребёнка через практические виды деятельности.
- Образовательная область «Коммуникация».
- формировать доброжелательные отношения между детьми;
- расширять словарь эмоций и настроений.
- Образовательная область «Музыка».
- дать детям представление о развитии образа в музыке.
- учить петь песню шутливого характера выразительно, естественно, напевно, без напряжения, слитно по динамике
- учить выполнять русский переменный шаг с пятки на носок
II. Развивающие задачи:
- Образовательная область «Познание».
- развивать фонематический слух;
- развивать слуховое внимание;
- развивать память и навык понимания смысла предлагаемых заданий.
- Образовательная область «Коммуникация».
- развивать выдержку и навыки сотрудничества;
- Образовательная область «Музыка».
- развивать чувство ритма;
- совершенствовать технику выполнения танцевальных движений, добиваясь выразительности;
- побуждать детей импровизировать звукоподражания гудкам парохода в определенной тональности;
- развивать певческие навыки.
III. Воспитательные задачи:
- Образовательная область «Музыка».
- воспитывать положительные эмоции при выполнении музыкально-ритмических движений;
- воспитывать чувства сопереживания музыкальным образам, настроениям;
- Образовательная область «Коммуникация».
- формировать доброжелательное отношение к окружающим, отзывчивость.
- вызвать интерес к звучащей на занятии музыке шуточного характера и к предложенным видам музыкально-творческой деятельности;
- различать музыкальные образы, высказываться о них;
- умение импровизировать, подражать звукам (гудок паровоза в определенной тональности)
- совершенствовать навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- вызвать интерес к данной образовательной деятельности
Дидактическая структура занятия.
Фронтальное музыкальное тематическое занятие в младшей группе «Путешествие» длительностью 15 минут.
Тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков.
Содержание занятия основывается на ранее изученном материале.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ.
- Коммуникативная (приветственная) игра «Здравствуйте!».
- Создание положительного эмоционального настроя на работу.
- Овладение детьми начальными навыками культуры общения – разными формами приветствия.
- Развитие умения координировать движения с речью, создание эмоции радости.
III. ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Мотивационно-ориентировочный этап.
- Музыкально-ритмические движения.
- Развитие способности выполнять движения ритмично и слаженно в соответствии с направлением и темпом, задаваемыми педагогом.
- Поисковый этап.
- Слушание «Трубы звонкие трубят» И. Арсеева
- Дать детям представление о развитии образа в музыке
- Слушание «Почему медведь зимой спит?» Л. Книппера
- Различать характер музыки, образы, высказываться о них
- Распевание и артикуляционные упражнения: «Эхо», «Качели».
- Развивать умение исполнять попевку в медленном и быстром темпе.
- Пение «Песенка друзей» В. Герчик
- Петь песню шутливого характера выразительно, естественно, напевно, без напряжения, слитно по динамике
- Парная плясовая
- Уметь передавать характер различных частей музыки; закрепление умения строиться парами по кругу.
- Танец – игра «Передача платочка»
- Развитие умения детей согласовывать движения с характером музыкального произведения; выразительно исполнять русские танцевальные движения в парной, а также в свободной пляске
- Рефлексивно-оценочный этап.
- Совместное подведение итогов, оценка деятельности детей.
В работе с детьми преобладали игровые и практические методы в сочетании со словесными. Использовались специфические методы музыкального образования: моделирование художественно-творческого процесса, активизация творческих проявлений ребенка. Продумывалось чередование видов музыкальной деятельности для снижения утомляемости детей.
В результате совместных действий музыкального руководителя и дошкольников формировались предпосылки к различным ключевым компетентностям:
- коммуникативная – развитие выдержки и навыков сотрудничества, побуждение к социальным контактам;
- предметная – мотивационно-творческая активность, направленная на достижение творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Список учебной и дополнительной литературы.
- Алехина Т. «Речевые игры» – журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
- Каплунова И., Новоскольцева И. « Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста » 2010 г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. « Праздник каждый день. Младшая группа » 2007 г.
- Радынова О.П «Музыкальное воспитание детей»
Технологическая карта занятия ” Музыкальные инструменты”
план-конспект по музыке
Технологическая карта занятия ” Музыкальные инструменты”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по музыке
Тема «Музыкальные инструменты»
Саенко Виктория Степановна педагог дополнительного образования
« Чарующий мир музыки»
Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, через знакомство с музыкальными инструментами.
- включить учащихся в учебную деятельность;
- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок;
- актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
- зафиксировать новое содержание во внешней речи;
- повторить раннее изученную песню;
- организовать самостоятельную работу;
- оценить собственную деятельность на занятие.
Методы организации учебной деятельности
- метод идентификации – вживание в образы искусства;
- метод организации художественно-эстетической среды;
- поиск выразительных средств исполнения;
Форма организации работы
Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность
- Фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение
Технология деятельностного метода, технология проектной и исследовательской деятельности, Информационно – коммуникационные технологии, игровые технологии.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные : использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей;
Познавательные : ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов, использование дидактических игр;
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями других учеников при выработке общего решения, участвовать в коллективном обсуждении;
Личностные : наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера, расширение представлений об опыте человечества, реализация творческого потенциала через индивидуальные и коллективные упражнения.
Паганини «Каприз №5», И. С. Бах «Токката и фуга ре минор», Бах Скерцо из сюиты для флейты , звуки муз. Фонограммы.
Ноутбук, диски, фортепиано, презентация « Музыкальные инструменты», плакаты, инструменты детские.
Формируемые универсальные учебные действия
1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)
– включить обучающихся в учебную деятельность;
– организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
Здравствуйте! Начинаем наше занятия. Удобно сели на места. Пение распевки « Начнем занятия, мы все уже пришли» ( здороваемся, пропевая имя каждого ребенка). Ребята, вспомним правила на занятие:
правила Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Пото потом отвечай!
Не Не бойся ошибиться –
Ведь ты пришёл учиться,
Не Пой, не мучайся –
Ведь н На ошибках учатся!
2. Е Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть
Стань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись!
а Отвечайте без оглядки на предложенные загадки.
1. Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка, это ребята…( Балалайка)
Что же эт В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Русская, двухрядная (Гармонь)
Презентация « Муз. инструменты»
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
понимание социальных функций музея в жизни людей, общества, в своей жизни;
владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе размышлений о музыкальных инструментах.
проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над разгадыванием загадок на занятие.
актуализация опорных знаний.
-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
Чтобы пополнить свои знания о музыкальных инструментах наша экскурсия начинается. сами если отгадаете голос этого инструмента.
Чтобы больше узнать о скрипке я приглашаю сюда наших экскурсоводов.
Давайте послушаем этот удивительный инструмент. ( Слушаем звучание скрипки Слушание. Н.Поганини «Каприз №5»
Наши артисты пока начинающие музыканты, но есть и были музыканты которые в совершенстве владели скрипкой .Среди них НиколоПоганини ( портрет Никколо Паганини ( 1782 – 1840) был самым знаменитым виртуозом скрипки своего времени. Имя скрипача Никколо Паганини еще при жизни стало легендой. Что не удивительно, ведь его непревзойденный талант покорил сначала Париж, потом всю Европу, а затем и весь мир. Сама личность Паганини, окутанная ореолом мистики и таинственности, неизбежно привела к возникновению самых разнообразных слухов. Среди них была и уверенность в том, что он продал душу дьяволу, чтобы обрести свой талант.)
Услышать самого скрипача и композитора у нас нет такой возможности, но послушать его музыку мы можем .
Паганини по происхождению был итальянец, и поэтому был еще и гитаристом.
Гитара наш следующий музыкальный экспонат. Слово нашим экскурсоводам.
Для этого инструмента написано немало замечательных произведений и песен.
Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком.
Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает музыкальный инструмент.
Скрипка — самый распространенный струнный смычковый инструмент. Её часто называют королевой инструментов. Скрипка похожа на человека.. Кстати, даже детали имеют похожие названия: головка, шейка, какие плавные у неё закругления, тонкая «талия » .
Гитара. Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки..
Название «гитара» происходит от двух слов: «сангита», что означает музыка, и «тар» – струна.
Сообщение о скрипке. Интересные факты о инструменте.
Исполнение музыкального произведения.
Слушание. Н.Поганини «Каприз №5»
Сообщение о скрипке. Интересные факты о инструменте.
Исполнение с учителем. «Большой секрет» С.Никитин
понимание единства деятельности композитор, исполнителя, слушателя.
поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора ин-формации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования;
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное от-ношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклас-сников в разных формах взаимодействия;
3. Постановка цели занятия .
Принятие целей учебно- познавательной деятельности.
Сегодня мы будем знакомиться с народной музыкой и инструментами, научимся определять на слух звучание .
Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу.
4. Освоение новых знаний и способов деятельности.
– организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.
Мы сегодня познакомились с инструментами прошлого и настоящего. А интересно, нужны ли будут муз. инструменты в будущем и какие они будут?
Из истории возникновения музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты — это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.
На самом деле может показаться странным, что инструмент обладает такими возможностями, поскольку это не более чем прибор, заставляющий определённым способом вибрировать воздух. Однако этот способ и издаёт музыку, перед чарами которой не может устоять никто. Вместе с тем музыка — это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим. Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры.
Я узнала, что раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.
К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.
А теперь немного отдохнем и подвигаемся. Музыкальная физкультминутка « Музыкальные инструменты».
Источники:
http://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/tehnologicheskaya-karta-organizacii-i-provedeniya-neposredstvenno
http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2017/05/05/tehnologicheskaya-karta-muzykalnogo-zanyatiya
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/02/06/tehnologicheskaya-karta-zanyatiya-muzykalnye-instrumenty