Татарский народный миф о шурале читать. Конспект театрализованного представления по мотивам сказки тукая “шурале” в старшей группе доу

Татарский народный миф о шурале читать. Конспект театрализованного представления по мотивам сказки тукая “шурале” в старшей группе доу

Сценарий татарской сказки “Шурале”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Сценарий татарской сказки «Шурале»

Ведущий: Меж селений под Казанью есть старое село,

Кураем называли в старину его.

Ну, а рядом, у селенья лес со всех сторон густой

В том лесу от красных ягод всё вокруг пестрым – пестро,

Наберёшь без всяких тягот сразу полное ведро.

Белых, синих, жёлтых, красных там цветов ковёр густой,

Полон запахов прекрасных пряный воздуха настой.

Птичий щебет, звонкий лепет раздавался в тишине

И пронзительным весельем наполняли душу мне

Три девочки исполняют татарский танец

Ведущий: Вот и солнце закатило за высокие леса,

И веселье молодёжи затихают голоса.

1девочка: И конечно в этом удивительном лесу

Встретишь волка или медведя и коварную лису

2девочка: Много здесь тропинок тайных и сокровищ говорят

3девочка: Много здесь зверей ужасных и чудовищ говорят

1девочка: Много сказок и поверий ходят по родной земле

И о джинах и о ведьмах и о страшном Шурале

Ведущий: Как то в ночь, когда сияет, в облаках луна скользит

Из аула за дровами в лес отправился джигит

Под музыку выезжает джигит

Ведущий: Как бывало часто летом ночь была влажна, свежа

От того, что птицы спали, нарастала тишина.

Наш джигит доехал быстро, сразу взялся за топор

Тук- тук- тук деревья рубит, а вокруг дремучий бор.

Вот присел, притих усталый, с топором в руке на миг-

Чу, раздался небывалый, сонный лес пронзивший крик.

громким криком «А – а –а» выскакивает Шурале/.

Ведущий: И застыл от изумленья наш проворный дровосек

Смотрит и глазам не верит, кто же этот человек

Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод

До чего ж он безобразный по неволе страх берет

Джигит: Он похож на человека, очень тонкий и ногой

Узкий лоб украшен рогом с палец наш величиной

У него же в поларшина пальцев на руках кривых

10 пальцев безобразных острых длинных и худых

Шурале: Что это ты молодец мой покой нарушаешь и в моем лесу деревья рубишь

Джигит: А кто ты такой, чтобы меня спрашивать

Шурале: Я Шурале, лесной дух. Кто меня хоть раз увидел, непременно должен умереть, такое у меня правило. А людей я убиваю щекоткой. Так что придется тебе смельчак умереть от смеха.

Джигит: Умереть от смеха не страшно, помоги только дело закончить, бревна на телегу загрузить.

Оба подходят к бревну.

Ведущий: Удивился Шурале смелости джигита и согласился ему помочь

Забил джигит клин в расщелину бревна и говорит

Джигит: Хватай бревно и тащи его в телегу.

Ведущий: Взял злой дух бревно, да так, что его длинные пальцы угодили прямо в расщелину. Джигит только этого и ждал, схватил топор и выбил клин из бревна. Расщелина раз, и защемила злому духу пальцы. Взвыл Шурале от боли. Стал вырываться да куда там, тяжелое бревно крепко прищемило его длинные пальцы. Стал Шурале просить джигита, что бы тот отпустил его, но джигит злому духу не верит, знает, что если отпустит, то Шурале непременно убьет его и будет продолжать убивать всех людей, попавших в лес, собрался джигит домой уезжать, а Шурале кричит:

Шурале: Назови хоть имя свое, чтобы я знал, кого мне за обиду благодарить

Джигит : Зови меня в прошлом годе

Ведущий: Сказал и уехал.

Ведущий: Стал Шурале кричать, созывать братьев своих лесных.

Собрались они освободили своего товарища

1шурале: Скажи, Кто тебя обидел?

2шурале. Мы его найдем и отомстим за тебя

Шурале: Меня обидел в Прошлом годе

1шурале: Что ж ты только теперь раскричался

2шурале: В прошлом году защемил, а сейчас вдруг закричал. А в прошлом году что молчал?

1шурале : Разве теперь найдёшь того, кто тебя защемил? Это ведь было так давно!

Ведущий: Тут только и понял Шурале, что обманул его джигит стыдно ему стало, спрятался он в самую глухую чащу и перестал людей щекотать

Татарская сказка: шурале

Когда-то в одном ауле жил-был дровосек. Приехал он однажды в лес. Рубит себе дрова, песни поёт. Вдруг из тёмной чащобы вышел к нему навстречу шурале*.

* Шурале – в татарской мифологии дух леса, леший. Имеет злобный характер и убивает людей щекоткой, а также любит красть лошадей и катаясь на них, загоняет насмерть. Имеет рог во лбу и длинные пальцы.

Читать еще:  Мини-сочинение на тему: современная молодёжь ценит совсем не то,что ценила молодёжь в преднее время. очень срочно!!!! Взгляд молодежи на изменчивый мир

Весь он покрыт чёрной шерстью, длинный хвост извивается, длинные пальцы шевелятся, длинные лохматые уши тоже шевелятся. Увидел шурале дровосека и захохотал:

– Вот с кем я сейчас поиграю, вот с кем я сейчас посмеюсь! Как тебя зовут, человек?

Дровосек понял, что дело плохо. Надо что-то придумать. И говорит:

– Меня зовут Прошлый Год.

– Давай, Прошлый Год, с тобой поиграем, пощекочемся, – говорит шурале, – кто кого перещекочет.

А все шурале ох мастера щекотаться! Как от такого уйти?

– Некогда мне играть, у меня работы много, – говорит дровосек.

– Ах так! – сердится шурале. – Не хочешь со мной играть? Ну тогда я тебя так закружу в лесу, что ты никогда из него не выберешься!

– Ладно, – говорит дровосек, – буду играть, только ты сперва помоги мне вот эту колоду расколоть. – Размахнулся он и всадил топор в колоду. Она треснула. – Вот теперь помогай, – кричит дровосек, – суй скорей пальцы в трещину, чтобы она не закрылась, а я ещё разок ударю!

Глупый шурале сунул пальцы в трещину, а дровосек быстро дёрнул топор. Тут пальцы лешего крепко защемило. Дёрнулся он, да не тут-то было. А дровосек схватил топор и был таков.

Закричал шурале на весь лес. Сбежались на его голос другие шурале.

– Что с тобой, что кричишь?

– Пальцы Прошлый Год защемил!

– Когда защемил? – спрашивают шурале.

– Сейчас защемил, Прошлый Год защемил!

– Тебя не поймёшь, – говорит один шурале. – Сразу у тебя и сейчас и прошлый год.

– Да, да! – кричит шурале, а сам дёргает пальцы. – Прошлый Год, Прошлый Год! Догоните его! Накажите его!

– Как можно догнать прошлый год? – говорит другой шурале. – Как его можно наказать?

– В прошлом году защемил, а сейчас вдруг закричал. А в прошлом году что молчал? – спрашивает его третий шурале.

– Разве теперь найдёшь того, кто тебя защемил? Это ведь было так давно! – говорит четвёртый шурале.

Глупый шурале ничего не мог им растолковать, и все шурале убежали в лесную чащу. А он взвалил колоду на спину и ходит до сих пор по лесу и кричит:

– Пальцы Прошлый Год защемил! Пальцы Прошлый Год защемил!

Татарский народный поэт, Габдулла Тукай, адаптировал сказку в 1907 году в виде поэмы, благодаря чему сюжет стал культовым, Шурале проходят в школах и ставят в театрах.
Для сравнения, вот концовка поэмы:

“Я умру. Лесные духи, помогите мне скорей!

Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей!”

А наутро прибежали шурале со всех сторон.

“Что с тобою? Ты рехнулся? Чем ты, дурень, огорчен?

Успокойся! Помолчи-ка! Нам от крика невтерпеж.

Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем

В 1987 году был снят психоделический, страшный мультик о Шурале. На ютубе он есть, можете глянуть, но детям его лучше не показывать.

Шурале

Сказочный лес аула Кырлай

«Есть аул вблизи Казани,
по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае петь умеют…
Дивный край!»,
– с этих строк начинается поэма-сказка «Шурале». Сказочное село Кырлай на берегу речки Ия, описанное в поэме – это реальное место. Здесь в семье крестьянина провел свои детские годы поэт, и тут он впервые познакомился с удивительным татарским эпосом и волшебными сказками. Позже, став взрослым, Тукай увлекся изучением устного народного творчества и переложением его на поэтический язык. А заодно перевел с русского на татарский стихи Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Байрона и Гете.

Лес вокруг аула Кырлай, показавшийся впечатлительному шестилетнему мальчику наполненным волшебными духами и сказочными героями, стал вдохновением для всей его творческой жизни. «Бесконечен, словно небо, древний лес, И не меньше, чем на небе, может быть в лесу чудес», – писал татарский сказочник. Здесь он узнал, где живут водяные и как спастись от лешего-шурале.

Правила поведения в лесу и этикет общения с лесными духами вы узнаете в Литературно-мемориальном музее Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай Арского района. Например, если шурале встретит в лесной чаще человека, то может защекотать его до смерти. Но леший боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей.

Музей Тукая расположился в просторном двухэтажном деревянном доме. Вокруг дома – красивый парк со скульптурами сказочных героев, скрывающимися среди деревьев, бронзовым памятником поэту и колодцем.

Читать еще:  Произведения лиона фейхтвангера. Лион фейхтвангер - биография, информация, личная жизнь

Музей разделен на несколько залов. Первый зал посвящен детству Габдуллы Тукая, второй зал – уральскому периоду жизни поэта, третий – казанскому, в четвертом находится кинозал, где детям показывают фильмы о писателе. Второй этаж отведен под экспозицию сказочных героев, воплощенных татарскими художниками.

После осмотра музейной коллекции маленькие туристы могут принять участие в интерактивном представлении «По следам Шурале», где лично познакомятся с персонажами сказок: Убырлы Карчык (Баба Яга), Аждаха (Змей Горыныч), Батыр (Богатырь), Алтынчеч (Златовласка), Тахир и Зухра (Ромео и Джульетта).

В новогодние праздники в музее национального поэта гостей принимает другой сказочный герой, Кыш Бабай – татарский Дед Мороз. Специально для детских и семейных групп проводится интерактивная программа «В гости к Кыш-Бабаю».

После посещения музея, парка и сувенирной лавки стоит прогуляться по селу. Ведь дома в нем не простые – всё старинные срубы с резными наличниками. Кырлай – это своеобразный заповедник татарского быта XIX-XX веков. Люди здесь разговаривают по-татарски и расписывают свои дома национальным орнаментом. Некоторые дома построены еще в те времена, когда тут жил юный поэт. Обязательно зайдите в Дом Сагди – крестьянскую усадьбу, где жил маленький Габдулла. Рядом для посетителей открыт Дом Ахматхан Бая. Над деревней возвышается деревянная мечеть 1911 года постройки.

Если захотите задержаться в деревне подольше, то остановиться на ночлег можно в гостинично-развлекательном комплексе «Кырлай» или мини-отеле «Шушма». Покушать можно в кафе около музея, но, говорят, еда там не очень вкусная. Лучше купите что-нибудь съестное у местных жителей.

Обратная дорога из Кырлая в Казань займет примерно полтора часа.

Примечание: весь маршрут можно проехать за один день. Но, если вы приехали в столицу Татарстана на несколько дней, то можно разбить экскурсию на два дня. В первый день посетите музей Габдуллы Тукая в Казани, а поездку в Кырлай и Кошлауч отложите на следующий день. Тогда у вас еще останется время, чтобы погулять по старой Татарской слободе. Там вы найдете много памятных мест, связанных с поэтом.

По этому маршруту существует регулярная автобусная экскурсия, организованная Национальным музеем Республики Татарстан и Литературным музеем Габдуллы Тукая. Поездка рассчитана на 8 часов.

Деревня Кошлауч родина поэта

Путь к деревне Кошлауч Арского района, где родился поэт, пройдет вдоль русла реки Казанки мимо старинных татарских сел. Дорога займет примерно полтора часа. За это время экскурсовод поведает вам историю этих мест от времен Ивана Грозного до Габдуллы Тукая, расскажет деревенские легенды, а главное, прочитает отрывки из удивительно красивых сказочных поэм Тукая. Если поедете на своем авто, запаситесь аудиокнигами.

Музей семьи Тукаевых расположился в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа, отца поэта. Экспозиция представляет родительский дом, который делится на две половины, мужскую и женскую, согласно мусульманским традициям.

Мужская половина музея сделана в виде сельской школы (медресе). Ведь по родовой линии отца великого поэта – семь поколений мулл. Женская половина дома – это традиционный татарский сельский дом с большой печью. На территории усадьбы историки и этнографы воссоздали быт татарской деревни рубежа XIX–XX веков. Среди экспонатов – старинная одежда, обувь, ковры, посуда, самовар, колыбель, книги и многое другое. Большинство экспонатов предоставили местные жители из своих семейных кладовых.

В музее вы узнаете о судьбе Габдуллы Тукая, в раннем возрасте ставшем сиротой, о его становлении как личности, гражданине, поэте, а также о жизни и быте татарских сел, роли муллы и медресе в воспитании и образовании.

Шурале

Балет в трех действиях

Автор балета – Фарид Загидулловин Яруллин,
Либретто А. Файзи и Л. Якобсона. Инструментовка 2-й редакции В. Власова и В. Фере. Балетмейстер Л. Якобсон.
Первое представление (2-й редакции): Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 28 июня 1950 г.
Действующие лица
Сюимбике, девушка-птица. Али-Батыр, охотник. Мать Батыра. Отец Батыра. Главная сваха.
Главный сват. Шурале, злой леший. Огненная ведьма. Шайтан. Девушки-птицы, свахи, сваты.

Дремучий лес. Ночь. Освещаемые слабым светом луны, мрачно чернеют вековые деревья. В дупле одного из них — логово Шурале, злобного владыки леса.

Светает. На лесной поляне появляется юноша-охотник Батыр. Увидев пролетающую птицу, он хватает лук и стрелы и устремляется вслед за ней. Из своего логова вылезает Шурале. Просыпаются все лесные духи, подвластные ему. Джины, ведьмы, шуралята развлекают плясками своего повелителя.

Читать еще:  Как нарисовать семью? Пособие для родителей и детей. Поэтапное видео по мастер-классу рисования семьи с мамой, папой и дочкой

Восходит солнце. Нечисть прячется. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в девушек. Девушки разбегаются по лесу. Последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике и тоже уходит в лес. Шурале, следивший за ней из-за дерева, подкрадывается к крыльям и утаскивает их в свое логово.

Из лесу появляются девушки. Они водят на поляне веселые хороводы. Неожиданно с дерева на них прыгает Шурале. Перепуганные девушки стремительно поднимают свои крылья и, став птицами, поднимаются в воздух. Только Сюимбике мечется, не находя своих крыльев. Шурале приказывает шуралятам окружить девушку. Пленница в ужасе. Шурале готов торжествовать победу, но из лесу выбегает Батыр и бросается на помощь Сюимбике. Разъяренный Шурале хочет задушить Батыра, но юноша сильным ударом повергает чудище на землю.

Напрасно Сюимбике вместе со своим спасителем ищет повсюду крылья. Устав от бесплодных поисков, измученная Сюимбике опускается на землю и засыпает

Батыр осторожно берет спящую девушку-птицу на руки и уходит с ней

Поверженный Шурале грозит жестоко отомстить Батыру, похитившему у него девушку-птицу.

Двор Батыра в праздничном убранстве. Все односельчане пришли сюда на пир в честь обручения Батыра с красавицей Сюимбике. Веселятся гости, резвятся ребятишки. Только одна невеста грустна. Не может Сюимбике забыть об утраченных крыльях. Батыр старается отвлечь девушку от печальных мыслей. Но ни лихие пляски джигитов, ни девичьи хороводы не могут развеселить Сюимбике.

Праздник окончен. Гости расходятся. Незамеченный никем, во двор тайком проникает Шурале. Улучив удобную минуту, он подбрасывает Сюимбике ее крылья. Девушка с восторгом прижимает их к себе и хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Однако желание подняться в воздух оказывается сильнее. Сюимбике взлетает ввысь.

Тут же она попадает в окружение вороньей стаи, посланной Шурале. Птица хочет вырваться, но воронье заставляет ее лететь к логову своего владыки.

Во двор выбегает Батыр. Он видит в небе улетающую белую птицу, которая бьется в кольце черных воронов. Схватив горящий факел, Батыр устремляется в погоню.

Логово Шурале. Здесь томится в плену девушка-птица. Но Шурале не удается сломить гордый нрав Сюимбике, девушка отвергает все его притязания. В ярости Шурале хочет отдать ее на растерзание лесной нечисти.

В этот момент на поляну с факелом в руке выбегает Батыр. По повелению Шурале все ведьмы, джины и шуралята набрасываются на юношу. Тогда Батыр поджигает логово Шурале. Злые духи и сам Шурале гибнут в огненной стихии.

Батыр и Сюимбике одни среди бушующего пламени. Батыр протягивает девушке ее крылья — единственный путь к спасению. Но Сюимбике не хочет оставить любимого. Она бросает крылья в огонь — пусть они погибнут оба. Тотчас же лесной пожар гаснет. Освобожденный от нечисти лес сказочно преображается. Появляются родители, сваты и друзья Батыра. Они желают счастья жениху и невесте.

Татарская слобода

Начало маршрута – в Литературном музее Габдуллы Тукая, расположенном в Казани в старинном двухэтажном доме в Татарской слободе. Здесь можно посмотреть иллюстрации сказок Тукая с изображением лесного духа Шурале, водяного духа Су анасы и других сказочных героев. Среди экспонатов вы найдете статьи Тукая, подписанные псевдонимом «Шурале».

В музее есть много интересного как для взрослых, так и для детей. Для взрослых – интересные факты истории Татарстана на рубеже XIX и XX веков, быт, культура и публицистика той революционной эпохи.

Для детей – зал с художественными работами, созданными по сюжетам сказок Тукая. Для младших школьников и дошколят в музее проведут интерактивный праздник «В гостях у Шурале» по мотивам сказок с играми и песнями. Другая программа «Краски Сабантуя» в увлекательной форме познакомит детей с татарским весенним праздником плуга. Маленькие гости музея услышат отрывок из повести Габдуллы Тукая «Что я помню о себе», где подробно описывается национальный праздник. Затем примут участие в народных танцах и состязаниях.

Рассчитывайте, что в музее вы проведете примерно час. Если с интерактивной программой, то два часа.

Музей находится на территории старой Татарской слободы. Здесь прошли годы жизни, работы и творчества поэта. Поэтому в слободе много памятных мест, связанных с его именем. О них вам расскажет экскурсовод уже в автобусе, по пути через Татарскую слободу к выезду из города по Сибирскому тракту.

Источники:

http://infourok.ru/scenariy-tatarskoy-skazki-shurale-2372010.html
http://pikabu.ru/story/tatarskaya_skazka_shurale_5542982
http://ufologov.net/surale/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии