16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Татарский классик Фатих Амирхан – первый писатель-фантаст, предсказавший появление смартфонов.

Фатих Амирхан. Хан татарской литературы

Фатих Амирхан родился 1 января 1886 года. Отец его был имамом казанской мечети Иске Таш, а проживало семейство в Новотатарской слободе. Предки Амирхана были татарскими мурзами Казанского ханства и многие из представителей его рода были выдающимися мусульманскими священнослужителями.

Хусаин Амирхан, дед Фатиха, был крупным историком, занимался изучением булгаро-татарской старины, а также жизни и деяний знаковых фигур исламского мира. Кроме этого, Хусаин Амирхан возглавлял одну из самых крупных мусульманских общин Казани.

Детство и юность Фатиха

В 1893 году Фатих Амирхан приступил к учёбе в приходском мектебе, где проучился всего два года. После чего, в 1895 году, по настоянию отца — Мухамедзарифа Амирханова, перешёл из мектеба на учёбу в медресе «Мухаммадия».

В те годы «Мухаммадия» было самым крупым новометодным учебным заведением Казани. Медресе руководил Г.Баруди — педагог и крупный религиозный деятель, друг отца Фатиха. Ф. Амирхан проучился в медресе 10 лет. Именно эти годы определили дальнейший жизненный путь будущего писателя.

Из медресе Фатих Амирхан вышел с блестящим богословким образованием, отличными знаниями истории и литературы Востока, а кроме этого немного знал некоторые светские науки и письменный русский язык.

Фатих Амирхан и движение шакирдов

Обладая лидерскими качествами, Фатих Амирхан возглавил небольшую группу шакирдов (учеников) медресе, которым было «тесно» в границах религиозной школы и всей системы образования тех лет.

Подобная деятельность привела к созданию тайного объединения «Иттихад» («Единение»), целью которого молодые люди ставили коренное реформирование программы обучения в медресе, а также улучшение матуриальных и бытовых условий для учащихся. Кружок «Иттихад» выпускал сбоственный рукописный журнал, проводил встречи с недовольными учениками. Главным же событием была постановка спектакля по пьесе «Несчастный юноша», который был сыгран в медресе в 1903 году в отсутствие руководителя медресе и наставника Г.Баруди.

Несмотря на активную социальную деятельность в медресе, Фатих Амирхан думал оставить обучение там и поступить в Татарскую учительскую школу. Недостаток же образования будущий писатель стремился компенсировать частным обучением.

Одним из его репетиторов стал известный в Казани социал-демократ С.Н. Гассар, кроме этого, молодой человек довольно часто общался и с Х.Ямашевичем. Всё это вызвало у Фатиха Амирхана живой интерес к политической деятельности.

В годы первой русской революции Фатих всё-таки оставил учёбу в медресе и активно занялся организацией всероссийского движения учащихся под названием «Ислах» («Реформа»). Как представитель татарской молодёжи, он принимал участие практически во всех съездах мусульман России, высказывая порой довольно критическое отношение к позиции представителей духовенства и буржуазии.

Размолвка с семьёй и отъезд из Казани

Отец Фатиха не одобрял его общественную деятельность и тот подчёркнуто светский образ жизни, который он вёл. На почве «социалистических» увлечений сына и его сомнительных, по мнению Мухамедзарифа Амирхана, знакомств, в 1906 году отец и сын окончательно рассорились.

Фатих Амирхан покинул родной дом, какое-то время жил на частных квартирах или снимал номера, продолжая при этом участвовать в движении шакирдов. Но осенью того же 1096 года был вынужден уехать из Казани в Москву, опасаясь полицейских преследований. В Москве Фатих Амирхан совместно с Мухаметзагидом Шамилем, внуком легендарного Шамиля, работал над изданием детского журнала «Тарбиятель Эфталь» («Воспитание детей»). В этом издании были опубликованы первые журналистские работы Фатиха.

Болезнь Амирхана и его общественная деятельность

В Москве Фатих Амирхан прожил недолго: уже весной 1907 года он вернулся в Казань и восстановил отношения с отцом, а также вновь возглавил казанскую молодёжь. Меньше чем через полгода после возвращения в родной дом, 15 августа 1907 года, Фатих Амирхан оказался парализован.

Поддержка родных и друзей помогла ему не оставить активную общественную и творческую деятельность и 7 октября 1907 года был издан первый номер газеты «Эль-ислах». Это печатное издание было одним из самых смелых и бескопромиссных в то время.

Фатих Амирхан активно отстаивал интересы шакирдов, а также ратовал за проведение полной реформы системы всего мусульманского образования. Ф. Амирхан стал ярким и довольно жёстким публицистом: он критиковал нерешительность, показную религиозность и равнодушие облечённых властью лиц.

Для творчества Амирхана этого периода характерно не только беспощадное, а порой и излишнее, высмеивание духовных лиц, но и утопическое видение будущего, в котором есть место для культуры, технического прогресса и для религии. В октябре 1908 года состоялось его знакомство с Г.Тукаем. С этого момента начались их дружба и сотрудничество. Сначала — в газете «Эль-ислах», а после 1909 года — в журнале «Ялт-Йолт» («Зарница»).

С 1912 года Фатих Амирхан начал работать в газете «Кояш» («Солнце»), издаваемой братьями-купцами Каримовыми. В этот период в его творчестве на первое место выходят вопросы единства нации, сохранения и развития языка, культуры, религии. Самые известные его произведения этого времени: повесть «Хаят» (1911), роман «На перепутье» (1912), драма «Неравные» (1914).

В двадцатые годы в прессе прошёл ряд публикаций, обвиняющих Ф.Амирхана во всех смертных грехах. Писатель на тот момент уже был тяжело болен туберкулезом и практически никак не отреагировал на эти статьи. Последние дни Фатих Амирхан доживал в одиночестве, вдалеке от родной Новотатарской слободы, в доме на улице Большая Красная. Он скончался 9 марта 1926 года и был похоронен на мусульманском кладбище рядом с могилами своего отца, дяди и деда.

ТАТАРСКИЙ КЛАССИК ФАТИХ АМИРХАН – ПЕРВЫЙ ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ, ПРЕДСКАЗАВШИЙ ПОЯВЛЕНИЕ СМАРТФОНОВ?

Фото: Рамиль Гали Автор материала: Зиля Мубаракшина (перевод, www.intertat.tatar), перевод отрывков повести Ф.Амирхана «Фатхулла хазрат» с татарского Г.Хантемировой СОБЫТИЯ Весь мир знает имена фантастов, предсказавших появление таких современных технических достижений, как, например, подводная лодка или атомная бомба. И есть мнение, что еще никому не удалось предвидеть появление смартфонов. Но еще.

Читать еще:  Искусство эпохи возрождения в высшей степени. Особенности искусства эпохи возрождения

Корреспондент агентства «Татар-информ» решила выяснить, почему прогноз татарского писателя, первым в мире описавшего смартфон и видеосвязь, остался незамеченным. Почему мир не знает о предсказании Фатиха Амирхана?

Говорят, что у великих творцов есть дар предвидения. Вот некоторые авторы, предсказавшие в своих произведениях технические открытия будущего:

Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой», 1869 год — подводная лодка; Артур Кларк «Город и звезды», 1956 год — онлайн компьютерные игры; Герберт Уэллс «Освобожденный мир», 1914 год — взрыв атомной бомбы;

Герберт Уэллс «Когда спящий проснется», 1899 год — автоматические двери; Герберт Уэллс «Война миров», 1898 год — лазер; Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту», 1950 год — наушники;

Роберт Хайнлайн «. А мы еще выгуливаем собак», 1941 год — карманный телефон; Александр Казанцев «Купол надежды», 1980 год — лаборатория, делающая искусственную еду; Александр Беляев «Звезда КЭЦ», 1936 год — человек в космосе.

Есть информация, что сотовый телефон впервые описан в 1910 году американским журналистом Робертом Слоссом, а смартфон упоминается в произведении Роберта Хайнлайна в 1941 году. Но татарский писатель Фатих Амирхан предвидел смартфон и видеосвязь раньше.

В повести «Фатхулла хазрат», написанной в 1909 году, описывается жизнь Казани в 1950 году. Главный герой — Фатхулла хазрат умирает, через 42 года вновь воскресает и начинает жить в условиях современного общества. Автор пишет об обществе, ушедшем далеко вперед и в научно-техническом, и в культурном плане: летающая воздушная лодка, телефон с зеркалом, дома, имеющие внешность человека, летающие с помощью крыльев люди, опыты с воскрешением и многое другое.

Будущее глазами Фатиха Амирхана:

Здания, построенные из зеркала

Современные дома, обшитые зеркальным покрытием, удивляют нас и сейчас. А Фатих Амирхан писал о таком явлении еще в далеком 1909 году.

«Лейля везла Минсылу домой в закрытом автомобиле, и Минсылу не видела ни улицы, ни неба над головой. Теперь она была потрясена формой каменных зданий, роскошных зеркальных дворцов».

Здания, напоминающие людей

По прогнозам Фатиха Амирхана, в 1950 году будут построены дома, внешность которых похожа на человека. Такие здания, хоть и очень редко, встречаются в некоторых странах.

«Из ее окна на бесконечно длинной улице вдали видно было огромное здание, внешний вид которого напоминал фигуру человека. При виде этого «человека» у Минсылу от ужаса перехватило дыхание, колени ее задрожали, она хотела закричать, но не могла. Ей показалось, что она видит великана Гужа, сына Гуныка, который в скором времени выпьет всю воду в реках, съесть всю пищу в городе».

Электронные игрушки

Фатих Амирхан пишет об электронных игрушках, которые сейчас можно купить в любом магазине.

«В саду росли настоящие деревья и цветы, цветы благоухали, наполняя воздух чудесным запахом, на ветвях деревьев невиданные электрические птицы необычайных расцветок щебетали удивительными голосами».

Вертолет

Фатих Амирхан пишет о «воздушной лодке».

«Неожиданно до слуха Фатхуллы донеслась музыка. Он взглянул туда, где звучала музыка, и увидел большой воздушный корабль, в котором сидело около шестисот-семисот человек. Корабль приближался, на нем человек сто исполняли на трубах «Воздушный марш».

«Лодка подлетела к дому доктора Ахмета, и наши путешественники вышли из нее на балкон».

Это можно назвать и прогнозом писателя, но можно объяснить и его осведомленностью о новейших достижениях того времени. Первый вертолет прошел испытания во Франции в 1907 году, но широкое использование вертолеты обрели лишь в середине XX века.

Смартфон с фронтальной камерой

Уже в 1909 году Фатих Амирхан пишет о смартфонах с фронтальной камерой.

«Только успел он произнести эти слова, как близ него негромко прозвенел звонок. Звук доносился из нагрудного кармана Ахмета. Ахмет вынул оттуда какой-то предмет, похожий на зеркальце, стал смотреть на него. Через минуту, к изумлению преосвященного, зеркальце заговорило человеческим языком.

Перепуганный Фатхулла увидел в зеркальце изображение Лейли. Ахмет поговорил с дочерью, но из их разговора Фатхулла ничего не понял.

— Это волшебное зеркало вы, предположим, изобрели с помощью науки симии? — спросил он, когда Ахмет, закончив разговор, положил зеркальце в карман.

Ахмет объяснил, что это не зеркало, а зеркальный беспроволочный телефон».

Сотовый телефон был изобретен в 1957 году. А телефоны с фотокамерой стали использоваться лишь в 2000-х годах.

Онлайн-видеосвязь

Фатих Амирхан описал в повести видеоконференцию — обычное явление для нас сегодня.

«В комнате раздался звонок. Не успел сообразить, кто звонит, как увидел перед собой на стекле, вделанном в стену, молодого человека, стоявшего с беспечным видом. (Стеклом этим было изобретенное в середине двадцатого века телефонное зеркало, которое показывало в рост говорившего по телефону, а несведущему казалось, что перед ним стоит живой человек)».

«…Вне себя от негодования он схватил стул и набросился на молодого человека. Зеркало разлетелось на сотни осколков, и молодой человек исчез; с концов оборванных проводов, треща, посыпались голубоватые искры».

Видеоконференция (с помощью проводного телефона) впервые была испытана в 1947 году в научно-исследовательском институте телевидения СССР. Массовое распространение началось лишь с 1999 года.

Летающие люди

Фатих Амирхан считал, что люди будущего будут летать.

«Он взглянул в окно: в этот миг в воздухе на приставных крыльях пролетели двое юношей и две девушки. Теперь преосвященный Фатхулла решил, что он, конечно, обитает в райских дворцах».

Ричард Браунинг 28 сентября 2017 года испытал придуманный им специальный костюм. Он попал в Книгу рекордов Гиннесса, пролетев со скоростью 50 км/час.

Оживление умерших — пока на уровне прогноза

«Не прошло и часа, как покойник чихнул. Спустя немного он снова чихнул и возгласил: «Аллах! Благослови, боже!» Теперь профессор попросил студентов выйти из аудитории, так как оживленному был необходим покой. Еще через час его преосвященство Фатхулла открыл глаза, осторожно приподнялся и сел».

Почему произведение Фатиха Амирхана осталось неизвестным миру?

Почему это произведение Фатиха Амирхана не завоевало всемирную известность, не стало таким же популярным, как творения других фантастов? С этим вопросом мы обратились к литературоведам, изучавшим творчество Амирхана.

«Мы и сами виноваты в том, что Амирхан не прославился как великий фантаст»

Кандидат филологических наук, доцент Тагир Гилязов:

Читать еще:  Возникновение и развитие фольклора, его специфические признаки. Фольклор и фольклористика

— В том, что Фатих Амирхан не прославился как фантаст, в какой-то степени виноваты и мы. По причине того, что он описывал бытие простых людей, жизнь «низких людишек», сельских бедняков, в 1920-1930 годах Фатих Амирхан подвергался жесткой критике.

Амирхан получил городское воспитание. Хоть он и был сыном муллы, но хорошо знал экономику, историю, смену обществ и понимал, какую роль играют их аспекты. Баки Урманче видит писателя как одного из гениев, державших курс на Европу.

Взглянем на его биографию: в самом рассвете юношества он остался прикованным к инвалидной коляске. Для него это стало большой трагедией. Но на всю жизнь он остается сильной личностью. Я читал его письма, статьи, произведения. Ни в одном из них нет ни нотки уныния. Сильный дух, согласие со своей участью или принятие судьбы, уготованной ему Аллахом… До сих пор это остается тайной.

Мне кажется, дар предвидения связан с тем, что Фатих Амирхан был сильной личностью. К тому же он учился в Москве, Самаре, был хорошо знаком с русским миром. Видимо, хоть мы и не связываем его с какой-либо политической партией, Фатиху Амирхану были известны труды Маркса, Энгельса, Ленина, писатель хорошо разбирался и в религиозной литературе.

Видно, что он был знаком с исламской культурой и философией, ставшими неотъемлемыми элементами нашей жизни, нашего духа. Как известно, он не ограничивался национальными рамками, отлично разбирался в мировой литературе, культуре, его ходом и течением.

Произведения Фатиха Амирхана не печатались на русском языке, не переводились на европейские языки, о них не знают… Мы все пишем на татарском.

Фатиха Амирхана нужно представить миру на английском языке, чтобы о нем писали в зарубежной прессе, его понимали и могли оценить.

«Фатих Амирхан смог предвидеть будущее»

Кандидат филологических наук, доцент Альфат Закирзянов считает, что идея повести «Фатхулла хазрат» далека от фантастики, поэтому произведение и не снискало известность.

— Цель данного произведения — изобличить отрицательные явления, препятствующие движению возрождения. Фантастика здесь выступает только как литературный прием. Произведение написано не в рамках фантастического жанра, писатель не ставил себе такой цели. Фантастика — лишь прием, чтобы во всей красе описать людей с отсталыми взглядами.

Если брать других фантастов, для них главной целью становится рассказать о научно-технических достижениях. Вероятно, причина того, что произведение не нашло широкого отражения, кроется и в том, что главный герой довольно груб, невежлив, к тому же сторонник прошлого, отжившего. С одной стороны, предположения автора о будущем могли бы стать основой замечательного фантастического произведения. Но почему Фатих Амирхан не стал развивать сюжет именно в этом русле? К сожалению, об этом нам остается лишь догадываться.

Фатих Амирхан так же, как и мировые известные писатели-фантасты, предсказал будущее. Вопрос о том, почему мы его недооцениваем и не представляем широкой общественности, довольно-таки спорный.

Амирхан смог предвидеть будущее. Если мы рассматриваем его как писателя-фантаста, то приходим к интересному, поучительному факту. А в произведении автор описывает Фатхуллу хазрата как объект насмешек, тем самым предсказания, мысли и предположения о будущем теряют свой смысл, становятся лишь фоном событий 1950 года.

«В произведении фантастика не имеет должного эффекта»

— Не думаю, что мы можем как-то прославить это произведение. Фантастические элементы не станут главной составляющей произведения, потому что произведение написано не в жанре фантастики, и главная идея повести лежит совсем в другой плоскости. К примеру, у Сайф Сараи есть такие строки: «Как месяц крутится вокруг Земли, так и девушка принялась кружить вокруг юноши». Сказано это за несколько столетий до Коперника! Но это не открытие, а лишь литературный прием, — говорит Закирзянов. — Но это, безусловно, нельзя не отметить. Кто-то может обратить на это внимание.

Фатих Амирхан хорошо знал Коран. На сегодняшний день мы знаем, что описанные в священной книге мусульман явления имеют место в нашей жизни. Вероятно, он почувствовал и увидел в Коране эти важные мысли, то есть для своего времени он был, без сомнений, человеком передовых взглядов. Писатель, знающий русскую и европейскую литературу, искал способы изображения. И тогда отдал предпочтение не элементам фантастики, а изобличению своего героя.

Мухамметфатых Зарифович Амирханов — Фатих Амирхан родился в 1886 году в Казани. Окончил медресе «Мухаммадия», в Самаре изучал русский язык. Начинает выпускать газету «Аль-Ислах». Работает в Москве. В 1907 году возвращается в Казань, будучи парализованным, не может ходить. Кроме «Аль-Ислах», трудится в редакциях изданий «Ялт-йолт» и «Кояш». С 1907 года начинает писать литературные произведения. Самое его известное произведение — повесть «Хаят», написанная в 1911 году. Автор первого сатирического романа на татарском языке. В 1923-1924 годах преподает в техникуме татарского театра. В 1924 году пишет сатирическую повесть «Шафигулла агай», в которой изобличает культ личности, критикует прославление имени Ленина. В 1826 году умер в Казани.

Амирхан Фатих

Амирханов Мухаммадфатих Мухаммадзарифович. Писатель, литературный критик

Содержание

Биография

Фатих Амирхан с другом Ризваном Алуши. 1906

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

1 января 1886 г., Казань – 9 марта 1926 г., там же.

Ф.Амирхан – сын М.Амирханова.

Образование получил в медресе «Мухаммадия» (1905 г.), самостоятельно изучил русский язык и литературу.

Под влиянием Революции 1905–1907 гг. принимал активное участие в движении шакирдов «аль-Ислах».

Жизненный и творческий путь Ф.Амирхана был сложным. После того как в августе 1907 г. его разбил паралич, писатель до конца своих дней был прикован к инвалидной коляске.

В 1907 г. Ф.Амирхан фактический редактор журнала «Тарбияи-атфаль», в 1907–1909 гг. – газеты «аль-Ислах». С 1912 г. активно сотрудничал в газете «Кояш» и журнале «Анг».

Бурные исторические события и катаклизмы начала ХХ века определили синкретичность мировоззрения писателя, сосуществование в нем просветительских, революционно-демократических, социальных взглядов, преломленных через призму философских систем Востока и Запада.

Ф.Амирхан приветствовал Февральскую революцию 1917 г. публицистической статьей «Богаулар өзелделәр» («Порвались цепи»).

После Октябрьской революции писатель сотрудничал в газетах и журналах «Кызыл Армия», «Эш», «Татарстан», «Татарстан хабарляре», «Шарык кызы», «Безнен юл». Под псевдонимом «Марксист» печатал публицистические статьи, принимал активное участие в общественно-политической и культурно-просветительской жизни республики.

Памяти Ф.Амирхана, прозванного в народе «вершителем судеб татар», посвящено большое количество поэтических и публицистических произведений.

Фатих и Ибрагим Амирхановы. 1915

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Читать еще:  Государственный музей нового западного искусства. Воссоздание гмнзи: осторожно, опасность

Художественное творчество

Фатих Амирхан в момент прогулки на лошади в районе Дальнего Кабана. 1909

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Ф.Амирхан известен как один из основоположников критического реализма в татарской литературе ХХ века. Художественные искания писателя не ограничивались рамками реализма. Он писал и романтические произведения, выступал как талантливый экспериментатор в области модернистских течений – импрессионизма, экспрессионизма, акмеизма и др.

Ф.Амирхан пришел в литературу с романтическим рассказом «Гарәфә көн төшемдә» («Сон накануне праздника», 1907 г.). Как писатель-просветитель, подвергал критике феодальную косность татарского общества, ратовал за идеалы национального возрождения.

В повести «Фәтхулла хәзрәт» («Фатхулла хазрет», 1909 г.), вошедшей в классику татарской сатирической литературы начала ХХ века, высмеиваются приверженцы средневековых устоев жизни.

Основой пьесы «Яшьләр» («Молодежь»), написанной в том же году, стали идеалы и устремления татарской разночинной молодежи, которые выражались в стремлении разрушить все старое, связанное с бытом и нравами кадимистов (см. кадимизм), в страстной защите свободы личности, права татарской молодежи на европейское образование, европейский образ жизни.

В рассказе «Татар кызы» («Татарка», 1909 г.) с использованием художественных приемов экзистенциализма и экспрессионизма раскрывается проблема освобождения женщины-татарки от гнета феодально-патриархальных традиций, превращения ее в игрушку для будущего мужа, а затем и в «живой труп». Фрагментарность фабулы, схематичность композиции произведения, указание на пограничные состояния героини между Жизнью и Смертью оригинально синтезированы в рассказе различными приемами модернистской литературы.

В романтической повести «Хәят» («Хаят», 1911 г.) показана духовная драма татарской девушки, с детства приобщенной к русской культуре. Основное внимание автора направлено на раскрытие внутреннего мира героини, вынужденной жить по канонам патриархальной морали. Традиционный для татарской литературы конца XIX – начала ХХ веков конфликт отцов и детей воплощен автором в духе романтизма.

В повести доминируют эстетика прекрасного, глубокий лиризм, культ природы и любви; удачно использованы разнообразные формы психологического анализа: портреты, внутренние монологи, описание чувств, пейзаж.

В цикле романтических рассказов, созданных на основе народных преданий, нашли отражение особенности национального мировосприятия: «Ай өстендә Зөһрә кыз» («Девушка Зухра на Луне», 1913 г.), «Сөембикә» («Сююмбике», 1913 г.), «Картада оттырылган Зөлхәбирә» («Зульхабира, проигранная в карты», 1913 г.), «Бер хәрабәдә» («На развалинах», 1913 г.).

Качественно новое художественное осмысление жизни татарской учащейся молодежи, интеллигенции прослеживается в незавершенном романе «Урталыкта» («В середине», 1911–1912 гг.), в котором нет сквозного сюжета, соответственно нет и динамично развивающегося конфликта. Главный герой романа Хасан Арсланов не разделяет радикализм части татарской молодежи, не приемлет и идеологию кадимистов. Богатый внутренний мир героя наполнен раздумьями о судьбах национальной культуры.

В психологической драме «Тигезсезләр» («Неравные», 1914 г.) Ф.Амирхан, творчески используя импрессионистический стиль чеховской драматургии, в ярких художественных образах размышляет о неравенстве людей в мире, незащищенности любви, хрупкости человеческого счастья.

Пьеса фиксирует жизнь, полифонично отражает внутренний мир героев, тяготеет к эпичности. Повествовательное начало ее усиливается обилием авторских ремарок, вплетением в текст суждений о переустройстве экономических основ татарского общества, европеизации системы образования, эмансипации женщины, а также диалогами о любви, литературе, языке, музыке, живописи, русской культуре.

В рассказах «Габдельбасыйр гыйшкы» («Любовь Габдельбасыра», 1914 г.), «Самигулла абзый» (1916 г.) и др. прослеживаются элементы использования художественных приемов акмеизма.

Религиозно-философские вопросы жизни и смерти отражаются в романтическом рассказе «Тәгъзия» («Соболезнование», 1922 г.).

В 1924 г., когда надежды на светлое будущее для народа, поданные революциями 1917 г., рассеялись окончательно, Ф.Амирхан написал сатирический рассказ «Шафигулла агай» (1924 г., опубликован 1991 г.), в котором показывал, как в атмосфере большевистской идеологии рабочий люд превращается в бездумных роботов и отказывается от многовековых национальных традиций и общечеловеческих ценностей.

Фатих Амирхан. 1915

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Ф.Амирхан – литературный критик

Фатих Амирхан с друзьями. 1913

Казань. Дальний Кабан. Слева направо: Ф.Амирхан (в лодке); Кабир Бакир (на берегу реки); Рауза Аитова (жена И. Аитова), за ней Исмагил Аитов. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Ф.Амирхан – один из основоположников татарской реалистической литературной критики.

Большинство его статей посвящены анализу мировоззренческих и художественных особенностей творчества:

Г.Тукая («Габдулла Тукаев шигырьләре» – «Стихи Габдуллы Тукаева», 1908 г.; «Азмы какканны вә сукканны. » – «Чего только не испытывал. », 1913 г.);

Г.Исхаки («Гаяз», 1907 г.; «Алдым-бирдем» – «Брачный договор», 1907 г.; «Зиндан» – «Тюрьма», 1908 г.; «Зөләйха» – «Зулейха», 1917 г.),

отдельным произведениям З.Хади, Ф.Карими, Я.Вали, М.Гафури, С.Рамеева, Г.Кулахметова.

Фотограф Иванов С.И. Г.Тукай среди членов редколлегии газеты Аль-Ислах. Казань. 1907–1908. 1907–1908

Слева направо: редактор и издатель газеты Вафа Бахтияров, театральный критик Габделькабир Бакир, идейный руководитель и активный сотрудник Фатих Амирхан, сотрудник редакции Ибрагим Амирхан, Габдулла Тукай. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Сочинения

Фатих Амирхан в своей квартире. 1916

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Избранное: рассказы и повести. М., 1975.

Сайланма әсәрләр: 2 томда. Казан, 1957–1958.

Әсәрләр: 4 томда. Казан, 1984–1986.

Дом, где в 1923–1926 гг. проживал Фатих Амирхан

На углу улицы Жуковского, 12. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Литература

Краткая литературная энциклопедия. М., 1962. Том 1.

Сайганов А. У истоков эстетики реализма: эстетика Фатиха Амирхана и ее место в развитии татарской реалистической литературы. Казань, 1982.

Магдеев М. Фатих Амирхан: краткий очерк о жизни и творчестве писателя. Казань, 1986.

Идейно-эстетическое наследие Фатиха Амирхана: межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989.

Нуруллин И.З. Прометей из Ново-Татарской слободы. Казань, 1991.

Духовное наследие: поиски и открытия / под ред. И.Г. Гумерова. Казань: ИЯЛИ, 2016. Вып. 2: Фатих Амирхан.

Ахметова Д.И. Фатих Амирхан в фотографиях. Казань: ИЯЛИ, 2016.

Нуруллин И.З. Фатих Әмирхан. Казань, 1988.

Хисматуллин Х. Фатих Әмирхан: тормышы һәм иҗаты турында кыскача популяр очерк. Казань, 1961.

Сайганов А.Д. Фатих Әмирхан әсәрләренең библиографиясе һәм язучы турында фәнни әдәбият. (1906–1972). Казань, 1972.

Гайнуллин М. Татар әдипләре. Казан, 1978.

Близкие родственники у тела покойного Фатиха Амирхана. 9 марта 1926 г

Слева направо: Фатыма Апакова, Разия Амирханова, Габдулла Амирханов, Гумер Амирханов, Газиза Яушева (мать Нафисы, жены Ибрагима Амирханова), Махмут Амирханов, Габдулхамит Апаков, Закария Амирханов. Национальный музей РТ

Источники:

http://www.kul-sharif.com/publ/istorija_v_licakh/fatikh_amirkhan_khan_tatarskoj_literatury/2-1-0-32
http://aznakaevo-rt.ru/news/obschestvo/tatarskiy-klassik-fatih-amirhan-pervyiy-pisatel-fa
http://tatarica.org/ru/razdely/kultura/literatura/personalii/amirhan-fatih

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector