Татарские промыслы и ремесла. Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву
Возрождая народные промыслы
Богатство и многообразие художественного таланта татарского народа наиболее ярко выражено в декоративно-прикладном искусстве. Сама окружающая природа, условия жизни, уклад семьи татарского народа влияли на создание и развитие народных художественных промыслов и ремесел.
Раушания САУБАНОВА, директор Профессионального училища №40
Золотым фондом татарской культуры являются художественные промыслы по обработке дерева, производство вышитых головных уборов, кожаная мозаичная обувь, ювелирные изделия, вышивка.
Фольклорные и экзотические мотивы в резьбе по дереву, в кожаных изделиях, золотном шитье, вышивке – все это стало сейчас суперсовременным, модным и востребованным.
Предположим, есть у человека желание научиться делать молитвенные коврики «намазлык» с золотым шитьем или с кожаной мозаикой; головные уборы: тюбетейки, каляпуши, калфаки расшитые золотом, бисером, канителью; или научиться шить современную одежду с применением вышивки, а также вырезать художественные изделия из дерева, или лепить из глины. Куда ему с этим желанием податься? В Казани есть такое профессиональное учебное заведение, где можно получить перспективную, востребованную на рынке труда профессию ‑ это Профессиональное училище №40, которое находится по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, 9.
Это училище, можно сказать, уникальное, оно сосредоточило в себе два взаимодополняющих профиля: торговый и художественный. Профессиональное училище ведет качественную подготовку специалистов в области декоративно-прикладного искусства: резчиков по дереву, вышивальщиц (с умением выполнять золотошвейные работы), портных, художников-оформителей, изготовителей художественных изделий из кожи, изготовителей художественных изделий из керамики, а также подготовку продавцов.
Профессиональное училище №40 было организовано в октябре 1963 года по торговому профилю. С 1992 года училище перепрофилировано в училище народно-художественных промыслов и торговли.
Сейчас перед училищем стоит задача возрождения татарских народных промыслов. Это, прежде всего, – вышивка тамбуром и золотное шитье, искусство мозаики по коже, резьба по дереву, роспись по дереву, керамика.
У истоков возрождения национальной вышивки стояла Софья Даниловна Кузьминых – заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. В Музее профессионального мастерства училища представлены эксклюзивные работы данного мастера.
Продолжателем народных традиций в ручной вышивке является мастер производственного обучения Лейсан Рашитовна Хазиева, которая стала победителем конкурса «Мастер года-2010» и является дипломантом конкурса научно-исследовательских работ в номинации «Педагог XXI века».
Творческий педагогический коллектив училища возглавляет Раушания Киямутдиновна Саубанова, кандидат педагогических наук, доцент. Она инициативная, творческая, энергичная, деловая личность.
Раушания Киямутдиновна за небольшой отрезок времени успела многое
‑ организовала Музей профессионального мастерства, создание web-сайта училища, электронный музей, красочное оформление фасада училища.
Понимая важность возрождения и сохранения народных художественных промыслов в Республике Татарстан, опираясь на Республиканскую целевую программу сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в РТ на 2009-2011 гг., Р.К. Саубанова добилась решения вопроса о реорганизации Профессионального училища №40 и Профессионального лицея №34 в форме слияния и создания ГБОУ НПО РТ «Профессиональный лицей народных художественных промыслов».
Директор учебного заведения Раушания Саубанова считает, что без поддержки и помощи правительства Республики Татарстан невозможно будет решить вопросы сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в республике.
Коллектив училища неоднократно награждался дипломами региональных, всероссийских, и международных специализированных выставок-ярмарок: «Алтын куллар», «Город мастеров», «Снежный барс», «Арт-галерея», «Казанский кот», «Кузьминки», «Образование. Карьера», «Вятские мастера», «Этномириада», «Этнодар», «Каравон» ‑ за творческий подход, за активную работу по возрождению татарских народных художественных промыслов, за пропаганду народных ремесел.
В 2013 году в Казани будет проходить Универсиада. Руководство учебного заведения понимает важность этого события и актуальность изготовления сувенирной продукции. В связи с этим в училище активно ведется работа по улучшению материально-технической базы, укрепляется педагогический коллектив, вводятся новые специальности, такие как реставратор строительный, изготовитель художественных изделий из металла, мастер народных художественных промыслов (кружевница, вышивальщица), закройщик, модистка головных уборов, ювелир.
В училище большое внимание уделяется культуре свободного времени обучающихся. Воспитательную работу успешно ведет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Алексеевна Пелитминцева, удостоенная гранта Правительства Республики Татарстан в номинации «Опора и авторитет». В учебном заведении более пяти лет действует студенческий клуб «Перекресток», где подростки с удовольствием занимаются общественной работой. Они активные участники всех культурно-массовых мероприятий: КВНов, смотров художественной самодеятельности, конкурсов декоративно-прикладного искусства, профессиональных конкурсов «Золотые руки», Всероссийского конкурса творческой молодежи «Пропилеи искусства», Международного конкурса «Между Волгой и Уралом».
Художественный экспертный совет Палаты ремесел РТ по народным художественным промыслам неоднократно отмечал творческую работу коллектива Профессионального училища №40 почетными грамотами и дипломами.
Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву
Тема исследовательской работы: Народные художественные промыслы : роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан
Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.
Задачи: 1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;
2. прививать любовь к народным традициям;
3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.
Объект исследования: роспись по дереву
Предмет исследования: технология росписи
Участники исследования: учащиеся школы
Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.
Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма – характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.
Скачать:
Предварительный просмотр:
III-я Международная научно-практическая конференция «Открытие»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Юлдузская средняя общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района РТ
Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву
Андрианова Арина, Макарова Дарья
ученицы 5 класса
МБОУ «Юлдузская средняя
Чистопольского муниципального района РТ
Андрианова Ирина Кабировна
учитель изобразительного искусства
Полное название темы работы
Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву
«Язык звуков и красок»
МБОУ «Юлдузская средняя
Чистопольского муниципального района РТ
Место выполнения работы
Андрианова Ирина Кабировна
учитель изобразительного искусства МБОУ «Юлдузская средняя
Чистопольского муниципального района РТ
II. Теоретическая часть
1. Особенности народного промысла нашего края………………………5
1.1. История возникновения росписи по дереву………………………….5
1.2. Особенности татарского орнамента ………………………………….7
III. Практическая часть
1. Практическая значимость народного промысла……………………… 10
Тема исследовательской работы: Народные художественные промыслы : роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан
Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.
Задачи: 1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;
2. прививать любовь к народным традициям;
3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.
Методы: – метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении художественной росписи по дереву;
метод лонгитюдного исследования (проводимого на протяжении длительного времени) основывался на изучении литературы по искусству РТ, посещении краеведческих музеев, с целью ознакомления с татарскими промыслами; практические занятия на кружке изобразительного искусства.
Объект исследования: роспись по дереву
Предмет исследования: технология росписи
Участники исследования: учащиеся школы
Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.
Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма – характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.
- Особенности народного промысла нашего края.
История возникновения росписи по дереву
Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Археологи утверждают, что зодчество казанских татар восходит к городским постройкам и усадьбам древних булгар. Одно из достоинств этого зодчества — искусство орнаментации в технике резьбы по дереву. Образцы такой орнаментации поры древней Булгарии до нашего времени не дошли. Однако о высоком мастерстве её резчиков свидетельствует найденная в селе Билярск на месте булгарского города Биляра дубовая облицовочная накладка от деревянного надгробия XII века (она хранится в Национальном музее Республики Татарстан). Лицевая сторона накладки украшена по бордюру резным орнаментом растительного характера, свидетельствующим об опыте и высоком художественном уровне обработки дерева.
Замечательный знаток татарского народного орнамента, первый в Поволжье доктор искусствоведения Фуад Валеев (1921—1984) писал, что орнаментика татарского жилища в различные исторические периоды выполнялась в разной технике: для конца XVIII — начала XIX века была характерна выемчатая и контурная резьба, в XIX веке особенно широкое распространение получила резьба “глухая” и контурная, с конца XIX столетия — пропильная европейского происхождения.
Основные средства декорирования татарских построек — стрельчатые и килевидные фронтонные ниши, пилястры, колонны, узоры в виде сетки прямоугольного или квадратного очертания, круглых розеток цветочного характера, треугольные или ромбические пирамидки, жгуты и т.д. Чудо художественной обработки дерева канне мора — создание за счёт за счёт мелкого и частого рельефа мягкой игры светотеней. Ещё одно — своеобразная полихромная (полосатая) раскраска.
Используя простейшие прямые и криволинейные геометрические, а также цветочные узоры и их комбинации, татарский мастер восхищает способностью создавать с помощью трафарета сложные и причудливые композиции в украшении дома, ограды, ворот.
Во второй половине XIX века широкое распространение получило цветное остекление нижних частей оконных переплётов на фасаде и на фронтоне, а в городе — балконов и террас. Наиболее предпочитаемые цвета — красный, жёлтый, фиолетовый, зелёный, голубой и их оттенки. Увлечение деревенских богатеев — роспись по дереву плоскости фронтонных ниш по фасаду; наиболее ходовые сюжеты росписи — “древо жизни” и пышные цветочные букеты. Впрочем, эта мода поры становления российского капитализма на самом деле была лишь возрождением искусства росписи, развитого во времена Золотой Орды.
Татарская орнаментация резьбой по дереву и другие способы украшения жилища в процессе своего развития испытывали влияния местных традиций народов тюркского и финно-угорского происхождения, а позднее и русских. Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции.
Изделия отличались от традиционно хохломских, как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму, характерную для национального искусства. (см. приложение)
1.2. Особенности татарского орнамента
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Существует несколько разновидностей орнамента:
1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.
2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.
3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.
Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.
Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.
В орнаменте встречаются следующие композиции: ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие, геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.
• Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.
• Композиция в виде цветочного букета.
Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.
В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость, а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.
Старая Сарепта
Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник
Традиционные ремесла у татар
Традиционные ремесла у всех народов передавались из поколения в поколение. Среди татар было много ремесленников, почти в каждом селении были свои мастера. К сожалению, многие виды ремесел были навсегда утеряны: перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Но остались мастера, которые продолжают вышивать золотом на головных уборах — тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева, резать по дереву, вышивать и ткать, занимаются ювелирными работами, в том числе, — чернением по серебру, изготавливают кожаную мозаичную обувь. Сохранились такие ремесла, как золотое шитьё, кожаная мозаика, национальная вышивка, изготовление узорной обуви, ткачество, войлочное ковроделие, резьба по дереву, кружевоплетение, ювелирный промысел, керамика.
Татарские мастера на деревянных станках вручную ткали узорные полотна из разноцветных льняных, конопляных и шерстяных нитей. У каждой мастерицы были свои ткацкие приемы, каждая рукодельница знала как правильно заправить нити в станок, чтобы получился сложный узор. На ручных станках мастерицы ткали не только полотна ткани, но и половики и яркие ковры. На коврах орнаменты обычно были крупные, геометрические в зелёно-голубых и золотисто-жёлтых тонах. Для контраста фон ковра, чаще всего, старались сделать тёмным. Ткали обычно несколько полотнищ, которые затем соединяли и обшивали каймой. Ковры и настенные панно также делали из войлока.
Одним из самых древнейших видов рукоделия татар считается вышивка. Ею украшали предметы быта и одежду. Золотым шитьём украшали головные уборы, платья и камзолы, покрывала и хасите (нагрудная перевязь). При шитье использовали не только металлические золотые и серебряные нити, но и канитель — тонкую проволоку закрученную в спираль. Со временем нити из серебра и золота стали применять реже и для вышивки использовали медные нити с покрытием.
Широко распространено было кружевоплетение. Изготавливались кружевные салфетки, дорожки, воротники.
Одним из старинных татарских промыслов, получившим мировое признание, является кожаная мозаика. В основном мастера делали узорные сапоги (ичиги) из разноцветных кусочков кожи, собранных в растительный или цветочный орнамент. Позже стали делать туфли, подушки, кисеты и другие изделия в технике кожаной мозаики.
Было развито у татар и керамическое ремесло. Мастера изготавливали посуду для повседневного использования, а также облицовочную глазурованную плитку с геометрическим и растительным узорами и декоративные кирпичи, которые использовали для оформления в строительстве. Посуду обычно покрывали белой, красной или серой глиной, наносили полосы, с помощью которых создавали рисунок. Каждый мастер клеймил свою работу, по этому знаку можно было узнать руку умельца.
Знамениты татарские мастера и художественной обработкой металла. Из меди, бронзы, серебра делали домашнюю утварь, украшения для одежды, оружия, конской упряжи. Мастера использовали разные техники: литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу.
Также хорошо развит среди татарских ремесленников был и ювелирный промысел. Многие мастера в совершенстве владели техниками чернения, литья, гравировки, чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, гравировки на самоцветах, огранки драгоценных камней.
Не оставляли без внимания татарские умельцы такой материал как дерево. Поэтому было развита резьба по дереву. Мастера делали из дерева бытовую утварь: сундуки, посуду, прялки, конские дуги, тележки. Для этих изделий были характерны нарядные резные орнаменты и яркая цветная роспись.
Источники:
http://elitat.ru/education/vozrozhdaja-narodnye-promysly/
http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2016/03/24/hudozhestvennye-remesla-respubliki
http://sareptamuseum.ru/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0-%D1%83-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80/