Танцевальная терапия — когда болит все, кроме души. Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Танцевальная терапия — когда болит все, кроме души. Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Танцевально-двигательная терапия

Недавно меня пригласили на ознакомительное трёхчасовое занятие по танцевально-двигательной терапии. Группа состояла из 18 человек+ ведущий тренер, арт-терапевт. В период обучения в вузе у меня был такой предмет, который назывался «Теория и практика хореографии. Танцевально-двигательная арт-терапия». Помню, что мы выполняли какие-то упражнения, делали какие-то движения в группе вместе с преподавателем дисциплины. Многое уже позабылось. Хочу описать свои ощущения и мысли во время занятия.

Мне вспомнилось то, что раньше, лет в 17, я любила приходить домой после учёбы, включать красивую музыку и танцевать. Мне доставляло удовольствие слушать весёлые песни и двигаться в такт музыке. Чем старше я становилась, тем реже танцевала, а потом и совсем перестала танцевать. Стала замечать после 28 лет, что тело стало не таким гибким, появился какой-то хруст в суставах, а витамины его убирали лишь на время. Потом пришли остеохондрозы, ревматизм, как реакция на переохлаждения тела, стала болеть поясница, и резкие движения в танце причиняли дискомфорт.

Плаванием не занималась, так как не умею. Спортсменкой никогда не была. Велосипеда у нас с сестрой не было. Коньками я тоже не увлекалась. На лыжах, правда, каталась, но не долго, класса до 7-го. Физкультуру в школе терпеть не могла, так как физруки заставляли меня делать то, чего я не могла сделать. Когда я разбегалась и делала пробный прыжок через что-то с трамплина, то попытки не удавались. Добегая до спортивного приспособления, я либо останавливалась, либо ложилась на него и лежала. Меня, молча, перетаскивали, через сей агрегат, и говорили: заново, марш! Беря меня за руку, они прыгали вместе со мной через планку, через козла, коня и т. п. Кувыркаться даже пытались вместе, только не лазали по канату, так как вдвоём это было бы делать неудобно. Как у меня получилась итоговой четвёрка в аттестате и в другом дипломе диву даюсь.

Так как появились проблемы с телом, то меня в поликлинике направили на массаж, а потом и на лечебную физкультуру. Вначале я была в молодёжной группе, но там были сильные нагрузки, тяжело, шейпинг. И тогда врач направил меня в другую группу, где лёгкие занятия. Он сказал, что они как раз для меня, в самый раз, подходят. Группа пенсионеров была такой подготовленной и ловкой, что я удивлялась. Откуда у людей под 70 такое чувство юмора и физподготовка. В ней был один старичок, который перед занятием нас всех бодрил. Он обращался к нам так: Ну что, силачи, спортсменки, комсомолки, на абордаж! Я стала посещать занятия регулярно и не один год, а потом это вошло в привычку. Без зарядки по утрам не иду по своим делам. Когда пропускаю хоть раз, то сразу ощущаю то, что тело уже другое. Рекомендую зарядку делать даже тем, кто не любит физкультуру.

Как же проходило занятие по танцевальной терапии? Что я чувствовала во время него?

Нужно было закрыть глаза и двигаться под музыку так, как этого хочет тело. Нужно было почувствовать то, что хочет делать тело, какие движения оно хочет выполнять, и позволить себе это делать. Это были спонтанные танцы. Эффект транса, релаксации, медитации. Я чётко слышала музыкальный ритм, ощущала присутствие других людей в этом помещении, слышала их дыхание. Это было необычно. Вроде бы ты абсолютно один, танцуешь, и одновременно, рядом в пространстве, тебя окружает гамма разных звуков, шорохов, какой-то топот, дуновение ветра. Мне было интересно, и я приоткрывала глаз, подглядывала за другими людьми. Все двигались по-разному. Кто-то размахивал руками вправо и влево, кто-то качался, кто-то прыгал или переминался с ноги на ногу, кто-то изображал из себя дерево и т. п. Музыка была медитативной, звуки монотонные или мелодично-звучащие. Под неё хотелось плавно кружиться или качаться. Мне казалось, что эта мелодия нескончаемая, но видно так было задумано для достижения цели – сгармонизировать своё тело.

Потом мы танцевали в паре. Условие было таким: смотрите друг другу в глаза, улыбаетесь, ни о чём не думаете, и танцуете так, как Вам хочется. Движения партнёра не нужно было повторять. Музыка была зарубежная, иностранная, весёлая, хиты 80-х. Сложно было всё время улыбаться, изображать лёгкость, смотреть в глаза партнёру, которого видишь впервые. Но в конце я заметила, что мы танцевали почти одинаково, одинаково улыбались, было легко хорошо, и даже обнялись. Думаю, что этот танец помог бы паре соединиться, примириться, установить контакт и доверие друг к другу.

Следующий танец был очень странным для меня, так как такими вещами я никогда не занималась. Нужно было снова закрыть глаза, слегка согнуть ноги в коленях и руки в локтях, отклонить заднюю часть тела назад, и просто изображать тряску. Чтобы тряслось всё тело. Это делать было очень сложно, так как от сильной тряски очень устаёшь, но здесь задача была иная. Здесь нужно было просто, слегка протрясти всё своё тело в течение семи минут. Музыка была динамичная. На следующий день от всех танцев, а их было штук восемь, если не больше, у меня болели мышц ног. Тело тоже от такой неожиданной нагрузки дало знать о себе. Ничего глобального, но усталость такая появилась, как после тренировок в спортзале.

Во время занятия под разную музыку мы двигались, ложились на коврики и просто отдыхали, учились правильному дыханию, расслаблению и медитации. Очень полезная штука! Рекомендую, Друзья!

Танцевальная терапия: как излечить душу танцем

«Мы напрягаемся в погоне за суперрезультатом, упуская самое главное.»

Читать еще:  Первые самостоятельные постановки анны павловой. Анна Павлова - биография, личная жизнь, фото великой балерины: Жизнь на пуантах

Вы заметили: у нас какая-то эпоха идеальных людей. Суперлицо, супертело, супервес. И мы напрягаемся в погоне за суперрезультатом, упуская самое главное – что мы чувствуем прямо сейчас. Оказывается, постоянно контролирование того, что мы едим, как спим, даже как морщим лоб, не так уж безопасно. Мы разъединяемся со своим телом, а это чревато проблемами. Об этом ниже.

Я практикую разного рода медитации для повышения так называемого майндфуллнесс. Бытие в настоящем моменте, без оценивания и суждения. В том числе и себя. Своего тела, своих достижений. Зачем это нужно. Мы становимся наполненными, с пониманием того, что вот оно, тотальное счастье. Такого состояния жутко сложно достичь, сидя на подушке, ведь наш ум, как резвая обезьянка, скачет с ветки на ветку, то есть с мысли на мысль.

И вот случайно (конечно же нет, мы знаем, что всё это подарки Вселенной) ко мне пришла танцевальная терапия. У меня было пару сессий, и теперь я большой поклонник этого метода. Именно в движении это состояние единства тела и ума легче достичь.

Метод оказался настолько эффективным, что осенью я решила организовать ретрит с танцевально-двигательным терапевтом Юлией Морозовой. Такие длинные выходные в тосканской глуши, где среди местных просторов мы, участники, сможем практиковать эту самую редко достижимую майндфуллнесс в процессе танца. И не только. Ведь оказывается, танец решает и много других важных задач.

Я задала вопросы нашему тренеру Юлии Морозовой. Юлия живет в Голландии, где у нее частная практика по танцевально-двигательной терапии, она лечит людей танцем.

— Юля, расскажи, как в принципе танец может исцелять?

— Древние знали это абсолютно точно, и целительные ритуалы непременно сопровождались танцем и пением. В современном мире это знание забылось, и танец стал рассматриваться как развлечение, либо высокое искусство. Однако сейчас как раз такое время, когда древняя мудрость возвращается, обогащенная новыми знаниями. Так на стыке танца, психологии, древних целительских практик и современной нейронауки возникла танцевально-двигательная терапия, которая уже более полувека существует как самостоятельная профессия и помогает людям. Основные принципы ТДТ (танцевально-двигательная терапия) говорят, что движение является отражением внутренней психической жизни человека и его взаимоотношений с окружающим миром: как мы двигаемся, так и живем, как живем, так и танцуем. Изменяя что-то в своем танце, в способе движения, мы можем научиться иначе действовать и в жизни. Танец – это коммуникация, а коммуникация – важнейшая базовая потребность человека. Техники ТДТ помогают нам стать мастерами коммуникации с собой и с миром не на словах, а всем существом, каждой клеточкой тела.

Мы много говорили про важность контакта с телом, зачем этот контакт?

— Под контактом с телом мы понимаем постоянное и непосредственное переживание единства, взаимосвязи телесного, эмоционального, когнитивного и социального аспектов нашего Я. То, что ощущения в теле неразрывно связаны с эмоциями и мыслями, и наоборот. Что мы определяем наши потребности (физические и эмоциональные), не ориентируясь на какие то принятые извне догмы (сон должен быть столько то, углеводов столько-то, это делать опасно, а это нет), а исходя из целостного переживания тела и ума, которое иногда мы называем интуицией. Игнорировать и контролировать наши физические потребности – означает терять этот контакт. И сегодня часто происходит спекуляция.
ЗОЖ, питание, спорт, даже йога порой, тот же танец часто, увы, используют для того, чтобы тело стало подтянутым, целлюлит разгладился, килограммы ушли. Чтобы было красиво, в первую очередь. Но стремясь к идеалу, мы теряем радость жизни и ощущение собственной ценности. Теряя контакт с телом мы теряем чувство целостности, чувство связи с окружающим миром и другими людьми.

— Поговорим еще о пользе танцевально-двигательной терапии. Какие бы ты отметила самые важные аспекты?

— Их очень много, перечислю пару.
1. Помогает выразить эмоции. Далеко не все эмоции мы можем выразить одинаково легко вербально. Какие-то эмоции считаются «хорошими», и выражать их вербально и не вербально «легко и приятно» и принято в обществе. Другие эмоции (гнев, стыд, страх, отвращение) получили ярлык «отрицательных» и многие испытывают сложности не только с их выражением, но даже с тем, чтобы осознать и признать у себя их наличие. ТДТ дает возможность выразить эмоции экологично, безопасно для себя и других.

2. Помогает освободиться от стресса. Любое физическое движение способствует этому. ТДТ в этом смысле помогает не только снизить уровень стрессовой реакции на физическом уровне, но также и через большее осознание связи эмоционального и физического.

3. Верится с трудом, но танец предотвращает старение! Исследования в области нейробиологии доказали, что танец способствует развитию большого количества ассоциативных нейронных связей и является самым эффективным методом в профилактике старения. То есть, чем раньше начнем, тем лучше. А еще повышает уверенность в себе и самооценку. Развивает креативность и воображение.

В танце мы возвращаемся в то состояние, которое знают все четырехлетние дети, – состояние игры, когда бочка становится подводной лодкой или космическим кораблем, а сами мы героями наших придуманных историй. Это отличается от тех игр, где есть заранее придуманные ходы и правила, здесь царит спонтанность, импровизация, и следование за своим интересом и вдохновением. Танец не обязан быть совершенным, а рисунок – красивым с эстетической точки зрения. Их основная ценность в том, что они выражают вовне то, что происходит у вас внутри прямо сейчас в данный момент.

— Значит это помогает и знаменитой майндфулнесс, быть в моменте?

Читать еще:  Теневой театр репка шаблоны по отдельности. Мастер-класс по изготовлению универсальной ширмы и шаблонов для теневого театра

— Американская танцетерапевт Кристина Колдуэлл предложила альтернативный термин, bodyfulness. Майндфулнесс, самим своим названием ставит ум в центр, хотя и практика эта применяется в разных областях работы с телом. Мне кажется, пора дать телу право голоса. Быть в моменте, переживая телесные ощущения, эмоции, чувства, мысли, образы и реагируя на все это в движении, как один неразделимый процесс. Я думаю, что танец — это то, где можно практиковать единство тела-ума, майндфуллнесс, бодифуллнесс…жизнь
И как результат – повышается уровень жизненности.
Когда тело и ум приходят в больший баланс и контакт, когда повышается чувствительность к своим потребностям и человек следует им, когда человек признает у себя все эмоции и дает им возможность быть выраженными, когда творчество, игра и спонтанность становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, человек неизбежно будет чувствовать себя более живым. Иногда это называют сексуальностью, но тут важно не сузить жизнь до секса, мне больше импонирует понятие «эросное восприятие жизни». Не эротическое – здесь возбуждение сконцентрировано в отдельных частях тела и нужен объект, на кого его разрядить, а именно Эросное. Как вообще быть живым – тогда живет каждая клеточка тела и флирт происходит с Миром.

Я правильно понимаю, что танец даёт свободу?

— Еще какую! По сути мы становимся хореографами своей жизни. Жизнь — это танец, но мы не просто вовлечены в него и движемся в потоке и вихре событий. Каждый может посмотреть на событию вокруг и себя в них как хореограф. О чем этот танец сейчас? Где сцена? Какая музыка? Как можно поменять ритм и темп, добавить легкости, или наоборот, веса? Каких еще танцоров вывести на сцену, а кого-то, возможно, попросить посидеть тихонечко в углу? А может, вообще нужно объявить антракт и пойти всем отдохнуть? Или сочинить новый балет? И если я и танцор своей жизни, и хореограф, и сцена, и зритель одновременно – представляете, сколько свободы и сколько возможностей сразу открывается?

Танцевальная терапия — когда болит все, кроме души

Термин «танцевальная терапия» только недавно начал приобретать широкую известность, но многие люди, желающие улучшить свое психическое состояние, уже познакомились с этой техникой.

В крупных городах России существуют центры, популяризирующие танцтерапию и профессионально помогающие взрослым пациентам и детям.

Как появилось новое направление в лечении?

Танцевальная терапия – это вид психотерапии, при котором во время процесса движения (танца) происходит интеграция социального, когнитивного, эмоционального и физического аспектов жизни человека.

Подобный способ лечения подходит здоровым людям и тем, кто столкнулся с эмоциональными расстройствами, психосоматическими болезнями, нарушениями коммуникативных навыков и другими проблемами.

Танец как форма общения своими корнями уходит в глубокую древность; в то время движение тела под определенный ритм было ритуальным действом, которое могло преследовать разные цели: начиная от социально-общинных и заканчивая целительными практиками.

Уже в то время танец аккумулировал в себе функции, отражающие социальную и психологическую жизнь человека и общества. Для чего служил танец:

-Ритуальное общение. Танец был формой передачи сакральных знаний и общения с божественным началом.

-Коммуникативная функция, когда с помощью танца человек способен установить контакт с представителем своего вида (среди историков существует теория, что до появления языка общение между людьми происходило посредством танца).

-Идентификационная функция, когда с помощью танца индивидуум показывает свою сопричастность к определенной общине.

-Экспрессивная функция. Танец выступает как способ выражения чувств и снятия напряжения.

-Катарсическая функция, когда через танец человек получает возможность погрузиться в интенсивные негативные переживания и тем самым избавиться от их токсичного влияния, получить душевное очищение. (Катарсис – это острое переживание освобождения и перерождения в результате сильного потрясения или страдания).

Движения под музыку справлялись с этими задачами на протяжении всей истории существования человечества. Лечебные свойства танца были известны среди индийских племен.

В Китае ряд определенных танцевально-гимнастических упражнений, например, Тайцзицзюань были популярной практикой во время лечения.

В Англии в 19 столетии среди врачей существовала теория о благотворном влиянии танца на лечение болезней, связанных с физиологическим и психологическим состоянием пациента, а благодаря работам хореографов Марты Грэм и Дорис Хамфри в Великобритании были разработаны первые теории танцевально-двигательной психотерапии.

Предпосылки для развития танцевальной терапии как успешного метода лечения формировались длительное время, но в ХХ веке случилось 2 события, которые оказали большое влияние на становление направления. Что привело к рождению танцетерапии:

1.Появление и быстрая популяризация психоанализа в Европе и Америке, благодаря которому начали изучать бессознательные психические процессы.

2.Возникновение нового вида танца модерн, яркими представителями которого считаются Айседора Дункан, Рудольф Лабан и Мэри Вигман. Посредством отказа от канонических форм танца, обращаясь к новым сюжетам и используя необычные танцевально-пластические средства, представители этого направления стремились к передаче личного, бессознательного опыта и индивидуального самовыражения.

Родоначальником танцевальной терапии как способа лечения считается Мэрион Чейз, которая была танцовщицей и педагогом.

Занимаясь с учениками танцем, Мэрион обратила внимание на разделение между учащимися: если одни акцентировали внимание непосредственно на технике танца, то других занимала чувственная составляющая и самовыражение.

Изменив методику преподавания, она позволила своим ученикам передавать больше эмоций за счет свободы движения, что позволило прийти к пониманию психологических преимуществ, заложенных в танце как форме восприятия мира и эмоционального взаимодействия с ним.

Работая с детьми и подростками в разных учебных заведениях, ей удалось произвести должное впечатление на психологов, чтобы ее методику лечения начали принимать всерьез.

После этого она занималась танцевально-двигательной терапией с людьми, которые испытывали как психологические, так и двигательные проблемы, а в 1946 году Мэрион была приглашена в качестве действующего танцевального терапевта в госпиталь Св. Элизабет, где благодаря ее работе, усилиям и знаниям пациенты, до этого считающиеся безнадежными, смогли научиться взаимодействию в группе и выражению эмоций, после чего их лечение протекало в классической форме, но с большим успехом.

Читать еще:  Происхождение и положение в обществе молчалина. Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера героя

Как независимая дисциплина танцевальная терапия начала развиваться после 1966 года, когда была создана Американская ассоциация танцевальной психотерапии.

Преимущества и особенности метода

Главным образом к танцетерапии обращаются люди, познающие окружающий мир и определяющие в нем свое место посредством движения, через свое тело.

Движение в их случае рассматривается как способ выразить и понять себя, поскольку на каком-то этапе они потеряли связь с собой, гармонию и ощущение целостности.

Не ощущая контакта со своим телом, люди теряют связь со своим глубоким, живым и творческим началом, связь с собственной природой. Принципы и цели танцевально-двигательной терапии, на основе которых строится методика лечения, заключаются в следующем:

-Происходит интеграция телесного и психического опыта. Возникает целостность мыслительных, поведенческих процессов и эмоциональной вовлеченности личности. Изменения в одном аспекте влекут за собой изменения в других.

-С помощью танца можно осуществлять коммуникацию на трех уровнях: с миром как таковым, с другими участниками группы, с самим собой. При этом создается единая и собственная система общения.

Движение позволяет раскрыть творческий потенциал, которое есть суть и первопричина энергии человека.

Важно помнить, что танцевальная терапия — это прежде всего направление психологии, а не искусства. Красота танцевальных жестов и движений, пластичность, техника исполнения и направление танца не являются ключевыми аспектами терапии.

Занятия танцевальной терапии

Благодаря вовлеченности в творческий процесс, способный открыть человеку путь к изучению и осознанию себя, своих возможностей и пределов, пациент получает возможность проработать и другие задачи. Что дает танец:

1.Улучшается физическое и эмоциональное состояние.

2.Повышается самооценка и чувство собственного достоинства, человек учиться по-новому доверять себе и выстраивает собственный благоприятный образ.

3.Важным для взаимоотношений с собой и с другими становится опыт интеграции чувств, мышления и движения.

Кроме этого, в случаях групповой терапии у пациентов с психологическими проблемами налаживается процесс взаимодействия с людьми, происходит обучение новым навыкам в общении.

Варианты классификации танцевально-двигательной терапии

Рассматривая танцевальную терапию с разных точек зрения, можно выделить, как минимум, две классификации, отображающие подход к методологии лечения и требованиям к образованию танцевального терапевта, к сложности и уникальности комплекса мер по оказанию помощи пациентам.

Первая классификация базируется на количестве участников. Выделяют следующие виды танцтерапии:

Самым востребованным и проработанным на сегодняшний день является последний, поскольку он позволяет эффективно и качественно проводить лечение сразу многих людей. Обычно в процесс вовлечены сразу все участники, но возможны и разные форматы (например, когда кто-то двигается, а кто-то – наблюдает).

Цели танцевальной терапии

Соответственно, вторая классификация основана на требованиях к специфике образования, опыта и навыков танцетерапевта, который проводит лечение.

Вот виды танцетерапии по этой классификации:

-Клиническая танцевальная терапия для пациентов с психическими расстройствами применяется как дополнительный метод лечения наравне с медикаментозным. Считается самым сложным видом танцетерапии. Имеет широкое применение в случаях, когда у пациентов наблюдаются нарушение речи, и они с трудом контактируют с другими людьми. Для появления и закрепления улучшений требуется длительное терапевтическое воздействие.

-Танцевальная психотерапия для психически и физически здоровых людей с конкретными запросами. Либо для соматических пациентов, испытывающих трудности на физиологическом уровне и рассматривают танцетерапию, прежде всего, как дополнительный способ лечения нарушений, связанных с движением и координацией.

-Танцевальная арт-терапия для людей, не страдающих психическими заболеваниями, а имеющих желание развиваться, свои навыки и по-новому взглянуть на мир. В данном случае терапия служит способом самовыражения, расширения представления о себе, своем теле.

И работа в группе, и индивидуальные занятия могут быть действительно полезными и приносить новый, вдохновляющий опыт.

Какие проблемы прорабатывает танцевальная терапия?

Техники ТДТ и их характеристики

В танцевально-двигательной терапии существует несколько возможных видов танца, которые применяются в зависимости от сохранности физических возможностей.

-Неструктурированный танец, состоящих из спонтанных и разнообразных движений. Этот вариант часто выбирают для терапии неврозов. Спонтанные движения воспринимаются как элемент игры, с помощью которых можно выражать эмоции и ощущения.

-Структурированный танец, к которому можно отнести, например, хоровод. Круговой танец обладает особыми терапевтическими свойствами, дает чувство сопричастности, общности и близости.

Кроме кругового танца к упражнениям, характеризующимся четкой и грамотной структурой, можно отнести методики, направленные на расслабление и концентрацию или на движение в окружающей среде.Техника танцевальная терапия

Пациентам с психотическими нарушениями зеркальные ответы могут восприниматься как агрессия, что неблагоприятно сказывается на эффективности терапии. Чтобы члены группы комфортно и безопасно себя чувствовали, терапевт должен быть эмпатичным и достаточно квалифицированным.

Танцевальная терапия для детей

Сегодня танцевальная терапия для детей — это один из самых популярных способов лечения маленьких пациентов с нарушениями коммуникативных навыков. Обучение детей танцу в общеобразовательных, развивающих и досуговых центрах проходит на занятиях ритмикой с профессиональным педагогом. С ритмика положительно влияет на развитие пластики и грации у ребенка. Он учится слышать ритм и понимать музыку, согласовывать услышанное с движениями тела.

Сначала педагог обучает детей элементам танца, помогает формировать и развивать новые двигательные навыки, но само по себе подражание — только половина работы. В работе с детьми для развития творческого начала присутствуют элементы постановок и игр, когда дети могут использовать выдуманные образы, включать фантазию, апеллировать к собственным душевным переживаниям и раскрывать эмоции.

Источники:

http://www.b17.ru/article/tancevalno-dvigatelnaya-terapiya/
http://yogajournal.ru/blogs/lidiya-davydova/tantsevalnaya-terapiya-kak-izlechit-dushu-tantsem/
http://vk.com/@training_on_line-tancevalnaya-terapiya-kogda-bolit-vse-krome-dushi

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии