10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Такая вот она, интеллигенция творческая. Что такое интеллигентность: определение, примеры

Содержание

«Интертекст»: О где же ты, интеллигент? Три взгляда на сущность интеллигенции

Все мы родом из Ренессанса

Слово «интеллигенция», как правило, употребляют в двух смыслах. Как специфический философский термин, означающий «самосознание» (например, интеллигенция у Шеллинга, трактуемая им как созидающее созерцание природы и субъекта), и как общепринятое обозначение определенного социального класса, занимающегося умственным трудом (учителя, инженеры, врачи).

Нужно сказать, что такой социальный класс возник еще в эпоху Ренессанса, но тогда он именовался по-другому. Речь идет о сословии свободных горожан, занимавшихся ремесленным трудом.

Чтобы объяснить появление интеллигенции как отдельной прослойки феодального европейского общества, необходимо совершить краткий исторический экскурс. Дело в том, что европейским монархам первым пришло в голову предоставить высокую степень свободы деятельности крестьянам.

Земельный надел предоставлялся им в распоряжение в качестве частной собственности. Крестьяне пользовались землей по своему усмотрению, но при этом были обязаны постоянно выплачивать определенный налог, гарантировавший им защиту со стороны государства как от внешнего, так и от внутреннего врага.

Этот, вне всякого сомнения, исторический сдвиг был обусловлен экономическими причинами (привет дедушке Марксу). Практика показала, что гораздо выгоднее было освобождать крестьянина от его крепостной зависимости и делать его одновременно как работником, так и владетелем средств производства.

Именно на этой почве вырастает городская культура, противоположная культуре монастыря, замка, закрепощенного села и армии, обслуживающей феодальную систему. В этом смысле городской работник стал зависеть только от самого себя. Он жил своим собственным трудом и торговлей, причем его труд ограничивался рамками ремесла, т.е. такого производства, когда он создает весь свой продукт с начала и до конца собственными руками. Этот класс свободных горожан, получивших независимость от феодала и обретших самостоятельность своего сущестования в период позднего Средневековья, собственно, и стал тем фундаментом, на котором было построено здание культуры Ренессанса. Этот класс и был первой интеллигенцией в социальном значении этого термина.

Здесь может возникнуть легкое недоразумение. Обычно интеллигенцией мы называем людей творческих профессий. А свободные горожане, о которых шла речь, были ремесленниками. Это кажущееся противоречие устраняется ссылкой на историческую трансформацию человеческой практики и, соответственно, связанного с ней ряда понятий. Это сегодня под словом «ремесло» мы подразумеваем нечто рутинное и механическое, изготавливаемое по лекалам.

В эпоху Возрождения же под ремесленником понимался человек, сочетавший в себе одновременно 2 начала: мастеровое и художественное. В то время ремесленник понимался как «мастер» (opifex) и «художник» (artifex). Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на продукты труда ремесленников эпохи Ренессанса. Большинство из них представляют собой не только предметы бытового обихода, но и безукоризненные с эстетической точки зрения произведения искусства.

Три точки зрения

Сегодня в силу усложнения социальных структур и связей, термин «интеллигенция» утратил свою былую однозначность. Неясность и неотрефлексированность этого слова скрывается частотностью его употребления. Для большинства говорящих это слово вроде как само собой разумеется. В действительности же это совсем не так, и даже в среде теоретиков нет единого способа понимания сущности этого явления.

Мы предлагаем ознакомиться со взглядами трех видных гуманитарных мыслителей, чтобы хоть как-то прояснить для себя смысл расхожего понятия «интеллигенция».

Самое очевидное определение, которое можно дать, звучит так: интеллигенция – это люди, обладающие качеством интеллигентности. Но что такое интеллигентность? Тут-то и начинается самое сложное. И за прояснением этой сложности нам и следует обратиться к выдающимся теоретикам

Особая идеология как жизнь личности. Интеллигентность по А.Ф.Лосеву

Лосев сразу опровергает расхожий стереотип об интеллигентности как о начитанности и вежливости, утверждая, что интеллигентность не есть ни большое количество накопленных знаний, ни даже владение профессиональной специализацией. Интеллигентность также не есть ни участие в культурном прогрессе, ни положительное моральное поведение, ни тем более исторические или социальное происхождение. Все перечисленное, по Лосеву, является способами выражения интеллигентности, но не самой интеллигентностью.

Интеллигентность же, в первую очередь, есть жизнь той или иной личности, или, если говорить более научно, интеллигенция есть функция личности. Личность же есть индивидуальная система природных, общественных и исторических отношений.

Как функция, интеллигентность возникает у личности в связи с конкретной идеологией. Когда говорят об интеллигентности, перечисляют, как правило, лишь частные признаки этой идеологии, такие как: внимательность к другим людям, бескорыстность, богатый внутренний мир, духовное благородство и т.д. При всей правильности этих характеристик они лишены необходимой для целостного определения обобщенности. Если же обобщенно говорить об идеологии интеллигентности, можно сказать, что она состоит в достижении общечеловеческого благоденствия путем активного преобразования несовершенной действительности.

Суммируя отдельные этапы определения понятия «интеллигентности», Лосев формулирует свою окончательную дефиницию. По Лосеву, интеллигентность есть индивидуальная жизнь или функция личности, понимаемой как сгусток природно-общественно-исторических отношений, идеологически живущая ради целей общечеловеческого благоденствия, не созерцательно относящаяся к жизни, а активно переделывающая ее несовершенства и потому повелительно требующая от человека актуального подвига для преодоления этих несовершенств.

Таким образом, если строго следовать критериям Лосева, из интеллигенции можно смело вычеркнуть имена всех мизантропов, пессимистов, квиетистов, постгуманистов и многих других, даже при том, что эти люди интеллектуально одарены и занимаются творческим делом.

Будь добрым, умным и креативным. Интеллигентность по А.В. Соколову

Формула интеллигентности, которую предлагает советский философ Соколов, менее претенциозна чем формула Лосева, но в то же время она и менее определенна. Потому что под те формальные критерии, которые выдвигает Соколов, может подойти самое разнообразное содержание.

Итак, по Соколову, интеллигентность = самоопределение+эрудиция+творческая способность.

Самоопределение есть морально-этическая зрелость человека, осознание им общечеловеческого нравственного закона (знать бы еще какого!).

Эрудиция есть разностороння образованность, а также глубокие основательные познания в какой-то конкретной области.

Творческая способность есть способность создавать новые культурные ценности, зиждущаяся на критической оценке и усовершенствовании ценностей прежних.

В итоге, интеллигентный человек есть нравственный, умный малый, споспешествующий развитию культуры. Словом, если смотреть по-лосевски, характеристики Соколова обозначают только выражения интеллигентности, но не интеллигентность как таковую.

Как тебе не стыдно?! Интеллигентность по Ю.М.Лотману

Как семиотик, Лотман не интересуется субстанциальными причинами интеллигентности. Ему вполне хватает знакового психологического проявления в поведении человека, чтобы определить, является он интеллигентным или нет.

Читать еще:  Как устроен памятник Петру I Церетели? Памятник Петру I - самый высокий, самый тяжелый, самый неоднозначный.

Критерий различения Лотмана весьма прост. Интеллигентом движет чувство стыда, а не интеллигентом – чувство страха.

Стыд – это некое чувство, связанное с этическими запретами. Человек в силу своих физических возможностей что-то может сделать: например, может побить ребёнка – он сильнее, крепкий мужчина может ударить женщину, человек может пустить сплетню, но он этого не делает. Почему? Потому что ему стыдно.

Стыд Лотман тоже определяет семиотически-функционально, как этическое нежелание совершать действие при физической возможности совершить действие. Лотман пишет: «Я не хожу по потолку, и от этого мне не стыдно, потому что я этого не могу делать. Когда же я что-то могу сделать и не совершаю этого, хотя это мне выгодно, хотя это, может быть, мне принесёт удовольствие, но – возникает запрет (социальный, культурный): я не делаю, потому что стыдно».

Неинтеллигентный человек, по Лотману, руководствуется чувством страха. Он не делает что-то, потому что боится, как правило, наказания. Лотман приводит пример психологии неинтеллигентного человека: «Вот я бы ударил этого противного ребёнка, но боюсь, что милиционер окажется рядом, или боюсь, что его отец ударит меня ещё больнее».

В сущности, интеллигентность, по Лотману, есть способность к самоограничению. Интеллигентный человек не нарушает закон и не совершает злодеяния не потому что опасается возмездия, а потому что считает это чем-то противоестественным своему существу. Стыд – это чувство свободного человека, а страх – это чувство раба. И то и другое принадлежит к этическим чувствам, к сфере запретов. Но страх – это принудительный запрет, внешний, а стыд – это добровольный запрет.

Здесь можно вспомнить ответ древнегреческого философа Аристиппа, который он дал на вопрос «Чем философ отличается от простого человека?». Аристипп ответил так: «Философ не будет нарушать закон, даже когда закон отменят». Лотман мог бы перифразировать Аристиппа и сказать: «Интеллигент не будет нарушать закон, даже когда закон отменят».

Но в то же время есть разница. Философа, в отличие от интеллигента в лотмановском понимании, не тянет в область морального самоистязания. Лотман отмечает, что «когда люди привилегированных классов поднимаются до уровня высокой интеллигентности и понимают, что они ведут жизнь не такую, какая удовлетворяла бы их умственному и нравственному уровню, им делается стыдно. Их существование направляется чувством вины, вины перед теми, кто их кормит, вины перед историей, перед страной, перед самим собой». Философ бы не стал испытывать чувство вины.

Успешному сытому Лотману легко было рассуждать о чувстве вины перед народом как черте интеллигенции. Но обратимся к словам другого интеллигента Варлама Шаламова, который писал:

«И пусть мне не «поют” о народе. Не “поют” о крестьянстве. Я знаю, что это такое. Пусть аферисты и дельцы не поют, что интеллигенция перед кем-то виновата. Интеллигенция ни перед кем не виновата. Дело обстоит как раз наоборот. Народ, если такое понятие существует, в неоплатном долгу перед своей интеллигенцией».

Интеллигенция и интеллигентность

Слова «интеллигенция» и «интеллигентность» имеют общее происхождение от латинского intelligentia –понимание, познавательная сила, знание. Обозначенные этими словами понятия не только близки, но и различаются по своему содержанию.

Единого подхода к понятию «интеллигенция» не существует. Одни ученые полагают, что это социальная группа, объединяющая профессионалов, людей умственного труда. Другие рассматривают интеллигенцию как совокупность наиболее развитых в интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношении людей. Для них интеллигенция – духовная элита, а не социальный слой.

Культуролог А.И.Арнольдов определяет интеллигенцию как социокультурную общность, соединяя тем самым тот и другой подход. Итак, интеллигенция – это социокультурная общность, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом, развитием и распространением культуры. А интеллигентность представляет собой совокупность целого ряда качеств и черт личности, которыми должен обладать интеллигент.

На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции. В западном употреблении понятие «интеллектуал» имеет в основном профессиональный смысл. Характерные черты интеллектуала – образованность, компетентность1, прагматизм и деловитость. А в традиционном российском понимании интеллигент – это скорее духовная, нравственная категория. Недаром в Британской энциклопедии словарная глава на понятие «интеллектуал» имеет специальную подглавку – «русский интеллигент».

Принято считать, что термин «интеллигенция» был введен в широкий обиход писателем П.Д.Боборыкиным (1836-1921) в 60-е гг. XIX в. Затем из русского он перешел в другие языки. Вместе с тем интеллигенция как общественное явление появляется гораздо раньше. Если под интеллигенцией понимать людей умственного труда, то она зародилась в эпоху Древних цивилизаций и получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах. Корни отечественной интеллигенции можно обнаружить в деятельности духовенства. А оно, как известно, появилось еще в Древней Руси. Однако как социально-культурный слой с четкой системой ценностей интеллигенция складывается в XIX веке. Безусловно, она не возникла внезапно, а выросла постепенно на почве вековых духовных традиций нашей культуры.

Взгляды на основополагающие черты интеллигенции и ее социальные функции в ходе исторического развития российского общества менялись. Но именно в XIX – начале ХX вв. был заложен фундамент тех представлений, на которые мы опираемся и сегодня.

В это время сложилось устойчивое мнение о том, каким должен быть русский интеллигент. Интеллигент – это не только человек образованный, мыслящий, но и нравственный, то есть честный, порядочный, благородный. Он ориентируется на высокие идеалы и беззаветно служит им. Интеллигент критически относится к себе, окружающий действительности и находится в оппозиции к власти. Его отличает чувство вины перед народом, сочувствие к его тяжелой судьбе и стремление изменить ее к лучшему. Важнейшая черта интеллигента – осознание своей ответственности за состояние российского общества и его культуры.

Вместе с тем многие представители интеллигенции не умели или не могли реализовать свои высокие идеи, претворить слова в реальные дела. Это было обусловлено как самой российской действительностью, так и огромными задачами, которые интеллигенция ставила перед собой.

В советское время отношение властей к интеллигенции было двойственным. С одной стороны, они всячески поддерживали интеллигенцию. Без ее всесторонней деятельности успешное развитие советского общества было просто немыслимым. С другой стороны, относились к ней настороженно и были убеждены, что интеллигенция нуждается в твердом и постоянном руководстве. Последнее объясняется тем, что критичность ума, присущая интеллигентам, представляла угрозу для официальной идеологии. Идеи социализма следовало принимать на веру, отвергая малейшие сомнения в правильности выбранного пути.

В 20-50-е гг. многие интеллигенты подверглись гонениям и репрессиям. В эти и последующие годы творческая деятельность советской интеллигенции ограничивалась жесткой цензурой. Немало интеллигентов, начиная с 70-х гг., были вынуждены эмигрировать из СССР. Впрочем, отъезд представителей отечественной интеллигенции из России, или так называемая «утечка мозгов», продолжается и сегодня.

В непростых условиях большая часть интеллигенции осталась верна нравственным идеалам и добросовестно служила своей профессии, людям и Отечеству. Тем самым духовные традиции российской интеллигенции не только не иссякли, а сохранились и продолжились в советское время.

Читать еще:  Любовь обломова и агафьи пшеницыной кратко. Cочинение «Черты, сблизившие Обломова с Пшеницыной

Сегодня некоторые ученые и публицисты считают, что российское понятие «интеллигент» постепенно утрачивает свое прежнее содержание и сужается до западного понятия «интеллектуал». По их мнению, этот процесс является закономерным. Интеллигенция сложилась в российском обществе в то время, когда в нем отсутствовали политические права и свободы. Поэтому она вынуждена была брать на себя функции, которые в демократической стране выполняют политические партии и свободная пресса. Вместе с тем современные интеллигенты, особенно молодые стали более рациональными и прагматичными. Их мало привлекают духовно-нравственные ценности и высокие идеалы.

Эти взгляды во многом верны, но полностью согласиться с ними нельзя. Как уже было сказано, в российской культурной традиции понятие «интеллигенция» всегда имело более широкий смысл, чем на Западе. Интеллигенты это не только профессионалы, занятые умственным трудом, но и всесторонне развитые, нравственные личности. Без этой духовной составляющей вместо интеллигенции неизбежно появляется то, что известный писатель А.И.Солженицын назвал «образованщиной».

Современное российское общество опирается на демократические ценности, но в нем, как и в любом другом, существует множество социальных и нравственных проблем. Их решение зависит от всех людей и, прежде всего – от интеллигенции.

Безусловно, интеллигенция изменилась. Сегодня её представители в большей степени, чем раньше, настроены на достижение профессионального успеха и материального благополучия. Они более трезво оценивают действительность и решительнее идут к намеченной цели. Эти ориентации и черты соответствуют духу времени и несут положительный заряд. Однако снижение нравственных требований к интеллигенции и отказ от высокого образца, на который ей следует ориентироваться, неминуемо приведет к негативным последствиям. А именно – к дальнейшему снижению уровня духовных потребностей общества и торжеству прагматического и утилитарного подхода к жизни.

Главная задача интеллигента сегодня – самоотверженно, честно и достойно делать свое дело. Проявляя не только компетентность, но и лучшие человеческие качества, интеллигент будет являться нравственным примером для окружающих: преподаватель для студентов, врач для больных, специалист сельского хозяйства для тружеников села и так далее. Тем самым он сможет положительно влиять как на внутренний мир этих людей, так и на духовное развитие нашего общества в целом. Подобные мысли высказывали многие участники II съезда Конгресса российской интеллигенции (М.С.Каган, В.Е.Триодин, А.С.Запесоцкий и др.), состоявшегося 2 декабря 1999 г.

Интеллигент должен не только добросовестно выполнять свою непосредственную работу, но и активно участвовать в общественной жизни учреждения, города, страны. По мнению профессора В.Е.Триодина, проповедь конкретным делом – это единственное, что отличает настоящего интеллигента. Только по конкретному делу можно узнать, насколько ответственным, сострадательным и милосердным является человек.

Интеллигенция всегда была неоднородной по своему составу. Сегодня она включает гуманитарную, научную, инженерно-техническую, художественную, медицинскую, сельскую и другие группы. Интеллигенты имеют разные мировоззренческие установки, различаются по своему общественному положению и уровню доходов.

Выпускники ВУЗов, работающие по специальности, формально пополняют ряды интеллигенции. Однако все ли они являются интеллигентными людьми? К сожалению, нет. Настоящий, а не мнимый интеллигент – это человек, обладающий интеллигентностью. Вместе с тем интеллигентность может практически отсутствовать у некоторых профессионалов, занятых умственным трудом. И напротив, она может присутствовать в людях, принадлежащих к другим социальным группам.

Какие же качества и черты включает в себя это многогранное свойство личности? Интеллигентность – это всестороння образованность, независимость взглядов и суждений, критичность ума, терпимость к инакомыслию, умение восхищаться красотой природы, любовь к искусству.

Важнейшей составляющей интеллигентности являются нравственные качества. Это уважение к человеческой личности и культурам других народов, совестливость, доброта, порядочность, милосердие, тактичность и деликатность.

Интеллигентный человек ценит и уважает каждую личность вне зависимости от ее социального положения, национальности и уровня образованности. Он прост и ровен в общении, никому не навязывает свое мнение, умеет войти в положение другого, не проявит грубости, злорадства и зависти.

Интеллигентный человек – это тот, кто обладает богатой внутренней культурой и достойно ведет себя в различных жизненных ситуациях. По мнению академика Д.С.Лихачева, «интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)»1.

Если человек неинтеллигентен, но старается выглядеть таковым, тогда все его попытки обречены на неудачу. Коли он не обладает необходимыми внутренними качествами, это непременно обнаружится. Маска добропорядочности в какой-то момент будет сброшена, и окружающие увидят истинное лицо ее владельца. Вот почему Д.С.Лихачев утверждал, что интеллигентным человеком притвориться невозможно.

Названные черты и качества интеллигентного человека в совокупности составляют идеал, образец, на который надо ориентироваться. Но это не означает, что людей соответствующих данному идеалу не существует. Можно назвать множество известных личностей, которые являются настоящими интеллигентами. Это академики А.Д. Сахаров и Д.С.Лихачев, культуролог Ю.М.Лотман, писатели А.И.Солженицын и М.Карим, поэт Б.Ш.Окуджава и музыкант М.Л.Ростропович, директор музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина И.А.Антонова, доктор Л.М.Рошаль и многие другие.

Каждый из нас лично знает хотя бы несколько людей, которых с полным правом можно назвать интеллигентными. Они проявляют лучшие человеческие качества в общении с окружающими и самоотверженно служат своему делу. Причем они так поступают не из соображений личной выгоды, а потому что не могут иначе. Таких людей не очень много, но прежде всего, благодаря им функционирует и развивается культура общества.

Интеллигент, живущий в реальном, а не выдуманном мире со всеми его сложностями и противоречиями, нередко в чем-то не соответствует идеалу интеллигентного человека. Однако это не означает, что к данному идеалу не следует стремиться как к чему-то недостижимому. Любому человеку свойственны ошибки и недостатки. Важно, чтобы он их осознавал и стремился исправить. А именно эта черта характерна для интеллигентного человека. Он понимает всю степень своего несовершенства и стремится быть лучше. А пределов для совершенства, как известно, не существует.

От деятельности интеллигенции зависит прогресс в областях науки, техники, искусства, образования, сельского хозяйства и промышленности. Своей энергией, активностью ума и нравственными качествами она призвана способствовать повышению культуры народа, оздоровлению нравов, гуманизации общества. Интеллигенция в ее традиционном российском понимании является нашим национальным достоянием, которое необходимо сохранять и воспроизводить

Вопросы для самопроверки

1. Почему человек является связующим звеном между природой и культурой?

2. Как природа воздействует на материальную и духовную культуру?

3. Каким было отношение к природе первобытного человека?

4. Каковы различия между экологическим сознанием Запада и Востока? Чем они обусловлены? Как менялось отношение человека к природе в ходе развития западной цивилизации?

5. Что такое экологическая культура? Каковы её составляющие? Охарактеризуйте их.

6. Каковы причины экологического кризиса, охватившего нашу планету? Назовите пути его преодоления. Что с позиции культурологии является главным в решении этой проблемы?

Читать еще:  Как научиться наслаждаться своим одиночеством. Что делать, если ты одинока? Психология одиночества женщины

7. Какие представления о культурном человеке существовали в различные эпохи у различных народов? Назовите основные требования, предъявляемые к культурному человеку XXI века.

8. Как сочетаются в человеке природное и социальное, типичное и индивидуальное?

9. Что такое социализация и инкультурация? Какова их роль в становлении и развитии личности?

10. Какие типы культурного человека существуют в современном обществе? Охарактеризуйте каждый из них.

11. Когда и кем впервые был введен термин «интеллигенция»? Что он первоначально означал? Каково современное понимание данного термина?

12. Каковы различия между западным понятием «интеллектуал» и русским понятием «интеллигент»?

Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот — так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» — слово, пришедшее из латыни. Intelligentia – познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus — понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя – либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

«Культурный и не ругающийся матом», — скажут многие. Некоторые добавят: «Умный». А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего – интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны – они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента – тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность – это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент — это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек – это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас – это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность — такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

Источники:

http://concepture.club/post/obrazovanie/intertekst-o-gde-zhe-ty-intelligent-tri-vzgljada-na-suschnost-intelligencii
http://lektsii.org/1-25091.html
http://www.syl.ru/article/334188/chto-takoe-intelligentnost-opredelenie-primeryi-obrazovannyiy-kulturnyiy-i-intelligentnyiy-chelovek

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector