2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сюрреалистичные украшения для особого случая и на каждый день. Сюрреалистические скульптуры Сальвадора Дали, прикоснитесь к сюрреализму

Сюрреалистичные украшения для особого случая и на каждый день

Лобстеры

Самый известный дизайнер-сюрреалист — Эльза Скьяпарелли. Она постоянно сотрудничала с фотографами и художниками (кстати, не только с сюрреалистами, но и дадаистами). Именно Скьяпарелли сделала сюрреализм модным. Самые известные ее вещи неизменно связаны с именем Сальвадора Дали. Художник создал принты для легендарного платья с нарисованными порезами и прорехами, а также предложил разместить изображение огромного лобстера на белоснежном платье. Лобстеры часто становились арт-объектами в его руках. Дали придумал телефон с трубкой в виде гигантского лобстера, а во время создания сюрреалистичного павильона «Сон Венеры» украсил обнаженные тела моделей морепродуктами.

Если вам также хочется примерить лобстера, то в вашем распоряжении моносерьги, бисерные броши, кольца и крупные кулоны.

Анатомия

Скьяпарелли также сотрудничала с Жаном Кокто. Совместно с этим артистом она придумала знаменитое пальто с профилями людей, практически соприкасающихся носами и своими профилями, формирующими силуэт цветочной вазы. В сюрреализме человеческое тело — объект для экспериментов. Оно распадается на части, искажается, порой пугает. В этом смысле украшения — отличная почва для подобных экспериментов: расшитые пайетками и камнями руки, запонки в виде сердец и подобные вещи сегодня делают многие бренды.

Губы и глаза

Сюрреалисты часто превращали женские губы, накрашенные яркой помадой, в объекты искусства, дизайна: вспомнить хотя бы флакон духов или диван Сальвадора Дали. В модном мире губы тоже часто украшали одежду (например, знаменитое платье из коллекции Сен-Лорана 1971 года, с губами из алых и малиновых пайеток). В ситуации с украшениями привычные материалы становились чем-то неожиданным, чем-то большим, чем просто красивыми побрякушками в виде звезд или цветов. Броши с жемчужными зубами, сапфировые слезы и сердца из рубинов стали настоящими арт-объектами.

В 1950-х годах Дали сотрудничал с ювелиром Карлосом Алемани. Дизайнер претворял картины Дали в жизнь: он создал и легендарную брошь «Глаз времени» из платины, бриллиантов с рубином-кабошоном.

Окружающий мир

В сюрреализме самые простые предметы из жизни приобретают абсолютно иные формы и значения. Перевернутая туфля становится шляпкой, человеческое тело может трансформироваться в комод со множеством выдвижных ящиков, а скала напоминает четкий человеческий профиль. Эльза Скьяпарелли всегда смотрела на привычные вещи под новым углом: она превращала жуков в украшения, а пуговицы на платьях и пальто становились то цирковыми артистами, то насекомыми. Перчатки она украшала накладными золотыми ногтями, а вместе с Сальвадором Дали сделала сумку в виде телефона с расшитым золотом диском.

Современные дизайнеры также придумывают украшения, будто вдохновленные снами, и находят применение самым привычным вещам: кулоны-открывалки, гигантские скарабеи-каффы и броши в виде глазастых анютиных глазок можно запросто представить в качестве аксессуара к платьям и костюмам, которые создавали Дали и Скьяпарелли.

«Расплавленные» металлы

Люди и вещи, будто потерявшие свою привычную форму — излюбленный прием Сальвадора Дали. Мы видим, как на его картинах часы растекаются по ветвям деревьев, а части тел пугающих персонажей нередко поддерживают костыли. Плавные, текучие линии, мягкость, гибкость и пластичность окружающего мира проходят через все его творчество. Колье и крупные серьги, будто растаявшие на жаре, браслеты, напоминающие то ли позвоночник, то ли ребра, а также кольца самых невероятных форм отлично вписываются в определение сюрреалистичного украшения.

Сюрреализм Сальвадора Дали

Многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью, Сальвадор Дали очень рано проявил себя, как человека необычайно живого ума. О появлении Дали в сюрреализме рассказать лучше, чем сделал это он сам, невозможно: «Но вот случилось то, чему суждено было случиться, — явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской “волей к власти”, он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности».

Читать еще:  Как нарисовать волка и лису карандашом поэтапно. Как нарисовать лису цветными карандашами поэтапно

Основные идеи и направления сюрреализма
Одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений. Чтобы освободиться от «контроля разума» сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы «охоты за случайностью» (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса — техника «фроттажа»).

Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. «Завораживающая» сила, как известно, проявляется при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п. Переход от «механических» приемов к «психическим» (или психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.

Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:

— освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу;
— полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам;
— работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления, сделанного.

Под этими рекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор Дали. Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения.

Своеобразными «тренировками» были собрания сюрреалистов, которые они называли термином sommeils — что означает «сны наяву». Во время своих «снов наяву» они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа «буриме»: они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза «изысканный труп будет пить молодое вино». Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.

Сюрреализм Сальвадора Дали
Сюрреализм Дали не различал каких-либо отдельных сторон бытия: все, что соприкасалось с его Сюрреалистическим Творчеством, превращалось в нечто новое. Дали не делал исключений ни для чего: он писал любовь и сексуальную революцию («Великий мастурбатор»), историю («Лицо войны»), технику («Расщепление атома»), общество («Загадка Гитлера»), религию («Христос святого Хуана де ля Крус»). Границ для него не было: области, которые затронул Дали, простирались от кулинарного искусства до науки. И во всем этом он находил такие образы, которые шокировали человечество — абсолютно все, что изображала кисть этого истинного сюрреалиста, превращалось в причудливые, невиданные ранее образы.

Дали, как и другие сюрреалисты, развивал свое творческое «Я» с помощью традиционных для сторонников этого течения методов. Однако он воспринял новую философию в ее радикальном проявлении, чего долгое время не могли понять обычные люди. Впрочем, такой протест со стороны обывателей вполне предсказуем: Дали был чрезвычайно жесток со всеми идеями и принципами человечества, его резкое отношение чувствовали на себе все люди, которые когда-либо общались с гением. Критике со стороны художника подвергались действия политиков, произведения художников старой школы, семья, нормы морали. Его творчество можно считать полнейшим проявлением сюрреалистических идей — они, доведенные до парадоксальности, способны были разрушить любую стену на своем пути, будь то понятие о красоте, правила поведения, общепринятые истины и аксиомы.

Выводы сюрреалистов, утверждавших, что гармония и разум есть не что иное, как обман, приводили в бешенство и консерваторов в искусстве, и сторонников авангардизма. Идеи Дали подчас столь ярко противоречили здравому смыслу, что понять их мало кто мог: он был сторонником «музейной живописи» и одновременно предлагал снести центр Барселоны, чтобы на его руинах выстроить город будущего. Но говорить, что Дали был непоследователен в своих мыслях и действиях — значит лишь подтвердить его «необычность». Этот человек, живший творчеством, погрузился в иррациональность. Дали словно проверял, насколько крепки в европейском обществе традиции, каждый раз испытывая их через объединение противоположного, не принимая ни одного из компонентов единения: он критикует веру и безверие, бунт и послушание, фашизм и антифашизм — для обыденной и спокойной жизни такой человек не подходит, он опасен для нее своим взрывным характером. Дали был невыносим — даже друзья-сюрреалисты вскоре оказались настроены против него, так как гений стал отрицать возможность существования дружественных связей.

Читать еще:  Средства музыкальной выразительности для детей. Реферат: Средства музыкальной выразительности

В той или иной степени, Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Это относится к политическим силам ХХ века, к собственной семье, к правилам приличий, к картинам старых мастеров. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты — всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали об искусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так и консерваторов-традиционалистов. С одной стороны, он проповедовал «музейный стиль» в живописи, а с другой стороны — предлагал разрушить исторический центр Барселоны, чтобы построить на этом месте город будущего. Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его всерьез отрицать и опровергать.

Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и иррациональность — его программа и его стихия. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого «благосостояния», потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры. Он дискредитирует и религию, и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него.

Сальвадор Дали — человек, который показал, что сюрреализм был в то время не просто направлением в искусстве с задекларированными в журналах принципами. Для многих он стал способом мышления и бытия вообще.

Материал подготовлен при помощи: mir-dali, dali-genius, vevivi
Фото: g-o-r

Сюрреализм Сальвадора Дали в оригинальных восковых скульптурах, перевоплощенных в бронзу

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Коллекционер Исидр Клот, когда-то выкупивший у художника его восковые фигуры, заказал бронзовые отливки. Вскоре коллекция из оригинальных бронзовых скульптур произвела фурор в мировом искусстве. Множество скульптур Дали впоследствии были многократно увеличены в размерах и стали украшением не только музейных залов, но и площадей многих городов мира.

Музей Сальвадора Дали в Париже

В Париже на Монмартре есть целый музей, посвященный этому гениальному испанскому художнику. Величайшие произведения искусства, созданные в прошлом веке, вызывают неподдельный интерес у публики и не могут оставить равнодушными ни одного зрителя: они пробуждают либо восторг, либо негодование.

Танец Времени I.

Время, имея роль верховного правителя, властвует над Вселенной. Дали создал свой образ сюрреалистического времени, свободного от ограничений и танцующего без остановки, которому безразличны нужды человечества, его история. В творении мастера мы видим тающие часы, обволакивающие старое дерево, которое символизирует вечную жизнь и ее цикличность. Часы увенчаны короной, что говорит об их господстве. Под часами — ангел и женщина, пытающиеся укрыться от того неведомого, что несет им течение времени.

Читать еще:  Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам. Музыкальный лад

Иконографический образ танцующего времени Сальвадор Дали запечатлел в трех различных формах: Танец Времени I, II и III. Возможно он имел в виду: прошлое, настоящее и будущее.

Сюрреалистическое пианино

Изысканные предметы и формы вдохновляли художника на создание множества неповторимых сюрреалистических образов. В этой скульптуре деревянные ноги рояля мастер заменил танцующими изящными женскими ножками. Этим самым он оживил инструмент и превратил его в объект наслаждения одновременно музыкой и танцем. На крышке рояля мы видим сюрреалистический образ Музы, пытающейся воспарить над реальностью.

Космический слон.

К образу слона Сальвадор Дали обращался и в живописи, о чем свидетельствует полотно «Искушение святого Антония», и неоднократно в скульптуре — «Космический слон», «Ликующий слон». Эта бронзовая скульптура изображает шествующего слона на тонких длинных ножках через космическое пространство, и несущего на себе обелиск, символизирующий технический прогресс. Мощное тело на тонких ногах, по задумке автора — не что иное, как «контраст между незыблемостью Прошлого и хрупкостью Настоящего».

Сюрреалистический Ньютон

В своем творчестве великий испанец неоднократно обращался к личности Ньютона, открывшему закон всемирного тяготения, тем самым отдавая дань уважения великому физику. Во всех скульптурах Ньютона, созданных Дали, неизменной деталью является яблоко, которое и повлекло за собой великое открытие. Две больших сквозных ниши в скульптуре символизируют забвение, так как в восприятии многих людей Ньютон – это только великое имя, которое лишено души и сердца.

Человек-птица

Дали в своих работах всегда умел мастерски сочетать несочетаемое. В этой скульптуре видим как органично человеческая голова заменена головой цапли, что делает «человека полуптицей, или птицу получеловеком». Сложно определить какая часть из этих двух доминирует, ибо человек не всегда тот, кем он проявляется. Автор хочет оставить нас в сомнении — это его игра.

Видение ангела

Образ Всевышнего в этой сюрреалистической скульптуре проявляется в большом пальце правой руки. Это «перст божий»- символ божественной воли. А человеческая фигура несет в себе образ дерева, которое корнями привязано к земле, а ветвями устремляется в небо. Этим самым мастер показал двойственную сущность людей, которые тщедушны в своих устремлениях: как бы человек, созданный Творцом, по его образу и подобию не стремился превзойти Бога — все бесполезно. И за всем этим в сторонке скорбно наблюдает ангел.

Женщина в огне

Навязчивость двух идей: пламя страсти и женское тело с потайными выдвижными ящичками, в которых хранятся тайны каждой женщины, у Сальвадора Дали ярко проявились в сюрреалистической скульптуре «Женщина в огне». Под пламенем художник подразумевал подсознательное страстное желание и пороки всех женщин — нынешних, прошлых и будущих, а выдвижные ящички символизируют сознательную секретную жизнь каждой из них.

Улитка и ангел

Улитка, несущая в себе символические значения: мягкость, твердость, и медлительность, органично сочетается в этой скульптуре с силой духа и неограниченной скоростью, присущей ангелу.

Сюрреалистический воин

Сюрреалистический воин Дали символизирует все победы: реальные и метафизические, духовные и физические.

Дань Терпсихоре

Терпсихора – муза танца в древнегреческой мифологии. Великий испанец, будучи страстным поклонником этого вида искусства, изобразил две фигуры сюрреалистических танцоров, каждый из которых движется в своем ритме. Грация — утонченно и чувственно, а танцор с кубическими формами — в хаотическом ритме современной жизни. Эти разные ритмические движения соединились воедино и танцуют вместе, в каждом из нас.

Космическая Венера

Эту скульптуру еще называют «красотка без головы и конечностей». В этой работе художник воспевает женщину, красота которой — временна, быстротечна и тленна. Тело Венеры разделено на две части яйцом, что создает фантастическое впечатление невесомости скульптуры. Само же яйцо выступает символом того, что внутри женщины находится целый неизведанный мир.

Лошадь под седлом времени

Скульптура лошади — один из самых знаменитых образов Сальвадора Дали. Эта Лошадь оседлана седлом в виде знаменитых тающих часов. Ее предназначение служить времени, которое безудержно скачет вперед.«Образ наполнен экспрессией, вечным безостановочным движением, первородной свободой и неподвластностью человеку».

Источники:

http://lady.mail.ru/amp/article/495528/
http://imcreator.ru/archives/4817
http://kulturologia.ru/blogs/220817/35690/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector