Своеобразие русской литературы 20 века. Основные направления русской литературы XX столетия

Своеобразие русской литературы 20 века. Основные направления русской литературы XX столетия

Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору). На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово “кризис”. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (“Бог умер!” — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление “серебряного века” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже редактор “Аполлона” С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий “На Парнасе серебряного века”.

Хронологические рамки периода можно обозначить так: 18921917 — выход из эпохи безвременья (начало общественного подъема в стране, манифест и сборник “Символы” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.). По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны). Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом,модернизмом, литературным авангардом.

Представители литературных направлений

•Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

◦Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

◦Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

•Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

•Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

•Кубофутуристы (поэты “Гилеи”): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

•Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

•Группа “Мезонин поэзии”: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

•Объединение “Центрифуга”: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы — сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев и др.

Тридцатые годы начались с “года великого перелома”, когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Характеристика литературного процесса начала 20 века.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Конспект урока литературы 1

Ф.И.О. Белых Кристина Сергеевна

Лицей №11 Класс 11 «В»

Тема урока: Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Характеристика литературного процесса начала 20 века .

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: охарактеризовать специфику развития русской литературы на рубеже 19-20 вв.; определить идейно-тематическое своеобразие русской словесности в 20 веке.

Обзорно охарактеризовать развитие русской литературы на рубеже 19-20 веков, в 20 веке после 1917 года;

Читать еще:  Эволюция Дорна: от «Пары нормальных» до Open the Dorn . Редакция слушает новый альбом Ивана Дорна «Open the Dorn

Определить содержание ключевых понятий занятия: декаданс, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм ;

Определить проблематику и идейно-тематическое своеобразие русской литературы указанного периода;

Выявить эстетические принципы ключевых направлений модернизма в развитии русской литературы рубежа веков;

Определить отличия литературы указанного периода от литературы 19 столетия.

Воспитывать любовь к русской литературе как к изучаемому предмету посредством использования на уроке разнообразных средств наглядности (иллюстраций, фрагментов худ. текстов и др.);

Воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ, записей в рабочей тетради по предмету;

Содействовать воспитанию уважительного отношения к классному коллективу через организацию слушания устного ответа товарища и оценку индивидуальной работы;

Воспитывать у школьников чувство красоты , эстетического восприятия художественного текста

Способствовать развитию связной речи учащихся путём выполнения устных заданий;

Способствовать развитию навыков самостоятельной работы школьников;

Развивать внимание учащихся с помощью смены видов речевой деятельности;

Развивать умение анализировать поэтический текст;

Развивать эмоционально-эстетическую сферу школьников и т.д.;

Перечень оборудования: ноутбук, мультимедийный проектор

Еремина О.А. Литература. Поурочные разработки: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – С. 118-135.

Литература: методические рекомендации / под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2009. – С. 173-200.

Литература: учебник / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М: Дрофа, 2008. – С.3-8.

Литература: учебник / под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2008. – С.188-206.

Метод: слово учителя

Прием: Приветственное слово учителя

Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Метод: слово учителя

Прием: Ведущее слово учителя

Сегодня на уроке нам представится возможность соприкоснуться с историей рубежа веков, который именуется серебряным веком.

Метод: слово учителя

Прием: Ведущее слово учителя

А сейчас откройте тетради и запишите дату и тему урока: “Серебряный век”. Характеристика литературного процесса начала 20 века» .

Двадцать девятое сентября

Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 столетия. Характеристика литературного процесса начала 20 века

2. Подготовка к восприятию нового материала

Прием: Репродуктивно-эвристическая беседа

Для того чтобы погрузиться в атмосферу рубежа веков. Вспомним, что же происходило в это время, с какими историческими событиями связан рубеж веков?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

Все верно, прежде всего это три революции: -первая русская революция 1905-1907г. Февральская и Октябрьская революция 1917г. и первая мировая война 1914-1918г.

Прием: Репродуктивно-эвристическая беседа

Как вы думаете, В каком состоянии НАХОДИЛИСЬ люди в этот период ИСТОРИИ СТРАНЫ?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово И вопреки всему люди не переставали творить и несомненно это состояние неопределенности отразилось в их творчестве. Конец XIX — начало XX вв. стало временем яркого расцвета русской культуры. В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Происходит слом в жизни народа, уход от традиций.

Прием: Репродуктивно-эвристическая беседа

Сейчас посмотрите на экран, здесь представлены картины художников рубежа веков. Обратите внимание на то, что изображено на картинах, какие краски используют авторы?

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека.

Устные ответы учеников

Первая русская революция 1905-1907г. Февральская и Октябрьская революция 1917г. и первая мировая война 1914-1918г.

Устные ответы учеников

Люди растеряны, напуганы, в стране хаос. Народ живет в страхе того, что их жизнь может оборваться в любую минуту.

3. Изучение нового материала

Метод: слово учителя

Прием: Ведущее слово учителя

Как мы уже сказали изменения, претерпели все виды искусств, но самым главным остается изменения в литературе. Алексей Толстой в своем произведение “Хождение по мукам” описывает жизнь Петербурга рубежа веков. Ваша задача прослушать фрагмент из аудиокниги, данный фрагмент будет сопровождаться видеофильмом. Будьте внимательны, фрагмент большой, старайтесь зафиксировать важные слова, характеризующие данную эпоху (аудиофрагмент будет длиться 4 минуты)

Петербург жил бурливо-холодной, пресыщенной, полуночной жизнью. Фосфорические летние ночи, сумасшедшие и сладострастные, и бессонные ночи зимой, зеленые столы и шорох золота, музыка, крутящиеся пары за окнами, бешеные тройки, цыгане, дуэли на рассвете, в свисте ледяного ветра и пронзительном завывании флейт – парад войскам перед наводящим ужас взглядом византийских глаз императора. – Так жил город.

В последнее десятилетие с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. Из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги, великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными женщинами, светом, шампанским.


В городе была эпидемия самоубийств. Залы суда наполнялись толпами истерических женщин, жадно внимающих кровавым и возбуждающим процессам. Все было доступно – роскошь и женщины. Разврат проникал всюду, им был, как заразой, поражен дворец.
И во дворец, до императорского трона, дошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами и могучей мужской силой.
Петербург, как всякий город, жил единой жизнью, напряженной и озабоченной. Центральная сила руководила этим движением, но она не была слита с тем, что можно было назвать духом города: центральная сила стремилась создать порядок, спокойствие и целесообразность, дух города стремился разрушить эту силу. Дух разрушения был во всем, пропитывал смертельным ядом и грандиозные биржевые махинации знаменитого Сашки Сакельмана, и мрачную злобу рабочего на сталелитейном заводе, и вывихнутые мечты модной поэтессы, сидящей в пятом часу утра в артистическом подвале “Красные бубенцы”, – и даже те, кому нужно было бороться с этим разрушением, сами того не понимая, делали все, чтобы усилить его и обострить.
То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
Девушки скрывали свою невинность, супруги – верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения – признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными.
Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго – предсмертного гимна, – он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники новое и непонятное лезло изо всех щелей.

Читать еще:  Как нарисовать значок трансформеры. Как нарисовать трансформера бамблби карандашом поэтапно

Прием: Репродуктивно-эвристическая беседа

Итак, первый вопрос. НА какие стороны Петербурга обращает автор?

СПАДИЛО.РУ

Рассказываем о русской литературе 20 века — доступно, интересно и кратко! Данный материал можете смело использовать для соответствующих сочинений.

Дореволюционная литература

Конец XIX — начало XX вв. — серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.

Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат», в 1913 г. — хрестоматийный рассказ «После бала».

Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.

В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна («Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и др.), юмористические сборники А. Аверченко («Веселые устрицы», «О хороших в сущности людях»).

После публикации рассказов «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско» за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.

Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: «Стихи о Прекрасной даме» А. Блока, «Вечер» А. Ахматовой, «Радуница» С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского («Нате!», «Вам»).

Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса «На дне» (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман «Мать» считается «фундаментом» соцреализма.

Довоенная литература

Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.

Последним «крестьянским» поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока «Двенадцать». Главным «пролетарским» поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.

Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.

Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман «Дело Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» — самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.

В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу «Донские рассказы». С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея «Тихий Дон». Одновременно писатель работает над романом «Поднятая целина».

Читать еще:  Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н. Русские имена мужские Мужские имена оканчивающиеся на м

В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: «Записки юного врача», «Белая гвардия», «Собачье сердце». Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века «Мастер и Маргарита» (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.

Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова — писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества («Усомнившийся Макар»). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» были впервые изданы лишь в 80-е гг.

Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера («Двенадцать стульев», «Золотой теленок») — настоящий шедевр в области юмористической литературы.

В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», знаменитый цикл рассказов о любви «Темные аллеи».

В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова — «Машенька». Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь».

Литература, посвященная Великой Отечественной войне

Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).

В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», стихотворения К. Симонова («Жди меня, и я вернусь», «Сын артиллериста»), цикл А. Ахматовой «Ветер войны» и т. д.

В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова «Наука ненависти». Писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину». Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение «Судьба человека». В 1946 г. была опубликована легендарная «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.

Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.

Литература второй половины XX века

В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление «деревенской прозы» (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), В. Г. Распутина («Деньги для Марии», «Прощание с Матерой»), В. П. Астафьева («Затеси») и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.

В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», что привело к бешеной травле автора в СССР.

В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе «Один день Ивана Денисовича»). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для «самиздата», передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов «В круге первом», «Раковый корпус». В 1974 г. писатель был выслан из СССР. Антисоветская тема стала ведущей в его творческой деятельности (эпопея «Красное колесо»).

В 1955 г., после публикация скандального романа «Лолита», мировая слава приходит к В. В. Набокову.

С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»).

С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев — один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества «взрослых» произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.

Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались «чуждые советскому строю» поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались. В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.

Советская «легальная» поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.

Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина («Generation P»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом»), В. Сорокина («Сердца четерых») и др.

Источники:

http://studopedia.ru/1_9096_svoeobrazie-russkoy-literaturi-nachala–veka-periodizatsiya-osnovnie-techeniya.html
http://infourok.ru/osnovnie-napravleniya-temi-i-problemi-russkoy-literaturi-veka-harakteristika-literaturnogo-processa-nachala-veka-3676407.html
http://spadilo.ru/russkaya-literatura-20-veka/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии