1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Своеобразие конфликта комедии грибоедова горе от ума. Cочинение «Горе Чацкого и Софьи (по комедии А.С

Конфликт комедии «Горе от ума»

Новаторство комедии «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам».

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Читать еще:  Год сохранения объектов культурного наследия. Некоторые вопросы сохранения объектов культурного наследия народов российской федерации

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Конфликты в комедии Горе от ума, сочинение

Комедия Горе от ума была написана Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, во время подъема духовности и патриотизма. Произведение классика сразу же было признано новаторским, а движущей силой комедии стали конфликты. В отличие от других работ современников, автор отказывается от единства действий, и вместо одного конфликта раскрывает их сразу несколько.

Конфликты в Горе от ума

Как мы уже сказали, в комедии Горе от ума за основу взят сюжет, где главный герой Чацкий оказывается в центре сразу нескольких конфликтов, и именно они несут основную смысловую нагрузку.

Так какие же конфликты отображены автором в пьесе Горе от ума? Прежде всего мы видим конфликт личности и общества, где главный герой выступает против фамусовского общества. Видим мы и внутренний конфликт героя, который раздираем внутренними противоречиями. Он постоянно пытается что-то найти, его вечно куда-то тянет. Конечно же, здесь не обошлось без конфликта поколений, социального и общественного конфликтов. Имеется в произведении Горе от ума и любовный треугольник, давший развитию любовного конфликта. Давайте остановимся подробнее на основных конфликтах Горе от ума в нашем сочинении, их завязке и особенностях.

Любовный конфликт в комедии Горе от ума

Одним из основных конфликтов комедии Горе от ума является любовный конфликт. Он раскрывается, когда Чацкий возвращается в родные края после длительного отсутствия, и спешит к Софье. Именно эту девушку он любит и хочет узнать об ее ответных чувствах. Однако Софья проявляет равнодушие, а остроумие героя вызывает у девушки противоположную реакцию. Причина была в том, что Чацкий стал осмеивать Молчалина — человека, к которому у Софьи только начали проявляться чувства любви. Возникает любовный треугольник. Конечно же, Чацкий не мог поверить в любовь умной девушки к глупцу. Однако Софья действительно предпочла Чацкому Молчалина. В то же время Молчалину нравится девушка Лиза, однако и здесь не все гладко. Здесь присутствует еще один любовный треугольник: Молчалин — Лиза — Петрушка. И в этом также проявляется любовный конфликт Горе от ума.

Читать еще:  Моника белуччи и венсан кассель разводятся. Великие истории любви: Венсан Кассель и Моника Беллуччи

Горе от ума: конфликт поколений

Еще один конфликт, который поднимает писатель в комедии Горе от ума — это конфликт отцов и детей. Здесь мы видим столкновение отца и дочери. Предпочтения дочери, влюбленной в Молчалина, не совпадают с предпочтениями отца, который хочет отдать дочь за Скалозуба, из-за чего и происходит конфликт поколений. Все это происходит потому, что Фамусов ценит в людях прежде всего богатство и чин. Поэтому тех кто беден, он не рассматривает ни в качестве претендентов на руку дочери, ни в качестве людей на которых стоит обращать внимание. Вот и в полковнике Скалозубе он увидел лучшую партию. Ведь это он сейчас полковник, но очень скоро будет генералом, и не важно, что Скалозуб не блещет интеллектом. Но Софья влюблена в безродного Молчалина, который служит ее отцу. Здесь как раз и прослеживается конфликт детей и отцов.

Общественно-социальный конфликт Горе от ума

В основу общественно-социального конфликта произведения легло противостояние двух поколений. Конфликт века нынешнего и века прошлого, где прогрессивное дворянство в лице Чацкого сталкивается с консерваторами в лице фамусовского общества. Чацкий считал что нужно служить делу, а не определенным лицам. Он был против крепостничества, низкопоклонства, против негативного отношения к просвещению и засилья всего иностранного. И на самом деле, он был не одинок в этих взглядах, просто среди фамусовского общества Чацкий оказался в одиночестве, поэтому и был признан сумасшедшим. Лучшее для него — был уход. И наверное это было правильно, ведь вряд ли по силам Чацкому было переубедить Фамусова и ему подобных. Уверенных в том, что норма жизни — это прислуживать, прогибаться и подстраиваться во всем ради сиюминутной выгоды.

Особенности конфликтов пьесы

Если говорить об особенностях конфликтов в комедии Горе от ума, то работу Грибоедова назвали новаторской не зря. А все потому, что писатель в основу сюжета добавил не только традиционную любовную интригу, но и переплел ее с общественной, которая в итоге и вышла на первый план. Как сказал Гончаров, данная работа — как две комедии, что наложились одна в другую. При этом одна из них личностная, частная, любовная, скажем, повседневная для многих комедий, а вторая — внезапно возникающая, общественная, перетекающая в основной конфликт в произведении Горе от ума. И именно социальный конфликт в произведении становится главным, ведь цель писателя — обличение нравов дворянства начала девятнадцатого века.

Своеобразие конфликта комедии грибоедова горе от ума. Cочинение «Горе Чацкого и Софьи (по комедии А.С

В чём своеобразие конфликта Чацкого с «фамусовским обществом»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, но разрешена к печати лишь в 1831 году, уже после смерти Грибоедова. Конец 10-х – начало 20-х годов 19 века – это время возникновения тайных обществ, основной программой которых было освобождение крестьян, уничтожение самодержавия, утверждение русской национальной самобытности в искусстве. Это время, когда в России происходит конфликт между прогрессивным и консервативным дворянством. И этот основной конфликт эпохи царствования Александра 1 нашел отражение в пьесе Грибоедова. Само понятие «конфликт» заключает в себе воспроизведение острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Так в чем же проявляется своеобразие конфликта главного героя с «фамусовским обществом»?

Завязкой сюжета пьесы является приезд Чацкого, который вернулся на родину после двух лет путешествия по Европе, полный жажды деятельности и соскучившийся по любимой. В завязке определяется конфликт — столкновение интересов Чацкого, влюбленного и добивающегося ответа, и Софьи, для которой Чацкий — угроза ее любви к Молчалину. Развитие действия связано с активностью Чацкого, ищущего ответа на вопрос, кто может быть избранником Софьи. А кульминацией — намеренно пущенный Софьей слух о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». Этому слуху поверили все без исключения, и потому любовный конфликт обретает общественную силу. В развязке комедии Чацкий узнает о том, кто его соперник, и о том, что для всех он безумен. И происходит слияние частного, любовного конфликта с гражданским, социальным.

Читать еще:  Роль искусства в жизни человека: что мир прекрасного готовит нам. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее искусство? Роль и значение искусства в жизни человека Сообщение на тему жизнь в искусстве

Между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений . Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Ярким представителем фамусовского общества является сам Фамусов. По своему общественному положению он — богатый чиновник, занимающий видное место в Москве.

В службе он считает главным служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными — вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек , желающему служить:

А дядя! Что твой князь? Что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб…

…Упал он больно, встал здорово.

Взгляд же на службу Чацкого совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служение не лицам, а делу, целью службы ставит заботу об общем благе, а не личные материальные интересы:

Кто служит делу, а не лицам…

Честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Разные взгляды у Фамусова и Чацкого на

Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

Анна Геннадьевна Маслова

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния; вы­дви­ну­тые те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны; фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют, но есть неточ­но­сти, свя­зан­ные с опре­де­ле­ни­ем ро­ли двух кон­флик­тов в ко­ме­дии. Вы от­ме­ча­е­те, что до то­го мо­мен­та, как Чац­кий объ­яв­лен су­ма­сшед­шим, в ко­ме­дии при­сут­ству­ет толь­ко лю­бов­ный кон­фликт, ко­то­рый лишь в раз­вяз­ке пье­сы пе­ре­рас­та­ет в со­ци­аль­ный. Но уже с пер­вых же мгно­ве­ний по­яв­ле­ния Чац­ко­го в до­ме Фа­му­со­вых на­ме­ча­ет­ся со­ци­аль­ный кон­фликт: вспом­ни­те яв­ле­ние 2 вто­ро­го дей­ствия, в ко­то­ром вы­ска­зы­ва­ют свои про­ти­во­по­лож­ные по­зи­ции Фа­му­сов и Чац­кий. Вы, кста­ти, при­во­ди­те нема­ло при­ме­ров имен­но из это­го диа­ло­га Чац­ко­го и Фа­му­со­ва. Сле­до­ва­тель­но, на про­тя­же­нии всей пье­сы вза­и­мо­дей­ству­ют два кон­флик­та: лю­бов­ный и со­ци­аль­ный.
2. В текст со­чи­не­ния вклю­ча­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия, но они не ис­поль­зу­ют­ся для ана­ли­за про­из­ве­де­ния.
3. Текст рас­смат­ри­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся обос­но­ван­но и до­ста­точ­но раз­но­сто­ронне (есть ци­та­ты с ком­мен­та­ри­я­ми к ним, крат­кий пе­ре­сказ со­дер­жа­ния, необ­хо­ди­мый для до­ка­за­тель­ства суж­де­ний, при­сут­ству­ет об­ра­ще­ние к мик­ро­те­мам тек­ста и их ин­тер­пре­та­ция, со­дер­жат­ся раз­но­го ро­да ссыл­ки на изоб­ра­жен­ное в про­из­ве­де­нии).
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров. РЕКОМЕНДАЦИЯ: же­ла­тель­но при­дер­жи­вать­ся ре­ко­мен­ду­е­мо­го объ­е­ма со­чи­не­ния, нор­маль­ный объ­ем не дол­жен пре­вы­шать ре­ко­мен­ду­е­мый бо­лее чем в 2 ра­за. Вы же пре­вы­си­ли объ­ем в 4 ра­за. По­ста­рай­тесь бо­лее ла­ко­нич­но фор­му­ли­ро­вать свои взгля­ды.
5. До­пу­ще­но 2 ре­че­вые ошиб­ки.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/konflikt-komedii.html
http://sochinyshka.ru/konflikty-v-komedii-gore-ot-uma-sochinenie.html
http://neznaika.info/check/lit-write/6489.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector