Своеобразие художественной манеры м шолохова. Художественное своеобразие романа «Тихий Дон

Своеобразие художественной манеры м шолохова. Художественное своеобразие романа «Тихий Дон

Своеобразие романа Тихий Дон Шолохова

Литературный стиль романа «Тихий Дон» очень разнообразен. И не сказать, что автор сделал какое – то нововведение с точки зрения языка, однако, по всем тонкостям в общем можно однозначно сделать вывод, что он выделялся среди множества писателей того времени. Его стиль писания очень близок к тому, чтобы читатель его понимал, автор использует просторечия и диалектизмы. Они используются как в диалогах персонажей, так и в целом в произведении. Еще одним инструментом писателя являются метафоры, которые он постоянно использует для того, чтобы читатель ощутил всю силу показываемых сцен. При этом он описывает различные природные явления, также метафоры используются в разговорах и прочих бытовых сценах персонажей. Конечно, использование данного приема в литературе – это не нововведение, однако в то время это не было популярным явлением.

Простота повествования и литературного стиля в сочетании с тем, что предложения выстроены в кратком и лаконичном изложении. Также, стоит отметить то, что для каждой реплики героя соответствует конкретное действие. Это создает для читателя некий эффект «напряжения», который появляется у него именно из-за того, что все происходит динамично и ускоренно. Для того, чтобы разнообразить конструкции в предложениях, автор использует деепричастные обороты.

Также, в «Тихом Доне» сравнивается мир животного с миром человека, причем как в физиологическом, так и в духовном плане. Например, когда от изображения какого – то действа у читателя появляется чувство прямого сравнения. Такие сравнения показывают отношения автора к природе, а также они дают исходя из ситуации понять то, насколько близок человек, или же , наоборот, он далек от нее. Через природу синтезируются и проходят ощущения и чувства героев.

Персонажи в произведении живут достаточно бурной и активной жизнью. Благодаря этой особенности они зачастую оказываются в центре событий.

Чувства писателя при этом всем меняются в зависимости от происходящих событий. Даже в самом названии произведения «Тихий Дон» есть момент того, что это некий момент иронии того, что Дон – отнюдь не тихий, а наоборот – он бурный и активный. В произведении описано огромное количество персонажей – более шестисот человек, при этом большая часть из них погибает.

Всё это помогло автору сделать произведение чувственным и близким к обычному читателю из народу. При этом обилие художественных стилей придает произведению уникальность и утонченность.

Вариант №2

Литературная речь любовного произведения «Тихий Дон» достаточна многообразна. И нельзя сказать, что писатель придумал некоторое новшество по отношению к речи, но в то же время, по каждым деталям и мелочам можно прийти к выводу, что он отличался от большого круга литераторов той поры. Его жанр сочинения пришелся по душе практически всем, так как написан очень понятно и доходчиво, писатель применяет разговорный язык и местные выражения. Они представлены как в разговорах действующих лиц, так и во всей в литературной работе. К тому же еще одним средством литератора оказываются иносказания, которые он всегда применяет для того, чтобы читатели испытал всю мощь демонстрируемых эпизодов. Одновременно с этим он показывает разные природные явления. Иносказания также применяются в диалогах и других будничных эпизодах действующих лиц. Без всякого сомнения, применение этого метода в словесности – это не новшество, но в то же время тогда это не было столь общеизвестным событием.

Естественность истории и сочинительского жанра в дополнении к тому, что фразы созданы в компактном и немногословном стиле, позволяют насладиться этим произведением. Вдобавок, необходимо особо выделить то, что для любой фразы персонажа происходит определенное событие. Это культивирует для читателей некоторый эффект «напряжения», который возникает в нем как раз вследствие того, что все случается энергично и быстро. Чтобы внести изменения в структурные фразы, писатель применяет фразеологические выражения.

Читать еще:  Женская энергия. Как пробудить ее? Достаточно ли у вас женской силы? Обращение к Таре

Действующие лица в литературной работе проживают довольно яркую и энергичную жизнь. Благодаря этому они нередко появляются в гуще событий.

Эмоции автора постоянно меняются по отношению к протекающему эпизоду. Даже в самом названии произведения есть намек на то, что это некоторый момент сарказма того, что Дон – действительно не спокойный, а напротив – он стремительный и энергичный. В литературной работе изображено большое количество людей – больше шестисот личностей, при этом большинство из них умирает.

Все вышеизложенное позволило писателю создать творение душевное и доброе по отношению к обыкновенным читателям из народа. При этом богатство эстетических жанров приписывает этому литературному труду неповторимость и изящество.

Также читают:

Картинка к сочинению Своеобразие романа Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Больше всего мне нравится летняя пора. Наступает то чудесное время, когда заканчивается учебный год. Солнечные лучи проникают в каждый уголок нашей необъятной страны. Каждый день становится все более теплым и живым

Примечательно, что «Повесть о капитане Копейкине» выделяется из общей композиции произведения. Она независима от общего сюжета. Здесь свои герои и своя сюжетная линия

Фамусов и его общество это полное олицетворение взглядов прошлого века, но полной противоположностью таковых является Чацкий.

У меня есть дедушка. Зовут его Анатолий, ему уже 70 лет. Мой дедушка сильно ждал моего рождения. Наше с ним знакомство произошло в роддоме, когда он приехал с моим папой забирать нас из больницы.

Рассказ «Муму» – одно из величайших произведений русского классика Ивана Сергеевича Тургенева. Эта повесть нередко вызывает грусть и даже слезы на глазах у читателей.

Художественные особенности романа Тихий Дон

Мы уже характеризовали манеру шолоховского письма как реалистическую. С предельной точностью, необыкновенным вниманием к деталям рассказывает Шолохов о жизни своих героев, о сложном и противоречивом времени.

Слуху писателя было очень мило слово «бытописательство». Шолохов именно бытописует, в его художественном стиле ясно ощутима тяга к предметности, вещности изображаемого, «мелочам быта», которые, по твердому убеждению писателя, входят в состав самых серьезных конфликтов и связей окружающей действительности. В «бытовых» проявлениях человеческой натуры писатель искал характерное для людей той сложной эпохи, считая, что нет «малых чувств», «малых поступков», что только через показ кажущегося несущественным, малозначительным, через демонстрацию тысяч возможных аспектов реального, тысяч точек видения вырастает подлинная полнота единого.

Реализм Шолохова называют психологическим. Писатель необычайно внимателен к взаимосвязям чувства и действия, к «материальному» выражению внутреннего состояния человека – через жесты, поступки, действия. Шолохов не склонен «копаться» в душах своих героев, он их «заставляет» действовать, активно вмешиваться в окружающую жизнь, через свои деяния раскрывая и свое отношение к миру, и индивидуальные особенности характера. В этом для художника таилась большая опасность. Он обрекал себя на труд, когда с необыкновенной дотошностью необходимо взвешивать каждый поступок, жест, слово персонажа, всегда соотнося его с целостностью характера, с внутренней логикой его развития. Но в этом же было и огромное преимущество: действие, поступок нередко убедительней и доходчивей любого психологического описания и комментария, и оттого шолоховское слово невольно оказывалось обращенным к самой массовой читательской аудитории.

Чрезвычайно пластичен и предметен язык шолоховской эпопеи. В ней гармонично соединены разговорные, просторечные, фольклорные формы языка и литературная речь.

Писатель необычайно чуток к народному слову, с огромным мастерством использует его как исходный материал для строительства художественного мира своего произведения. «Шляхи» ( вместо пути), ржавь (вместо ржавчина), ажник (вместо аж), прожечь (вместо пронестись), шибко (вместо быстро), гутарим (вместо говорим) и т.д. – употребление всех этих слов способствовало передаче особого колорита и стихии народного языка, приближению речи персонажей к речи их реальных прототипов.

Читать еще:  Ролдугин виолончелист. Виолончелист сергей ролдугин рассказал, на что он тратит деньги

Писатель умеет одухотворять неживое: у него марево – текучее, звезды дрожат, гора гудит, тишина ткется, галька нацелована волнами, а истоптанный конскими копытами подорожник – живущой.

Выразительна цветопись Шолохова: «калено-красный огромный щит месяца», «серебристая от снега пахота», «шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы» жито, которое «кормится… живительной черной кровью» чернозема и «ждет весны, солнца, чтобы встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зазеленеть в мае». Не меньшую роль в художественном мире романа играет и звукопись: «пролетит ворон, со свистом разрубая крылами воздух, роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна», «вот-вот пригнет к земле тополя вихрем, полыхнет сухим, трескучим раскатом грома и пойдет крушить и корежить белый лес над Доном», «Прокофий, с трясущейся головой и остановившимся взглядом, кутал в овчинную шубу попискивающий комочек – преждевременно родившегося ребенка», «около затонувшего вяза, в рукастых оголенных ветвях, одновременно выпрыгнули два сагана, третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра».

Мир в изображении Шолохова богат запахами: из горницы у него «пахнет слежалой одеждой и почему-то – анисовыми яблоками»; «в кизичняке густо пахнет сухим навозом, выпревшей соломой, объедьями сена», а от «мокрых Аксиньиных волос течет «нежный волнующий запах». В вооброжении Григория рождается немыслимое, загадочное, и он говорит Аксинье: «Волосы у тебя дурнопьяном пахнут. Знаешь, этаким цветком белым».

Шолохов умеет сказать ярко, красочно, запоминающе; уже перевернута страница, а образ, созданный писателем, продолжает стоять перед глазами: Аксинья «обвилась вокруг Григория как хмель вокруг дуба», «где-то курчавым табуном белых облачков сияла глубокая, прохладная, пастбищная синь», «кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали как огненные языки», «меж туч казаковал молодой желтоусый месяц». До конца романа мы не забудем, как свежий предутренний ветерок рвал из рук Натальи черную траурную косынку, когда она в последний раз провожала Григория, и сердце у нас при воспоминании об этом будет всякий раз невольно сжиматься.

Отложен в сторону последний том, а мы еще долго не сможем забыть Григория, похоронившего Аксинью, над которым в небе сияет черный диск солнца. Мы будем сочувствовать, сопереживать полюбившемуся герою. Таков закон художественного творчества – яркие, красочные образы оказывают на читателя длительное, целенаправленное эстетическое воздействие.

Художественное своеобразие романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохова можно считать вершиной творчества писателя, лауреата Нобелевской премии. Это роман-эпопея: изображение реальных событий и реальных исторических деятелей сочетается здесь с картинами повседневной бытовой жизни героев. С одной стороны, писатель глубоко вторгается в душевный мир человека, описывает тончайшие движения ума и сердца своих героев, показывает сложность внутреннего мира «простого» человека, его недюжинную натуру. С другой стороны, он дает описание крупномасштабных социальных картин, отражает трагический процесс умирания старого и рождение нового мира. При этом автор использует многообразные художественные приемы.

Композиция романа кольцевая, то есть все события начинаются на мелеховском дворе и заканчиваются там же, куда возвращается главный герой, Григорий Мелехов, после долгих метаний.

В центре романа — история семьи Мелеховых. Сквозь призму личной судьбы каждого ее члена Шолохов показывает все важнейшие этапы жизни донского казачества: накануне и в период Первой мировой войны, во время войны гражданской. Такой прием позволяет особенно остро ощутить трагизм событий той эпохи, которые словно катком, прошлись по судьбе каждого казака.

Читать еще:  Лена летучая в контакте официальная страница. Елена летучая и ее страницы в социальных сетях

Большое место в романе занимает мир природы, в этот мир природы включены все герои Шолохова. Для Григория волосы Аксиньи «дурнопьяном пахнут, этаким цветком белым». Дети пахнут «солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они. как крохотные степные птицы». Природа спасает и очищает. Не раз, особенно после пережитых волнений, Григорий припадает к земле, словно ищет у нее защиты. В эти минуты у него обостряется слух и зрение, он видит и полет орла, и ползущего жука, и прекрасный цветок.

Чувства героев как бы материализуются через природу. К примеру, состояние Аксиньи после одного из разрывов с Григорием сравнивается с пустым и одичалым гумном, но есть и надежда: «встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца, поднимается втолченный в землю стебель; сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову. » В другой раз Аксинья обращает внимание на растущий под кустом ландыш. И будто увидела она в этом цветке всю свою прошедшую жизнь. А Шолохов, описывая сон женщины, осыпанной розовыми лепестками шиповника, словно уже предугадывает ее будущий трагический конец.

Широко использует Шолохов такой прием, как одушевление. Солнце перед восходом «томится». Молния сравнивается с пахарем-работником. Серые волны гальки на берегу Дона «табунятся» и т. д.

Шолоховские герои живут бурной, драматической жизнью. Иногда в силу своего природного характера. А иногда автор намеренно ставит их в центр драматических событий. Это еще один прием, позволяющий более полно высветить разные грани человеческого характера, показать падение или, наоборот, возвышение личности. В условиях драматических поворотов, трагических ситуаций, когда рвутся привычные связи, можно увидеть истинное лицо человека, его нравственную силу, его возможности.

Язык произведения богат народной речью. Здесь и диалектизмы (баз, курень, поречье и много других), и простонародная речь (теперя, теперича, нонешний, бечь, идти пеши, окромя, тяжельше и др.), и налет заимствований из украинского языка (нехай, дюже, зараз, хорониться, трошки). Текст также полон диалектных идиом: живет, как хохол на отживе; ходить козырем; чует кошка, чье мясо съела; молчи, как дохлая; всех слез не вычерпаешь; хлеба в закромах по ноздри; от ума отошел с перепугу и др. Такой подход позволяет автору окунуть читателя в атмосферу станичной жизни, придать своим персонажам индивидуальные черты. По речи можно определить принадлежность человека к социальной среде, оттенок характера, душевное состояние. Материал с сайта //iEssay.ru

Шолохов не раз описывает, как на души людей воздействует народная песня: она очаровывает, уносит мысли вдаль, вызывает слезы, объединяет день сегодняшний с днем минувшим.

Язык Шолохова то суров и гневен, то нежен и печален, то исполнен крепким искрометным юмором, то скорбен и грустен.

В самом названии произведения «Тихий Дон» звучит скорбная ирония. Всем своим романом автор показывает, что Дон не тихий — он кипящий и бурный. В романе огромное число персонажей (более шестисот), большинство из них гибнет, однако несмотря на это произведение Шолохова не оставляет ощущения безысходности.

Вся совокупность использованных в романе «Тихий Дон» художественных приемов способствует этому, помогает достичь правдивости, достоверности, жизненности в изображении людей и событий.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/svoeobrazie-romana-tihij-don
http://www.stihi.ru/2009/07/11/341
http://iessay.ru/ru/writers/native/sh/sholohov/sochineniya/tihij-don/hudozhestvennoe-svoeobrazie-romana-m.-a.-sholohova-tihij-don

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии