Сценарий экскурсии в школьный музей “русская изба”. Конспект экскурсии в мини-музей «Мордовская изба

Сценарий экскурсии в школьный музей “русская изба”. Конспект экскурсии в мини-музей «Мордовская изба

Сценарий экскурсии в мини-музей “Русская изба”
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Данная разработка подходит для проведения экскурсии с детьми 3-7 лет

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Экскурсия в мини-музей»

Цель: Познакомить детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи, одеждой.

Задачи: Знакомство с устным народным творчеством (пословицы, поговорки)

  1. Воспитать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.
  2. Воспитать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
  3. Формирование любви и бережного отношения к предметам старины.
  4. Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
  5. Обогащение словаря названиями предмета быта ( самовар, веретено, печь, сундук, лучина, ухват и т.д.)

2. Познавательное развитие

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Речевое развитие

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник, и что в нем происходило до нашего времени. А раньше, давным-давно, когда не было на свете ваших бабушек и дедушек,

Дома богатых купцов и помещиков отличалась крепостью каменных построек, а дома простых людей в основном были бревенчатые, деревянные.

И вот сегодня я предлагаю вам перенестись в прошлое, познакомиться с русской избой, в которой жили крестьяне, а точнее с ее внутренним убранством, с бытом, утварью, одеждой в давние времена. А для этого мы с вами отправимся в мини-музей. Вести себя в музее нужно тихо и спокойно. Слушать экскурсовода- это человек, который вам будет рассказывать об истории крестьянского быта. (Сегодня экскурсоводом буду я).

Итак, ребята. Мы с вами находимся в музее «Русская изба». Она очень похожа на ту, где жили русские люди много лет назад.

Мы с вами видим предметы, которыми пользовались в старину. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

А строили ее так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите ,-говорил- люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!»- отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.

На утро много мужиков собиралось и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Рубить избу означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу»- значит дом строить. ( Совместный повтор слов).

В избе всегда считали святыми 3 места:

Красный угол- В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.

Печь- без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать или лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле нее. А еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот он и хлебушек поспел. Ароматный, душистый…Мы его достанем, положим на стол, пусть он отдохнет, остынет, а мы его потом попробуем. Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (1.Был бы хлеб, а каша будет.2. Без соли, без хлеба- половина обеда.3. Хлеб-батюшка, вода- матушка.4. Покуда есть хлеб да вода-все не беда. 5. Плох обед, коль хлеба нет). А я вам свою скажу: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»

Про стол говорили- это «божья ладонь». «Хлеба ни куска- стол-доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Но сундук, ребята, служил не только для вещей, но и спальным местом, ведь не всем хватало места на печи. А совсем для маленьких детей стояла колыбель. А кА называлась колыбель, которую подвешивали к потолку? (зыбка). Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя. Ребенок может заболеть. Но если родители хотели ребеночка, то была такая специальная колыбелька, которую они качали пустой и тогда у них обязательно рождался ребеночек. Если ребенок болел, то мама делала своими руками куклу-оберег на здоровье. Клала в колыбель или давала поиграть. И когда ребенок выздоравливал, она эту куклу сжигала. Считалось, что она взяла на себя всю болезнь. Есть поговорка: кресло- старому, колыбель- малому, дочку в колыбельку, приданное в коробейку.

У меня есть для вас загадки.

Что дают -глотает (печь)

Не ест, а еду хватает.

Что схватит- отдает,

А сам в угол идет (ухват)

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Читать еще:  Эдгард запашный возмутился хайпом в соцсетях вокруг количества жертв пожара в кемерово, видео. Эдгард Запашный: «Для нас животные это такие же дети, о состоянии которых мы заботимся и бережём их

Ребята, в старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? (ответы)

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая игра.

Коли народ невесел

Низко голову повесил

Знаю я, нужна игра:

Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением). Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача- повторять за мной.

За дровами мы идем

И пилу с собой несем,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, много надо напились!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Молодцы! «Делу – время, потехе – час» – говорили наши предки.

А кто знает пословицы о доме, семье?

Пословицы и доме и семье:

  1. Без хозяина дом- сирота.
  2. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  3. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  5. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
  6. Коли в семье лад, так не надобен и клад.
  7. Мир в семье любовью держится.

Есть у меня для вас еще загадки: послушайте. «Всех кормлю с охотою, а сама буротая» ( ложка деревянная). Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянная ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

Воспитатель и дети благодарят ребенка за рассказ.

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Воспитатель предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»)

Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели. Но для работы нужен был свет, а электричества не было. Чем же ,по вашему мнению, освещалась комната вечером? В подсвечник вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина, позднее появилась керосиновая лампа (вот она).

Послушайте еще одну загадку.

Гладит платья и рубашки

Отутюжит все кармашки

Он в хозяйстве верный друг

Перед вами утюг,

Бабушкин старинный друг.

Грелся он в то время на углях

И жил во всех дворах.

И последняя моя загадка.

Все чай пить велит (самовар)

Вот из такого самовара раньше всей большой семьей пили чай. И мы с вами сейчас тоже пойдем в группу и будем пить чай с пирогом.

А еще я хочу пожелать вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам- учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

На этом наша экскурсия закончена. Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по этнографическому музею “Русская горница” МАДОУ “Детский сад комбинированного вида №2 “Сказка” п.Троицкий.

Экскурсия в МКДОУ № 2 «Солнышко»1 декабря 2016 года, дети подготовительной группы «Румяные щечки» посетили детский сад №2, где они попали в старинную «Русскую избу». Ребята, разгадывая загадки, познак.

Экскурсия в МКДОУ №2.

тема: “Ребенок в доме&quot.

тема: “Ребенок в доме&quot.

Конспект экскурсии мини -музей “Русская изба&quot.

Цель: познакомить детей с бытом русского народа.

Экскурсия в мини-музей “Русская изба”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»

в подготовительной группе

• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой – жилищем крестьянской семьи.

• Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

• Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)

Материалы и оборудование:

• Предметы домашнего обихода

• Пластилин, дощечки для лепки, стека

Интеграция с другими образовательными областями:

• Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Содержание экскурсии

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол – избы.

-А для чего она нужна? (ответ детей).

-Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим:

«Без печи хата – не хата».

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

– О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

– Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).

– В чугунке варили кашу, щи.

Читать еще:  К чему снится черный гроб — толкование сна по сонникам. Что значит, если приснился гроб

– В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Вот какую загадку загадаю, послушайте:

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

– На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок).

Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

– Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.

Итог занятия: – Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».

– Вам понравилось? (Ответ детей).

– Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Используемая литература: Вахрушев А. А «здравствуй мир»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в МКДОУ № 2 «Солнышко»1 декабря 2016 года, дети подготовительной группы «Румяные щечки» посетили детский сад №2, где они попали в старинную «Русскую избу». Ребята, разгадывая загадки, познак.

Экскурсия в МКДОУ №2.

тема: “Ребенок в доме&quot.

тема: “Ребенок в доме&quot.

Конспект экскурсии мини -музей “Русская изба&quot.

Цель: познакомить детей с бытом русского народа.

Конспект экскурсии в музей “Русская изба”. О быте наших предков.

Конспект экскурсии в музей «Русская изба»

Ольга Кремнева
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»

в подготовительной группе

• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой – жилищем крестьянской семьи.

• Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

• Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)

Материалы и оборудование:

• Предметы домашнего обихода

• Пластилин, дощечки для лепки, стека

Интеграция с другими образовательными областями:

• Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Содержание экскурсии

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол – избы.

-А для чего она нужна? (ответ детей).

-Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим:

«Без печи хата – не хата».

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

– О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

Читать еще:  Бианки автобиография краткая. Краткая биография виталия бианки для детей самое главное

– Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).

– В чугунке варили кашу, щи.

– В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Вот какую загадку загадаю, послушайте:

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

– На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок).

Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

– Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.

Итог занятия: – Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».

– Вам понравилось? (Ответ детей).

– Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Используемая литература: Вахрушев А. А «здравствуй мир»

Фотоотчёт «Мини-музей «Русская изба» В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования.

Мини-музей «Русская изба», как форма приобщения дошкольников к истокам народной культуре Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.

Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.

Мини-музей «Русская изба» Мини-музей сделала на основе магнитной доски в виде домика. На картон наклеила магнитную доску,приклеила окна, крышу, трубу. Все детали.

Музей «Русская изба» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию музей нашего детского сада. Наш музей- это маленькая комнатка в детском саду. Сейчас.

Оформление детского сада. Музей «Русская изба» В нашем детском саду есть мини-музей “Русская изба”. то уголок, где дети знакомятся с историей и бытом малой Родины. Дети с большим удовольствием.

Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Проект «Мини-музей «Русская изба» Проект мини-музей «Русская изба» Название проекта: Мини – музей «Русская изба» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность.

Проект «Мини-музей «Русская изба» Проект: «МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА». Тип проекта: познавательный ПОДГОТОВИЛА: РОМАНОВА Н. Н. Сроки реал: 1сентября – 30 мая Участники проекта:.

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/09/05/stsenariy-ekskursii-v-mini-muzey-russkaya-izba
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/12/01/ekskursiya-v-mini-muzey-russkaya-izba
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-yekskursi-v-muzei-ruskaja-izba.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии