«Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования. Анализируем литературное произведение Что описывает автор в рассказе челкаш

«Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования. Анализируем литературное произведение Что описывает автор в рассказе челкаш

«Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования»

Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»

Ранний период творчества Максима Горького характеризу­ется созданием ряда произведений романтической направлен­ности. Романтическое искусство отличается подчеркнутой яр­костью человеческих характеров и повышенным драматизмом жизненных обстоятельств. В таких рассказах, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», писатель использует материал сказок и легенд. Но и в произведениях на реалистической основе он создает образы, овеянные дыханием романтики. Таков заглав­ный герой написанного в 1894 году рассказа «Челкаш».

Конфликт этого рассказа выражен в столкновении двух ха­рактеров, двух мировоззрений, представленных образами Чел­каша и Гаврилы. Оба они происходят из крестьян. Но сейчас «Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». А Гаврила попал в портовый город после странствий в поисках заработка. Он мечтает заработать большую сумму денег, чтобы вернуться в свою деревню, построить собственный дом и вы­годно жениться.

В результате опасной ночной операции Челкаш выручает солидную сумму денег и часть из них платит Гавриле, которо­го нанял гребцом на лодку. С этого момента начинается фи­нальная сцена рассказа, которая и является его кульминацией.

Челкаш добыл «солидный заработок», потребовавший «не­много труда и много ловкости», и выполнил условия сделки, заключенной с Гаврилой. Каждый участник воровской опера­ции получил свою долю, соответствующую, так сказать, соб­ственному «трудовому» вкладу. Но Гаврила, изумленный тем, как просто и быстро досталась Челкашу огромная, по его кре­стьянским понятиям, сумма (он уже не вспоминает, как оба они рисковали жизнью и свободой, забыл, как трусливо вел себя на море), не может расстаться со своим напарником, а точнее — с деньгами, которые тот уносит. Это неприятно по­ражает Челкаша еще в лодке:

«- А жаден ты. Нехорошо… Впрочем, что же. Крестья­нин… — задумчиво сказал Челкаш.

– Да ведь с деньгами-то что можно сделать. — восклик­нул Гаврила, вдруг весь вспыхивая страстным возбуждением. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег: — Почет, довольство, веселье. »

А на берегу происходит сцена, которая еще больше роняет крестьянского парня в глазах свободолюбивого и великодуш­ного вора: «Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак.

Читать еще:  Музыкальное развлечение для старшей группы в доу. Сценарий развлечения в старшей группе «В гости к музыке

Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и проси­тельным шепотом Гаврилы:

– Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в зем­лю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне!»

И Челкаш, «дрожа от возбуждения, острой жалости и нена­висти к этому жадному рабу», бросает ему все деньги. В ответ Гаврила разражается воплями восторга и благодарности.

«Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».

А затем, в порыве животной радости, Гаврила делает при­знание, которое резко меняет ситуацию:

«- Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз. денежки — себе, его — в море… тебя- то… а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытывать­ся — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать. Ненужный на земле! Кому за него встать?»

Оскорбленный до глубины души Челкаш силой отбирает деньги у Гаврилы, и тогда тот пытается убить его камнем. В конце концов раненный в голову Челкаш возвращает день­ги Гавриле и, не обращая внимания на его мольбы о прощении, уходит, «пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус». А «Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, за­жатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторо­ну, противоположную той, где скрылся Челкаш».

В финальной сцене Горький демонстрирует читателю духов­ное превосходство Челкаша. Вор и пьяница проявляет благород­ство и щедрость, а «честный малый» едва не становится граби­телем и убийцей. Челкаш — изгой общества, но у него есть нрав­ственные правила, а главное — он ощущает себя свободным че­ловеком, имеющим чувство собственного достоинства.

В концепции рассказа проявилось настороженное отноше­ние Горького к русскому крестьянину. Писатель считал кресть­янство косной общественной силой, не способной к револю­ционному преобразованию жизни. Поэтому порвавший со сво­ими крестьянским корнями босяк, вор и пьяница Челкаш оказывается нравственно сильнее Гаврилы, лишенного роман­тических чувств и способного на преступление ради наживы.

Читать еще:  Варианты вязания шарфов спицами. Как связать платок спицами быстро и просто: схема и описание. Как вязать платок спицами для начинающих? Как вязать пуховый, ажурный, скандинавский, бактус платок, с каймой спицами: схемы, описание, фото

Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»

Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые «босяцкие» рассказы. Горький являлся гуманис­том, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а

стоящий выше окружающих его людей, способный повести за со­бой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.

Рассказ «Челкаш», написанный в 1895 году, можно условно раз­делить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкнове­ние. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила. Сначала автор создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово «хищный» («хищное лицо», «хищный нос» и даже «хищная худоба»), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора «Челкаш — степной ястреб», с одной сто­роны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны — подчеркивает его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие.

Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динами­ки, и представляет его автор сидящим, в то время, как Гришка «мед­ленно шагает». «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, при­слонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень, парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно» — таков портрет Гаврилы. Если сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы — антиподы.

После «дела» Челкаш дал Гавриле несколько «бумажек». Но Гав­риле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги: — Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе. Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, от­толкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гав­рилу бумажки. — На! Жри. — крикнул он злобно. Но потом, выслушав все радостные вопли Гаврилы, сказал: — Дай сюда деньги! Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Даже Челкаш говорил ему: —. Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! И заканчивается рассказ тем, что «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на при­брежный песок, разбивая их в брызги и пену. » Автор показывает, что даже природа восстает против нечестной жизни, против злобы, против того, что человек устраивает свою жизнь за счет жизни другого.

Читать еще:  Пословицы с цифрой 5 и их значение. Пословицы, поговорки, крылатые слова, в которых встречаются числа

Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»

Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые «босяцкие» рассказы. Горький являлся гуманис­том, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а

стоящий выше окружающих его людей, способный повести за со­бой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.

Рассказ «Челкаш», написанный в 1895 году, можно условно раз­делить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкнове­ние. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила. Сначала автор создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово «хищный» («хищное лицо», «хищный нос» и даже «хищная худоба»), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора «Челкаш — степной ястреб», с одной сто­роны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны — подчеркивает его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие.

Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динами­ки, и представляет его автор сидящим, в то время, как Гришка «мед­ленно шагает». «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, при­слонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень, парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно» — таков портрет Гаврилы. Если сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы — антиподы.

После «дела» Челкаш дал Гавриле несколько «бумажек». Но Гав­риле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги: — Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе. Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, от­толкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гав­рилу бумажки. — На! Жри. — крикнул он злобно. Но потом, выслушав все радостные вопли Гаврилы, сказал: — Дай сюда деньги! Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Даже Челкаш говорил ему: —. Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! И заканчивается рассказ тем, что «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на при­брежный песок, разбивая их в брызги и пену. » Автор показывает, что даже природа восстает против нечестной жизни, против злобы, против того, что человек устраивает свою жизнь за счет жизни другого.

Источники:

http://www.allsoch.ru/sochineniya/17774
http://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/7636-stsena-finalnogo-ob-yasneniya-chelkasha-i-gavrily-kak-kulminatsiya-povestvovaniya-v-rasskaze-m-gorkogo-chelkash
http://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/7636-stsena-finalnogo-ob-yasneniya-chelkasha-i-gavrily-kak-kulminatsiya-povestvovaniya-v-rasskaze-m-gorkogo-chelkash

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии