«Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования. Анализируем литературное произведение Что описывает автор в рассказе челкаш
«Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования»
Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»
Ранний период творчества Максима Горького характеризуется созданием ряда произведений романтической направленности. Романтическое искусство отличается подчеркнутой яркостью человеческих характеров и повышенным драматизмом жизненных обстоятельств. В таких рассказах, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», писатель использует материал сказок и легенд. Но и в произведениях на реалистической основе он создает образы, овеянные дыханием романтики. Таков заглавный герой написанного в 1894 году рассказа «Челкаш».
Конфликт этого рассказа выражен в столкновении двух характеров, двух мировоззрений, представленных образами Челкаша и Гаврилы. Оба они происходят из крестьян. Но сейчас «Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». А Гаврила попал в портовый город после странствий в поисках заработка. Он мечтает заработать большую сумму денег, чтобы вернуться в свою деревню, построить собственный дом и выгодно жениться.
В результате опасной ночной операции Челкаш выручает солидную сумму денег и часть из них платит Гавриле, которого нанял гребцом на лодку. С этого момента начинается финальная сцена рассказа, которая и является его кульминацией.
Челкаш добыл «солидный заработок», потребовавший «немного труда и много ловкости», и выполнил условия сделки, заключенной с Гаврилой. Каждый участник воровской операции получил свою долю, соответствующую, так сказать, собственному «трудовому» вкладу. Но Гаврила, изумленный тем, как просто и быстро досталась Челкашу огромная, по его крестьянским понятиям, сумма (он уже не вспоминает, как оба они рисковали жизнью и свободой, забыл, как трусливо вел себя на море), не может расстаться со своим напарником, а точнее — с деньгами, которые тот уносит. Это неприятно поражает Челкаша еще в лодке:
«- А жаден ты. Нехорошо… Впрочем, что же. Крестьянин… — задумчиво сказал Челкаш.
– Да ведь с деньгами-то что можно сделать. — воскликнул Гаврила, вдруг весь вспыхивая страстным возбуждением. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег: — Почет, довольство, веселье. »
А на берегу происходит сцена, которая еще больше роняет крестьянского парня в глазах свободолюбивого и великодушного вора: «Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак.
Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы:
– Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне!»
И Челкаш, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу», бросает ему все деньги. В ответ Гаврила разражается воплями восторга и благодарности.
«Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».
А затем, в порыве животной радости, Гаврила делает признание, которое резко меняет ситуацию:
«- Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз. денежки — себе, его — в море… тебя- то… а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать. Ненужный на земле! Кому за него встать?»
Оскорбленный до глубины души Челкаш силой отбирает деньги у Гаврилы, и тогда тот пытается убить его камнем. В конце концов раненный в голову Челкаш возвращает деньги Гавриле и, не обращая внимания на его мольбы о прощении, уходит, «пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус». А «Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».
В финальной сцене Горький демонстрирует читателю духовное превосходство Челкаша. Вор и пьяница проявляет благородство и щедрость, а «честный малый» едва не становится грабителем и убийцей. Челкаш — изгой общества, но у него есть нравственные правила, а главное — он ощущает себя свободным человеком, имеющим чувство собственного достоинства.
В концепции рассказа проявилось настороженное отношение Горького к русскому крестьянину. Писатель считал крестьянство косной общественной силой, не способной к революционному преобразованию жизни. Поэтому порвавший со своими крестьянским корнями босяк, вор и пьяница Челкаш оказывается нравственно сильнее Гаврилы, лишенного романтических чувств и способного на преступление ради наживы.
Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»
Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые «босяцкие» рассказы. Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а
стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.
Рассказ «Челкаш», написанный в 1895 году, можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила. Сначала автор создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово «хищный» («хищное лицо», «хищный нос» и даже «хищная худоба»), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора «Челкаш — степной ястреб», с одной стороны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны — подчеркивает его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие.
Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время, как Гришка «медленно шагает». «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень, парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно» — таков портрет Гаврилы. Если сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы — антиподы.
После «дела» Челкаш дал Гавриле несколько «бумажек». Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги: — Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе. Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки. — На! Жри. — крикнул он злобно. Но потом, выслушав все радостные вопли Гаврилы, сказал: — Дай сюда деньги! Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Даже Челкаш говорил ему: —. Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! И заканчивается рассказ тем, что «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. » Автор показывает, что даже природа восстает против нечестной жизни, против злобы, против того, что человек устраивает свою жизнь за счет жизни другого.
Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»
Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые «босяцкие» рассказы. Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а
стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.
Рассказ «Челкаш», написанный в 1895 году, можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила. Сначала автор создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово «хищный» («хищное лицо», «хищный нос» и даже «хищная худоба»), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора «Челкаш — степной ястреб», с одной стороны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны — подчеркивает его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие.
Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время, как Гришка «медленно шагает». «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень, парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно» — таков портрет Гаврилы. Если сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы — антиподы.
После «дела» Челкаш дал Гавриле несколько «бумажек». Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги: — Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе. Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки. — На! Жри. — крикнул он злобно. Но потом, выслушав все радостные вопли Гаврилы, сказал: — Дай сюда деньги! Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Даже Челкаш говорил ему: —. Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! И заканчивается рассказ тем, что «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. » Автор показывает, что даже природа восстает против нечестной жизни, против злобы, против того, что человек устраивает свою жизнь за счет жизни другого.
Источники:
http://www.allsoch.ru/sochineniya/17774
http://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/7636-stsena-finalnogo-ob-yasneniya-chelkasha-i-gavrily-kak-kulminatsiya-povestvovaniya-v-rasskaze-m-gorkogo-chelkash
http://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/7636-stsena-finalnogo-ob-yasneniya-chelkasha-i-gavrily-kak-kulminatsiya-povestvovaniya-v-rasskaze-m-gorkogo-chelkash