Структура и элементы духовной культуры. Сферы духовной культуры: наука, религия, искусство, кино и театр

Структура и элементы духовной культуры. Сферы духовной культуры: наука, религия, искусство, кино и театр

Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры

В процессе практической деятельности люди вовлекают предметы природы в сферу культуры для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. У этого процесса есть две значимые стороны. С одной стороны, культурная деятельность «очеловечивает» внешний мир. Предметы, взятые из естественной среды, становятся частью человеческой жизни, как бы элементами культуры. С другой стороны, культура не просто преобразует предметы природы, а, преобразуя самого человека, наделяет его способностью разумного, подлинно человеческого пользования материальными и духовными ценностями. В ценностях духовной культуры: нравственных, эстетических, религиозных, воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.

Специфика духовного производства определяется особенностями его продукта. Это не материальный предмет (или по крайней мере, не просто предмет), а произведение, символ, ценность. Особенности продукта духовного производства – неуничтожимость в процессе потребления (грубо говоря, картину можно уничтожить, но образ ее останется и ему будут подражать; то же самое с литературой, музыкой, религиозным учением и т.п.), способность свободно перемещаться в пространстве и историческом времени, невозможность стать объектом частного присвоения (по тем же причинам). В современных условиях важнейшие элементы духовной жизни общества, во-первых, основываются на конкретных формах общественного сознания; во-вторых, отражают специализированные виды (типы) духовной деятельности; в-третьих, функционируют как особые институты или подсистемы общества (такие, как «кино», «эстрада», «литературная общественность» и т.д.).

В качестве самостоятельных сфер жизни общества рассмотрим мораль (ей соответствует особая философская дисциплина – этика), искусство (ему соответствует эстетика) и религию (ей соответствует философия религии и религиоведение).

Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преимущество ценностного отношения к действительности. По другому определению, это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности. Между ним существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем, необходимо учитывать и определенное различие между ними.

Существуют следующие основные теории происхождения морали:

– естественно-историческая (зарождение морали – естественная, закономерная стадия социальной эволюции);

– религиозная (мораль – это, как минимум, продукт «религиозного чувства» людей, как максимум – «переживание» и осознание нравственного закона, заповеданного человеку Богом);

– априорно-ценностная (мораль – отражение изначально заложенных в природу человека, не подвергаемых сомнению нравственных ценностей).

Мораль – сложное системное образование. Основными структурными элементами морали являются:

– моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);

– моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);

– моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);

– морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

К основным социальным функциям морали относятся:

– Оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);

– Императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

– Воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);

– Коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

– Гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

– Познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).

Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия. В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.

Философская дисциплина, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности называется этикой.

Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (греч. aesteticos – чувствующий, чувственный). Эстетические переживания – атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире. В большинстве сфер жизни эстетический аспект хотя и присутствует, но является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т.д). И только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

Искусство, в отличие от других форм духовной деятельности, ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Искусство не настолько жестко «привязано» к политико-экономической сфере общества, как идеология, право, СМИ и другие подобные общественным явлениям. В искусстве на первый план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая, искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 30-40 тыс. лет своей эволюции. В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства. Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые гипотезы, объясняющие его генезис.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская дисциплина – эстетика.

Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, Кантом и многими другими философами. Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилёв, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и др.

Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Мировая история не знает ни одного народа, который «обходился» бы без религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека «обрести непосредственную связь с Абсолютом», идентифицировать для себя высший смысл, высшую цель, высшие ценности всего мира, который окружает его и о котором он задумывается. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной жизни человека.

Читать еще:  Названия команд по экологии в детском саду. Сценарий экологического квна в подготовительной группе доу

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению Иммануила Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Для Георга Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Людвиг Фейербах рассматривал религию как превращенную форму отражения человеческого бытия. Фридрих Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Эмиля Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей. Зигмунд Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа.

Религия – системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т.д.

Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации предоставляют собой объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление, религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические. В обществе оно выполняет мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции.

ОГЭ. ТЕОРИЯ.Сфера духовной культуры. 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

План.

  • Сущность понятий «духовная культура» и «духовная сфера общества».
  • Культурное наследие, духовные ценности.
  • Особенности духовных ценностей.
  • Культурный человек.
  • Функции культуры.
  • Формы и разновидности культуры.
  • Диалог культур.
  • Искусство и его направления.
  • Особенности духовной жизни современной России.

Духовная культура.

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Духовная культура (от лат. возделывание, обработка) – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству , освоению и применению.

Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).

Культурные ценности – это не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

Особенности духовных ценностей.

  • Долговечны (даже ели не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п.).
  • Безграничны потребности людей в духовных ценностях.
  • Запечатлевают особенности личности автора.
  • Могут иметь автора, а могут быть анонимными.
  • Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий (учителя, библиотекари, музейные работники, учёные в самых разных областях знания, писатели, художники, артисты, музыканты.)Для этого создаются многочисленные специализированные учреждения: библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы.
  • Для их создания существуют учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры (музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.)
  • Участие в создании духовных ценностей не профессиональными работниками: занятия художественной самодеятельностью, создание в свободное от основной работы время произведения искусства и т.д.

Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Какого человека можно назвать культурным?

Культурный человек – это…

  • Образованный, стремящийся получить знания и применять и в жизни.
  • Не замыкающийся только в узких рамках специальных знаний, интересующийся не только тем, что практически полезно, то есть широкообразованный человек.
  • Ценящий и понимающий красоту и богатство произведений культуры.
  • Человечный, порядочный, не позволяющий унижать и оскорблять себя и других.
  • Знающий правила поведения и следующий им.

Основные функции культуры.

  • Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
  • Оценочная – определение системы ценностей
  • Регулятивная – формирование системы норм и требований
  • Информативная – передача опыта, ценностей
  • Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
  • Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению

Формы и разновидности культуры.

Типология культур:

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная

  • создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами.
  • её девиз: «Искусство для искусства».
  • трудна для восприятия неподготовленного человека
  • не имеет коммерческой выгоды
  • стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе
Читать еще:  Капричос гойя с названиями и описанием. Гойя капричос полная сюита офортов на причудливые сюжеты

Массовая

  • Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе
  • Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков.
  • Самая широкая аудитория.
  • Утверждает простые и понятные представления.
  • Редко или почти не поднимает вечных проблем
  • Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки
  • Цель — получить коммерческую выгоду.
  • Сленговое название- кич, китч (в переводе с нем.)- дешёвка
  • Занимательна.
  • Серийная. Тиражируемая.
  • Пассивное потребление.

Народная

  • Культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях
  • Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
  • Может быть индивидуальной (изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал).
  • Связана с религиозной субкультурой.
  • Является частью мировой культуры.
  • Существует преимущественно в устной форме. Может существовать в двух видах: популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы, фольклорная – обращается к прошлому

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Искусство.

Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

Основные направления искусства.

  • Танцы,
  • Музыка,
  • Живопись, скульптура,
  • Архитектура,
  • Литература и фольклор,
  • Театр и кино,
  • Спорт и игры.
  • СМИ – это средства массовой информации: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.

Формы духовной культуры

  • Мораль— совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
  • Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
  • Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
  • Искусство— отражение окружающего мира при помощи системы образов.
  • Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
  • Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
  • Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.

Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.

Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.

Особенности духовной жизни современной России

  • Широкое использование достижений мировой культуры
  • Формирование новых духовных ценностей на базе старых
  • Диалог религий
  • Возрождение национальных культур
  • Интеграция культурного наследия
  • Приоритет западных культурных ценностей

Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.

Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.

Тенденции развития национальных культур

  • Интеграция — взаимообогащение культур разных национальностей
  • Дифференциация — стремление обособиться, неприятие другой культуры

Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.

Культурная среда.

Культурная среда — среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:

  • Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.
  • Культура быта— совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.
  • Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.
  • Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.
  • Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи
  • Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание
  • Культура чувств — степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям

Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука;

Свое творческое начало люди выражают по разному, нередко это выливается в создание и использование различных культурных форм. Многие формы обладают своей смысловой и символической системой, и каждая из них по-своему, по-особому, специфично выражает суть человеческого мышления и бытия. Подобными формами самовыражения человека могут служить часто не материальные формы, а духовные. Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты, результаты этой деятельности, которыми являются новые идеи, новые знания, духовные ценности.

Миф(от греч. muthos – предания, сказание и Logos – слово, рассказ, учение), фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило передаваемое в форме устных повествований – мифов.

Первобытнообщинный человек живя в стихийном коллективизме переносил эти отношения на все его окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, где все предметы мыслились не только одушевленными, но и разумными и родственными.

Представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, природы, общества. Это первоначальная форма человеческого мышления. В мифе всё одушевлено, а природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ – демонов или богов.

Миф появился на ранней стадии общественного развития. В мифе человек воспринимает мир не рационально, а эмоционально – чувственно. С помощью мифа прошлое связывается с настоящим и будущим. В мифе, как ранней форме человеческой культуры объединяются зачатки знаний, религии, эмоций, морали и эстетические оценки происходящего.

Читать еще:  Как сделать анализ художественного произведения. Как вести краткую запись о прочитанных книгах

В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Разным народам в этом присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Например: о происхождении мира, Вселенной, человека, солнца, Луны, звезд, животных, календарные мифы. Особо интересны мифы о происхождении благ – добывании огня, земледелии, изобретении ремесел. Часто хождение мифов о брачных правилах, обычаях, традициях, обрядах.

В первобытном обществе миф являлся способом познания мира, где он предстает нерасчлененным, с тождественностью субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени, с установлением мнимых связей между различными явлениями. В мифе все условно и символично, миф наиболее древняя система ценностей.

Мифологическое мироощущение устанавливает гармонию между миром и человеком, между природой и обществом, обществом и индивидом, то есть они как бы обеспечивают внутренней согласие человеческой жизни с практикой. Мифологические мироощущения зачастую выражаются в повествованиях, обрядах, рассказах, где объясняется происхождение природы, человека и самого обряда и права его совершать. Таким образом , миф не исчезает, он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме древнейших культурных образов, по сему является потребностью человеческой психики и человеческой культуры. Проявляется в расовых и классовых мифах, в культах вождей, ритуалах массовых сборищ и др.

К мифу следует относится со вниманием и уважением. Поскольку он явился важнейшим фактором социализации людей. Потому что он выстраивал существующие верования в систему, делал это в образной форме, мотивировал смыслы обрядов и культов, находил нужные обоснования для человеческих действий, формировал определенную поведенческую мудрость (типа современной нравственности), он способствовал консолидации первобытного общества.

Религия–это вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом, рациональным путем, практикой.

Религия– выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Обожествляется, однако, уже не природа, а сверхприродные силы человека, дух с его свободой и творчеством. Религия выступает как мировоззрение, как идеология об объективной реальности, обожествляя свободу и творчество человека. Религия пришла на смену мифа. она выражается в соответствующем поведении и действиях (культах), основанных на вере в Бога или богов, в сверхъестественное. Они бывали: племенные, этнические, сейчас – мировые религии.

Нравственностьв её итоговом понимании есть способность человека к самоограничению, регуляторами при этом выступают- долг, стыд, совесть и честь. Она возникает после того, как миф уходит в прошлое, где человек сливался с жизнью природы и контролировался символическими запретами, которые программировали его поведение на уровне бессознательного. Теперь в условиях относительной внутренней автономности человека от природы и коллектива требуется самоконтроль. Основными нравственными понятиями выступает добро и зло, как позитивное созидательное гармоничное качество личности, с одной стороны, и агрессивное, разрушительное, эгоистическое состояние индивида, с другой стороны. Особую роль в нравственности играет долг, как необходимость при выполнении нравственных обязательств подчиняться более значимой воле, чем собственная. В сфере человеческой жизни придаётся значимость совести, как соотнесению поступков человека с общепризнанными нормами морали. Составляющим золотого правила нравственности, которое гласит, что относись к другому, как самому себе, является гуманизм. Гуманизм – это признание человека высшей ценностью общества, что предполагает перестраивать всю социальную систему в сторону добра, человеколюбия, согласованности и культуры отношений.

Искусствов истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией. Оно обогащало культуру духовными ценностями через художественное производство, через систему образов, идеалов, представлений. Искусство создаёт для человека “вторую реальность” – мир природных, духовных и других жизненных переживаний, выраженных специальными образами и символами. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании самых значимых, самых содержательных, самых ярких моментов своей жизни. Приобщение к миру искусства, самовыражение и самопознание в нём составляет одну из важнейших потребностей человеческой души и самосознания. В широком смысле искусство часто отождествляется с мастерством, то есть искусно исполненной профессиональной деятельности любым человеком. В узком смысле, искусство выступает как практика, в которой создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл, то есть искусство – это сфера профессионального творчества. Произведения искусства должны обладать познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценностью, то есть истиной, красотой и добром. Отсюда искусство – явление социальное, поскольку оказывает эстетическое и культурное воздействие на личность. Специфика искусства в том, что оно выражает в художественной форме окружающую нас реальность. При этом художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как попытка домыслить, дополнить реальную жизнь.

Философия – это наука, рационально объясняющая бытие, мир в человеческом измерении, она выражает мудрость, осмысление бытия и его доступное объяснение. Философия стремится выразить мудрость в формах мысли, она возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость выражалась в формах, не допускающих её критического осмысления и рационального доказательства. Философия же видит и оценивает мир в человеческом измерении. Философия выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль культуры в человеческой жизни.

Наука – это система знаний, стремящаяся усовершенствовать мир на основе познанных закономерностей его развития. Наука отражает действительность в форме абстрактных понятий. Цель науки отражать действительность в её всеобщих связях, поэтому она не останавливается на открытии сущности одного факта, а углубляется с сферу существенных отношений, выражаемых в законах. Научное проникновение в действительность рассекает непосредственное бытие, отчленяет случайное, индивидуально-единичное, внешнюю видимость, рассматривая сущность. Законы науки не могут содержать непосредственного соотношения прошлого, настоящего и будущего, они, как утверждают учёные, отражают спокойное, то есть изучают всё в относительном покое, отсюда законы понимаются как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности.

Важнейшими компонентами культуры можно назвать: язык, ценности, стандарты поведения, обряды, традиции, обычаи, музыка, кино, театр и многое другое, что способствует духовному общению.

Составляющими духовной культуры также являются: политическая культура, правовая, эстетическая, этническая (нравственная) философская, религиозная.

Источники:

http://studopedia.ru/11_17876_kultura-i-duhovnaya-zhizn-obshchestva-moral-iskusstvo-religiya-kak-fenomeni-kulturi.html
http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-2-1-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2/
http://studopedia.su/13_123060_osnovnie-formi-duhovnoy-kulturi-mif-religiya-nravstvennost-iskusstvo-filosofiya-nauka.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии