Сторонние материалы: «Духовная жизнь Серебряного века. Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение

Сторонние материалы: «Духовная жизнь Серебряного века. Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение

Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемworld-history.tw1.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф.” — Транскрипт:

1 Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф.

2 Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

3 Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере. П.Н.Лебедев Н.Е.Жуковский

4 В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В.Ключевский Н.Бердяев

5 К.Э.Циолковский С.А.Чаплыгин В.И.Вернадский Почтовые марки, 1951г., выдающиеся русские учёные

6 Нобелевские лауреаты И.Мечников И.Павлов И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах. И.И Мечников заложил основы иммунологии

7 Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

8 Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок, В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. А Ахматова С.Гумилев

9 Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

10 Живопись Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст, Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др. В.Суриков «Боярыня Морозова» И.Репин «И.Грозный и сын его»

11 В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. М.Врубель «Царевна Лебедь»

12 Скульптура. Архитектура. В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру III А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова. С.Коненков бюст Чехова.

Читать еще:  Что делать главный герой. Анализ романа Чернышевского «Что делать? Любовь во имя революции

13 В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. Гостиница «Метрополь» Особняк Рябушинского Ярославский вокзал

14 Музыка. Балет. Театр. Кинематограф. В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов. Композитор С.Рахманинов. Певец Ф.Шаляпин

15 В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной» Е.Вахтангов и одна из его ролей.

16 В г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.

Просвещение

Просвещение. Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные общества дома Развитие периодической печати Конец XIXвека Начало XX века 1860 г.-7 газет 300 типограф. 1913 г. – 1263 газеты 1890 г. – 100 газет 1000 типог. 1,2 тыс. типографий 500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных 3 тыс. земских читален библиотек.

Слайд 6 из презентации «Духовная жизнь Серебряного века». Размер архива с презентацией 5491 КБ.

Серебряный век

«Серебряный век в России» – И.С. Тургенев. Историк- ключевые события эпохи. Серебряный век. В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год. Духовная, художественная жизнь всего 20 столетия. «…Этот мир очарований, этот мир из серебра». Федор Сологуб. Образование. Второй аспект исследования. «Купание красного коня». Марина Ивановна Цветаева. Дмитрий Сергеевич Мережковский. Выводы, запись в тетради. Акмеизм. Симфония художника. Просвещение.

«Культура Серебряного века в России» – Имажинизм. Художественная культура. Музыкальное искусство. Символизм. Мир искусства. Образование. Городская и сельская жизнь. Архитектура. Культура России в конце XIX – начале XX в. Н.Е.Жуковский. Спорт. Физиолог. Акмеизм. Футуризм. Кинематограф. Живопись. Наука.

«Творчество Серебряного века» – Футуризм. Автономия университетов. Архитектура. Техника. П.Н. Лебедев. Гуманитарные науки. Символизм. Серебряный век русской культуры. Просвещение. Музыка. Понятие «Серебряный век». Наука. Критический реализм. Акмеизм. Модернизм. Переход к драматизации прошлого. Живопись. Авангардизм. История. К.А.Тимирязев. Товарищество передвижных выставок. Новая эпоха.

«Культура Серебряного века» – Вехи. Рубеж веков. Писатели. Кризис символизма. Символисты. Пророк. Михаил Врубель. В.С.Соловьёв. Средства художественной выразительности. Художественные направления «серебряного века». Юный титан. Д.Мережковский. Духовная жизнь общества. Формы либеральных и революционных воззрений. И.Бунин. Культура серебряного века. Общественная мысль в России на рубеже XIX-XX вв. Демон сидящий. Поэты.

«Духовная жизнь Серебряного века» – Розы и лилии. Павлов И.П.(1849 – 1916). Театр. Малевич Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. М.А.Врубель 1856 – 1910. Масленица. Церковно-приходские школы. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа. Гимназии. Состояние духовной жизни российского общества Образование, просвещение, наука. Федор Осипович Шехтель 1859-1926. Архитектура. В.В.Кандинский (1866 – 1944) К.С.Малевич (1878 – 1935) Б.М.Кустодиев (1878 – 1927).

«История Серебряного века» – В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Гостиница «Метрополь». А Ахматова. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Певец Ф.Шаляпин. Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. 4.Живопись. Серебряный век русской культуры. М.Врубель «Царевна Лебедь». Расходы на образование выросли в 5 раз. И.П.Павлов. Другой Нобелевский лауреат-И.Мечников, заложил основы иммунологии.

Читать еще:  Нарисовать елку новогоднюю. Как нарисовать новогоднюю елку поэтапно легко и красиво карандашом и красками для начинающих? Как нарисовать елку ребенку? Как легко нарисовать елку зимой

Всего в разделе «Серебряный век» 8 презентаций

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Урок по истории России в 9 классе.

Цель урока: сформировать представление о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века».

  1. познакомить с культурой Серебряного века;
  2. на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства;
  3. способствовать запоминанию основной терминологии;
  4. раскрыть мировое значение достижения русской культуры.
  1. создать условия для развития общеучебных умений — работа с текстом учебника, с репродукциями картин;
  2. применять знания, для решения проблемных задач используя различные источники знаний.

3. заполнять таблицы;

  1. способствовать формированию навыков работы с информацией (отбор);
  2. содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия).

воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация к уроку, фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал.

Понятия: импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

1. Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса.

6. Скульптура. Архитектура.

7. Музыка, балет, театр, кинематограф.

8. Закрепление. Проверка проблемного задания.

1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса.Слайд 2. Проблемный вопрос: Начало 20 века называют Серебряным веком русской культуры. Почему?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей об окружающем мире. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофы. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала расцвет и подъем. Появились новые имена, ставшие гордость русской и мировой культуры.

2. Просвещение. Учащиеся читают учебник пункт “Просвещение” ( стр. 55-56) и отвечают на вопросы:

1. Какие изменения произошли в области образования и просвещения?

2. Чем они были обусловлены?

Рассказ учителя, показ слайдов и заполнение учащимися таблицы: «Достижения русской науки в нач. XX века».

Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Проверяем выполнение задания.

4. Литература. Слайды 7-9.

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм. В традициях реализма писали свои произведения Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

С какими произведениями этих авторов Вы знакомы?

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы из писателей реалистов этого периода Вы знаете? Если не знают, предложить посмотреть в учебнике на странице 56-57 – И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький.

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С. Клычков.

В это время все громче стали звучать голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства – непосредственного изображения окружающего мира. Они придерживаются различных взглядов и принадлежат к разным направлениям – символизму, акмеизму и футуризму.

Работа с терминами. Внимание на экран, перед вами новые слова. Слайд 10.

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (высшая степень чего-либо, цветущая сила) направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Читать еще:  Сергей комаров мир наизнанку. Дмитрий Комаров («Мир наизнанку») — биография, личная жизнь (фото)

Футуризм – (будущее) авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

Слайд 11. Символизм в русской поэзии начала XX века представляли – К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый.

Слайд 12. Акмеизм в русской поэзии представляли – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Слайд 13. Футуризм представляли – В. Маяковский В, Хлебников, И. Северянин.

Живопись.

Слайд 14. Направления в живописи началаXX века.

Работа с понятиями слайд 15.

Модерн – (от фр. современный) – направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм – ( от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Работа с презентацией слайды 16-22. Заполняем таблицу « Направления в русской живописи начала XX века». Раздаточный материал – таблица.

Проверяем задание слайд 23.

6. Скульптура. Архитектура. Слайды 24-26.

Скульптура была связана с импрессионизмом. Работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

В скульптуре этого времени прославился П.П. Трубецкой. Памятник Александру III.

Архитектура этого периода связана с модерном.

Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве и др.).

7. Музыка, балет, театр, кинематограф. Слайды 27-30.

В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы. Звучит их музыка.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина). Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование общественного мнения, на духовную жизнь людей.

Слайд 30. В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Закрепление. Слайд 31. Проверяем проблемное задание.

Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» – это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

Домашнее задание: § 8, подготовить сообщения о деятелях русской культуры начала XX в. ( по выбору).

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/352233
http://5istoriya.net/Serebrjanyj-vek/Dukhovnaja-zhizn-Serebrjanogo-veka/006-Prosveschenie.html
http://poisk-ru.ru/s52802t9.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии