Столкновение чацкого с обществом. «Горе от ума»: какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом? Чацкий и фамусовское общество
Столкновение чацкого с обществом. «Горе от ума»: какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом? Чацкий и фамусовское общество
В чём своеобразие конфликта Чацкого с «фамусовским обществом»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, но разрешена к печати лишь в 1831 году, уже после смерти Грибоедова. Конец 10-х – начало 20-х годов 19 века – это время возникновения тайных обществ, основной программой которых было освобождение крестьян, уничтожение самодержавия, утверждение русской национальной самобытности в искусстве. Это время, когда в России происходит конфликт между прогрессивным и консервативным дворянством. И этот основной конфликт эпохи царствования Александра 1 нашел отражение в пьесе Грибоедова. Само понятие «конфликт» заключает в себе воспроизведение острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Так в чем же проявляется своеобразие конфликта главного героя с «фамусовским обществом»?
Завязкой сюжета пьесы является приезд Чацкого, который вернулся на родину после двух лет путешествия по Европе, полный жажды деятельности и соскучившийся по любимой. В завязке определяется конфликт — столкновение интересов Чацкого, влюбленного и добивающегося ответа, и Софьи, для которой Чацкий — угроза ее любви к Молчалину. Развитие действия связано с активностью Чацкого, ищущего ответа на вопрос, кто может быть избранником Софьи. А кульминацией — намеренно пущенный Софьей слух о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». Этому слуху поверили все без исключения, и потому любовный конфликт обретает общественную силу. В развязке комедии Чацкий узнает о том, кто его соперник, и о том, что для всех он безумен. И происходит слияние частного, любовного конфликта с гражданским, социальным.
Между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений . Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.
Ярким представителем фамусовского общества является сам Фамусов. По своему общественному положению он – богатый чиновник, занимающий видное место в Москве.
В службе он считает главным служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными – вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек , желающему служить:
А дядя! Что твой князь? Что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…
…Упал он больно, встал здорово.
Взгляд же на службу Чацкого совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служение не лицам, а делу, целью службы ставит заботу об общем благе, а не личные материальные интересы:
Кто служит делу, а не лицам…
Честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Разные взгляды у Фамусова и Чацкого на
Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
- 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
- 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
- 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
- 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
- 2 из 3 К5 Следование нормам речи
- ИТОГО: 12 из 14
Анна Геннадьевна Маслова
1. Тема сочинения раскрыта с опорой на авторскую позицию, сформулирована собственная точка зрения; выдвинутые тезисы убедительно обоснованы; фактические ошибки отсутствуют, но есть неточности, связанные с определением роли двух конфликтов в комедии. Вы отмечаете, что до того момента, как Чацкий объявлен сумасшедшим, в комедии присутствует только любовный конфликт, который лишь в развязке пьесы перерастает в социальный. Но уже с первых же мгновений появления Чацкого в доме Фамусовых намечается социальный конфликт: вспомните явление 2 второго действия, в котором высказывают свои противоположные позиции Фамусов и Чацкий. Вы, кстати, приводите немало примеров именно из этого диалога Чацкого и Фамусова. Следовательно, на протяжении всей пьесы взаимодействуют два конфликта: любовный и социальный.
2. В текст сочинения включаются теоретико-литературные понятия, но они не используются для анализа произведения.
3. Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (есть цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, присутствует обращение к микротемам текста и их интерпретация, содержатся разного рода ссылки на изображенное в произведении).
4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. РЕКОМЕНДАЦИЯ: желательно придерживаться рекомендуемого объема сочинения, нормальный объем не должен превышать рекомендуемый более чем в 2 раза. Вы же превысили объем в 4 раза. Постарайтесь более лаконично формулировать свои взгляды.
5. Допущено 2 речевые ошибки.
Какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом? Как отразился в комедии исторический конфликт эпохи? Кто из героев принадлежит к «веку минувшему», а кто — к «веку нынешнему»?
Столкновение Чацкого с обществом определяет изначально любовный конфликт между Чацким и Софьей, который притягивает блуждающий и снисходительный взгляд Чацкого к окружающему. Пытаясь решить любовную проблему, он обращает пристальное внимание, даже просто вспоминает о существовании ряда лиц, которых прежде в своих мыслях он вообще игнорировал.
Чацкий неприятно удивлён и заинтригован, «фамусовское общество» уже зацепило его своими крючочками, обратило на себя его внимание, и он, пытаясь разобраться в окружающих людях, как человек высокой мыслительной аналитической культуры, даёт им точные, лаконичные характеристики. Как характеры типические, такие люди даже в мелких и частных своих проявлениях буду отражать какие-то исторические закономерности.
Исторический конфликт эпохи между бескорыстной нарождающейся интеллигенцией и нарождающейся же предельно эгоцентричной серости (Чацкий, Молчалин и Репетилов) отражён в их диалогах. Чацкий не воспринимает их всерьёз, и совершенно напрасно, потому что они его всерьёз воспринимают. Столкновение между старыми прямолинейными подхалимаминапоказ и новыми подхалимами-плутами оканчивается временным отступлением Молчалина, но не Фамусов тому причиной. Фамусов как раз после случившегося может считать себя облапошенным «молодым да ранним» помощничком. Борьба между Чацким и старым обществом отвлечёт всё внимание Чацкого, и когда он будет готов торжествовать победу, окажется, что к власти под шумок пришли молчалины. Поэтому, хотя противостояние Чацкого и Фамусова наиболее энергическое и громогласное, оно фактически есть ложный путь для Чацкого, чего он не замечает, но что заметил А. С. Пушкин, отказавший, как известно, Чацкому в уме.
Говоря о том, кто из героев принадлежит «веку минувшему», а кто — «веку нынешнему», надо чётко проговорить следующее: A.C. Грибоедов создал бессмертные характеры, своего рода архетипы, то есть изначальные типы людской породы. В любом обществе, в том числе и современном, мы можем найти всех представителей этой комедии. Другое дело, что со временем, естественно, эти персонажи видоизменяются, и теперешний Фамусов вряд ли будет так открыто проповедовать раболепие перед начальством как несомненную заслугу и показатель ума. Точно так же откровенное подлое лицемерие Молчалина теперь, как правило, скрыто и таится в глубине души, выходя наружу лишь изредка.
Такие, как Чацкий, — вечное завтра общества, его энергия, неукротимая воля, толкающая всех на проявление своего истинного лица. Он, несомненно, принадлежит к «веку нынешнему», как, пожалуй, и тонкий хитрец Молчалин, который, несмотря на отсутствие высокого происхождения, умеет втереться в доверие к сильным мира сего и использовать их в своих маленьких подленьких интересах.
Сам Фамусов, или Скалозуб, или кто-либо другой из знатных гостей, конечно, принадлежат «веку минувшему». В них нет минимально необходимой для существования в изменяющихся условиях гибкости поведения. Тот же болтун Репетилов, готовый пристроиться к любой компании, чтобы после превозносить её, гораздо более живуч, нежели бестолковый Скалозуб. На смену монолитным тугодумам и откровенным глупцам приходят хитрые, обходительные плуты и многословные дуралеи, пытающиеся выдать себя за нечто привлекательное, то есть происходит постепенное невольное соотнесение себя с неким нарождающимся идеалом, и начинаются первые, ещё неумелые попытки играть благовидные роли.
«Горе от ума»: какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом?
Российский дипломат, статский советник и русский классик А. С. Грибоедов служил на Востоке и был прозван персами Вазир-Мухтаром. Его убили зимой 1826 года в Тегеране мусульманские заговорщики. Однако его убийство готовилось в России, которая была напугана восстанием декабристов. Грибоедова не было среди них, но его опасались не меньше, чем тех дворян. Его великое произведение «Горе от ума» было запрещено и передавалась тайно из рук в руки. Смертный приговор подписли тогда, когда оппозиционного дипломата отправили с миссией в Персию. Так общество избавилось от гениальной личности. Однако его пьеса осталась жить.
Какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом
В основу пьесы «Горе от ума» вошел конфликт молодого и прогрессивного дворянина Чацкого с высшим обществом. В сюжете описываются события одного дня в доме старого аристократа Фамусова. Несмотря на такие узкие временные рамки, автор нарисовал подробнейшую картину происходящих событий. Он показал все то новое и молодое, что зарождалось в глубоких недрах дворянского общества.
Чацкий стал представителем современной молодежи «века нынешнего» с вольнолюбивыми взглядами. Его оппонентом в определении как «век минувший» явился человек старой формации Фамусов и его приглашенные гости.
А теперь попробуем немного порассуждать о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.
Атмосфера дома Фамусова
Может сразу показаться, что Чацкий необъективен в своих суждениях о временах прошедших и настоящих, он считает, что свет уже не тот, и нравы его слишком устарели. Все это обусловлено его молодостью и в некоторой степени наивностью. Конечно, Чацкий уже три года жил за границей, и теперь ему трудно понять атмосферу, царившую в доме Фамусова. Он ждал каких-то изменений. Однако, вернувшись, он понял, что светские нравы, увы, остались теми же, и людей все также почитают за чины, количество крепостных душ и деньги, а не за их личные качества, ум и благородство. Теперь в некотором аспекте становится понятным, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.
Спор поколений
С самых первых страниц произведения уже становится ясным, что в этом доме постоянно лгут. Вот только лишь ложь служанки Лизы носит некий благородный характер, так как она таким образом спасает свою хозяйку, дочку Фамусова – Софью, влюбленную в Молчалина – секретаря отца. Но, по словам ее отца, он ей не пара, так как очень беден.
Ложь Софьи тоже оправдана из-за любви к Молчалину. Но через некоторое время мы видим и ложь Молчалина, который начинает заигрывать с прислужницей Лизой. Понятно, что с Софьей он крутит роман из-за выгоды.
Но и Фамусов в этом плане не лучше, он тоже тайком волочится за служанкой Лизой. И потом в своем диалоге с гостями произнесет о себе такие слова: «Монашеским известен поведением». Грибоедов специально отводит описанию всей этой обстановки столь много времени, чтобы точнее отразить нравственную атмосферу жизни того общества.
И вот самым серьезным оппонентом старика Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения.
Чацкий и фамусовское общество. Сочинение
Фамусов – зажиточный помещик, привыкший делать все, что ему заблагорассудится, и поэтому в большей степени лишен нравственных целей. Все что его интересует в человеке, это его положение и состояние. Читать умные книги он не хочет, так как считает это занятие весьма скучным, поэтому некоторые высказывания характеризуют его как человека недалекого и поверхностного. В своих взглядах он носит консервативный характер.
Чацкий же, напротив, – человек революционный. Он не приемлет всех тех идеалов, о которых говорит Фамусов. В вопросе о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом, именно это и может послужить ответом. Ведь главный герой обличает самые нелицеприятные черты всего фамусовского общества, в которое входит много народа. Один из них – полковник Скалозуб – карьерист и самодовольный солдафон, перед которым заискивает Фамусов, считающий его «золотым мешком».
Следующий персонаж – это Молчалин, который угождает кротким и послушным поведением и пользуется связями людей с положением. Софья и полюбила его за мнимую скромность. Чацкий же считает его полным глупцом и пустейшим человеком, в принципе, как и всех остальных присутствующих гостей.
Месть
Чацкий обличает всех налево и направо, его главный критерий, по которому он всех оценивает, – это ум и духовность. Поэтому и можно себе представить, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.
Месть хладнокровного глупого светского общества не заставила себя ждать. Чацкий выступал против крепостного права и был носителем передовых идей – образования и свободы личности. Он хотел обновлений и оздоровления социума, но этого не произошло. И вот наступает предчувствие разрыва Чацкого с обществом, и его объявляют сумасшедшим. Униженный и оскорбленный, он в ужасе покидает этот проклятый дом и Москву.
Источники:
http://neznaika.info/check/lit-write/6489.html
http://gitun.com/q/8782
http://fb.ru/article/189046/gore-ot-uma-kakoy-konflikt-opredelyaet-stolknovenie-chatskogo-s-obschestvom