Стиль барокко архитектуре 17 века. Основные направления европейской художественной культуры XVII века (барокко, классицизм, реализм)

Стиль барокко архитектуре 17 века. Основные направления европейской художественной культуры XVII века (барокко, классицизм, реализм)

Основные направления в европейской литературе XVII-XVIII веков. Художественные принципы классицизма, барокко и рококо

17-18в – эпоха Просвещения. Историческая миссия Просвещения заключалась в том, что оно подготовило Великую Французскую буржуазную революцию, свершение которой означало победу нового политического строя в Европе – буржуазного. Просветители не видели своекорыстия представителей буржуазного класса, ведь на первых порах буржуазия содействовала государственному объединению и экономическому укреплению европейских стран за счет расширения производства, создания новых экономических связей. Заинтересованная в ликвидации феодальной раздробленности, буржуазия экономически поддерживала прогрессивные социально-политические реформы. Все это в свою очередь способствовало как национальному самоопределению отдельных стран, так и общеевропейской культурной интеграции.

Просветители были людьми энциклопедических знаний, и знание они избрали своим главным оружием. Достижение намеченных целей было поставлено в прямую зависимость от просвещенности народа, уровня его благосостояния. Идея самоценности личности, лозунг – никаких отличий, кроме талантов и добродетели – имели в то время огромное значение: они пробуждали в людях высокие, благородные чувства, рождали дух протеста против любого насилия.

Искусство было поставлено на службу просветительской гуманистической программе. Большая часть произведений представляла собою беллетризованные философские трактаты, в них художественно претворялись основные социально-политические тезисы и моральные установки просветительской концепции переустройства общества. Акцент на ведущей роли разума, признание литературы действенным воспитательным средством, внимание к личности – эти приоритеты, оказавшие решающее воздействие и на эстетику, и на творческие методы просветителей.

Идеология на основе философии национализма. Человек может и должен искать свой путь к счастью. Счастье становиться одним из ключевых моментов в теории просвещения. Многочисленные учёные задумывались почему мир несовершенен – потому что несовершенен человек. Необходимо добиться от человека желания развиваться. Необходимо воспитание, образование, христианские добродетели, ощущение нужности в обществе.

Складываются 3 основных направления: классицизм, барокко и рококо.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

Барокко(итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы») — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств, одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Литература барокоо зародилась в Испании. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах.

Представители: Луис Гонгора («Сказание о Полифеме и Галатее», цикл пасторальных «Поэм уединения»), Педро Кальдероне(«Жизнь – есть сон»), Лопе де Вего (прим. 800 пьес, «Овечий источник», «Дама-невидимка»), Тирсо де Малино («Силийский озорник или каменный гость»)

Читать еще:  Личная переписка ольги бузовой и нагиева. В компромате на бузову оказалась интимная переписка с абонентом "дмитрий нагиев"

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века.

Литература. Идея, что разумное чел. общ-во несовершенно и гормонии в нём быть не может. Для чел. хар-на порывистость, чувствительность. Первые писатели-рококо появились в 17в.

Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость фантазия, любовь-забава и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы.

Представители: Мадлен де Скьюдери («Клерия», «Кир Великий»), Аббат Прево («История кавалера де Грильи и Манн Лескон), Пьер Шодерло де Локло («Опасные связи»), маркиз де Пезаи «Купанье Зелиды».

Основные художественные стили 17-19 вв. (барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Образование национальных художественных школ в европейском искусстве XVII века. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Рококо — направление в искусстве XVIII века, в основном придворное «жеманное» искусство.

Тенденции: стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.

Мастера: Антуан Ватто, Фрагонар, Франсуа Буше.

Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.

Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»).

Тенденции: для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.

Классицизм XVIII столетия по-прежнему стремится развивать идеи «правильного искусства», старается добиться ясности языка и стройности композиции. Упорядочивая действительность в художественных образах, классицизм интересуется прежде всего нравственными проблемами гражданской жизни. Напротив, литература рококо (это слово образовано от фр. наименования морской раковины — рокайль) обращена к частной жизни человека, его психологии, проявляет гуманную снисходительность к его слабостям, ищет легкости, непринужденности и изящества художественного языка, предпочитает остроумно-иронический тон повествования. Сентиментализм делает акцент на изображении чувств человека, его эмоциональной жизни, уповает на искренность и сочувствие, утверждает превосходство «сердца» над «умом», в конце концов противопоставляет рассудочности чувствительность. В зависимости от этого складывается и система жанров каждого из направлений: так, классицизм особенно прочно удерживается в «высоких» жанрах — трагедии, эпопее; рококо предпочитает любовно-психологическую комедию, сентиментализм развивается в новом «смешанном» жанре драмы. Но во всех направлениях на первый план выходят разнообразные прозаические жанры — новелла, роман, философская повесть. Несмотря на то что в этот период развивается и поэзия — поэмы, элегии, эпиграммы, баллады, все же эпоха Просвещения заслужила репутацию «века прозы». В отличие от предшествующего литературного этапа, когда основные художественные направления — барокко и классицизм — выразительно противостояли друг другу, эстетические течения XVIII в. часто смешиваются, переплетаются, образуют компромиссное единство. К тому же картина литературной жизни столетия усложняется и тем, что в нее вплетаются различные просветительские и непросветительские идейно-художественные устремления. Просветительское движение дало толчок развитию разнообразной публицистики, особое значение приобрели с начала XVIII в. газеты и журналы, многие писатели этой эпохи были одновременно журналистами или начинали свою деятельность как журналисты. Центральным явлением литературной жизни Просвещения были философская повесть и роман, прежде всего — роман воспитания. Именно в них просветительская тенденциозность, пафос преобразования человека, назидательность находят наиболее яркое выражение.

Классицизм и Барокко в культуре 17 века

Особенности культура 17 века

Развитие культуры в 17 в. определяли две тенденции. Первая состояла в том, что культура становилась более светской как по формам и жанрам, так и по содержанию. Вторая — в преодолении этнической замкнутости, восприятии достижений Западной Европы, славянских народов, православного Востока.
Грамотность и книжность выходят далеко за пределы монастырей и архиерейских домов, становятся достоянием широких слоев дворянства и горожан. Огромную роль в распространении книжности сыграл Московский Печатный двор, превратившийся в крупнейшее полиграфическое предприятие, выпускавшее большими тиражами многие десятки книг и брошюр, находивших сбыт во всех концах России. В основном это была духовная литература, предназначенная для мирян, а также учебники. Продолжалась и традиция рукописных книг. Теперь это были многочисленные сборники, составляемые и переписываемые любителями из знати, горожан, приказных людей.

Читать еще:  Выживание в лесу Minecraft: советы новичкам. Делаем первые шаги: как начать играть в Майнкрафт

XVII век – век Декарта и Пор-Рояля, Паскаля и Спинозы, Рембрандта и Мильтона, век отважных мореплавателей, переселений в заморские страны, смелой торговли, расцвета естествоиспытания, морализирующей литературы – и…век парика.
XVII век – век нового человека, новой науки, нового искусства.
В Европе Новое время обнаруживает себя в становлении и усилении капиталистических тенденций, а в Англии капитализм наиболее явственно утверждается в реальности. Это же время — период первой буржуазной революции, обнаружившей трагизм и бесчеловечность насильственных перемен в обществе, и жестокость ее организаторов.
Выделился и укрепился рационалистический подход к действительности, главную роль в мире начинает играть разум. Это выразилось, прежде всего, в становлении новой науки, как экспериментальной, так и теоретической. Научные достижения XVII века создают предпосылки для дальнейшего развития фундаментальных наук вплоть до современности и формируют основы нового философского взгляда на мир.
XVII век – начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций и расцвета абсолютистских монархий; время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма.

Классицизм и Барокко в культуре 17 века

XVII столетие стало не только веком науки, но и веком искусства. Правда, с учетом того обстоятельства, что расцвет науки еше только начинался, тогда как искусство уже достигло своего апогея.

Как и другие области культуры, искусство испытало воздействие дифференциации. Его обособленность становится более рельефной и отчетливой. Даже связь с религией ослабляется. Вследствие этого религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излишней патетики, наполняются глубокой жизненностью и естественностью.

Среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи был не только гениальным художником, но и великим ученым, мыслителем, изобретателем. То же самое можно сказать о Л. Альберти, Ф. Брунеллески. Пьеро делла Франческе, Ф. Рабле и др. Теперь такие масштабные фигуры становятся редкостью. В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве. Оно проявляется в возрастающем числе ярких индивидуальностей, в большей творческой свободе и смелости, широте взгляда на вещи.

Внутри искусства также идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. В живописи самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.

Вмузыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композиторК. Монтеверди,написавший оперу «Орфей», которая была поставлена в1607 г. и стала настоящим шедевром оперного искусства. Музыка в ней впервые не просто дополняет стихи, но является главным действующим лицом, выражающим смысл всего происходящего на сцене. Помимо оперы в музыке также возникают кантаты и оратории.

Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм.

Барокко возникает в конце XVI в. в Италии. Слово означает «странный», «причудливый». Для стиля барокко характерны динамичность образов, напряженность, яркость, изящность, контрастность, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность и чувственность. Барокко явилось стилем аристократической элиты уходящего феодального общества, стилем католической культуры.

Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и живописецЛ. Бернини. В его творчестве воплотились характерные черты стиля. Многие его произведения оказались сосредоточенными в главном памятнике католического Рима — соборе св. Петра. Под его куполом, сооруженным Микеланджело, возвышается монументально-декоративное сооружение — тридцати метровая сень, а в алтаре — мраморная кафедра Петра, украшенная золотом и фигурами, изображающими ангелов и амуров, отцов Церкви и святых.

Еще более величественным творением Бернини стала колоннада, состоящая из 284 колонн, поставленных в четыре ряда и обрамляющих площадь перед собором св. Петра. Наиболее значительными скульптурными работами Бернини считаются «Аполлон и Дафна» и «Экстаз св. Терезы».

Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художникП. Рубенс. Его можно назвать универсальной личностью, не уступающей своим масштабом титанам Возрождения. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками Античности — Плутархом. Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Рубенс не был ученым и изобретателем, но разбирался в проблемах астрономии и археологии, проявлял интерес к часам без механизма, к идее вечного движения, следил за новинками в философии, понимал толк в политике и участвовал в ней. Больше всего он любил человеческую жизнь.

Читать еще:  «опыты для будущего»: выставка александра родченко в мамм. Истории великих фотографов

Рубенс воплотил приверженность гуманизму в своем творчестве. Он стал великим поэтом жизни, наполненной счастьем, наслаждением и лиризмом. Он остается непревзойденным певцом человеческой плоти, чувственной красоты человеческого тела. Только Рубенс мог с такой смелостью и любовью передавать прелесть самой плоти, ее нежную теплоту, мягкую податливость. Ему удалось показать, что плоть может быть прекрасной, не обладая прекрасной формой.

Одной из центральных тем его творчества является женщина, любовь и ребенок как естественный и прекрасный плод любви. Данную сторону его творчества можно увидеть и почувствовать в таких картинах, как «Венера и Адонис». «Юнона и Аргус», «Персей и Андромеда», «Вирсавия».

В Италии Рубенс прошел хорошую художественную школу. Его фламандский темперамент не все принял от итальянцев. Итальянские мастера отдавали предпочтение равновесию, спокойствию и гармонии, что позволяло им создавать вечную красоту. Рубенс нарушает все это в пользу движения. Изображаемые им человеческие фигуры напоминают сжатую пружину, готовую мгновенно развернуться. В произведениях Рубенса цвет и живописность преобладают над рисунком. Рубенс не любит слишком четкие контуры. Он отделяет материю от формы, делая ее свободной, живой и плотской. Художник предпочитает яркие, чистые и насыщенные тона, наполненные здоровой жизненной силой. Он стремится не столько к их гармонии, сколько к оркестровке, к созданию цветовой симфонии. Рубенса называют великим композитором цвета.

Родинойклассицизма стала Франция. Если барокко отдает предпочтение чувствам, то классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония.

Предмет искусства, возвышенное и прекрасное, героическое и благородное. Искусству надлежит выражать высокие нравственные идеалы, воспевать красоту и духовное богатство человека, прославлять торжество сознательного долга над стихией чувств. Судьей искусства является не только вкус, но и разум.

Классицизм разделяет положения рационализма и идею о разумном устройстве мира. В понимании отношений между человеком и природой он расходится с ним, продолжая линию ренессансного гуманизма и считая, что эти отношения должны строиться на принципах согласия и гармонии, а не господства и подчинения. В особенности это касается искусства, одна из задач которого — воспевать гармонию человека с прекрасной природой.

Основоположником и главной фигурой классицизма вживописиявляется французский художникН. Пуссен. В творчестве он полагается на рационализм Р. Декарта, считая, что ощущение всегда частично и односторонне, и только разум может охватить предмет всесторонне и во всей его сложности. Поэтому обо всем должен судить разум.

Пуссен почти всю жизнь провел в Италии, однако это не помешало ему стать французским художником, создавшим одно из главных направлений в искусстве. Хотя Пуссен отдает предпочтение разуму, его искусство нельзя назвать сухим, холодным и рассудочным. Он отмечает, что целью искусства является удовольствие, что все усилия художника направлены на то, чтобы доставить зрителю эстетическое наслаждение. Его произведения содержат в себе два главных элемента искусства, когда оно становится вполне самостоятельным и самодостаточным явлением.

Один из них связан с пластикой, создаваемой чисто художественными, живописными средствами, комбинацией линий и цвета, что и составляет источник эстетического удовольствия. Второй связан с экспрессией, выразительностью, с помощью которой художник воздействует на зрителя и вызывает в нем то состояние души, которое испытывал сам. Наличие этих двух начал позволяет Пуссену объединить интеллект и чувство. Примат разума сочетается у него с любовью к плоти и чувственности. Об этом свидетельствуют его картины «Венера и Адонис», «Спящая Венера», «Вакханалия» и др., где мы видим совершенного телом и духом человека.

В начальный период творчества у Пуссена преобладают полотна на исторические и религиозно-мифологические темы. Им посвящены такие произведения, как «Похищение сабинянок», «Взятие

Иерусалима», «Аркадские пастухи». Затем на передний план выходит тема гармонии человека и природы. Она представлена в картинах «Триумф Флоры», «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» и др. Природа при этом выступает не просто местом пребывания человека. Между ними устанавливается чувственное согласие, общность душ. Пуссен создал настоящие симфонии человека и природы.

В последние годы жизни художник отдает внимание воспеванию природы. Он создает поэтическую серию «Времена года».

Классицизм в архитектуре нашел свое воплощение в Версальском дворце, построенном по воле французского короля Людовика XIV. Этот ансамбль включает три дворца и парк с бассейнами, фонтанами и скульптурами. Ансамбль отличают строгая планировка, геометричность парковых аллей, величавость скульптур, подстриженные деревья и кусты.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 27 | Нарушение авторских прав

Источники:

http://studopedia.ru/9_148031_osnovnie-napravleniya-v-evropeyskoy-literature-XVII-XVIII-vekov-hudozhestvennie-printsipi-klassitsizma-barokko-i-rokoko.html
http://m.vuzlit.ru/497708/osnovnye_hudozhestvennye_stili_barokko_rokoko_klassitsizm_romantizm_realizm
http://lektsii.net/2-45797.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии