Статья добролюбова что обломовщина кратко. Николай Добролюбов – Что такое обломовщина? Типичные черты Обломова
Статья добролюбова что обломовщина кратко. Николай Добролюбов – Что такое обломовщина? Типичные черты Обломова
ТИП ОБЛОМОВА В ОЦЕНКИ ДОБРОЛЮБОВА
Обломов – образ огромного обобщающего Тип Обломова значения. Это отметил Н. А. Добролюбов в Добролюбова своей классической статье «Что такое обломовщина?», опубликованной вскоре после появления в печати романа Гончарова.
Добролюбов показал, что в идейном отношении роман «Обломов» был безусловно знамением времени, как выражение новой оценки жизненных явлений, как приближение поры общественной работы. В романе, глубоко отразившем русскую жизнь, перед читателем предстаёт, по словам критика, «живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».
Главные черты обломовского типа – апатия, лень и бездеятельность – «создание воспитания и окружающих обстоятельств». Они являются, с точки зрения Добролюбова, столько же результатом положения Обломова как помещика крепостной эпохи, усвоившего гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от «чужих», сколько и от особого склада его умственного и нравственного развития.
Отметив, что мировоззрение Обломова характеризуется прежде всего взглядом на жизнь как на стремление к покою и наслаждению, презрением к труду и трудящейся части общества, Добролюбов указывает, что обломовщина не была новым явлением в русской литературе, что черты обломовщины были присущи в какой-то мере и Онегину, и Печорину, и Манилову, и Бельтову, и Рудину.
Добролюбов не отрицал, впрочем, некоторой разницы между Обломовым и его литературными предшественниками. Это была естественная разница личных свойств, темперамента и условий времени.
Совершенно очевидно, например, что у Обломова есть черта, явно выделяющая его из среды других «лишних людей». Обломов – неисправимый крепостник, помещичья психология которого чувствуется во всём.
Следуя за Добролюбовым, и другие русские писатели и критики отмечали широту литературного обобщения в образе Обломова. А. И. Герцен, например, считал, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям. Д. И. Писарев, современник Добролюбова, тоже признавал общие свойства у Обломова и других «лишних людей».
И ещё одну сторону в обрисовке образа Обломова правильно отмечает Добролюбов. «Лишние люди» предшествующих десятилетий, по его мнению, всё же окружены некоторым романтическим ореолом и кажутся нам даже сильными личностями, исковерканными жизнью.
Обломов же является перед нами вполне разоблачённым героем, «сведённым с красивого пьедестала на мягкий диван». Над обломовщиной Гончаровым произведён строгий и беспристрастный суд, и приговор, вынесенный обвиняемому, оказался беспощадным.
Добролюбов рассматривал обломовщину как социальное зло, влияние которого чувствуется в самых различных слоях русского общества – ив среде чиновников, и офицеров, и журналистов, и общественных деятелей.
В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов дал превосходную трактовку романа Гончарова. Сам Гончаров, прочитав статью, признал, что критик «очень полно и широко разобрал обломовщину» и что об обломовщине «уже сказать после этого ничего нельзя».
Сбраз Захара
Обломова трудно представить себе без Захара, а Захара – без Обломова. Типичный слуга эпохи крепостного права, Захар своей забитостью и рабской психологией как бы подчёркивает крепостническую сущность обломовщины и помогает освещению характера Ильи Ильича в его излюбленной сфере – в домашнем быту.
Образ Захара дан в романе замечательно выпукло. Вот Захар тяжело спрыгивает с лежанки и с угрюмым видом появляется в дверях комнаты Обломова. Сначала показываются его бакенбарды, а затем и он сам в сером сюртуке с прорехой под мышкой, откуда торчит клочок рубашки. Обломов указывает ему на беспорядок в комнате, на пыль, покрывающую вещи. Захар оправдывается: «Стараюсь, жизни не жалею! и пыль-то стираю, и мету-тс почти каждый день». Лентяй, подстать самому Обломову, он искренне убеждён в том, что выполняет свои обязанности безупречно. Разве он виноват, что «уберёшь, а завтра опять пыль наберётся»? Обломов жалуется: «. захочется пить, взял графин, да стакана нет». «Можно и из графина напиться!»-добродушно разъясняет Захар.
Захар угрюм и груб. Грубовата и его речь. «Бесится с жиру»,- говорит он о барине. «Вишь дрыхнет, словно чурбан осиновый». «Эк его там с квасу-то раздувает». Однако у него доброе сердце. Он ласков с детьми, и среди детей на дворе у него было много своих маленьких приятелей. Несмотря на ворчливость по отношению к Обломову, Захар по-своему любил барина. Ему было присуще «кровное, родственное чувство преданности. ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему». Он не мог «представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Без услуг ворчливого, неуклюжего, но преданного Захара Обломов беспомощен, как ребёнок.
Захар так же порождён крепостным правом, как и Обломов. Он и Обломов – не контрасты, а глубоко родственные натуры.
В галерее образов слуг крепостной эпохи, созданных в нашей художественной литературе, Захар по праву занимает место рядом с образами Савельича из «Капитанской дочки» Пушкина и Фирса из «Вишнёвого сада» Чехова.
Андрей Штольц
Задача разоблачения обломовщины была бы выполнена Гончаровым не до конца, если бы рядом тольца с Обломовым он не показал в романе человека, характер и деятельность которого явились живым обличением обломовщины. Таким человеком представлен в романе Андрей Штольц.
Андрей Штольц во всех отношениях противоположен Обломову. Обломов – барин. Штольц – новый, буржуазный делец.
Если в Обломове мы видим паралич воли и беспробудную лень, то в Штольце чувствуется непреклонная энергия. Если Обломов живёт воображением, то Штольц – практическим делом, опытом, фактами. Если идеалом жизни для Обломова служит безмятежный покой, то во взглядах Штольца мы находим подлинный культ труда, делячества, предприимчивости.
Штольц – друг Обломова с детства, с тех времён, когда они оба ещё учились в пансионе отца Штольца, в Верхлёве. Жизнь Штольца, однако, сложилась совершенно иначе, чем жизнь Обломова. Он всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается. Взгляд на жизнь раскрывается у него в следующих словах: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».
Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не приводят, и жизненные пути двух друзей расходятся. В то время как Обломов заживо хоронит себя в домике Пшеницыной, Штольц расширяет размах своей деятельности, жадно берясь за новые предприятия. Штольц идёт пожизненному пути как победитель. В романе это подчёркнуто тем, что всё, что было особенно дорого Обломову, переходит к Штольцу; он становится мужем Ольги, невесты Обломова; делается управляющим имением Обломова и, наконец, воспитателем его сына.
Так в романе утверждается идея: на смену беспочвенным мечтателям типа Обломова идёт новая общественная сила, буржуазия, шаг за шагом вытесняя дворянство.
Типичен ли образ Штольца? Да, по-своему типичен. Буржуазно-капиталистическое общество порождало различные типы энергичных, предприимчивых дельцов, ставящих целью личное обогащение. Чем объяснить, однако, что образ Штольца получился в романе Гончарова бледнее и схематичнее, чем образ Обломова, хотя последний почти всё время лежит на диване, а Штольц весь в движении, в действии? Объясняется это тем, что интересный по замыслу образ Штольца оказался в романе художественно не дорисованным, а потому и маловразумительным. Штольц дан вне своей естественной сферы -сферы практической деятельности. Писатель главным образом рассказывает о нём, а не показывает его на деле. Читатель узнает, что Штольц разбогател (по словам Тарантьева, «сделал тысяч триста капиталу»), что он необыкновенно легко устраивает свои дела и дела Обломова, но как он это делает, читатель не знает.
Гончаров и сам сознавал, что художественный образ Штольца «слаб, бледен – из него слишком голо выглядывает идея».
Людей, которые шли на смену беспочвенным мечтателям и лентяям, требовала сама жизнь и ждало общество. Но Штольц очень далёк от идеала русского общественного деятеля. Он сам признаётся Ольге: «Мы не титаны с тобой. мы не пойдём. на дерзкую борьбу с мятежными вопросами». Вот почему Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!»
Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.
Добролюбов. Что такое обломовщина? Краткое содержание статьи
Одним из выдающихся участников революционно-демократического движения в России середины XIX века, вошедшим в историю общественной мысли, был Николай Александрович Добролюбов. В своих критических статьях он показывал великую роль народа в становлении человеческих обществ. Свой взгляд на мир он высказал во многих своих критических творениях. В основном, критик характеризовал произведения Островского, Тургенева и Гончарова. Стоит уделить внимание краткому содержанию статьи Добролюбова “Что такое обломовщина?”. Она посвящена роману Гончарова “Обломов”.
Добролюбов – теоретик “реальной критики”
Добролюбова считают основоположником реальной критики. Краткое содержание статьи Добролюбова “Что такое обломовщина?” (брифли) только докажет вам это. Дело в том, что его критический материал и рецензии имели не только литературное направление. Они отвечали на многие вопросы, которые выдвигала жизнь, отражали идеологическую борьбу. Предназначались статьи молодому поколению, стремящемуся к революционному преобразованию жизни. Добролюбов старался осмыслить и проанализировать изображенные во многих произведениях общественные явления. Критик анализировал среду, жизнь, эпоху, изображенную писателями в своих творениях.
Добролюбов считал, что художественные произведения должны отражать настоящую действительность. Краткое содержание Добролюбова “Что такое обломовщина?” поможет вам понять основные идеи романа с точки зрения критика. Каждый подзаголовок данной статьи является пунктом плана работы Николая Александровича.
В чем талант Гончарова, по мнению Добролюбова?
Прежде чем вы начнете читать краткое содержание статьи Добролюбова “Обломовщина”, нужно знать, какой личностью был сам Николай Александрович. Луначарский назвал его гениальным юношей, который за несколько лет совершил то, чего некоторые не могут достичь десятилетиями. Он оставил о себе всероссийскую известность, потряс умы и сердца своих современников. Многие его рецензии сделали автора кумиром разночинной интеллигенции. Нужно отметить, что Добролюбов прожил всего 25 лет, а в конце жизни успел написать даже несколько исповедальных лирических стихотворений. Статья, посвященная роману Гончарова, была опубликована им в 1859 году в “Отечественных записках”.
Итак, краткое содержание Добролюбова “Что такое обломовщина?” (брифли) стоит начать с характеристики писателя Гончарова. Именно с нее начинает свою критическую статью автор. Эпиграфом к своей работе Николай Александрович взял слова Гоголя, где он говорит о том, что в России редко рождается человек, способный повести за собой, умеющий делать шаги навстречу большим делам. Критик сообщает, что общество на протяжении 10 лет ждало выхода романа “Обломов”. Восприятие у читателей было разное, многим первая часть книги показалась слишком скучной. И не удивительно, ведь главный герой Илья Обломов всю часть пролежал на диване. Последующие главы сглаживают у читателей впечатление от первого знакомства с Обломовым. Добролюбов выделяет художественный талант Гончарова, который смог заставить читателей сочувствовать своему герою. Критик делает акцент на том, что он написал статью не об Обломове, а по поводу него. Особенно нравится Добролюбову в романе Гончарова, что тот очень детально изображает предметы, события, подмечая все мелочи.
Русская жизнь в романе Гончарова “Обломов”
Краткое содержание критики Добролюбова “Что такое обломовщина?” ведет читателя к тому, какой была Россия в те годы. Критик увидел в романе изображение кризиса и распада крепостнической Руси. Добролюбов считает Илью Ильича Обломова “коренным народным типом”, который символизирует лень, бездействие, рутину существования всей крепостнической системы. Николай Александрович ставит Обломова последним в ряд с “лишними людьми”: Онегиным, Печориным, Бельтовым, Рудиным. Как и его старшие предшественники, Илья Ильич имеет коренное противоречие между словами и делами. Герою присуща мечтательность и практическая никчемность. Гончаров довел Обломова до парадоксальной ситуации, за которой следует распад и гибель личности. Добролюбов считает, что Гончарову удалось глубже всех других писателей раскрыть корни бездействия своего героя. Гончаров просто со всей строгостью и правильностью отчеканил живой русский типаж того времени.
Типичные черты Обломова
Краткое содержание “Что такое обломовщина?” Николая Добролюбова заводит читателя к видению характера Обломова. Он апатичный, бездеятельный, ленивый. Таким сделало его воспитание и окружающие обстоятельства. Добролюбов считает, что это результат помещичьей крепостной эпохи, когда богатые получали удовольствие не своими собственными усилиями, а чужими. Также на формирование такого типажа повлияло умственное и нравственное развитие. Отличительной чертой, выделяющей Илью Ильича от других “лишних людей”, критик называет помещичью психологию, делающую из него неисправимого крепостника.
Становление Обломова
Краткое содержание критической статьи Добролюбова “Обломовщина” ведет к объяснению того, как формировался характер Обломова. Он богатый дворянин, умный и культурный человек, который получил хорошее образование. В юности имел прогрессивные идеи, мечтал служить своей стране. Ему присущи честность, доброта, кротость. Андрей Штольц (друг Ильи Ильича) называет его человеком с хрустальной и прозрачной душой. Но все теряется пред безволием и ленью. Он не стремится к изменениям и преобразованиям. Герой не желает бороться и выбирает покой. Как только ему нужно сделать в жизни выбор, он сразу сдается перед трудностями и проблемами.
Как же Обломов стал нарицательным персонажем? В детстве он был любознательным ребенком, но все его стремления пресекали родители, няньки и слуги. Главной заботой героя стали хорошая еда и крепкий сон. Лень и боязнь движения вперед сделали Илью Ильича не способным к практической деятельности. Именно таким видит Добролюбов героя романа “Обломов”.
Мечтательные черты героя Гончарова
Краткое содержание “Что такое обломовщина?” Добролюбова продолжаем с того, что критик рассуждает об устройстве жизни. Как не погибнуть в ней, не прятаться от нее? Неужели угасание Обломова – это единственный возможный путь? Илья Ильич постоянно мечтает, отказывается от реальной жизни. Эта мечтательность бесполезна и бесплодна, она только отнимает энергию и время. Добролюбов считает, что излишняя мечтательность сыграла злую шутку с Обломовым, погубив его. Мечты отобрали у героя энергию, и он ничего не сделал. В грезах и фантазиях он забыл о реальной жизни. Обломов желал, чтобы жизнь принесла ему свои дары без всякого его участия и труда.
Рабская натура Обломова
Краткое содержание “Что такое обломовщина?” Добролюбова покажет вам, как автор обнажает сложную взаимосвязь рабства и барства. Критик называет Обломова апатичным, но не тупым. Он привык получать удовлетворение не от своих усилий, а за счет других. Илья Ильич становится жалким нравственным рабом. Это рабство пересекается с его барством и объединяется в одно целое. Добролюбов считает, что Обломов является рабом своего слуги Захара. Тот никогда не делает того, чего не хочет. Иногда может что-то сделать против воли барина. Критик видит в слуге Захаре барина над своим господином. Их обоих Добролюбов называет детьми Обломовки.
Отношения Ильи Ильича с женщинами
В жизни Обломова было две женщины – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Они совершенно разные. Умная и самолюбивая Ольга была страстной и деятельной натурой. Она всячески пыталась пробудить Илью Ильича к жизни, как могла, спасала его от лени и апатии. Своей любовью она старается вернуть героя к жизни, осчастливить его. Добролюбов увидел в этой героине удивительную гармонию воли и сердца. Она ответственна, правдива, умеет жертвовать собой. Обломов влюбился в Ольгу и даже слегка преобразился, но он боится, что любовь нарушит мирное течение его жизни. Целеустремленность и деятельность стали для героя непосильной ношей – их дороги с Ольгой расходятся.
Илья Ильич встретил другую женщину – Агафью. Она отличная хозяйка, но без духовных ценностей. Она даже книг никогда не читает. Эта малокультурная женщина стала близкой обломовскому укладу жизни. Вкусная еда и тишина – вот то, чем обеспечила она Обломова. Эта забота поспособствовала духовной гибели героя.
Обломов и Штольц
Достоевский считает, что Гончаров не до конца бы разоблачил обломовщину, если бы не ввел образ Андрея Штольца. В отличие от барина Обломова, Штольц являлся новым буржуазным дельцом. Если воля Ильи парализована, то Андрей наполнен непреклонной энергией. Он все время занят, к чему-то стремится и чего-то добивается. Если у Обломова проявляются одни воображения, то у Штольца – дела, опыт и факты. Стихией и целью жизни Андрея является труд. Друг пытается пробудить Обломова, но тот заживо хоронит себя в домике с малограмотной Пшеницыной. Добролюбов показывает, что на смену мечтателям и лентяям приходит новая буржуазная сила.
Счастье в понимании Обломова
Идеалом счастья для Обломова был вечный покой. Праздностью жили многие поколения в Обломовке. Герой не видел смысла в суете светского общества. Он, сидя на диване, воображал себя героем, которого все почитали. Тихое семейное гнездышко с детьми и женой – вот идеал его счастья. Материальное состояние, карьера, положение в обществе Илье Ильичу не нужны. Он ценит чистоту души, доброту и искренность. Обломов пытается не отступать от идеала гармонии, который заложили в его душу с детства. Он хоть и хочет быть полезным, но ничего для этого не делает.
Суть обломовщины по Добролюбову
Краткое содержание “Что такое обломовщина?” позволяет сделать вывод, что Добролюбов называет “обломовщиной” образ типичной русской жизни. Она сопровождалась бездеятельностью, существованием без цели. Причиной такой болезни критик видит среду и общество. Эта среда душит, губит и топчет души людей. “Обломовщиной” Добролюбов называет состояние общества, уничтожающее все лучшее в человеке. Обломовщина – это форма жизни хорошего человека, который понял, что лучше ничего не делать, нежели совершать зло. Это нельзя назвать ленью, скорее, осознанным протестом против обогащения, несправедливости и лжи. Своим лежанием на диване герой протестовал против действительности. Так он превратился в “лишнего человека”. Душевная рана Обломова очень глубокая, потому что он понимает причины своей духовной гибели.
Добролюбов “Что такое обломовщина” (критическая статья о романе)
1 ответ
Н. А. Добролюбова считают родоначальником реальной критики. Он не просто писал критические статьи на произведение — он размышлял о том, как в них отражаются нравы общества и какую полезную для людей мысль они несут. Одной из самых известных критических статей Н. А. Добролюбова является статья «Что такое обломовщина», написанная по роману И. А. Гончарова «Обломов».
Обломовщина — это по Добролюбову, образ типичной русской жизни, которая заключается в бездействии, жизни без цели, застое, рутине, апатии и лени русского человека.
Автор статьи много размышляет об Обломове и его жизни, заключая, что «обломовщина» была порождена обществом и укладом жизни героя, который не отличается от основной массы людей высшего общества XIX.
Добролюбов находит, что в образе Обломова Гончаров выразил кризис системы крепостничества. Через образ апатичного и ленивого героя автор показывает, к чему может привести крспостничество — к гибели и падению всей нравственной системы страны.
Добролюбов называет Обломова «лишним человеком». Он так же, как и другие «лишние» герои, имеет разлад в словах и действиях, мечтателен, но не способен изменить всё к лучшему. Гончаров довел Обломова до крайней точки — он не просто не борется за своё благополучие, а разрушает всё вплоть до своей личности и жизни. И всё это — из-за бездействия.
Обломов — хороший, порядочный человек, который понимает однажды, что лучше не делать ничего, чем совершать зло. Он видел, что большая часть общества, к которому он принадлежит, жаждет обогащения, лжет и живет только ради развлечений. Он решает, что быть таким — это низко и недостойно. Поэтому он протестует против общественного уклада бездействием и ленью.
Жизнь помещиков в имении, отраженная во сне Обломова, показывает, в каких условиях был воспитан герой — бездействие, лень, скука. Мальчик в детстве был любознательным, но его пресекли родители. Как и все помещики, Илья Ильич Обломов привык получать все блага не своим трудом, а чужим. Это очень повлияло на характер героя. Поэтому он и протестует ленью — ему, в отличие от друга, Андрея Штольца, чужда активная жизнь. Автор считает, что боязнь изменений и движения сделали Обломова непрактичным в быту человеком.
Мечты героя бесплодны — они тоже выполнили свою губительную функцию. Илья Ильич мечтает, отрывается от реальности, и это только усугубляет его реальность, ведь он ничего не делает для достижения этой мечты.
Ольга Ильинская и Андрей Штольц пытались пробудить жизнь в Обломове, но всё отказалось бесполезно. Для него, воспитанного иначе, было всё это дико и приносило жуткую усталость. Поэтому оба активных героя сдались.
Даже любовь к Ольге становится тяжким грузом для Ильи Ильича, потому что в его понимании любовь не связана с действиями. Для Обломова жизнь с Агафьей Пшеницыной — это идеал семейных отношений. Он там — барин, она — слуга, нет никакой душевной работы, лишь наслаждение жизнью.
По Добролюбову Обломов прекрасно понимает, почему им владеет апатия и нежелание что-то делать. Поэтому он глубоко несчастен. Он бы желал измениться, но не может. Попытка изменений закончилась плачевно — герой окончательно разочаровался в любой деятельности и гибнет духовно, затем и физически.
Добролюбов отмечает положительные черты героя — честность, порядочность, доброту. Он принимает простые человеческие ценности, не гонится за богатством. Он умеет видеть в человеке человека. Он ленив, но не глуп. Но Обломов обречен на гибель — несмотря на всё положительное, этот герой символизирует старый общественный уклад, который должен уйти.
«Обломовщиной» Н. А. Добролюбов называет такое состояние общества, которое уничтожает в человеке всё то, что ценно и важно, всё лучшее.
Источники:
http://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/52-goncharova-i-a/237-tip-oblomova-v-oczenki-dobrolyubova.html
http://www.syl.ru/article/358903/dobrolyubov-chto-takoe-oblomovschina-kratkoe-soderjanie-stati
http://obrazovaka.ru/question/dobrolyubov-chto-takoe-oblomovshhina-kriticheskaya-statya-o-romane-65882