Становление научной фольклористики в I-ой половине XIX в. Русские писатели-собиратели фольклора

Становление научной фольклористики в I-ой половине XIX в. Русские писатели-собиратели фольклора

Становление научной фольклористики в I-ой половине XIX в. Русские писатели-собиратели фольклора.

В XIX в. вопрос о самобытности русской культуры сделался одним из главных. Отечественная война 1812 г. и восстание де­кабристов в 1825 г. — те исторические события, которые нало­жили отпечаток на жизнь страны в первые десятилетия XIX в. Все столетие было проникнуто нарастанием демократических тенденций и усилением “духа народности“.

Декабристы призывали писателей обратиться к изображению русской жизни, воспринимая народность как самобытность на­циональной культуры. Статьи о фольклоре и его отдельные публикации появлялись в периодических изданиях декабристов: жур­нале “Соревнователь просвещения и благотворения”, альмана­хе “Мнемозина”.

Писателей из среды декабристов привлекали преимущественно те произведения, в которых воплотился свободолюбивый дух народа: казачьи и разбойничьи песни, отголоски фольклора древ­него Новгорода, исторические песни о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева.

Декабристы идеализировали героическое прошлое отечества, что соответствовало пылкости их гражданских устремлений. К. Ф.Рылеев назвал сборник своих поэм: “Думы”. Знаменательно, что произведения этого украинского фольклорного жанра записал в 1818 г. и опубликовал в 1819г. Н. А. Цертелев, который в те годы был тесно связан с декабристами. Для стихотворений Ры­леева, названных думами, характерен пафос героики и свободо­любия — черты, свойственные и украинским народным думам. В предисловии к своему сборнику Рылеев писал: “Желание сла­вить подвиги добродетельных или славных предков для русских не ново, не новы самый вид и название — думы. Дума, — про­должал он, — старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение”.

Первая треть XIX в. — время, когда жил А. С. Пушкин. Вся деятельность поэта способствовала правильному пониманию значения фольклора в жизни и культуре народа. В незакончен­ной статье “О ничтожестве литературы русской” Пушкин под­черкивал, что словесность “рождается сама собою, от своих соб­ственных начал”. По его мнению, ошибка сподвижников Петра I заключалась в том, что их поколение “презрело безграмотную изустную народную словесность”.

Художественное новаторство Пушкина — основоположника новой русской литературы и русского литературного языка — осуществлялось прежде всего на отечественной, национальной основе. Язык народа и его фольклор нераздельны: “Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свой­ства русского языка”, — советовал поэт2. Одним из первых он обратил внимание на быт и фольклор других народов многона­циональной России.

Пушкин изучал фольклорные сборники, но главным источ­ником для него было живое слово народа. В период расцвета многих устно-поэтических жанров поэт записывал сказки, пес­ни, пословицы и проч. Не довольствуясь только богатым репер­туаром своей няни Арины Родионовны, он посещал ярмарки, деревенские обрядовые праздники, в поминальные дни слушал причитания женщин на кладбище. В 1833 г. Пушкин отправил­ся в Оренбургскую губернию, где в казачьей среде собирал уст­ный материал для “Истории Пугачева”.

Пушкин был дружен с выдающимися впоследствии фолькло­ристами В.И. Далем и П.В. Киреевским. Киреевскому поэт передал 50 своих записей русских песен, ныне опубликованных.

Поэтика традиционных крестьянских лирических песен.

Лирика – поэтический род устного художественного творчества. В народной лирике слово и мелодия (попечение) неразделимы.

Главное назначение лирических песен — раскрывать мироощу­щение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений.

Внеобрядовая лирика отражала бытовую обстановку народ­ной жизни эпохи феодализма. Она значительно отличалась от обрядовой поэзии с ее древним мифологическим содержанием, была более реалистичной.

Существуют различные виды крестьянских лирических песен:

o Песни любовного содержания

o Песни шуточные и сатирические

o Плясовые песни

o Разбойничьи песни

o Солдатские песни

Крестьянская лирика запечатлела важнейшие стороны народ­ной жизни. Значительную часть репертуара составляли песни любовного содержания. Их герои — красная девица и добрый моло­дец — изображены в разных типических взаимоотношениях.

Драматические коллизии семейного быта получали разрядку в песнях шуточных и сатирических. Их герои — привередливая невеста, ленивая жена, нерадивая стряпуха, женщина, не умею­щая прясть и ткать (Дуня-тонкопряха), а также теща и ее зятья, бестолковые и неспособные выполнять мужскую работу Фома и Ерема

Отдельные шуточные песни могли быть плясовыми, если это­му способствовала их быстрая, задорная мелодия (“Ах вы, сени, мои сени. “).

Разбойничьи песни появились в XVI-XVII вв., во время крес­тьянских восстаний против крепостного гнета. Те, кому удава­лось убежать от своих господ, создавали шайки и начинали вес­ти разбойничью жизнь

Солдатские песни начали создаваться с конца XVII в., когда Петр I ввел обязательную воинскую службу, сначала пожизнен­ную, а затем сроком на 25 лет. В этих песнях выражен патрио­тизм русских солдат, полное отречение от личной жизни. Главное в солдатских пес­нях — это изображение психологии простого солдата.

Поэтика крестьянских лирических песен является общей для всех тематических групп. В основе большинства способов выра­жения лирического начала лежит, по словам А. Н. Веселовского, “искание созвучий, искание человека в природе“, т. е. прин­цип аналогии между миром природы и внутренним миром чело­века. Свойства человеческой души переносились на природные объекты, а образы животных, растений, небесных светил указы­вали на того или иного героя песни, на его душевное состояние. Это не противоречило стремлению народной лирики изобра­жать типические образы в реальной жизненной обстановке.
Система художественных средств народной поэзии с точки зрения их исторического становления и развития глубоко ис­следована А. Н. Веселовским в работе “Психологический парал­лелизм и его формы в отражениях поэтического стиля.

Психологический параллелизм — это сопоставление человеческого образа и образа из мира природы по признаку действия или состояния.

Фольклорная традиция всегда стремилась выразить внутреннее состояние лирического героя через внешние формы, поэтому обыч­но он был показан в микросюжете.

Герой или героиня песни гуля­ет в зеленом саду, лежит израненный под ракитовым кустом, проха­живается по новой горенке, едет к любезной сударушке, поит коня или черпает воду из реки, сидит пригорюнившись, идет с горя в чисто поле, сидит в темнице, плывет по реке на кораблике и т. п. Такие повествовательные островки — своеобразные песенные кон­станты — в живом бытовании могли взаимодействовать друг с дру­гом, объединяться по принципу поэтической ассоциации, подчи­няясь общему для них лирическому началу

Читать еще:  Биография волковой ольги владимировны. Ольга Волкова (актриса) - биография, информация, личная жизнь

Композиция песенного текста была подчинена раскрытию его смысла, который заключался в передаче душевного состояния человека.

Важным композиционным приемом народных песен являет­ся выявленный и описанный Б. М. Соколовым прием постепен­ного, или ступенчатого, сужения образов.

Б. М. Соколов назвал следующие случаи применения этого приема:

v изображение природы;

v изображение жилища;

v описание наряда;

v изображение семейных отношений;

v изображение соци­альных отношений.

Заметной композиционной особенностью народных песен является прием развернутой метафоры. В содержании таких метафор явно просматриваются мифологические корни. Часто повторяется развернутая метафора “смерть-свадьба”.

Другая развернутая метафора содержит древние следы партиципации — мистического единства человека с окружающим его миром.

Разновидностью развернутой метафоры является унаследо­ванная из мифологического фольклора “формула невозможно­го” (ее охарактеризовал А. А. Потебня) 1 . Формула невозможно­го — это поэтический способ для выражения понятия “этого никогда не будет”, “это не может случиться”.

В композиции народных лирических песен иногда использо­вался прием цепочного построения, основанный на поэтичес­ких ассоциациях между образами.

По способу передачи содержания выделяются песни-пове­ствования и песни-раздумья. В песнях любого типа выражению лирического начала способствовали композиционные формы монолога и диалога, которые могли сочетаться с повествова­тельной частью, а также друг с другом.
Эмоциональный настрой песен выражали многочисленные лирические обращения. Особенно часто они использовались в зачинах, нередко разрастаясь в пейзажную картину:
Другой распространенный способ эмоционального выраже­ния — единоначатия. Они могли играть разную, иногда доволь­но сложную художественную роль.

Разнообразные повторы занимали в народной лирике боль­шое место, проявляясь на всех уровнях: в композиции, в стихе, в лексике. Песенная лексика знает повторы

Ø тавтологические (темная темница, чудо чудное, тропы тропятся, струя струит, живешь-поживаешь)

Ø синонимические (путь-дороженька; грусть-печаль-тоска; клялася ему, божилася; спится-дремлется; стучит-гремит; призадумался, пригорюнился).

Строфика и стих народных лирических песен очень своеоб­разны. Ритмико-интонационная структура устной лирики зави­села от музыкально- мелодического оформления текста. Купле­ты народных песен содержат самое разное количество стихов: один, полтора, два, три и т. д. Стихи могли “переходить” из одного куплета в другой.

Народные песни имели тонический стих, а также гибридные или переходные формы силлабо-тонического стиха. Протяжные песни обычно имели белый стих; если встречались рифмы, то они были только смежными, причем рифмовались одинаковые части речи. Относительная бедность протяжных песен рифмами компенсировалась за счет ассонансов и аллитераций. Песни шу­точные, быстрые, напротив, украшались рифмами.

Сочетание в народной лирике широкой типизации образов с универсальным принципом аналогиимежду миром природы и внутренним миром человека привело к появлению устойчивых метафор.
В создании традиционного фольклорного мира песни важ­ную роль играли постоянные эпитеты. Они поэтически типизировали русскую природу, образ человека, его семейный быт

В песнях применялись сравнения ; гиперболы , уменьшительно-ласкатель­ные суффиксы. Особые художественные средства имели песни плясовые, шуточные и сатирические.

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 589 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Зарождение фольклористики как науки в первой половине ХIХ в.

Вопрос. Часть 2.

Зарождение фольклористики как науки в первой половине ХIХ в. Формирование и развитие фольклористики в составе этнографии, литературоведения, музыкознания, языкознания, истории религии, театроведения.

Зарождение фольклористики как науки в первой половине ХIХ в.

Фольклористика первой половины XIX века. Первое сорокалетие XIX века было временем дальнейшего накопления материалов и выработки научных воззрений на народное творчество. В усилении общественного и научного интереса к фольклору сыграла Отечественная война 1812 года и революционное движение первой четверти XIX века. В начале этого периода перед русской общественной мыслью стояла задача издания полного собрания памятников народного творчества. Эта задача мыслилась не только как литературное или узконаучное предприятия, но и как важнейшее национальное дело, как предприятие огромного исторического и историко-философского плана.

20-е годы XIX века – период бурного расцвета романтизма в России. Стремясь к развитию национального начала в отечественной литературе, романтики широко используют в своем творчестве фольклор (сюжеты, образы, поэтическую стилистку). Однако поэты-романтики не одинаково относились к фольклору, по-разному его оценивали и использовали в своем творчестве. например, В.А.Жуковского интересовало в нем отражение «милой старины», поэтому он использовал в своих произведениях описание народных обрядов, обычаев, вставлял традиционные зачины, концовки, имитировал стилистику народных произведений. Совершенно по-иному относились к фольклору национальные деятели, проповедующие идеи национального самосознания.

Декабристы, защищавшие национальную самобытность, гражданский пафос, патриотизм, вольнолюбие в литературе и искусстве, не могли обойти вниманием памятники народного творчества. И как бы ни были декабристы далеки от народа, они стремились найти в народном творчестве чувства, созвучные своим. На первом месте у представителей декабризма стоял вопрос о роли и значении памятников народного творчества в процессе развития культуры народа.

Повышенный интерес к фольклору нашел отражение и в художественной практике декабристов; фольклорные мотивы встречаем в поэзии Рылеева, Бестужева, Одоевского, Кюхельбекера и других. Но в то же время в работах декабристов отразилась ограниченность их исторической концепции. Идеализация глубокой старины и неверная оценка современного фольклора отразились в противопоставлении фольклора древней и современной Руси. У декабристов отсутствовало стремление понять жизнь народа во всем своеобразии и целостности.

А.С.Пушкин о народности литературы и о фольклоре. Пушкин выступал не только как непревзойденный мастер интерпретации фольклорных произведений, но и как один из первых их собирателей и теоретиков. Для Пушкина в центре его размышлений стояла проблема народности, он неоднократно и по разным поводам останавливался на этом вопросе. Народность, по его мнению, определяется не темами, не сюжетами, а идейным содержанием; народный писатель не должен ограничиваться узконациональными предметами, а должен опираться на широкий опыт мировой культуры.

Пушкин особенно интересуется казачьими песнями, в Михайловском поэт записывает песни о Степане Разине. В 1833 году он совершил поездку в Оренбургскую губернию для изучения Пугачевского восстания, где также записал несколько песен о Пугачеве.

Читать еще:  Игумнов, николай васильевич. «Пряничный домик» на Якиманке и его хозяин Николай Игумнов

Очень высоко ценил Пушкин язык народного творчества. Простота языка народной сказки, меткость и выразительность строения фразы в пословицах отмечалась им как совершенная форма поэтической речи: «Что за золото пословицы русские, а не даются в руки, нет!» Собирательская деятельность Пушкина объясняется не только желанием сохранить песню или сказку, сколько стремлением овладеть живой народной речью.

В 30-40-е годы продолжают публиковаться фольклорные сборники: «Русские народные сказки» И.П.Сахарова; «Русские народные песни» П.В.Киреевского; «Русские пословицы» И.М.Снегирева и др. В эти годы в России окончательно оформляется наука о фольклоре, в ней отчетливо намечаются два противоположных лагеря. В известном смысле, в один лагреь можно отнести славянофилов (братья Киреевские, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков др.) и сторонников теории «официальной народности» (И.М.Снегирев, И.П.Сахаров, А.В.Терещенко). Для славянофильской фольклористики характерны идеализация древнерусского быта со всеми его консервативными сторонами, утверждение, будто бы русский традиционный фольклор в своей основе – религиозный. Именно поэтому П.В.Киреевский из своего песенного собрания как, по его мнению, наиболее ценное опубликовал лишь духовные стихи. Сторонники «официальной народности» путем тенденциозного подбора фольклорного материала стремились доказать, будто бы русскому народу свойственны такие качества, как царелюбие, религиозность и покорность. Другой лагерь в русской науке о фольклоре в 30-40-е годы XIX века представляла нарождающаяся революционно-демократическая фольклористика.

В фольклористских высказываниях Белинского особое место занимает вопрос о соотношении народного творчества и литературы. Критик подчеркивал, что народное творчество – искусство «детства человечества»; он противопоставляет «народность» и «простонародность». Белинский решительно восставал против «простонародности», т.е. ложной народности, которая, по его мнению, выражается в использовании фольклора, против любования жизнью народа с ее отсталостью и темнотой. Сравнивая поэзию русского народа с мировым фольклором, Белинский отводил ей одно из первых мест: «Наша народная поэзия не уступит в богатстве ни одному народу в мире и только ждет трудолюбивых деятелей, которые собрали бы ее сокровища, таящиеся в памяти народа».

ИЛИ

XIX век был ознаменован декабристской фольклористикой. Декабристы издавали альманах “Русская старина” (1825), издателем был декабрист А. Корнилович, записи В.Д. Сухорукова. В течение всего века активно развивается экспедициональный подход – собирательство фольклора этнографическими и фольклористическими обществами.

В 30-х и 40-х годах XIX века наряду с развитием прогрессивных идей отчетливо обозначаются консервативные тенденции в собирании и изучении фольклора. Они связаны с официальной народностью и славянофильством. Министр С. Уваров вывел формулу о единстве “православия, самодержавия, народности”. Печать официальной народности лежит на трудах ряда ученых, в наибольшей мере она чувствуется в работах И.М. Снегирева, И.П. Сахарова, А.В. Терещенко. Наибольший интерес представляют книги профессора Московского университета И.М. Снегирева. В начале 1830-х годов он издал исследование “Русские в своих пословицах”. Вышли книги И.П. Сахарова “Сказания русского народа о семейной жизни своих предков” в 2-х томах, “Песни русского народа” в 4-х томах, “Русские народные сказки”. А.В. Терещенко издал семь трудов “Быт русского народа”.

Вплоть до 40-х годов XIX века фольклористики как науки не существовало. Во второй половине XIX века в России не только развивается движение собирателей-фольклористов, но и формируются научные школы, имеющие отличные друг от друга основания понимания фольклора. Первая из них – Мифологическая школа фольклористики – утверждается в середине XIX века, связано это с именем Буслаева Ф.И. Он отрицательно относился к славянофильству и демократическому направлению и предлагал отстраниться от политической борьбы. Буслаев также снимал проблему воспитательного значения народной поэзии в современных условиях и сосредоточил внимание на прошлом. Он называл своими учителями братьев Гримм, считал миф первоосновой народного творчества, а дух народа проявленным в коллективном искусстве. Буслаев утверждал, что в фольклоре существуют древние и новые слои. Былины он делил на древнейшие (первобытные, мифические) и позднейшие (исторические). Древнейшие слои былин сохранили образы мифических богатырей (Микула Селянинович, Святогор), позднейшие – исторических лиц (Добрыня, Алеша). Буслаев был первым ученым, который ввел курс народной поэзии в университетское преподавание (1857).

Александр Николаевич Афанасьев – один из активистов фольклористического движения в России. Именно ему принадлежат первые научные издания устного народного творчества русского народа, издание сборника русских народных сказок.

Александр Афанасьевич Потебня – собиратель и исследователь. Примыкая к мифологической школе, А. Потебня в решении ряда вопросов расходился со взглядами других ее представителей. Он утверждал, что в создании мифа и поэтического образа огромную роль играет слово.

Историческая школа фольклористики образуется также в XIX веке, ее основатель – В.Ф. Миллер, профессор Московского университета. Из молодых ученых к этой школе примыкали С.К. Шамбинаго, М. Сперанский, Марков и др. К направлению данной научной школы принадлежат работы В. Тредиаковского, Кантемира, Веселовского. Основной вопрос фольклористики в контексте исторической школы – влияние истории народа на формы его творчества. Представители исторической школы активно вели собирательскую работу, организовывая экспедиции. Особый интерес для представителей этой школы представляли “сказители” – носители фольклора.

Со второй половины XIX в. и практически до наших дней русская фольклористика имеет три основных приоритетных на- правления. Это, во-первых, работа с живой традицией: фиксация текстов в непосредственном бытовании с особым вниманием к личности исполнителя и его мастерству (так называемая «русская школа», восходящая к собирательской практике А.Г. Гильфердин- га и позднее братьев Б.М. и Ю.М. Соколовых); во-вторых, «исто- рическая поэтика» и компаративистика (их становление связано с именем академика А.Н. Веселовского); в-третьих, этнолингви- стика и лингвопоэтика, у истоков которых стоял великий русский и украинский ученый А.А. Потебня.

Программа “Фольклор в произведениях русских писателей XIX в.”

Разделы: Литература

Фольклор, самобытная национальная основа литературы в момент её зарождения, продолжает оставаться плодородной почвой, питающий литературу в её последующем развитии.

Читать еще:  Кто главный горой повести Шинель? Каков его характер и образ жизни? Против чего направлена повесть и как в ней рассказывается тема возмездия.

Начиная со «Слова о полку Игореве» и кончая творчеством современных поэтов и писателей русское устное народно-поэтическое творчество было неисчерпаемым источником идей, образов, сюжетов, поэтических средств, обогащавших литературу и приближавших её к народу. Обращаясь к проблеме влияния фольклора на русскую литературу XIX века, учитель сможет решить не только учебные, но и воспитательные задачи.

Основной целью факультативного курса является знакомство учащихся с фольклором как особой художественной системой и формирование у них представлений об особенностях использования фольклора русских писателей XIX века. Материал курса поможет подвести школьников к пониманию особенностей творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом. В связи с тем, что данный факультативный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, ещё не обладающих достаточными историко-литературными познаниями, его изложение должно быть предельно конкретным, ясным, доходчивым. Очень важно, чтобы учитель, ведущий этот курс, ориентировался преимущественно на тот запас знаний художественной литературы, которым владеют ученики 9-х классов. В то же время обращение к указанной проблеме в 9-х классах предполагает углубленное изучение учащимися таких жанров устного народного творчества, как сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки.

Содержание курса составляет ряд художественных произведений XIX века, которые ярко подтверждают обращение русских писателей к сюжетам, образам и приемам устного народного творчества. Курс также предусматривает использование таких методов изучения, как анализ текста различных жанров, редактирование собственных высказываний, создание собственного произведения, основанного на фольклорном материале.

Чтобы уменьшить трудности, естественно возникающие из несоответствия между большим объемом материала и ограниченным количеством часов для его изучения, учитель должен привести в целостную систему лекционный курс и практические задания. В лекциях следует раскрывать в первую очередь наиболее существенные и трудные проблемы, касающиеся жанрового многообразия устного народного творчества, а также отдельных художественных произведений. Большинство практических занятий целесообразно посвятить изучению художественных текстов, особенно В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова.

Учащиеся должны получать хорошо продуманные, четко разработанные задания на дом. На занятия они должны являться с анализом предложенного им материала, с результатами и выводами в форме кратких сообщений и докладов, а также с образцами собственных произведений (творческие задания).

Необходимо уделять больше внимания выразительному чтению, работе по осмыслению прочитанного, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы; особенно важно прививать навыки самостоятельно творческого изучения фольклорных и литературных произведений.

Курс ориентирован прежде всего на учащихся, интересующихся вопросами литературоведения. Но наряду с этим курс может преподаваться и учащимся непрофильных классов, что будет способствовать повышению их общей культуры.

Содержание программы

Тема 1. Жанровое многообразие устного народного творчества. Влияние фольклора на развитие литературы

Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Сказка – самый популярный жанр народного творчества. Виды сказок (волшебные, о животных, бытовые). Отражение в сказке народных идеалов.

Былина – жанр устного народного творчества. Героико-патриотические сказания о богатырях и исторических событиях. Герои былин.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. В фольклоре возникает одновременно с мелодией. Литературная песня чаще всего создается как стихотворение, которое позднее кладется на музыку. Литературная песня возникла как продолжение и творческое развитие фольклорной.

Малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки, частушки). Отражение в них знания, жизненного опыта и мудрости десятков поколений.

Тема 2. В.А. Жуковский. Фольклорные мотивы в балладе «Светлана»

Баллада – эпическая песня. Деление жанра на тематические группы: любовные, семейные, исторические, социально-бытовые.

Интерес В.А. Жуковского к «милой старине», использование в произведениях народных обычаев, поверий.

Изображение картин новогодних гаданий в балладе «Светлана».

Тема 3. Фольклорная основа произведений А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка»

Фольклорная основа поэмы «Руслан и Людмила». Близость поэмы к миру народной сказки

Повесть «Капитанская дочка». Использование народных песен, пословиц в эпиграфах к повести и к каждой главе в отдельности. Использование загадки в её древнейшей функции – в качестве тайной речи, народной песни (любимая песня Пугачева).

Аллегорический смысл сказки об орле и вороне.

Тема 4. М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб, созданная на основе фольклора Закавказья

Непривычная лексика и синтаксис сказочного текста. Сопоставление турецкой сказки с русскими сказками. Работа с иллюстрациями к сказке.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Близость поэмы к устному народному творчеству. Описание кулачного боя. Наблюдение за особенностями языка и поэтического стиля. Отражение фольклора Пензенской области в поэме (тарханские материалы).

Тема 5. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Интерес писателя к легендам, преданиям, народным поверьям, придающим особую романтическую окраску своему повествованию.

«Ночь перед Рождеством», элементы сказочной фантастики в повести. Стремление автора передать духовную нравственную красоту народа, образы Вакулы, Оксаны.

«Вечера накануне Ивана Купала» – фольклорный сказ, описание обрядов.

Тема 6. Н.А. Некрасов. «Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – подлинно народное произведение

Мастерство Н.А. Некрасова в изображении характерных человеческих типов. Обращение к фольклорным жанрам: сказкам, песням, пословицам, поговоркам, загадкам, а также к былинным мотивам. Образ Савелия, богатыря святорусского.

Тема 7. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки

Развитие Салтыковым-Щедриным традиций фольклора в решении сатирической тематики.

Сказки «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Коняга». Сказочный зачин, лексика, троекратный повтор, сказочная фантастика. Гипербола, гротеск, пародия.

Тема 8. А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный»

Приемы устного народного творчества в романе, передающие дух эпохи Ивана Грозного, помогающие создать образцы-типы людей прошлого (князь Серебряный, Елена Дмитриевна, боярин Морозов, Иван IV и другие). Жанры сказки, былины, песни, переработанные А.К.Толстым.

Примерное планирование факультативного курса

Источники:

http://studopedia.net/6_17370_stanovlenie-nauchnoy-folkloristiki-v-I-oy-polovine-XIX-v-russkie-pisateli-sobirateli-folklora.html
http://poisk-ru.ru/s22256t10.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606490/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии