6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сравнение произведений классицизма и сентиментализма. Просвещение и распространение знаний

Сравнение произведений классицизма и сентиментализма. Просвещение и распространение знаний

Развитие сентиментализма в эпоху Просвещения

Во второй половине XVIII века просветительская идеология переживает тяжелые испытания. Все более обнаруживаются противоречия, антигуманистическая сущность буржуазного общества, ‘на которое возлагали надежды теоретики Просвещения. В Англии происходит промышленный переворот, сопровождающийся разорением широких масс крестьян и ремесленников. Рушились прогнозы просветителей относительно торжества царства свободы, равенства и братства. В этих исторических условиях формируется сентиментализм — своеобразное идейное течение и особое направление в просветительской литературе.

Сентименталисты скептически относятся к разуму, подвергают сомнению его право на руководство историческим процессом, так как исторический ход событий не подтвердил блестящих обещаний просветителей. Единственным средством познания действительности они объявляют чувство, а наиболее ценным качеством человека считают «чувствительность».

Тем не менее, сентиментализм не един. В его русле обнаруживаются два потока. В одном вода бурлит и пенится, в другом течет медленно и спокойно. Сентименталисты делятся на два «разряда»: активных и пассивных. Активное, наиболее демократическое крыло представлено Руссо и немецкими портами «бури и натиска»; Пассивную группу составляют английские писатели (Стерн, Томсон, Грей, Юнг и др., «правые» руссоисты и т. д.). Тех и других сближает критический взгляд на феодальное общество, на буржуазный прогресс, культ природы и «естественного человека». Но они существенно расходятся в своей положительной программе.

Активные сентименталисты, выражая бунтарские настроения масс, поднимают голос протеста против социального гнета, против дворянской культуры, ставят вопрос о преобразовании общественных отношений в соответствии с потребностями народа. Их учение толкало на революционные действия. На теорию Руссо опирались в своей деятельности многие вожди Великой французской революции.

Пассивные сентименталисты стремятся принципиально отойти от политики, от общественной борьбы. Они не доверяют политическим доктринам. В век острых, тревожных и непонятных им социальных изменений они хотят найти спасение в «частной жизни», в мире сердца и души. Однако сентиментализм даже в его пассивном варианте не выходит полностью за пределы просветительской идеологии. Сентименталисты в своем творчестве подвергли критике развращенность, бессердечие дворянства, расчетливость, холодный практицизм буржуазии. Их симпатии всецело — на стороне трудового народа, который в общении с природой сохранил чистоту нравов и высокую человечность. Все сентименталисты разделяли просветительскую идею о внесословной ценности человеческой личности. В период сентиментализма она получила даже наиболее широкое признание. Прогрессивное значение ее было велико. Она требовала уважения к простому человеку, пробуждала в народе чувство собственного достоинства.

В смысле демократизации литературы сентименталисты сделали даже шаг вперед в сравнении с Дидро и Лессингом. Их героями часто являются крестьяне, ремесленники и люди, близкие им по строю своих мыслей и чувств. В раскрытии душевной нравственной красоты простых тружеников состоит серьезная заслуга сентиментализма.

Но в какой-то мере творчество писателей сентиментальной настроенности есть и отход от лучших художественных завоеваний просветительской литературы. В нем нет острой постановки больших общественных вопросов, нет широкого охвата явлений действительности. Даже в повествовательных жанрах события развертываются в рамках одной семьи, а конфликты носят сугубо моральный характер.

Правда, интерес к моральным проблемам был характерен и для реалистов XVIII века, но он не заслонял внешнего мира, который широко вводился в повествование. В реалистических романах Фил-динга, Смоллетта герои постоянно находятся в движении, странствуют по дорогам Англии и всего света, испытывают всевозможные приключения, что давало возможность создавать широкие эпические полотна. В «Сентиментальном путешествии» Стерна герой также путешествует по Франции, но в романе нет эпических зарисовок, в центре внимания постоянно оказываются лишь незначительные переживания Йорика.

Читать еще:  Учебное пособие по курсу Сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ ⇒ Библиотека Сергея Барышникова ۩. Названия белых клавиш фортепиано

Предметом изображения писателей-сентименталистов является человек, взятый со стороны жизни сердца и души. Их мало интересует действительность в ее сложнейших противоречиях. Они изучают и исследуют, прежде всего, чувства людей; изображают их скромные домашние радости и невзгоды.

Сентиментально настроенный герой обычно не выходит за пределы семейных отношений. Его замкнутость носит принципиальный характер. От натиска времени он стремится укрыться в семье, которая им рассматривается как крепость, способная выдержать любые потрясения истории. Политический индифферентизм характерен, прежде всего, для пассивных сентименталистов.

Жизнь души и сердца находится в центре внимания и активных сентименталистов. В романе Руссо «Новая Элоиза» все нити повествования стянуты к одному сюжетному узлу — любви учителя Сен-Пре и аристократки Юлии д’Этанж. В произведении нет конкретного изображения общественной жизни. Герои, по существу, выключены из сферы «прозаического существования». Они раскрываются только в своих высоких духовных стремлениях.

Правда, Руссо не ограничивается анализом любовных переживаний. Он активно вторгается в современность, выражает свое мнение о многих актуальных вопросах современной ему эпохи. Он защищает идею внесословной ценности человеческой личности, высказывает свой взгляд на воспитание детей, на развитие театра и музыки и т. д. Но все это делается попутно, в форме деклараций или целых трактатов и не всегда органически входит в художественную ткань романа.

Руссо, раскрывая духовную красоту Юлии и Сен-Пре, ищет истоки их трагического положения в окружающей их среде, которая ставит на пути к их сближению всевозможные преграды. Отсюда проблема счастья в «Новой Элоизе» увязывается с вопросом изменения общественных отношений. «Сентиментальность» Руссо сложна и социально активна. Писатель не только восхищается Юлией и Сен-Пре, он испытывает скорбь при виде их страданий и выражает свой гнев против ложной феодальной морали.

Революционный характер сентиментализма Руссо особенно ярко обнаруживается там, где автор «Новой Элоизы» говорит о тяжелой доле французских крестьян. Его чувства достигают здесь наивысшего накала. В них смешаны и любовь к народу и ненависть к его поработителям — «бесчеловечным владельцам». Слово «сентиментализм» не однозначно. Оно употребляется в двух основных смыслах: с одной стороны, означает разновидность просветительской идеологии, а с другой,— определенный художественный метод. Как для течения общественной мысли для него характерны культ чувства, природы, признание внесословной ценности человеческой личности, скептическое отношение к разуму и т. д. Но такого рода «сентиментальные» идеи могут быть воплощены в различных художественных формах. Например, в Германии в 40— 50-е годы XVIII века вышло немало трагедий, написанных по правилам эстетики классицизма, но действовали в них типично сентиментальные герои.

Сентиментальной настроенностью могут отличаться и реалистические произведения. Показательный пример тому— «Страдания молодого Вертера» Гёте. По кругу своих интересов, по стилю своего поведения Вертер — несомненно, юноша сентиментального типа, но как художественный образ он создан в традициях реалистического искусства, на основе обобщения исторически конкретных явлений действительности. Гёте рассказал не только о несчастной любви Вертера к Лотте, он раскрыл его конфликт с «высшим светом», изображенным ярко, в соответствии с жизненной правдой. Поэтому «Страдания молодого Вертера» нужно считать произведением просветительского реализма, поскольку сентиментализм, рассматриваемый в идейном плане, есть одно из ответвлений просветительской идеологии.

Собственно к «сентиментальной литературе» следует относить творчество тех писателей, которое «сентиментально» не только по своей идейной направленности, но и по своему художественному методу, т. е. где чувствительный герой изображен в сфере своих переживаний, вырван из социальных связей, раскрыт только в «человеческом», а не «гражданском» содержании.

По своему художественному методу сентиментализм близок к романтизму, но разница есть. Романтики, в отличие от сентименталистов, выводят своих героев на большие дороги истории, заставляют их размышлять о судьбах человечества и принимать активное участие в общественно-политической борьбе.

Сравнение классицизма и сентиментализма

Сравнение классицизма и сентиментализма. Основные черты. Классицизм. Сентиментализм. Основной пафос. Культ разума. Культ чувства. Взаимоотношения личности и государства. Человек-гражданин, интерес к государственным деятелям. Приоритет личной жизни, интерес к простому человеку. Изображение героя. Внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера. Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера. Авторская позиция. Объективность повествования. Субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции. Ведущие жанры. Ода, трагедия, комедия. Повесть, дневник, письма, песня, романс. Роль литературы. Поучать, воспитывать. Сострадать, пробуждать лучшие чувства. Нормированность. Строгие правила. Нарушение норм; культ природы; элементы психологизма. 14.

Читать еще:  Пьер корнель. Корнель Пьер - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Слайд 14 из презентации «Русский сентиментализм Карамзина». Размер архива с презентацией 785 КБ.

«Жизнь и творчество Короленко» — Владимир Галактионович Короленко. Отец , по воспоминаниям писателя, отличался «донкихотской. Творчество В.Г.Короленко. знакомится с Л.Толстым, А.Чеховым, Н.Чернышевским, М.Горьким. Народничество – движение разночинной интеллигенции в России конца 19 — начала 20 века. «Слепой музыкант». Лев Толстой о статье «Бытовое явление». «… И всё-таки впереди – огни!» В.Г.Короленко. Сибирские рассказы. «На затмении», «За иконой» (1887), «Птицы небесные» (1889), «На Волге» (1892).

«Кольцов «Песня пахаря»» — Алексей Васильевич Кольцов. Мясоедов «Косцы». Памятники А.В.Кольцову в Воронеже. Улица Кольцовская. Литературный вечер у П.А.Плетнева. А.В.Кольцов и его эпоха в стихотворении «Песня пахаря». Конь-пахарь. Вольготное Придонье. Григорий Мясоедов «Страдная пора». Фильм. Н.К.Рерих. Композиторы. Воронеж. Великие люди.

«Юрий Казаков «Тихое утро»» — Значения. Рига. Тихое утро. Сценка. Сведения об авторе. Луг. Работа по вопросам. Чувства и переживания. Рассказы. Оттопыренный палец. Галоши. План рассказа. Незнакомые слова. Роль описаний природы. Заполните таблицу.

««12 подвигов Геракла» Кун» — Третий подвиг Геракла. Геракл направил свой лук на самого Гелиоса. Личное впечатление. Николай Альбертович Кун. Двенадцатый подвиг Геракла. По совету прометея Геракл послал его за яблоками. Седьмой подвиг Геракла. В битве кентаврам пришла на помощь их мать. Девятый подвиг Геракла. Шестой подвиг Геракла. Утомленный борьбой, Геракл заснул. Второй подвиг Геракла. 12 подвигов Геракла. Пятый подвиг Геракла.

«Русский сентиментализм Карамзина» — Николай Михайлович Карамзин. Свойства поэтического языка. Первый печатный труд. Природа. Особенности русского сентиментализма. Сравнение классицизма и сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Произведение довольно слабое. Представители сентиментализма. Н.М.Карамзин. Сентиментализм. Девическая жизнь героини. Литературное направление. Классицизм. Основная тематика. Жанры. Черты сентиментализма. Сентиментализм в России.

«Владимир Галактионович Короленко» — 3) Что взял Вася у Сони, что бы поднять больной Марусе настроение? Короленко родился в Житомире в семье уездного судьи. Владимир Галактионович Короленко. 2) Как звали сестру Васи? В.Г. Короленко родился 15 июля 1853 года. Дата смерти. 1) Где происходят действия? Житомирский дом. Повести и рассказы. Короленко умер в 1921 году.

Классицизм — это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм — это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus — образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века — в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна — или «неоклассицизм» — приходится на вторую половину XVIII — начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию — у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии — на век позже.

Конец XVIII — начало XIX века

Конец XVIII — середина XIX века

Конец XIX- начало XX века

Идеи классицизма

Рене Декарт Источник: Wikimedia

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности — философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель — «увеселяя научать».

Читать еще:  Женские образы в отцы и дети. Сочинение на тему Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» читать бесплатно

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним — элегии, драмы и сатира, а низким — комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784) Источник: Wikimedia

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой — конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

Михаил Ломоносов Источник: Wikimedia

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость. Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику. Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» — первую систему «метров» русского стихосложения.

В архитектуре

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы. Источник: Wikimedia

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы — его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма. Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования — это «сталинский ампир» в Москве.

Источники:

http://www.winstein.org/publ/10-1-0-518
http://5literatura.net/K/Russkij-sentimentalizm-Karamzina/014-Sravnenie-klassitsizma-i-sentimentalizma.html
http://www.anews.com/p/119181573-klassicizm-ehto-idei-i-cherty-klassicizma-klassicizm-v-literature-russkij-klassicizm/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector