Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать? Самое болезненное поражение может быть лучшим уроком. Сделай паузу чтобы не наломать дров

Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать? Самое болезненное поражение может быть лучшим уроком. Сделай паузу чтобы не наломать дров

Переживание поражения в спорте
Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

Переживание поражения в спорте

Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!».

Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта.

Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности.
Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию.

После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

1. Необходимо определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

2. Следующим шагом необходимо назвать 1–2 конкретные проблемы, которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

3. Исключить употребление слова «не повезло». Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок».

В практике встречаются ситуации, когда несколько соревнований подряд спортсмен проигрывает, и при этом ни спортсмен, ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении. (Не задумываясь о том, что если делать все также как всегда, то и получится, то же, что всегда.) Какие-то подозрения по поводу причин неудач у спортсмена и тренера, как правило, есть, может быть, он не считает их обоснованными или отказывается самому себе признаться в них. Такие предположения должны быть высказаны, хотя бы для того, чтобы быть опровергнутыми.

4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

5. Воспитывать в себе психологическое принятие ошибки, установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Необходимо ставить перед собой следующие вопросы.

Пример: «Над чем нужно работать? Что мешает достичь цели? Что делаю, обнаружив ошибку?»

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия.

Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

«Пропустил соревнования из-за травмы», «не успел восстановиться…», «сезон насмарку», «завершил спортивную карьеру из-за травмы». Как часто мы слышим эти слова от спортсменов самого разного уровня, тренеров, телевизионных комментаторов, и как редко мы задумываемся об истинном смысле этих слов. Как мало мы знаем о причинах травм и об их последствиях. Как сильно они ранят не только тело, но и душу спортсмена…

Например, фигурное катание входит в первую десятку наиболее травматичных видов спорта. И причиной тому является не только все возрастающая техническая сложность. Особенности самого вида спорта, требующего одновременной демонстрации высокой точности движений в сочетании с выразительностью и эмоциональностью катания, субъективная оценка выступления, высокая цена сорванного элемента, создают дополнительные нагрузки на психику фигуриста.

Традиционно основными причинами травм принято считать физические факторы, такие как мышечный дисбаланс, падения при выполнении элементов, столкновения на высокой скорости, перетренированность, физическое переутомление и т.д. Но мало кто задумывается о психологическом компоненте травм, которые играют отнюдь не последнюю роль.

Читать еще:  Петя Ростов в партизанском отряде (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»). Проверка работы в группах

Реальность сегодняшнего спорта такова, что, приходя на каток в 4-5 лет «для здоровья», юный фигурист (да и представитель любого другого вида спорта) невольно включается в погоню за результатами. Причем как это не печально, помимо требовательного тренера, существует определенная категория родителей старательно делающих из своего чада «звезду». Ребенку внушают, что он должен завоевать, достичь, выиграть. тем самым, загоняя его в невротическое состояние. Настроенный таким образом фигурист выходит на лед с чувством страха, боясь не оправдать ожидания тренера или родителей. Он находится в постоянном нервном и, как следствие, мышечном напряжении, что является одним из основных источников травм.

По мере взросления и роста спортивного мастерства к вышеуказанным стрессорам начинают добавляться бытовые и личностные проблемы. В подростковом возрасте физические нагрузки спортсмена-фигуриста возрастают в разы. Ко всему прочему этот возраст является периодом высоких психических нагрузок, т.к. формирующееся здесь «чувство взрослости» постоянно толкает подростка к самоутверждению, а возможностей и умений для этого у него еще не достаточно. Отсюда его конфликтность и противоречивость.

На первый взгляд может показаться странным, но именно конфликты как межличностные, так и внутриличностные являются важнейшим психологическим фактором, повышающим вероятность спортивных травм. Напряженные отношения с тренером, партнером, родителями напрямую влияют на концентрацию, собранность спортсмена на льду. Внутриличностный конфликт осложняется тем, что он чаще всего не заметен окружающим, что затрудняет его разрешение. Например, спортсмен стоит перед выбором: закончить спортивную карьеру или продолжить. В этом случае все его мысли заняты взвешиванием «за» и «против», внимание рассеивается, нервное напряжение передается мышцам, тело «перестает слушаться» и… Таким образом, внутренний конфликт разрешается травмой. В ситуации, когда повреждение не тяжелое, спортсмен получает паузу, чтоб отдохнуть и подумать. В случае серьезной травмы он вынужден закончить карьеру, тогда дилемма решается сама собой.

Выходя на уровень высшего спортивного мастерства, спортсмен, как правило, сталкиваются с обострением уже хронических, не долеченных травм. В спорте редки случаи, когда у человека есть возможность долечиться до полного выздоровления. Причин тому множество, начиная от высокого уровня мотивации, заканчивая давлением со стороны ближайшего окружения. Невосстановленность как физическая, так и психологическая влечет за собой страх повторения травмы. Появляется неуверенность, особенно перед элементом, при выполнении которого и было получено повреждение. Неуверенность в сочетании с негативными мыслями и нарушениями мышечного тонуса, как ни печально, опять приводит к травме.

Как же спортивная психология объясняет, почему вышеописанные стрессовые ситуации служат причиной травм? Во-первых, ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности. Что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания. Также снижается способность анализировать ситуацию. И, наконец, нарушение концентрации внимания вынуждает спортсмена обращать внимание на посторонние объекты, допускать мысли, напрямую не относящиеся к делу.

Во-вторых, увеличение уровня тревоги приводит к повышению мышечного напряжения и нарушает координацию, движения становятся скованными, появляется «торможение» при восприятии информации. В этом случае от спортсмена можно услышать такие фразы, как «тело не слушается», «ноги деревянные». Все это повышает вероятность травмы.

Травма – это серьезное испытание силы воли спортсмена. То, как человек реагирует на травму, зависит больше от его индивидуальных особенностей: одним спортсменом серьезное повреждение может переноситься достаточно легко и не иметь негативных последствий. Тогда как для другого даже небольшая травма – это целая трагедия.

Наиболее типичной, «нормальной», реакцией большинства людей на травму является реакция огорчения, которая включает в себя несколько этапов. Сразу после произошедшего человек не верит в то, что произошло, пытается отрицать сам факт получения травмы. Затем, после осознания, наступает второй этап – этап гнева, когда спортсмен начинает ругать и винить себя и окружающих. Далее идет «заключение сделки». Например, спортсмен может пообещать, что, если ему «повезет» быстро восстановиться, он будет тщательнее разминаться, усерднее тренироваться, станет внимательнее и т.п. На четвертом этапе происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Этот этап опасен возможностью появления депрессивных настроений. Пятая фаза — фаза принятия, когда спортсмен выходит из депрессии и готов сосредоточить свои силы на реабилитации и возвращении к физической активности.

Скорость прохождения всех пяти этапов может колебаться от 1-2 дней до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Это обязательные этапы, которые проходит каждый травмированный спортсмен, различной может быть лишь их продолжительность. Но порой травма сопровождается крайне негативными психологическими последствиями, например, такими как раздражительность, подавленность, повышение уровня страха и тревожности. Фигурист беспокоится о том, сможет ли он восстановиться, не получит ли повторной травмы. Снижение уверенности в себе может привести к снижению мотивации, падению самооценки. У травмированного спортсмена обостряются внутриличностные конфликты, может возникать неконтролируемое вторжение навязчивых мыслей о травмирующей ситуации. Однако с помощью определенных психокоррекционных воздействий можно сократить сроки прохождения указанных этапов, мобилизовать спортсмена, предотвратить развитие патологической реакции, не давая ему зацикливаться на своей беде.

Травма – это всегда остановка, это время сомнений, страхов, переоценки реальности. Однако именно в этот период может быть выработана новая стратегия подготовки и поведения фигуриста на соревнованиях. Вынужденная пауза может дать как толчок к переходу на следующий этап в развитии спортивного мастерства, так и свести на нет усилия и достижения прошлых лет. У тренера всегда есть возможность помочь своему спортсмену выйти из этого кризиса победителем. Вне зависимости от того появились ли симптомы «негативного» реагирования тренеру необходимо применять некоторые методы психокоррекционного воздействия. Правда, предварительно стоит трезво оценить, сможет ли он самостоятельно влиять на спортсмена или же потребуется помощь специалиста.

К сожалению, спорт всегда сопряжен с травмами. Однако это не повод впадать в депрессию и ставить на себе крест. Травма – это опыт, очень важный опыт преодоления боли, страхов, сомнений. Используйте это время для размышлений о том, что следует изменить в вашей жизни, что привело к травме и тем самым предохранить себя от подобных неприятностей. Ведь травма не трагедия, а повод подумать!

Статьи

Авторские статьи наших специалистов

Травма – трагедия или повод подумать?

«Пропустил соревнования из-за травмы», «не успел восстановиться…», «сезон насмарку», «завершил спортивную карьеру из-за травмы». Как часто мы слышим эти слова от спортсменов самого разного уровня, тренеров, телевизионных комментаторов, и как редко мы задумываемся об истинном смысле этих слов.

Как мало мы знаем о причинах травм и об их последствиях. Как сильно они ранят не только тело, но и душу спортсмена.

Травма – сигнал организма, что он еще не готов или уже не может выдерживать те нагрузки, которые на него возложены. При этом нагрузки могут быть не только физическими, но и психологическими.

Фигурное катание входит в первую десятку наиболее травматичных видов спорта. И причиной тому является не только все возрастающая техническая сложность. Особенности самого вида спорта, требующего одновременной демонстрации высокой точности движений в сочетании с выразительностью и эмоциональностью катания, субъективная оценка выступления, высокая цена сорванного элемента, создают дополнительные нагрузки на психику фигуриста.

Читать еще:  Люди холопского звания (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). «Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н

Традиционно основными причинами травм принято считать физические факторы, такие как мышечный дисбаланс, падения при выполнении элементов, столкновения на высокой скорости, перетренированность, физическое переутомление и т.д. Но мало кто задумывается о психологическом компоненте травм, которые играют отнюдь не последнюю роль.

Реальность сегодняшнего спорта такова, что, приходя на каток в 4-5 лет «для здоровья», юный фигурист невольно включается в погоню за результатами. Причем как это не печально, помимо требовательного тренера, существует определенная категория родителей старательно делающих из своего чада «звезду». Ребенку внушают, что он должен завоевать, достичь, выиграть. тем самым, загоняя его в невротическое состояние. Настроенный таким образом фигурист выходит на лед с чувством страха, боясь не оправдать ожидания тренера или родителей. Он находится в постоянном нервном и, как следствие, мышечном напряжении, что является одним из основных источников травм.

По мере взросления и роста спортивного мастерства к вышеуказанным стрессорам начинают добавляться бытовые и личностные проблемы. В подростковом возрасте физические нагрузки спортсмена-фигуриста возрастают в разы. Ко всему прочему этот возраст является периодом высоких психических нагрузок, т.к. формирующееся здесь «чувство взрослости» постоянно толкает подростка к самоутверждению, а возможностей и умений для этого у него еще не достаточно. Отсюда его конфликтность и противоречивость.

На первый взгляд может показаться странным, но именно конфликты как межличностные, так и внутриличностные являются важнейшим психологическим фактором, повышающим вероятность спортивных травм. Напряженные отношения с тренером, партнером, родителями напрямую влияют на концентрацию, собранность спортсмена на льду. Внутриличностный конфликт осложняется тем, что он чаще всего не заметен окружающим, что затрудняет его разрешение. Например, фигурист стоит перед выбором: закончить спортивную карьеру или продолжить. В этом случае все его мысли заняты взвешиванием «за» и «против», внимание рассеивается, нервное напряжение передается мышцам, тело «перестает слушаться» и… Таким образом, внутренний конфликт разрешается травмой. В ситуации, когда повреждение не тяжелое, спортсмен получает паузу, чтоб отдохнуть и подумать. В случае серьезной травмы он вынужден закончить карьеру, тогда дилемма решается сама собой.

Выходя на уровень высшего спортивного мастерства, фигуристы, как правило, сталкиваются с обострением уже хронических, не долеченных травм. В спорте редки случаи, когда у человека есть возможность долечиться до полного выздоровления. Причин тому множество, начиная от высокого уровня мотивации, заканчивая давлением со стороны ближайшего окружения. Невосстановленность как физическая, так и психологическая влечет за собой страх повторения травмы. Появляется неуверенность, особенно перед элементом, при выполнении которого и было получено повреждение. Неуверенность в сочетании с негативными мыслями и нарушениями мышечного тонуса, как ни печально, опять приводит к травме.

Как же спортивная психология объясняет, почему вышеописанные стрессовые ситуации служат причиной травм?

Во-первых, ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности. Что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания. Поле внимания сужается, и фигурист уже не в состоянии контролировать площадку в достаточной степени, что может привести к столкновениям с другими находящимися на льду спортсменами. Также снижается способность анализировать ситуацию. В этом случае фигурист «зацикливается» на какой-то ошибке, не реагируя на указания тренера. И, наконец, нарушение концентрации внимания вынуждает спортсмена обращать внимание на посторонние объекты, допускать мысли, напрямую не относящиеся к делу.

Во-вторых, увеличение уровня тревоги приводит к повышению мышечного напряжения и нарушает координацию, движения становятся скованными, появляется «торможение» при восприятии информации. В этом случае от спортсмена можно услышать такие фразы, как «тело не слушается», «ноги деревянные». Все это повышает вероятность травмы.

Если травма – свершившийся факт

Травма – это серьезное испытание силы воли спортсмена. То, как человек реагирует на травму, зависит больше от его индивидуальных особенностей: одним спортсменом серьезное повреждение может переноситься достаточно легко и не иметь негативных последствий. Тогда как для другого даже небольшая травма – это целая трагедия.

Наиболее типичной, «нормальной», реакцией большинства людей на травму является реакция огорчения, которая включает в себя несколько этапов. Сразу после произошедшего человек не верит в то, что произошло, пытается отрицать сам факт получения травмы. Затем, после осознания, наступает второй этап – этап гнева, когда спортсмен начинает ругать и винить себя и окружающих. Далее идет «заключение сделки». Например, фигурист может пообещать, что, если ему «повезет» быстро восстановиться, он будет тщательнее разминаться, усерднее тренироваться, станет внимательнее и т.п. На четвертом этапе происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Этот этап опасен возможностью появления депрессивных настроений. Пятая фаза – фаза принятия, когда спортсмен выходит из депрессии и готов сосредоточить свои силы на реабилитации и возвращении к физической активности.

Скорость прохождения всех пяти этапов может колебаться от 1-2 дней до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Это обязательные этапы, которые проходит каждый травмированный спортсмен, различной может быть лишь их продолжительность. Но порой травма сопровождается крайне негативными психологическими последствиями, например, такими как раздражительность, подавленность, повышение уровня страха и тревожности. Фигурист беспокоится о том, сможет ли он восстановиться, не получит ли повторной травмы. Снижение уверенности в себе может привести к снижению мотивации, падению самооценки. У травмированного спортсмена обостряются внутриличностные конфликты, может возникать неконтролируемое вторжение навязчивых мыслей о травмирующей ситуации. Однако с помощью определенных психокоррекционных воздействий можно сократить сроки прохождения указанных этапов, мобилизовать спортсмена, предотвратить развитие патологической реакции, не давая ему зацикливаться на своей беде.

«То, что не убивает, делает нас сильнее»

Травма – это всегда остановка, это время сомнений, страхов, переоценки реальности. Однако именно в этот период может быть выработана новая стратегия подготовки и поведения фигуриста на соревнованиях. Вынужденная пауза может дать как толчок к переходу на следующий этап в развитии спортивного мастерства, так и свести на нет усилия и достижения прошлых лет. У тренера всегда есть возможность помочь своему спортсмену выйти из этого кризиса победителем. Вне зависимости от того появились ли симптомы «негативного» реагирования тренеру необходимо применять некоторые методы психокоррекционного воздействия. Правда, предварительно стоит трезво оценить, сможет ли он самостоятельно влиять на спортсмена или же потребуется помощь специалиста.

Некоторые рекомендации тренеру

  • Травмированный спортсмен как никогда нуждается в поддержке значимых для него людей. Многие чувствуют себя никчемными после полученного повреждения. Травмированный фигурист осознает, что не вносит своего вклада в копилку побед, а, следовательно, чувствует себя не нужным. Это усугубляет чувство вины и неуверенность в себе и может порождать межличностные конфликты. Обсудите с ним его страхи и тревоги. Постарайтесь понять, что он чувствует и поддержать его.
  • Помогите спортсмену понять, что спровоцировало травму. Важно не прятать проблему, а «вытащить» ее на сознательный уровень и наметить пути решения, возможно, обратившись к психологу.
  • Информируйте травмированного человека о том, чего следует ожидать в течение процесса реабилитации. Важно подготовить его к возможному возникновению рецидивов. Рецидивы – вполне нормальное явление, поэтому не следует впадать в панику.
  • Если спортсмен травмировался повторно, обратите его к прошлому опыту. Напомните ему, что он уже имеет мужественный опыт восстановления и возвращения в спорт. Данный прием поможет вселить уверенность и веру в собственные силы.

Но, конечно, все вышеперечисленное – это общие рекомендации, которые могут помочь спортсмену в большинстве случаев. Более точные, индивидуальные методы работы подберет лишь специалист.

Читать еще:  Стравинский игорь федорович. Игорь Стравинский: биография, интересные факты, творчество

К сожалению, спорт всегда сопряжен с травмами. Однако это не повод впадать в депрессию и ставить на себе крест. Травма – это опыт, очень важный опыт преодоления боли, страхов, сомнений. Используйте это время для размышлений о том, что следует изменить в вашей жизни, что привело к травме и тем самым предохранить себя от подобных событий и остановок на пути к достижению своих целей. Ведь травма не трагедия, а повод подумать!

Как пережить поражение

В жизни и бизнесе не все происходит гладко. В целом вообще все гладко никогда не происходит. Но порою в жизни происходит такое, что вообще ну полный провал. Ну вот полный. Это тогда когда хочется провалиться под землю. И вроде ты все старался делать, старался как мог, но не получилось. Ты пытался все исправить и не допустить провала, ты стремился к цели – но не получилось. Причем не просто не получилось – с треском не получилось. То на что надеялся и к чему стремился – получилось с точностью наоборот – это поражение.

Это одно из самых серьезных испытаний для человека – испытание поражением. В эти моменты личность человека проявляется самым ярким образом. Из оттенков серого оно становится черно-белым. Как пережить поражение и извлечь из него максимум оставаясь на яркой стороне жизни – несколько советов о том что делать в это очень непростое для вас время.

Сделай паузу чтобы не наломать дров

Если провал случился и уже ничего не исправишь надо сделать паузу. Скушать Твикс. Поезд ушел, гипс сняли – Клиент уехал. Все случилось. Дергаться и суетиться бессмысленно. Сделай вздох и успокойся. Не помогает один вздох, сделай несколько. Кровь еще кипит, в голове перебираешь события последних дней, часов, минут, пытаешься понять почему. Кто виноват, почему так произошло. В эти минуты в голове возникают образы того, что будет происходить дальше. Какой позор и все такое. Сейчас это не важно. Получилось то, что получилось. И этого уже не вернешь. Это не значит что тебе все равно. Если тебе все равно – это большая проблема в будущем. Но сейчас надо успокоиться иначе можно наломать дров. Самые большие дрова народ наламывает именно сразу после того, как понял что всё – это провал.

Завтра наступит завтра. И сегодняшние проблемы не будут уже казаться такими страшными. Уже будет ужас, ужас. А не ужас, ужас, ужас 🙂

Поэтому сделай паузу. Все самое плохое в прошлом. И это так – самая прелесть поражения, что хуже уже быть не может. И это хорошо.

Прояви достоинство

Оооо. Как я люблю наблюдать за людьми в таких ситуациях. Это такая лакмусовая бумажка. В эти моменты твои худшие черты характера и натуры пытаются сломать все оковы, порвать все ограничения. И если это происходит – вот это уже самое настоящее поражение. Это тотальный факап. Поэтому в такие моменты просто задавите в себе это усилием воли. Проявите свое достоинство. Это и уважение к тому, по чьей вине у тебя проблемы – противнику, конкуренту, начальнику. Это и уважение к тем, кто вокруг тебя был в этом деле.

Проявить достоинство гораздо легче если ты сделал паузу и успокоился. Просто намного легче. Но даже если ты не смог успокоиться и все кипит – прояви достоинство. Иначе будешь потом жалеть всю свою жизнь.

Тех кто проявляет достоинство в таких ситуациях – запоминают и им потом гораздо легче двигаться дальше. И это хорошо.

Поддержи других

Людям вокруг тебя, людям которые были с тобой вместе в этом проекте, деле, игре – им сейчас очень тяжело. Они, члены твоей команды, сейчас уязвимы как никогда. Именно в эти моменты и формируются по настоящему команды или разваливаются напрочь. В моменты переживания поражений. Поддержи своих, поддержи словом, шуткой и своим поведением. Это невероятно сложно. Но именно так проявляются настоящие лидеры и именно так формируются настоящие команды. Это очень сложно. Но как только ты преодолеешь этот барьер и начнешь в этот сложный момент это делать – тебе понравится. По себе знаю. И тебе понравится как многие из тех кто рядом с тобой – вместе с тобой и с твоей помощью переживают это поражение. Будут и те, кто не сможет себя преодолеть. Будут грубить, биться в истерике, совершать то, о чем потом будут сильно жалеть. Но это отличная лакмусовая бумажка для тебя. Такого ты никогда не узнаешь в обычной жизни. И это хорошо.

Извлеки уроки

Сразу делать выводы после поражения – неблагодарное занятие. Поэтому по прошествии времени, когда уже все улеглось, эмоции подутихли, все выговорились – нужно заняться разбором того, что же все-таки произошло. Обязательно проведите внутренний анализ почему это произошло. Без самобичевания и всего такого. Сам с собой. И извлеките уроки. Поверьте, самые лучшие уроки ты извлечешь именно из поражений. Собственных поражений. И старайся их не забывать. Потому что если ты совершаешь одну и туже ошибку дважды – это уже похоже на клинический случай. А такие случаи очень трудно поддаются лечению.

Поэтому извлекай уроки из этого уникального опыта. Они сделают тебя мудрее, гораздо более защищенным от будущих поражений и ошибок.

Получи удовольствие

В конце концов ты должен понять. Что поражение, такое горькое в момент его переживания, одно из самых лучших моментов в твоей жизни. Лучших с точки зрения твоего роста, лучших с точки зрения того, насколько это защищает тебя от дальнейших еще более громких поражений. За одного битого двух не битых дают. И это медицинский факт. Я, например, всегда боюсь принимать на работу людей у которых не было никаких поражений и все было гладко. Они либо врут, либо у них до этого все было хорошо. А значит это большой риск. Потому что люди пережившие поражение приобретают нечто такое, что по другому получить невозможно. Какой то иммунитет. Поэтому получите удовольствие от всего этого – вам сделали болезненную прививку. Это болезненно или даже очень больно – но это защитит вас от настоящей болезни. И это хорошо.

Двигайся дальше

Чем раньше начнешь двигаться дальше, с извлеченными уроками и позитивным настроением, тем быстрее переживешь горечь поражения и тем ближе будешь к новым успехам. Поэтому процесс переживания поражения не затягивай. И двигайся вперед. И помни – за одного битого двух небитых дают. Теперь ты битый. И это хорошо.

Резюме

Как вы уже поняли – поражение, если все правильно делать в этот момент – это лучшее что может быть с вами и это по настоящему хорошо.

Ну и последний совет на сегодня. Когда поймете, что всё, это поражение, вспомните об этом посте и двигайтесь строго по изложенной здесь инструкции. И все будет хорошо.

Источники:

http://www.shooting-ua.com/books/book_355.htm
http://gestalt-psy.com/materialy/blog/psikhologiya-sporta/travma-tragediya-ili-povod-podumat
http://www.mk.ru/blogs/posts/kak-perezhit-porazhenie.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии