Социальный и философский бунт раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова в романе Ф» М

Социальный и философский бунт раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова в романе Ф» М

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» одной из важнейших тем, затрагиваемых автором, являются проблемы социальные и проблемы философские. Действительно, время, в которое происходят основные события романа, было действительно переломным для России – шестидесятые годы девятнадцатого века оказались непростыми и для страны вообще, и для низших слоёв население в частности.

Невозможно не заметить, в каких нечеловеческих условиях живёт главный герой романа Достоевского, Родион Романович Раскольников. Его комната, которую и комнатой назвать сложно, очень маленькая и пыльная, а район, в котором находится дом, никак нельзя назвать благополучным. Пыльные улицы, питейные заведения, разруха и грязь – сложно даже представить, насколько давит такая обстановка на человека. А самое страшное то, что такой была вся Россия, таким был весь Санкт-Петербург, исключая некоторые центральные районы. Социальное положение простых людей, не принадлежащих к знати, было поистине бедственным, складывается ощущение, что у них практически не было шансов на нормальную жизнь, хотя, возможно, всё зависит от конкретного человека. На мой взгляд, эта безысходность и стала основной причиной бунта Раскольникова, если говорить непосредственно о его социальных истоках.

В свою очередь, не менее удручающими являются и мысли главного героя романа. Раскольников приходит к тому, что все люди в мир разделяется на две категории – «право имеющие» и «твари дрожащие», компромисса или золотой середины, по мнению героя, нет и быть не может. И именно эта теория впоследствии изменит всю жизнь Родиона Романовича – попытка переместиться из одной категории в другую путём убийства невиновных людей повлечёт за собой и тяжелейшие последствия, как моральные, так и физические, и дальнейшее осознание того, что жизнь прекрасна, когда в ней есть гармония. Не так важно социальное положение или количество накопленных денег, это вещи поправимые, но то, что нужно беречь сильнее всего, находится внутри, глубоко в душе. Нравственность, способность к состраданию и помощи окружающим людям, готовность нести ответственность за свои поступки, способность любить и отдавать своё тепло – вот то, без чего невозможно гармоничное существование любого мыслящего человека.

Я полагаю, что в своём романе «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский стремился показать, насколько сильным может быть влияние общества и среды на каждого человека в отдельности. Попадая под влияние окружения, человек с неокрепшей нервной системой может попросту сломаться, а дальнейшие последствия бывают очень и очень непредсказуемы, что и показывает нам автор на примере главного героя романа, Родиона Романовича Раскольникова. Однако даже в таком тяжёлом произведении можно разглядеть некий свет в конце тоннеля – эпилог, в котором Раскольников предстаёт перед читателями человеком обновлённым, открывшим свою душу Богу, добру и гармонии. У каждого есть шанс на спасение, нужно только воспользоваться им.

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Несколько интересных сочинений

В данной статье представлен анализ природы в творчестве Сергея Александровича Есенина.

Я думаю, что цена, которую люди платят за удобства и комфорт, слишком велика . и общество может быть современным, но оно определенно не является независимым, а именно такое качество является одним из самых значимых для существования настоящей мечты

В 1914 году появилось произведение А.Куприна «Яма» в нем он поднимает тему продажной любви. Это первый писатель, который не побоялся раскрыть жизнь женщин, которые продают свою любовь.

Как писал известный классик, каждая семья несчастлива особым образом. Если развить данную мысль, то, вероятно, отношения в семьях в какой-то степени строятся на несчастье или неустроенности своим существованием.

Каждому хоть раз в жизни доводилось совершать ошибки, но не каждый поддавался анализу. Вероятно, каждый из нас хоть раз задумывался над тем, что могло бы быть, если бы поступить по другому?

Читать еще:  Сообщение горе от ума грибоедов. Комедия “Горе от ума” Грибоедова: анализ произведения, материалы для сочинения

Cочинение «Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова»

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» — это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

«Герой современности» — Родион Раскольников — молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко — подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой. и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху — воспротивиться злу и восстановить справедливость!» — решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин — преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «. если б только я зарезал из того, что голоден был. то я бы теперь. счастлив был!»

Читать еще:  Конспект занятий по рисованию в старшей группе. Конспект занятия по рисованию в старшей группе "бабочка"

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ — стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди — разрушители такого порядка — переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова — значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт — третьего, по его мнению, не дано.

Жил Раскольников в комнате, имевшей самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями. Сам Раскольников имел до того жалкий вид, что даже иногда на улице получал подаяние, потому что весь его облик вызывал чувство сострадания. Раскольников был исключен из университета, потому что не имел денег для дальнейшего обучения. Он даже не мог в срок уплатить за квартиру.

Условия, в которых живет Раскольников, вызывают у него протест. Зреет бунт, но он носит индивидуальный характер. Раскольников считает, что всех людей можно разделить на две группы. Первая группа — это обыкновенные люди, другие же имеют в себе
дар или талант совершать новое в обществе. Эта категория людей может преступить закон, нарушение закона для таких людей — это не преступление. Создавая свою теорию, Раскольников подводил себя к черте, за которой стояло преступление. Под влиянием
жизненных обстоятельств он постепенно приходит к мысли о том, что его теория
объясняет поступки не только исторических деятелей, но и простых людей. Раскольников
окончательно пришел к мысли об убийстве под влиянием исповеди Мармеладова. Это
разговор о семнадцатилетней дочери Мармеладова Сонечке, о том, что человек может примириться с любыми обстоятельствами, привыкнуть к ним.

Раскольникову было жаль Соню, потому что она ради спасения семьи от голода встала на
унизительный путь, но даже отец не стыдится брать у нее денег. Раскольников отбрасывает мысль, что человек по природе подл, и делает вывод, что это — закон жизни, общества. Есть жертва и есть те, кто пользуется этим. И тогда он приходит к мысли, что желание его сестры Дуни выйти замуж за богатого человека, который поддержал бы их семью и дал бы Раскольникову возможность закончить учебу, является по сути такой же жертвой, как жертва Сонечки. Решение Родиона было однозначным — не страдать пассивно, а действовать.

Раскольников совершает убийство. Выбранная им жертва — старуха-процентщица. Он думал о старухе как о ненужном, злом и жадном человеке. Рассуждения сводились к тому, что такому скупому человеку и жить не следует, и что многих нуждающихся людей можно было бы осчастливить. После убийства старухи сразу же происходит второе преступление. Он убивает ее сестру Лизавету, которая явилась неожиданным свидетелем убийства.

Мучительно состояние Родиона после совершенных злодеяний. Автор показывает, что главное наказание — наказание не от общества, не каторга, а глубокие внутренние страдания, страдания нравственные. Человек, осознающий себя убийцей, уже по-другому
воспринимает мир. Раскольников пытается бороться со своим состоянием. Родион не
понимает истинной причины своих терзаний. Ему кажется, что главная причина состоит в
том, что он оказался «тварью дрожащей», что жизнь показала его слабость, именно поэтому он говорит сестре, которая предлагает ему последовать совету следователя, что он не считает себя преступником, что он виноват только в том, что не смог, не сумел осуществить задуманное.
Самый напряженный момент борьбы — это разговор со следователем Порфирием Петровичем, который понял, кем совершено убийство, и пытается разоблачить Раскольникова.

Читать еще:  О египетском культе мертвых и вере египтян в загробный мир. Представления о загробной жизни в древнем Египте: зачем фараоны строили пирамиды и как попасть в мир мертвых

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение

Родион Романович Раскольников – это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Мне сложно назвать этого человека положительным или отрицательным героем, его личность очень точно характеризует высказывание Михаила Булгакова “Нет злых людей, есть несчастные”.

Раскольников – молодой человек двадцати трех лет, не обделенный красотой и статью, слегка угрюмый. Герой Достоевского жил в тяжелое время, неся на себе бремена бедности, граничащей с нищенством. Будучи крайне образованным и эрудированным человеком, Родион Романович сохранял достоинство и гордость, был пожалуй слишком высокого о себе мнения. Не раз в его голову закрадывались мысли, что он – Родион Романович Раскольников – достоин весьма и весьма лучшей жизненной участи. Слепой мечтает о глазах, безногий – о ногах, а бедняк о достатке и богатстве. Можно ли обвинять его за это?

В поисках выхода из сложившейся ситуации, Родион Раскольников решается на преступление. Жертвой была избрана старуха-процентщица, женщина мелочная, жадная, наживающаяся на чужом несчастье. У нее было все, а у Раскольникова – ничего, и герою казалось это крайне несправедливым. Федор Михайлович показывает метания человека, мысли и тревоги. Множество раз Раскольников останавливал сам себя, выжидал момента. Не смотря на созданный им четкий и, по его мнению, идеальный, план ограбления и убийства, будущий преступник долгое время на него не решался.

Помимо процентщицы, случайной жертвой стала ее сестра – тихая, ни в чем не повинная бабушка. Раскаяние пришло быстро. Благородно и честно распорядившись нажитым в воровстве добром, Родион Раскольников закрывается в себе, впадает в апатию, а после сам отдается в руки правосудия. Родион Раскольников понял , что сделавшись судьей в этом мире, он вынес приговор сам себе.

Девятнадцатый век – неспокойное время. Бунты, восстание декабристов, зарождение социалистических кружков – все это было следствием жизни при царском режиме. Слишком широкой была граница между крайней бедностью и роскошью, а народ устал это терпеть.

Бунт Родиона Романовича Раскольникова чем-то напоминает мне время, когда к власти пришли большевики. Уставшие, голодные, они “раскулачивали” тех, кто был богат и познал все прелести жизни. Зачастую, невинные люди попадали под горячую руку бунтарей. Революция – слово страшное и великое.

Я думаю, в своем произведении Достоевский как нельзя более точно описал реалии того времени, и к чему они могут привести. Взывая к разумному обществу, автор наделся что-то изменить мирно, не допуская рек крови. Произведение было принято, но не понято людьми, и случилось то, что случилось.

Также читают:

Картинка к сочинению Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Популярные сегодня темы

Это один из трёх романов, посвященных потерянному поколению. Действие происходит в Германии. Начало 30-х годов прошлого века. В результате путча к власти приходит Гитлер. Ремарк вынужден эмигрировать в Америку.

Картина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна очень любила изображать в своих работах свою семью. Именно от просмотра таких картин, сердце наполняется радостью и любовью.

Проблема взаимоотношений природы и человека прослеживается во многих произведениях русских писателей. Рассмотрим, как подошёл к этой проблеме Куприн в произведении «Олеся».

Ни один читатель не может оставаться равнодушным к описанию природы в произведениях И. С. Тургенева «Бежин луг». С первых строк раскрывается истинное отношение автора рассказа к простому человеку

Источники:

http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/socialnye-i-filosofskie-istoki-bunta-raskolnikova
http://mysoch.ru/sochineniya/dostoevskii/_story/prestuplenie_i_nakazanie/socialnie_i_filosofskie_istoki_bunta_rodiona_raskolnikova/
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/socialnye-i-filosofskie-istoki-bunta-raskolnikova

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии