Составление сюжетного рассказа по картинкам «Зимние забавы. Занятие по развитию речи для детей старшего возраста

Составление сюжетного рассказа по картинкам «Зимние забавы. Занятие по развитию речи для детей старшего возраста

Портал образования

Автор: Зайцева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №49
Населённый пункт: Башкортостан г.Салават
Наименование материала: занятие
Тема: : Составление сюжетного рассказа по картинкам «Зимние забавы»
Дата публикации: 11.05.2019
Раздел: дошкольное образование

Тема: Составление сюжетного рассказа по картинкам «Зимние забавы»

Доминирующая область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, физическое,

социально – коммуникативное развитие.

учить детей правильно понимать содержание картины.

учить детей составлять связный рассказ по картине «Зимние забавы».

учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины,

грамматически правильно строить речь.

развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность;

умение слушать ответы сверстников.

активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

закреплять и расширять знания о зимних забавах.

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

воспитывать любовь к природе.

Виды деятельности: игровая, познавательная, социально-коммуникативная,

коммуникативная, чтение художественной литературы.

Методические приемы: диалог, составление рассказа, физкультминутка.

Оборудование: картина «Зимние забавы»; игрушка Снеговик, снежинка.

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.

Дети проходят, становятся в круг.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш, дружный круг.

– Давайте и гостям улыбнемся, и поздороваемся. У нас ещё один гость –

весёлый снеговик. Он очень любит загадывать загадки. Хотите отгадать его

По лесам и по полям

Она спешила в гости к нам

Замела она дорожки,

Радость детям подарила

Лыжи, санки и коньки. (Зима)

Сегодня мы с вами продолжаем говорить о зиме.

Дидактическая игра «Признаки зимы»

Дети называют и садятся на стулья.

– Ребята, посмотрите, какую картину принёс для вас Снеговик? Как можно её

Дидактическая игра «Посмотрим в подзорную трубу»

Дети отвечают, что они увидели на картине.

Дидактическая игра «Собери части»

Дети составляют из слов предложения.

Дидактическая игра «Копилка образов»

Дети описывают одежду и действия детей на картине.

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую).

Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков).

Вот какой он первый ком, вот ка000кой большущий он.

Ком второй чуть- чуть поменьше, (показывают величину кома меньше).

Третий будет голова, (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький

Шляпа будет из ведра,

А глаза – два весёлых огонька.

Это наш снеговичок, наш весёлый толстячок.

Нос морковку задирает (активный вдох через нос),

И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом).

Динамическое упражнение «Расскажи»

Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом, придумать его

концовку. А чтобы вам было легче рассказывать, я построила дорожку из

картинок, которые помогут вам это сделать.

Затем они садятся на стулья и 3-4 ребёнка рассказывают по картине

Динамическое упражнение «Рисуем картину»

Дети на паласе изображают героев картины и предметы окружающие их.

Дидактическое упражнение «Подбери красивые слова»

Дети подбирают красивые слова к слову снег, настроение.

– Ребята, вы молодцы! У вас получились интересные рассказы.

Воспитатель подзывает детей к себе.

– Зимой все любят строить горки. Вы знаете, ведь горку можно построить из

чего угодно, даже из слов.

Читать еще:  К какой национальности относится фамилия чуприян. Как узнать национальность по фамилии

Хотите попробовать построить горку из слов?

Дидактическая игра: «Снежная горка».

– Мы будем придумывать, называть слова и ставить свой комочек-слово на

полотно. Посмотрим, насколько высокая горка получится.

Дети придумывают красивые слова к слову зима.

Получается гора из снежков.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

-Я думаю, что ваши рассказы и ответы понравились Снеговику. Он передает

Конспект занятия для детей старшей группы. Составление рассказа по картине “Зимние забавы”

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные цели.

  • Закрепление представлений о зиме и ее предметах.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных.
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов).
  • Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).
  • Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

    Оборудование. Наборное полотно, сюжетная картина “Зимние забавы”, сюжетные картинки-фрагменты, мяч, картинка с изображением вьюги, полоски-схемы слов (по количеству детей), цветные карандаши.

    1. Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона. Активизация словаря по теме “Зима”, совершенствование грамматического строя речи)

    Дети проходят в кабинет и встают рядом со своими стульчиками.

    Закрепление представлений о зиме и ее предметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).

    Сейчас сядет тот, кто подберет слова по теме “Зима”.

    Логопед произносит прилагательные, а дети подбирают к ним существительные.

    Снежный (что?). Морозный (что?)….Сильный (что?)….

    Снежная (что?)….Ледяная (что?)….

    Белый (что?)…. Холодная (что?)….

    Логопед: Молодцы, правильно подобрали слова.

    2. Рассматривание сюжетных картинок – фрагментов к сюжетной картине “Зимние забавы”, самостоятельное составление предложений по картинкам – фрагментам (расширение глагольного словаря, развитие диалогической речи)

    На наборном полотне выставлены картинки – фрагменты. Детям дается время для свободного рассматривания, а затем логопед задает вопросы

    – Кто изображен на картинках?

    – Что делают дети?

    – В какое время года можно играть в эти игры?

    3. Игра с мячом “Какой? Какая? Какое?” (активизация словаря прилагательных)

    Логопед предлагает детям встать и поиграть в мяч.

    Логопед: Сейчас я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить его и давать ответ на этот вопрос.

    Снег какой? – белый, холодный, скрипучий.

    Ветер зимой какой – колючий, холодный сильный.

    Воздух зимой какой? – свежий, морозный, холодный.

    Горка какая? – Ледяная, скользкая, высокая.

    Лед какой? – блестящий, скользкий, гладкий.

    4. Упражнение “Вьюга”(развитие силы голоса, расширение и уточнение словаря по теме ”Зима”)

    Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и помещает на него картинку южного зимнего дня.

    Логопед: На этой картине изображена вьюга. Что такое вьюга и как можно назвать вьюгу по-другому (метель, буран, сильный ветер)?

    Сейчас мы поиграем в игру – Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже – тише петь.

    Читать еще:  Нарисовать бугатти вейрон. Как Нарисовать автомобиль Бугатти карандашами поэтапно? Как нарисовать бугатти шерон

    5. Беседа по сюжетной картине “Зимние забавы” и ее фрагментам (развитие связной диалогической речи, зрительного внимания)

    Логопед помещает на наборное полотно картину “Зимние забавы” и ее фрагменты, предлагает детям сопоставить картину в целом и картинки-фрагменты, вместе придумывают название картины, составляют предложения.

    6. Упражнение “Снеговик” (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

    Логопед приглашает пройти детей на ковер и выполнить упражнение.

    Занятие в старшей группе: рассказывание по картине «Зимние забавы».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    учить детей целенаправленному рассматриванию картины(целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Занятие в старшей группе:

    рассказывание по картине

    Воспитатель: Непрокина Н.В

    Занятие в старшей группе: рассказывание по картине

    Цели: учить детей целенаправленному рассматриванию картины(целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);

    Закрепление образования однокоренных слов;

    Активизация глагольного словаря;

    Активизация словаря признаков.

    воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.

    Развивать творческие способности и фантазию.

    Развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.

    1. расширять и активизировать словарный запас по теме “Зима”, “Зимние забавы”,

    2.формировать умение работать и играть в коллективе,

    3. воспитывать толерантное отношение к ответам детей.

    Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних забавах, чтение художественной литературы о зиме и зимних развлечениях.

    1. Воспитатель: Ребята! Послушайте загадку: Презентация.

    Белый ковер, мороз, снегопад,

    Санки, лыжи, коньки, снегокат.

    Горка, каток, сугробы, снежки,

    Елка, снегурочка, снеговики.

    Валенки, шуба, штаны, рукавица.

    Дятел, сова, ворона, синица.

    Быстро темнеет, снежинки порхают.

    Ну, когда же все это бывает?

    – А сейчас какое время года?(зима)

    – А по каким признакам вы узнали зиму? (кругом снег, реки замерзли, сугробы.)

    Да, ребята, зима- чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки, потому что на улице интересно. А что же интересного на улице зимой? (зимой можно кататься на санках и коньках. Лыжах, строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снежную бабу) Ребята, когда я была маленькой, я очень любила кататься на санках и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос.

    Как можно изменить слово снег (Снежок, снежинка, Снегурочка, снежная, снеговик).
    Итак, начнём. Зима какая? (снежная, суровая, морозная, холодная)
    Снег какой? (пушистый, белый, легкий, серебристый, липкий)
    Настроение какое? (весёлое, радостное, прекрасное)

    Вновь у нас физкультминутка
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись.
    Разминаем руки, плечи,
    Чтоб сидеть нам было легче,
    Чтоб играть, скакать, плясать
    И совсем не уставать.
    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем!
    Вправо-влево, раз и два.
    Думай, думай, голова.
    Хоть зарядка коротка,
    Отдохнули мы слегка.

    А давайте посмотрим , как проводят время зимой другие дети?
    Презентация.

    Вос-ль читает стихотворение.

    Как на горке, на горе.

    На широком на дворе

    Вос-ль.О чем это стихотворение? – О зиме, о том, как дети катаются на санках, лыжах и коньках.

    Читать еще:  Курсы по истории искусства. История искусства: десять лучших курсов для самостоятельного изучения

    Давайте посмотрим на картину. Что вы на ней видите? Расскажите. Спрашиваю по- одному. (дети катаются на санках с горки. Девочка катается на коньках по льду. Несколько детей лепят снеговика)

    -Ребята, а как вы думаете, каким был день, когда гуляли дети?( солнечный, ясный)

    -А каким был снег в тот день, когда гуляли дети?( белый, чистый, липкий)

    -Почему снег был липкий? ( потому что дети лепят из него снеговика)

    -А как вы думаете, какое настроение было у детей?( радостное, весёлое) как вы догадались? ( потому что дети улыбаются)

    Вос-ль. Сегодня на занятии мы составим с вами рассказ по картине «Зимние забавы».

    Рассказ состоит из трех частей.

    Начало. Середина. Конец.

    Начало рассказа это описания погоды, природы.

    С каких слов начнем рассказ.

    Однажды. Был ясный солнечный день, выпало много снега.

    Что произошло дальше?

    Ребята (ребятишки, дети, детвора) вышли на прогулку.

    Каждому нашлось дело по душе.

    Середина. Теперь, расскажем, что делают дети.

    Что здесь делают дети?

    -Малыши лепят из снега снеговика.

    Как дети лепят снеговика?

    Они скатали снежные комья.

    Один большой, другой, поменьше, третий самый маленький. Из самого маленького сделали голову, из пуговиц сделали глаза, из морковки нос, вместо рук вставили веточки. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик.

    Вос-ль. Как ребятишки играют в снежки? Весело ли им, что они могут кричать друг другу.

    -Ребятишки возле реки играют в снежки. Снег мокрый и рыхлый, хорошо лепится, снежки получаются круглые, аккуратные. Дети бросают снежки в друг друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что – то, может: « Берегись».

    Вос-ль. Придумайте имя девочки. Расскажите, как она одета, как катается на коньках.

    -Маша одела коньки, теплый спортивный костюм, шапочку. И пошла, кататься по льду. Маша кружилась, подпрыгивала. Скользила по льду. Рисовала лезвием конька красивые узоры.

    Вос-ль. Придумайте имя мальчика, который катается на лыжах, расскажите, как он готовился к прогулке.

    -Петя очень любит кататься на лыжах. Он надел лыжные ботинки, лыжи, взял в руки палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи мальчика легко скользили по снегу.

    Вос-ль. Рассмотрите детвору, которая катается с горы на санках.

    – Дети катаются на санках с горы. По их лицам видно, что им весело, они что – то кричат друг другу. Может, берегись!

    Потому что санки с горы катятся быстро.

    А если подойти к детям поближе, что можно услышать?

    Слышно как на морозе скрепит снег, шум, смех детей, веселые крики, голоса.

    Вос-ль. Вы рассказали обо всех детях на картинке. Теперь нам осталось закончить рассказ.

    Дети придумывают конец рассказа.

    Например: долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой.

    Воспитатель подводит итог рассказыванию. Повторяет рассказ полностью.

    -Итог. Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили, какое весёлое время года- зима. Как много игр и забав она нам приготовила. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?

    Источники:

    http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=10627
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640657/
    http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/07/07/zanyatie-v-starshey-gruppe-rasskazyvanie-po-kartine-zimnie

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии