Состав акварельных красок. Какие бывают виды акварельных красок? В роли связующего вещества часто применяются

Состав акварельных красок. Какие бывают виды акварельных красок? В роли связующего вещества часто применяются

СОСТАВ АКВАРЕЛИ

В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок: 1) твердые краски, имеющие вид плиток различной формы, 2) мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки, 3) медовые краски, продающиеся, подобно темпере и масляным краскам, в оловянных тюбиках, и 4) гуашь — жидкие краски, заключенные в стеклянные банки[22].

Связующим веществом всех лучших видов акварельных кра­сок служит растительный клей: гумми-арабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишневый); кроме того, мед, глицерин, са­хар-леденец[23], воск и некоторые смолы, преимущественно смолы – бальзамы. Назначение последних состоит в том, чтобы при­давать краскам способность не так легко размываться по высы­хании, в чем, безусловно, нуждаются те из них, которые содер­жат в своем составе слишком большое количество меда, глице­рина и т. п.

В более дешевые сорта акварельных красок, а также кра­сок, предназначаемых не для живописи, а для чертежей и т. п., входят в качестве связующего вещества также обыкновенный столярный клей, рыбий клей и картофельная патока.

Ввиду малой устойчивости главнейших связующих веществ акварели неоднократно делались попытки заменить их другими, обладающими большей прочностью; до сих пор, однако, ничего заслуживающего внимания не было предложено. К такого рода нововведениям нужно отнести и два вида акварели: «акварель, фиксируемую огнем», и «акварель на саркоколе». Связующим веществом красок в данном случае служат воск и смоло-камеди. Обе названные техники мало похожи на акварель и, как видим, успеха не имели.

Вся красота и сила акварели заключается в ее прозрачных красках, и потому естественно, что она нуждается в особом кра­сочном материале, который или по своей природе уже наиболее отвечал бы запросам акварели, или же становился таковым по­сле известной обработки. Так как даже непрозрачные по своей сущности краски при тонком измельчении получают известную степень прозрачности, то одним из важнейших условий при выделке акварельных красок является наиболее тонкое их раз­мельчение.

Ни один из способов живописи не нуждается в таких тонко размельченных красках, как акварель[24]; вот почему и приготов­ление хороших акварельных красок ручным способом — дело нелегкое.

Но кроме тонкого измельчения красок при выделке акварели необходимо соблюдение и другого, не менее важного условия — краски должны быть составлены таким образом, чтобы поро­шок их при самом обильном разжижении акварели водою «ви­сел» в связующем веществе и не выпадал из него. Только при этом условии «висения» и постепенного оседания на бумагу ве­щества краски получается равномерная ее раскладка; в против­ном же случае краска распределяется неровно, образуя точки, пятна и т. п.

Приготовление хороших акварельных красок достигается, таким образом, наиболее тонким размельчением их и составле­нием отвечающего делу связующего вещества[25].

Чтобы дать некоторое понятие о составе различных видов акварельных красок, ниже приводится в общих чертах их опи­сание.

Твердые плиточные краски

В старину приготовлялись исключительно твердые аква­рельные краски, в настоящее время твердые краски предназна­чаются главным образом для чертежных работ, для выполнения проектов, планов и т. п.; у немцев они носят название «Tushfar­ben». Высший сорт красок этого вида служит, впрочем, и для живописных целей; таковы, например, краски для живописи миниатюр. Наиболее дешевый сорт красок предназначается для школ и детей.

Твердые акварельные краски вырабатываются обыкновенно в различных сортах (feine, extrafeine и т. д.), причем как подбор красочного материала, так и состав связующего вещества их всецело зависит от сорта красок. Здесь чаще применяются де­шевые связующие вещества: животный клей, растворяющийся в холодной воде, и картофельная патока, но пользуются также и гумми-арабиком, трагантом, медом и пр.

Чтобы приготовить твердые акварельные краски, готовят связующее вещество для них в трех видах. Главнейшим из них является раствор гумми-арабика в соединении с сахаром-леден­цом (в пропорции 2 ч. гумми на 1 ч. сахара); кроме того, со­ставляется раствор чистого леденца в воде и, наконец, раствор декстрина. Делают это на том основании, что некоторые из кра­сок, например бистр, кармин и гумми-гут, не требуют вовсе гумми-арабика, а для связи их достаточно одного леденца; хро­мовые краски, в том числе и изумрудная зелень, в связи с гум­ми-арабиком с течением времени становятся совершенно нерас­творимыми в воде, и потому для их приготовления употре­бляется декстрин. Количественное отношение между порошком краски и связующим веществом должно быть таково, чтобы проба изготовленной краски возможно меньше изменялась при высыхании. Это отношение достигается лучше всего опытным путем. Краски в тончайшем порошке размешиваются со связующим веществом, и затем тесто их просушивается настолько, что­бы можно было формовать его с помощью металлической формы.

Краски в плитках, таблетках и пр. не должны быть ни хруп­кими, ни мягкими. Большое содержание гумми-арабика в крас­ках делает их очень хрупкими; хрупкость эта исчезает, если краски содержат, кроме гумми-арабика, достаточное количество сахара. В том случае, когда связующее вещество красок состоит главным образом из животного клея, краски при некотором от­сырении мнутся в руках.

Encre de Chine. Tusche. Indian inc. China inc.

Эта популярная краска в продажу поступает в готовом ви­де, т. е. в соединении со связующим веществом. Приготовление ее — специальность Китая — родины краски, где она фабри­куется с незапамятных времен. Уже давно, впрочем, она фабри­куется и в Европе.

Настоящая китайская тушь добывается, по свидетельству одних лиц, из сажи, получаемой при сгорании кунжутного мас­ла, в которую вмешиваются сок коры неизвестного нам дерева, а также имбирный сок и вытяжка неизвестных нам растений. Сюда же прибавляется и животный клей, и вся смесь аромати­зируется камфарой или мускусом. По другим сообщениям, ки­тайская тушь выделывается из сажи, получаемой из масла сосновых деревьев.

Из сказанного видно, что тушь в Китае производится раз­личными способами и из различных материалов, почему и каче­ства продукта весьма разнообразны.

В Европе в настоящее время получается тушь хороших качеств, готовящаяся из сажи по различным рецептам.

Читать еще:  Федор шаляпин автобиография. Фёдор Иванович Шаляпин - биография, информация, личная жизнь

Одно из важнейших условий приготовления хорошей краски заключается в тончайшем измельчении сажи. Если углерод, из которого состоит сажа, при помощи механической или химиче­ской обработки обратить в коллоидальное состояние, то величи­на крупинок его будет меньше, нежели длина световой волны. В этом виде он проявляет наибольшую красящую силу и при­обретает красно-коричневый оттенок. Приготовленная таким образом тушь способна проникать в поры бумаги, и после высы­хания уже не смывается водою. В Китае тушь измельчается механическим путем. В Европе же для этой цели применяются химические способы, благодаря которым можно получать более дешевый коллоидальный углерод.

В Европе в последнее время готовят тушь главным образом в жидком состоянии, причем связующим веществом ее является раствор шеллака в буре, который при высыхании нерастворим водою. Тушь эту англичане именуют инком; у французов и немцев она идет под названием жидкой китайской туши.

Тушь продается в плитках и столбиках, а также в жидком виде — во флаконах. Хорошей тушью считается та, которая на бумаге дает черный тон с приятным, слегка буроватым, как бы металлическим оттенком, в изломе однородна и стекловидна, легко растворяется в воде, не образуя в ней осадка, скоро сох­нет и не смывается с бумаги при высыхании, причем края маз­ков ее не растекаются.

Для приготовления мягких красок, которые значительно лег­че разводятся водою, нежели твердые краски, главнейшим основным материалом для связующего вещества служат те же гумми-арабик и декстрин, к которым присоединяется значитель­ное количество меда (на 1 ч. гумми до 1 ч. меда). Мед вводит­ся в некристаллизующихся своих частях, т. е. в виде левулозы. Кроме меда, или вместо него, применяется и глицерин.

Связующее вещество мягких акварельных красок составляется таким образом: сперва очищается мед, смешивающийся для этого с водою, которой берется в четыре раза по весу больше, нежели меда; образующуюся при этом пену снимают с меда, и затем выпаривают воду, обращая медовый раствор в сиропооб­разную жидкость. Обработанный таким образом мед смеши­вается с раствором гумми-траганта, который берется в количе­стве 1 /3 всего объема меда.

Название красок уже указывает на то, что они должны со­держать в составе своего связующего вещества мед. Последний действительно составляет большую часть его; гумми-арабик же — меньшую часть. Но, кроме меда, сюда же входит и гли­церин, которым заменяют некоторое количество меда, а при же­лании удешевить краски мед заменяется картофельной патокой, которая не кристаллизуется.

Краски с большим содержанием меда и подобных ему ве­ществ должны были бы по высыхании легко растворяться во­дою и даже расплываться в сыром воздухе. Во избежание этого в раствор гумми-арабика и меда вводят копайский бальзам, а также воск или мастику, растворенные в эфирных маслах. Смолы и воск составляют с раствором гумми-арабика и меда эмульсию; медовая акварель, таким образом, очень близка по типу состава своего связующего вещества гумми-арабиковой темпере.

Копайский бальзам, воск и пр. вводятся в связующее веще­ство акварели таким образом: нагревают в фарфоровой чашке 4 части копайского бальзама и кладут в него 1 часть смолы мастики и 1 /4 части отбеленного воска. Держат эту смесь на огне до тех пор, пока все совершенно в ней не растворится. В полученный раствор вливается затем 5 частей густого раствора гумми-арабика, и все перемешивается до тех пор, пока не полу­чится однообразная масса, напоминающая белую мазь и пред­ставляющая собой эмульсию.

Гуашь[26]

Состав этих акварельных красок, заключенных в стеклянные баночки, приближается к медовым краскам, но они жидки и со­держат больше воды, чем медовые.

Связующее вещество гуаши может быть тождественным с акварельными, но может представлять собой и эмульсию. В по­следнем случае гуашь будет иметь темперный характер, но краски ее будут высветляться при высыхании значительно силь­нее, чем то наблюдается в темпере.

Под именем «гуаши для декоративной живописи» (gouaches pour la décoration artistique) фирма Лефрана выпустила в прода­жу краски для живописи панно, макетов и тому подобных де­коративных работ. О связующем веществе этих красок сведе­ний не имеется. Большая часть ассортимента их состоит из красок, по-видимому, каменноугольного происхождения.

Потребность в такого рода красках у художников несомнен­на, так как обыкновенные акварельные и гуашные краски для названных выше целей совершенно непригодны.

Связующее вещество декоративной гуаши может быть раз­нообразно, во всяком случае, оно должно быть дешевле гумми­арабика. Здесь может быть применим обыкновенный столярный клеи, у которого особой обработкой отнимается способность студениться, или тот же клей в смеси с растительным клеем. Наиболее лучшим связующим веществом подобной гуаши будет пшеничный крахмал, обработанный щелочью.

Пшеничный крахмал является, как известно, одним из наи­более ценных видов крахмала. Состав его более сло­жен, нежели состав картофельного крахмала, и клей, полученный из него, обладает хорошей связующей способно­стью, которая при известных условиях сохраняется продол­жительное время. Таким образом, клей, полученный из одного пшеничного крахмала, может уже служить хорошим связующим веществом для декоративной гуаши. Он не темнит краски по­добно декстрину и гумми-арабику, вследствие чего они приобре­тают бархатную матовость, чего не дают другие связующие вещества.

Рецептура связующего вещества из крахмала будет такова:

Пшеничного крахмала. 100 г.

Воды к нему. 1300 — 1350 г.

Едкого натра. 7,2 г.

Приготовленные на этом связующем веществе краски ровно и хорошо ложатся — раскладываются на бумагу, грунтованный картон, холст и всякую матовую поверхность, причем сильно светлеют, приобретая легкий и звучный тон.

Красочный материал для декоративной гуаши может быть весьма разнообразным: здесь пригодны и минеральные краски и краски-лаки, не изменяющиеся от слабых щелочей. Для красок же, страдающих от щелочей, связующее вещество подвергается нейтрализации посредством соляной кислоты, которая вводится в связующее вещество тотчас же по окончании его приготов­ления малыми порциями при постоянном помешивании. Для консервирования клея в этом случае добавляется в него на 100 частей крахмала 3,5 части формалина.

Читать еще:  Какова роль авторского отступления в данном отрывке. Роль лирических отступлений в поэме "мертвые души"

Для плакатов и тому подобной живописи, кроме мине­ральных красок, можно применять краски искусственные, орга­нического происхождения, обладающие большой звучностью, ка­ковы: литоль, пара-красная, гераниум-лак, зеленая виридин, фиолетовые, синие, желтые лаки, малахитовая зелень и т. п. При желании придать большую крепость связующему веще­ству декоративной гуаши можно ввести в раствор крахмального клея столярный клей. Рецептура при этом изменится таким об­разом:

Пшеничного крахмала. 100 г.

Воды к нему. 1400 г.

Едкого натра. 7,2 г.

Клея столярного. 10 г.

При чистом столярном клее не требуется особой дезинфекции, в противном случае пользуются фенолом.

АКВАРЕЛЬНОЕ СВЯЗУЮЩЕЕ

В качестве связующего акварельных красок применяют растительный клей с добавлением различных веществ – сахара, меда, бычьей желчи, глицерина и др. Некоторые компоненты выступают в качестве поверхностно-активных веществ, другие придают эластичность, третьи предохраняют от биопоражений или сохраняют длительное время стабильность пасты. В старых, как и в современных акварелях использовалось достаточно большое количество меда или патоки и сахара, что имеет свои отрицательные стороны – эти компоненты полностью не высыхают, придают остаточную липкость красочной пленке и существенно набирают влагу. Основные связующие вещества акварели – гуммиарабик и декстрин. В XIX веке в качестве связующего иногда использовали слизистый сок цветистого ясеня, носивший название «манны».

Для различных пигментов применяется неодинаковый состав связующих веществ, так как пигменты по разному взаимодействуют с отдельными составными частями связующего.

Изумрудная зеленая, содержащая борную кислоту, стронциановая желтая и свинцовые желтые, содержащие соли хромовой кислоты и бихроматы, переводят гуммиарабик в нерастворимое состояние, краски быстро отвердевают, не размываются водой и не берутся кистью.

Высокодисперсные пигменты, например краплак, часто вызывают желатинизацию красок. Кислые компоненты, такие как декстрин, бензойная кислота и др., вызывают обесцвечивание ультрамарина.

Для более медленного высыхания краски можно добавлять в воду немного глицерина, пользоваться раствором хлористого кальция или гуммидраганта. Некоторые античные миниатюристы употребляли для этого слюну улиток или фиговое молоко.

Акварельные краски выпускаются нескольких видов: твердые – в плитках; полумягкие – в кюветах и мягкие – в тюбиках.

Для сухих акварельных красок (в плитках) наилучшим связующим является состав, содержащий 40 – 50% водный раствор декстрина, пластифицированный медом, сахаром, карбамидом, глицерином, эмульсии натуральных и синтетических восков. В качестве поверхностно-активного вещества (ПАВ) традиционно использовалась бычья желчь. Сейчас функции ПАВ выполняют различные синтетические смачиватели, диспергаторы, растекатели и т.п. В качестве консервантов используются биоциды различных классов (триазолы, изотиазолиноны, производные гуанидина и др.) в количестве от 0,05 до 0,50%. Загустителями могут служить растительные камеди, эфиры целлюлозы, аморфная двуокись кремния, модифицированные крахмалы и др.

Приготовление декстринового связующего требует его варки при температуре 65 — 70°С. В холодной воде декстрин растворяется неполно и достаточно долго. Температуры выше 75°С приводят к сильному потемнению связующего, а длительная варка при высоких температурах приведет к дальнейшему гидролизу декстрина и потере им вяжущих свойств.

Для полумягких и мягких акварельных красок готовятся менее концентрированные растворы декстрина, приблизительно 35% и 25% соответственно. Эти связующие более текучи и легче разводятся водой. В старых рецептурах к декстриновым растворам добавляли растворы растительных камедей (вишневая, сливовая, абрикосовая и др.). Камеди придавали декстрину пластичность, клейкость, а некоторые выступали как загустители. В мягкие акварельные краски водится значительное количество меда и сахара (лучше инвертированного).

Для регулирования вязкости, кислотности, скорости высыхания или адгезии к различным поверхностям применяют тринатрийфосфат и кислые фосфаты, карбонат, силикат, нитрат натрия и другие соли. Иногда для замедления высыхания или придания пленке гигроскопичности вводят хлорид и нитрат кальция.

Пигменты, такие как красный, оранжевый и желтый кадмий, синий и светло-зеленый кобальт, ультрамарин, краплак, газовая сажа, цинковые белила и некоторые другие, плохо совместимы с декстриновым связующим. Прекрасной заменой декстрину является гуммиарабик.

Гуммиарабиковое связующее требует меньшего количества меда и/или сахара, чем декстриновое. Гуммиарабик за 4 – 6 часов в теплой воде при постоянном перемешивании дает прозрачные вязкие 30 – 40% растворы. Для загущения можно использовать рожковую или другую камедь. Для усиления вяжущих свойств можно добавить немного декстрина. Антисептики, ПАВ, пластификаторы и другие добавки используются те же, что и в декстриновом связующем.

Количество глицерина для краплака и сажи может быть увеличено почти вдвое; в связующее для ультрамарина и кобальта светло-зеленого полезно ввести небольшое количество траганта, чтобы краска не расслаивалась.

Для охр, сиен и других природных пигментов, содержащих глинозем, используются связующие с меньшим количеством (до 30%) гуммиарабика, т.к. эти земляные пигменты менее укрывисты, чем большинство других и, как следствие, их вводится в краску значительно больше – до 15 – 25%. Земляные пигменты являются неплохими загустителями водных суспензий, что позволяет снизить количество вяжущего вещества и загустителя. Возможна частичная замена гуммиарабика на декстрин, хотя в присутствии глиноземсодержащих пигментов это может привести к постепенной желатинизации. Для предотвращения желатинизации и расслаивания используют стабилизаторы – ксантановую камедь, трагант, линолеат калия, лецитин, различные комплексообразователи и синтетические эмульгаторы.

Для некоторых красящих веществ, например кармина, камеди можно заменить инвертированным сахаром или сахаром-леденцом, которого надо взять до 30%.

Некоторые пигменты, например окись хрома, изумрудная зелень, крона и другие хромовые краски, не рекомендуется замешивать на связующих, содержащих камеди, так как в смеси с ней они дают нерастворимые в воде краски. Поэтому вместо растворов камедей применяют водный раствор декстрина, добавляя к нему сахар-леденец и антисептик.

Медовыми акварелями называют краски, содержащие до 10 – 20% меда или патоки (возможно использование инвертного сахара). Ранее в состав этих красок вводили копайский бальзам и раствор смолы мастике в эфирном масле, а линолеат калия предохранял краску от затвердевания.

Акварельные краски быстро высыхают, что можно регулировать количеством глицерина, а также введением раствора хлористого кальция или гуммидраганта.

Читать еще:  Грибоедов горе от ума действующие лица характеристика. Главные герои комедии «Горе от ума

Все пигменты, используемые в акварели, должны быть высокодисперсными. Лессирующие свойства акварельных красок обусловлены, в первую очередь, очень тонким размолом пигментов (не более 5-10 мкм для профессиональных красок). Кроме того, подбор пигментов, близких по коэффициенту преломления к связующему веществу, создает лессирующий эффект. Чаще выбираются лессирующие или полулессирующие пигменты. Наполнители, выполняющие какие-либо специальные функции, в акварельных красках не используются. Акварельные краски, изготовленные на основе неорганических пигментов, кроме кадмия лимонного и желтого светлого, умбры ухоловской, ультрамарина и технического углерода, а также современные синтетические – светостойкие; на основе природных органических пигментов – малосветостойкие. Используются они в живописи по бумажной основе и в яичной темпере для лессировки (приплеска). Грунтовка под акварельные краски не требуется. Чаще используется специальная бумага.

При высыхании акварельные краски светлеют. Вода испаряется, и промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Какие бывают акварельные краски

В составе акварельных красок находится пигмент, соединенный с водорастворимым клеем. Благодаря этому краску можно без труда развести с помощью воды. В роли связующего элемента в традиционной акварели выступает гуммиарабик, но в более бюджетных красках его заменяют аналоги – декстрин, вишневый клей и другие.

В состав акварельной краски добавляют еще несколько элементов, которые обеспечивают дополнительные особенности. Например, для равномерного нанесения на любую поверхность используется специальный смачиватель, например, бычья желчь. Чтобы в акварели не завелась плесень, в нее добавляются антисептики, а пластификаторы (такие как глицерин или мед) добавляют для эластичности пленки.

Форма выпуска акварельных красок

Акварель можно приобрести в нескольких вариациях. Это может быть полутвердая, твердая и даже жидкая субстанция.

Твердая

Представляет собой сухие прямоугольники краски. Краску разливают в кюветы и высушивают, после чего расфасовывают в наборы или по-отдельности и продают. Встречаются кюветы разного объема – например, профессионалы хранят дома стандартные прямоугольники по 2,5 мл, а люди, которые рисуют гораздо реже, могут приобрести половину от этого объема.

Наборы удобны тем, что внутренняя их сторона выступает в роли палитры. В этом случае лучше выбирать металлические с эмалью коробки, в них не будет въедаться краска. Часто используют также пластик.

Мягкая

Мягкая акварель продается в тюбиках, она отличается от жидкой, но близка к ней. Отличается от твердой тем, что обладает более насыщенным и ярким цветом. Это достаточно экономичный вариант, который подходит для больших форматов.

Чтобы рисовать с помощью мягкой акварели, ее выдавливают из тюбика в подготовленный пустой кювет. Не страшно взять больше, чем нужно – после окончания работы коробку-палитру можно закрыть, оставляя остаток краски в ней. Акварель немного подсохнет со временем, но перед началом следующей работы можно сбрызнуть ее водой, возвращая тем самым исходное состояние.

Для работы с таким форматом краски, особенно если речь идет о больших форматах, чаще всего используется кисть типа мягкий флейц.

Жидкая

На самом деле, такой тип не является полностью акварелью. В его составе находятся не пигменты, а красители, поэтому более корректное название краски – не водостойкие чернила. Однако, они сохраняют свойства акварели, поэтому отлично подойдут для создания иллюстраций или скетчей.

Детская

Акварельная краска, которую чаще всего можно встретить на уроках рисования в школе. В составе находятся только натуральные вещества, а именно раствор кукурузного клея в сочетании с патокой или сахаром. Именно благодаря этому сочетанию она получила название “медовая” акварель. Кроме детских рисунков, краска также хорошо подходит для скетчей или иллюстраций.

Последнее время выпускают также акварельные краски в тюбиках в виде карандашей для маленьких детей.

Отличие акварели от гуаши

Акварель выглядит на холсте гораздо нежнее, в то же время гуашь позволяет создать четкие и насыщенные краской рисунки. Это происходит за счет того, что в гуаши содержится гораздо больше клеевой основы в сочетании с красящим пигментом. В результате, гуашь выходит гораздо плотнее, и при нанесении на поверхность видимым остается только верхний слой. Акварель, в свою очередь, может передавать плавный переход из одного тона в другой, создает картину из нескольких слоев краски, наложенных друг на друга.

С помощью акварели можно создавать особые световые эффекты, но работать с краской нужно быстро, потому что цветы моментально перетекают и смешиваются между собой.

Еще одно важное отличие – основой для акварели чаще всего служит бумага, причем хорошего качества. Гуашь в этом плане более универсальна, и для ее использования подходит гораздо больше основ.

Базовые приемы работы с акварелью

Акварелью лучше рисовать на бумаге типа ватман, есть и специальная бумага для акварели. Она плотная, не размокает быстро, в то же время хорошо впитывает воду.

Чтобы бумага не покоробилась при намокании, ее натягивают на планшет. Но для скетчей, набросков, легких зарисовок, обучения можно и без него обойтись.

Перед тем как начать рисовать, надо сделать образец мазков на бумаге, которую вставляют прямо в коробку рядом с кюветами. Это поможет ориентироваться, какие цвета, где находятся, как они выглядят на бумаге. После высыхания акварель светлеет и такие образцы очень полезно иметь перед глазами, особенно начинающему художнику.

Вначале делают рисунок карандашом . Акварельными красками рисуют по сухому и по мокрому (бумагу вначале увлажняют). Существует много техник и большое количество обучающих видео. Поэтому надо начинать пробовать, а уже в процессе определяться, что больше нравится, какая техника для чего лучше подходит. Есть одно важное правило: белый цвет в акварели ничем не рисуют. Его получают, не закрашивая бумагу.

Уже первые работы могут быть очень интересными. Не бойтесь начинать, экспериментировать и учиться.

Источники:

http://helpiks.org/1-109545.html
http://studref.com/478451/kulturologiya/akvarelnoe_svyazuyuschee
http://zen.yandex.ru/media/id/5b33267990cdf400a9227292/5b56fef53262f900a93b2602

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии