Сообщение про тропинина. Тропинин василий андреевич – галерея произведений (226 изображений)

Сообщение про тропинина. Тропинин василий андреевич – галерея произведений (226 изображений)

ТРОПИНИН Василий Андреевич – Галерея произведений (226 изображений).

В.А. ТРОПИНИН

(1780 – 1857)

Среди русских живописцев первой половины 19 века Василий Андреевич Тропинин особенно дорог нам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает его работы: превосходные в художественном отношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.

Велика роль Тропинина и в общем процессе демократизации отечественного искусства, в становлении реалистического метода. Обаяние творческой индивидуальности художника глубоко связано с русской культурой его времени, его художественное наследие – закономерное и необходимое звено в общем потоке национального развития.

Тропинин принадлежит всей России, но, может быть, наибольшее право считать его своим имеет Москва. Здесь в полную силу развернулось дарование художника, здесь он прожил большую часть жизни. Неслучайно, именно в Москве открыт потрясающий музей В.А.Тропинина и художников его времени.

Для живописи Тропинина характерна предельная простота. Художник считал, что портрет должен быть безыскусен, прост и максимально приближен к действительному облику человека.

Для его произведений характерно смешение жанров, где портрет органично соединен с бытовой обстановкой. Везде присутствует типаж в сочетании с неким действием, как правило, простым и однозначным.

От всех этих полотен без исключения веет покоем, умиротворением, уютом… Тропинин напоминает нам о ценности каждой минуты нашего скоротечного бытия. Природа дарования художника была такова, что в своих полотнах он отражал жизнь поэтически, а не критически. Тропинин так и говорил: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?»

А ведь жизнь самого художника была отнюдь не легкой. Художник родился 17 (28) марта в деревне Карпово Чудовской волости Новгородской губернии в семье крепостных. Только благодаря своему таланту, трудолюбию и упорству сумел пробиться к успеху вопреки неблагоприятным обстоятельствам своей жизни.

Состоял «посторонним» учеником ИАХ (1798-1804) в портретном классе у С.С.Щукина. В 1804 по воле хозяина, графа И.И.Моркова, переехал в его имении в Подольской губернии и жил на Украине (1804-1812 и 1818-1821). Весной 1823 Василий Тропинин получил вольную, жил и работал в Москве.

Осенью 1823 за портрет Е.О.Скотникова (ГТГ), картины «Кружевница» (ГТГ) и «Старик нищий» (ГРМ) признан «назначенным» в академики. За программу «Портрет К.А.Либерехта» (НИМ РАХ) в 1824 удостоен звания академика.

Портретист, писал пейзажи, жанровые и религиозные композиции. Участвовал в выставках ИАХ, принимал участие в деятельности московского Художественного класса.

Василий Тропинин

В асилий Тропинин по происхождению был крепостным крестьянином. Он получил свободу только в 47 лет, когда уже стал знаменитым художником. Портреты у Тропинина заказывали московские дворяне и купцы, его картины покупали коллекционеры и антиквары.

Крепостной, кондитер и вольнослушатель Академии художеств

Василий Тропинин родился 30 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии. Его родители были крепостными крестьянами графа Антона Миниха. Отец будущего художника Андрей Тропинин получил вольную за хорошую службу. Однако остальных членов семьи граф Миних не освободил.

С детства Василий Тропинин много рисовал. Искусствовед Александра Амшинская писала: «По семейным преданиям потомков Минихов известно, что рисунки дворового мальчика забавляли господских детей, были своего рода курьезом для взрослых. Однако никто никакой пользы в них не видел». Начальное образование будущий художник получил в народном училище в Новгороде. После учебы Тропинин вернулся в село Карпово. К тому времени оно принадлежало зятю Миниха — графу Ираклию Моркову.

В начале 1790-х годов Морков отправил Василия Тропинина в Петербург учиться кондитерскому делу. В свободное от занятий время будущий художник посещал Императорскую Академию художеств, где изучал анатомию и копировал гравюры. Двоюродный брат Ираклия Моркова Алексей узнал об увлечении Тропинина и за свой счет определил его в Академию Художеств. С 1799 года живописец стал вольнослушателем Академии, студентом мастерской портретиста Степана Щукина, посещал занятия Григория Угрюмова, Иоганна Лампи-младшего и Габриэля Дуайена. Работы Тропинина часто побеждали на академических конкурсах. В 1804 году картину «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» показали на выставке. Кроме Тропинина, там представили свои работы и уже знаменитые к тому времени живописцы: Орест Кипренский, Иван Акимов и Владимир Боровиковский. Выставку посетила императрица Мария Федоровна. Картину высоко оценили критики, за сходство с гравюрами французского художника Жана-Батиста Грёза они назвали Тропинина «русским Грёзом».

Уже в сентябре того же года Тропинину пришлось покинуть Академию художеств. Граф Ираклий Морков отозвал живописца с учебы и велел переехать в свое имение в селе Кукавка.

Читать еще:  Надпись мелом на доске шрифт. Создание реалистичной надписи мелом в смешанной технике

По приказу графа Тропинин построил в селе Кукавка церковь и расписал ее. В то же время он создал «Портрет мужчины в польском костюме», скопировал несколько картин Рембрандта.

В Кукавке молодой художник познакомился с вольной поселенкой Анной Катиной, в 1807 году они обвенчались. После свадьбы Катина, как и Тропинин, стала крепостной графа Моркова. В 1809 году у супругов родился сын Арсений.

«Счастливое дарование и склонность к живописи»

В 1812 году началась Отечественная война. Вместе с семьей графа Моркова Тропинин переехал в Москву. После окончания войны он вернулся к творчеству: создавал портреты московских дворян, в том числе писателей Николая Карамзина и Ивана Дмитриева. Написал Тропинин и семейный портрет графов Морковых. Вскоре живописец стал известен в Москве. В журнале «Отечественные записки» про него писали: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».

В 1818 году Тропинин вернулся в Кукавку. Там он создавал пейзажи и портреты крестьян, в том числе «Украинца с палкой». Художник вспоминал: «Я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех, и эти мои работы, кажется, лучшие изо всех до сих пор мною писанных». В селе Тропинин создал и несколько жанровых полотен, включая «Свадьбу в Кукавке».

В 1821 году Тропинин вернулся в Москву. Здесь он продолжил работу над «народными образами» – портретами украинских крестьян. Тропинин написал «Девушку с прялкой» и «Мальчика с дудкой». Работал он и над портретами художников Егора Скотникова и Николая Майкова. Критики хвалили новые работы живописца за выразительность линий, грамотную работу с цветами и светотенью.

В начале 1820-х художник все еще оставался крепостным. Почитатели творчества Тропинина требовали у Моркова дать ему вольную. Друг живописца Михаил Дмитриев даже предлагал графу простить крупный карточный долг за освобождение. Александра Амшинская писала: «Один из членов [Английского – Прим. ред] клуба, укоряя графа за долгие обещания отпустить художника на волю, в сердцах сказал, что Морков, пожалуй, сунет Тропинину в рот пирог, когда у того уже зубов не будет». Вольную художник получил только весной 1823 года. Однако его семья осталась в крепостных.

В сентябре того же года Тропинин написал письмо в Академию – просил дать ему звание художника: «8 сего мая получил я совершенную свободу из крепости, теперь остается мне избрать род жизни прошу отличное сословие художников обратить хотя самомалейшее внимание на участь мою». Вскоре Тропинину присвоили звание «назначенного в академики» за картины «Кружевница», «Старик нищий» и «Портрет художника Скотникова». «Кружевницу» и «Старика нищего» в свою частную коллекцию – так называемый «Музеум» – купил писатель и журналист Павел Свиньин.

Чтобы получить звание академика, Тропинину надо было пройти экзамен в Академии художеств. Осенью 1824 года его вызвали в Петербург. Живописец должен был написать портрет, который бы оценили профессора Академии художеств. Тропинин изобразил работника Санкт-Петербургского монетного двора Карла Леберехта. За эту картину художнику и присвоили звание академика.

В это же время Тропинин создал несколько реалистичных зарисовок из повседневной жизни петербуржцев. Остаться преподавателем в Академии художеств он отказался. Тропинин писал: «Все я был под началом, да опять придется подчиняться то [Алексею – Прим. ред] Оленину, то тому, то другому…».

Тропинин прожил в Петербурге еще несколько месяцев. За это время он получил несколько заказов на портреты, в том числе от госсекретаря Михаила Сперанского. Однако художник отказался – вскоре он вернулся в Москву. Граф Морков попытался устроить его преподавателем в государственную школу, но Тропинин вновь отказался: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше сиятельство, и никакой официальной обязанности на себя не приму».

«Отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый»

С 1824 года и до конца жизни Тропинин жил и работал в Москве. Здесь он стал одним из самых популярных портретистов. В эти годы он создал картины «Гитарист», «Каменщик», «Дама в зеленом платье». Его работы приобрел в коллекцию антиквар Дмитрий Лухманов, их вывесили в московском Опекунском совете и Обществе скаковой охоты.

Читать еще:  Анастасия костенко нарядилась в костюм ольги бузовой, фото. Бузова, не плачь! Тарасов женился на Костенко

Почти все время Тропинин занимался живописью. Скульптор Николай Рамазанов писал о нем: «Все обидное переносил с высоким терпением и посреди всех художественных занятий совершенно забывал все окружавшее его неприятное и трудился до упаду; случалось, где работал, там и засыпал».

Критики считали Тропинина автором особого жанра живописи – «домашнего» или «халатного» портрета. Художник изображал своих героев в простой одежде и непринужденной обстановке. В том же стиле Тропинин создал портрет Александра Пушкина по заказу поэта Сергея Соболевского.

В конце 1820-х Тропинин создал несколько портретов своих друзей – художников Карла Брюллова, гравера Егора Скотникова, скульптора Ивана Витали. Изображал он и простых людей за повседневными делами, в том числе на картинах «Старик, обстругивающий костыль» и «Мальчик-слуга со свечой».

В 1833 году Тропинина пригласили преподавать в недавно созданном публичном художественном классе (позднее – Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Создатели этого заведения хотели обучать живописи представителей малоимущих сословий – небогатых мещан, крестьян. В 1843 году, спустя десять лет преподавания, Тропинина избрали почетным членом Московского художественного общества за то, что он «без всякой обязанности, из особого усердия постоянно посещал класс и содействовал своими советами в его успехах». Художник был одним из самых любимых педагогов у студентов публичного художественного класса. Один из его учеников И. Тучнин вспоминал: «Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей».

В 1830-х Тропинин стал получать меньше заказов, однако не оставил живописи. В то время он писал парадные портреты представителей знати. В этом стиле были исполнены картина «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер», портреты профессоров Московского университета, членов купеческих семей Корзинкиных, Коноваловых, Сорокоумовских и других. Создавал Тропинин и жанровые сцены, в том числе «Девушку с горшком роз» и «Старуха стригущая ногти».

В 1840-х Тропинин создал серию портретов небогатых московских горожан из низших слоев общества. Он изображал куртизанок, ямщиков, цыган. В картинах из этой серии художник стремился реалистично передать их быт, акцентировать внимание на социальной проблематике. В эти же годы Тропинин часто рисовал стариков. Среди его картин этой тематики – «Старуха, стригущая ногти». Для этой работы художнику позировала его жена.

В 1844-1846 годах Тропинин работал над автопортретом. Картина получила название «Портрет на фоне Москвы». Себя художник изобразил на фоне Московского кремля. Художник тщательно проработал задний фон – пейзаж Москвы. Для его изображения Тропинин выбрал светлые тона. Так художник акцентировал внимание на стоящей на первом плане фигуре.

В 1840-х и 1850-х годах Тропинин продолжал писать на заказ портреты московских дворян – Оболенских, Зубовых, Паниных. Его картины висели в их семейных галереях.

В 1855 году умерла жена Тропинина. Художник тяжело переживал утрату, часто болел. В том же году он переехал в собственный дом в Замоскворечье, где жил до своей смерти.

Спустя два года, 15 мая 1857, Василий Тропинин умер. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище в Москве.

В 1969 году в Москве открыли музей Василия Тропинина и московских художников его времени. Основой экспозиции стало собрание купца и коллекционера Феликса Вишневского. В музее представлена большая часть картин Тропинина, в том числе «Портрет на фоне Москвы» и «Кружевница». Работы художника также хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Всероссийском музее А.С. Пушкина.

Сочинение по картине “Кружевница” Василия Андреевича Тропинина

Для того чтобы сочинение по картине “Кружевница” получилось наиболее полным, представим план работы.

Вступление. О художнике.

1. История создания портрета.

2. Описание картины “Кружевница” Тропинина.

3. Колорит и общий настрой картины.

Вступление

Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) – выдающийся русский художник-портретист. Его кисти принадлежат множество портретов, написанных в основном в романтическом стиле. Биография художника достаточно хорошо изучена.

После того как Тропинин окончил учебу, двоюродный брат графа Моркова подал тому мысль определить молодого художника вольнослушателем в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Идея была интересная: иметь своего крепостного живописца хотели бы, наверное, многие дворяне. Тропинин учился, жил на квартире у профессора академии Степана Семеновича Щукина, знаменитого портретиста, и служил тому в качестве слуги и подмастерья: подготавливал холсты, тер краски, выполнял различные поручения.

Читать еще:  Грехи вы так усердно рветесь. В последнее время многократно возрастает число цитат якобы из… - Diarium dementis — LiveJournal

Тропинин отлично зарекомендовал себя в учебе, дважды побеждал в конкурсах Академии художеств и даже одной из своих работ обратил на себя внимание императрицы Елизаветы Алексеевны. Моркову следовало бы дать ему вольную. Но вместо этого он отзывает его из Санкт-Петербурга, и в 1804 году художник едет в украинскую деревню Кукавку, где становится слугой, пастухом, живописцем и маляром при графе одновременно.

Моркова много раз просили дать вольную художнику и даже предлагали деньги. За него хлопотала и Академия художеств, но генерал всем отказывал. Он сам привязался к Тропинину, и только этим Моркова можно извинить.

В 1823 году, когда Тропинину было уже 47 лет и когда им уже была написана ставшая впоследствии знаменитой картина “Кружевница”, он получил наконец вольную. Но его жена и сын Арсений еще в течение 5 лет были крепостными.

1. “Кружевница”. История создания портрета

Несомненно, Василий Андреевич Тропинин был удивительным человеком с большим запасом оптимизма и жизнелюбия. По воспоминаниям современников, он легко сходился с людьми, был незлобивым и дружелюбным. И конечно, характер художника нашел свое отражение в созданных им полотнах.

В сочинении по картине “Кружевница” необходимо указать, что она была написана художником в 1823 году. Весь портрет пронизан игривым, легким, романтическим настроем. Молодая девушка, едва оторвавшись от своего занятия, взглянула на художника, чтобы тут же вернуться к кружевам. Она улыбается, словно говоря: “А, это ты! Привет!”

2. Описание картины

Кажется, все в портрете не настоящее: девушка – не дворовая девка, которую посадили за кропотливую работу плетения кружевного полотна. В сочинении по картине “Кружевница” поясним, что изготовление кружев с помощью коклюшек – тяжелое занятие, от которого страдает зрение и болит спина. Недаром к концу “своей карьеры” кружевницы, работающие в помещичьих мастерских становятся полуслепыми сгорбленными старухами. Большую часть жизни им приходится проводить в помещении, склонившись над подушкой, перебирая коклюшки с намотанными нитками. Чуть ошибешься в выборе нити – и нарушен тончайший узор, и работа пошла насмарку. Так трудно достигается мастерство.

У Тропинина же это не работница, а настоящая фея. Такой должна была быть Оксана из гоголевских “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Тот же очаровательный малороссийский тип лица, на который засматриваешься.

Тропининская кружевница работает, как играет. Кажется, все просто и счастливо в ее жизни. Она молода, здорова, полна сил и энергии. И нет никаких социальных тягот и зависимостей – художник идет за характером человека, изображая самое светлое в нем. Но ведь человек неразрывен с той средой, в которой он живет – значит, художник идеализирует то, что изображает, приукрашивает его. Поэтому-то его простолюдинка-кружевница совсем не выглядит таковой: руки у нее нежные, мягкие, взгляд лукавый, улыбка кокетливая, а движения, которые художнику, благодаря таланту, удалось передать, утонченные и грациозные.

В то же время детали интерьера занимают художника не меньше, чем лицо и фигура девушки. С большой тщательностью выписаны им коклюшки, холст с кружевами, ножницы и шкатулка.

3. Колорит и общий настрой картины

Несомненно, большую часть художественных навыков Тропинин позаимствовал у Щепкина во время своей учебы. Он умело использует палитру со светлыми цветами, предпочитая серебристые и сиреневые оттенки. Общий колорит картины “Кружевница” выдержан в благородном оливковом цвете.

Заключение

Василий Андреевич Тропинин – выдающийся мастер русского портрета. Им создано около трех тысяч произведений. Среди них портреты выдающихся людей своего времени: Пушкина, Карамзина, Брюллова, Витали, Айвазовского, Самарина и др. По словам кого-то из современников, он был очень популярен и “переписал пол-Москвы”. Впрочем, популярность мастера не мешала ему каждый раз тщательно подходить к выполнению работы, обдумывая композицию и стиль. Это лишний раз подтверждает, что даже находясь в глуши, по чужой воле, вдали от учителей и друзей, можно не только сохранить свой талант, но и приумножить его.

Источники:

http://cultobzor.ru/2014/12/vasiliy-tropinin-gallery/
http://www.culture.ru/persons/8249/vasilii-tropinin
http://www.syl.ru/article/362916/sochinenie-po-kartine-krujevnitsa-vasiliya-andreevicha-tropinina

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии