Сочинение по литературе на тему: «Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление.

Сочинение по литературе на тему: «Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление.

Сдам на 5

Уникальные сочинения для всех классов

Сочинение на тему «Обломов и Штольц: сопоставление и противопоставление»

Знаменитому роману Ивана Гончарова «Обломов» уже более 100 лет, но образы, представленные им в произведении, актуальны и по сей день. Главными мужскими героями здесь выступают Илья Обломов и Андрей Штольц. Несмотря на дружескую связь, они являются друг другу полными противоположностями, начиная с внешности, заканчивая отношением к жизни.

Обломов – пухлый мужчина, изнеженный с самого детства. Штольц, напротив, худощав, выглядит мужественно и серьёзно.

Илью всё его детство и отрочество баловали мама и нянюшки, не позволяя перетруждать себя лишний раз. Он рос избалованным и не приспособленным к жизни ребенком, и в этом есть определенная вина родителей, которые слишком уж опекали сына. У него не было никакой цели, и в учебе он отставал из-за своей лени.

Андрей наоборот рос очень умным мальчиком, схватывал всё на лету, усердно учился, а всё благодаря своему отцу, который держал его в ежовых рукавицах и желал, чтобы сын чего-то достиг в жизни.

Обломов ни к чему не стремится, не пытается что-то исправить, у него элементарно отсутствует вкус к жизни. Единственное его желание – лежать на диване и мечтать.

Штольц – человек работящий, своими усилиями заработал дом, хороший достаток и хорошее положение в обществе.

И что касается любви и отношения к женщине – здесь герои также проявляют себя по-разному.

Андрей очень галантен и учтив к героине Ольге Ильинской. Он уважает женщину и готов сделать для неё всё. Штольц – это один из тех мужчин, которые всегда добиваются цели. И он её добился – женился на любимой даме.

Илья также хорошо относится к женщинам. Он любил Ольгу, испытывал к ней чувства, но не смог действовать и бороться за неё. Его волновало то, что если он свяжется с Ольгой, то его спокойная, размеренная жизнь придет к концу, и ему таки придется встать с дивана. В итоге он женился на другой, которая ничего от него не требовала.

По жизни Штольц реалист. Он ставит перед собой четкие задачи и выполняет их. Не строит себе фантазий и не живет грезами. Обломов же предпочел бы всю вечность проспать на диване. Он способен лишь мечтать, представляя себе идеальную жизнь.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Обломов и Штольц: сопоставление и противопоставление» читают:

Презентации и сочинения для школьников

Роман «Обломов» был написан И.А. Гончаровым в 1859 году. После публикации произведения , оно захватило всё внимание общества. Критики и писатели назвали роман «знамением времени» (Н.А.Добролюбов), «капитальнейшей вещью, которой давно не было» (Л.Н. Толстой), в обиходе появилось новое слово: «обломовщина». И.С. Тургенев однажды заметил: «Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова»»
«В этом романе герою, ленивому и ничем не интере­сующемуся русскому барину, противопоставляется немец Штольц. Это подвижный, деятельный, рассу­дительный человек. Он, получивший строгое, трудо­вое и практичное воспитание от немца-отца, честолю­бив, целеустремлен и энергичен. Для него… важен ра­циональный подход к жизни, ему чужды страсти.. Немец в романе организован, трудолюбив, экономен серьезно относится к своему делу, педантичен…».

Читать еще:  Цитомегаловирусная инфекция в клинике внутренних болезней. Сварочная техника и технология занимают одно из ведущих мест в современном производстве

Илью Обломова и Андрея Штольца судьба свела еще в детстве. Илья рос в Обломовке. Няньки и мамки оберегали Илюшу от забот и труда. Родители его безмерно любили и ограждали его от любых самостоятельных действий. Обломовка была наполнена покоем и тишиной, а маленький барин жил в атмосфере няниных сказок. Сонливость, безграмотность и лень царили в имении Обломовых. А Илюшу никто и ничто не побуждало к умственным, физическим или моральным усилиям. В тринадцать лет Илья Обломов отправляется в Верхлево – это соседнее село, где управляющий Штольц организовал небольшой пансион для дворянских детей из ближайших мест. Там он и подружился с сыном Штольца, Андреем, который помогал ему в учебе. Но это не помогло Илье освоить науки, ведь он был частью сонной Обломовки, в которой люди жили от праздника до праздника.
Верхлево сильно отличалось от Обломовки. Управляющий Штольц – немец, с немецкой педантичностью подходил ко всем делам, в том числе и к воспитанию сына. Очень рано Андрюша столкнулся с самостоятельным решением проблем, как своих детских, так и отцовских поручений. Андрей Штольц — немец только по отцу, мама у него русская. С раннего детства Андрей тянулся к наукам. Учился всегда с интересом и рвением. Мама воспитала в сыне любовь к поэзии, а отец давал много практических познаний. С ранних лет Андрей выполнял различные поручения отца и всегда делал это аккуратно и точно. Отец даже платил ему жалованье мастерового и требовал расписываться в книге. Отец только направлял Андрея, предлагая ключевые моменты решать самому и принимать на себя ответственность за свои решения и свою жизнь. Мать же много времени и сил уделяла эстетическому воспитанию сына, чтобы тот вырос утонченным дворянином.
Штольц и Обломов выросли в разной среде, а потому сильно отличались друг от друга. Но их тянуло друг к другу именно из-за того, что в другом было то, чего самому недоставало. Андрея привлекало в друге спокойствие, размеренность, умиротворенность. А Илье нравилась выдержка, активность, энергичность Штольца.
Отношения двух друзей претерпели много ударов, но их дружба была прочна. Хотя с годами они все больше и больше отличались друг от друга.
Безусловно. Обломов и Штольц – противоположности. Но в тоже время они удивительно дополняли друг друга, оттого и питали друг к другу нежные дружеские чувства.

Читать еще:  Александр Бондаренко «Юные герои Отечества. Юные герои великой отечественной войны и их подвиги А ю бондаренко юные герои отечества

Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе Гончарова

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения социум делился на два лагеря – тех, кто придерживался старых, частично архаичных устоев и сторонников обновлений. Концепция этого внутриобщественного противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух ярких, выделяющихся, но, тем не менее, типичных героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими, антитетичными личностями.

Различия в воспитании Обломова и Штольца

Воспитание Обломова

Антитеза в «Обломове» при описании становления образов Обломова и Штольца прослеживается, прежде всего, в их различном, кардинально противоположном воспитании. Мечательность, лень и нежелание трудиться Ильи Ильича были переняты им от родителей и близких родственников – жителей Обломовки. Родное поместье героя было средоточием умиротворения и спокойствия, где любая работа воспринималась как сущее наказание, а исчисление времени производилось не по часам и минутам, а по обрядам – от рождения к похоронам, от свадьбы к крестинам. Особое влияние на маленького Илью оказали рассказы няни о сказочных богатырях и мифических героях. Впечатлительный, фантазирующий Обломов уже с дества мечтал о том, чтобы оказаться подальше от реальности, спрятавшись во влекущем мире сказок, где он сам может быть великим победителем. Мечтательность и эскапизм Ильи Ильича, проявившиеся еще в раннем возрасте, в юношеские и зрелые годы только развивались и усиливались – этому способствовал интровертный характер персонажа, неудача на службе и отсутствие приспособленности к реальному, быстроменяющемуся и требующему постоянной активности миру.

Воспитание Штольца

Среда, в которой рос Штольц, существенно отличалась от атмосферы Обломовки. Прежде всего, потому, что отец его был немецким бюргером, с ранних лет прививавшим сыну любовь к труду и активной деятельности, необходимость всегда быть на шаг впереди других и самостоятельно прокладывать себе путь в будущее. Мать Андрея Ивановича, русская дворянка, напротив, видела в сыне не работящего буржуа, а яркую светскую фигуру, прививая ему любовь к книгам, искусствам и светскому общению. Становлению экстравертной, открытой миру натуре Штольца так же способствовали постоянные визиты гостей и шумные компании в поместье его родителей (тогда как в Обломовке не было принято весело проводить время и часто зазывать гостей).

В романе Гончарова Обломовка, как место средоточия старых, законсервированных, архаичных русских традиций противопоставляется поместью Штольцев – источнику нового, проевропейского вектора развития личности. Эти две семьи – типичные прообразы российских семей начала 19 века, часть которых продолжала жить по старым устоям, калеча домостроевским воспитанием дальнейшую жизнь детей, а другая часть – стремилась за обновленными идеями и ценностями, но пока не понимала, как воспитать действительно гармоничную личность нового времени.

Читать еще:  Илья глинников после проекта был замечен. Илья глинников и катя никулина готовятся к свадьбе

Такое разное чувство любви

Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две любви. Первая – стихийная, всеохватывающая, способная изменить личность человека, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и вторая – тихая, спокойная, рождающаяся на чувстве уважения и благодарности, любовь к Агафье Пшеницыной. Причиной того, что отношения Ильи Ильича и Ольги практически с самого начала были обречены на расставание, являлись иллюзии влюбленных относительно друг друга – каждый из них идеализировал друг друга, стараясь не замечать отрицательные и «неудобные» черты, обращая внимание только на, что их привлекло вначале. Возможно, сильное чувство и могло бы изменить апатичный характер Обломова, но любовь настигла его уже на том этапе жизни, когда он был полностью сформировавшейся личностью, которая не хочет меняться даже ради очень важного человека. Илье Ильичу нужна была женщина, которая примет и полюби его таким, каким он есть, – именно такой и была добрая тихая Агафья, разделяющая домостроевские взгляды мужа на быт и семью.

Абсолютно другие чувства связывали Ольгу и Штольца – между ними не было ни того страстного пламени, которое вспыхнуло и погасло между Ольгой и Обломовым, ни того спокойно принятия друг друга, которое было между Обломовым и Агафьей. Любовь Ольги и Андрея Ивановича основывались на крепкой дружбе и взаимоуважении друг друга как личности. Однако чувственными их отношения назвать достаточно трудно: спустя всего несколько лет совместной жизни женщина начинает скучать, не реализовав себя в социуме и погрязнув в постоянной заботе о родном поместье и семье, а Штольц начинает чувствовать, что не может расслабиться и должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать высоким запросам своей жены. Они так и не находят того спокойствия, которое хотел обрести после женитьбы Андрей Иванович.

Заключение

Штольц и Обломов – фигуры противопоставляемые автором как рациональное, активное, новое начало и мечтательное, пассивное, всеми силами держащееся за устаревшие ценности. Однако их антитетичность проявляется только внешне, на самом деле они гармонично дополняют друг друга – без непрерывной помощи Андрея Ивановича Обломов давно потерял бы родное поместье и оказался на улице, а без душевной, теплой поддержки Ильи Ильича Штольц полностью бы закрылся от пугающего и непонятного ему мира чувств и внутренних переживаний.

Смысл противопоставления Обломова и Штольца состоит в том, чтобы показать, что человек не может быть счастливым и гармоничным, развивая в себе только одну сторону своей личности. Важно уметь уверенно идти в будущее, не забывая о ценностях и опыте прошлого.

Источники:

http://sdam-na-5.ru/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2-%D0%B8-%D1%88%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86-%D1%81%D0%BE/
http://ppthelp.ru/sochinenie-po-literature-na-temu-oblomov-i-shtolts-sopostavlenie-ili-protivopostavlenie/
http://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/smysl-protivopostavleniya-oblomova-i-shtoltsa-v-romane.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии