Сочинение на тему Начало литературной деятельности Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки. Урок литературы для учителя и ученика

Сочинение на тему Начало литературной деятельности Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки. Урок литературы для учителя и ученика

Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя ” Вечера на хуторе близ Диканьки”

Разделы: Литература

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 4 группы, каждая из которых получила творческое задание – создать презентации по темам:

I группа«Сорочинская ярмарка»

Цель: выявить, как относится автор к своим героям, из чего это видно; показать соотношение лирического и комического, показать красоту пейзажных зарисовок и яркого описания ярмарки.

II группа«Вечер накануне Ивана Купала»

Цель: раскрыть губительную силу денег, проанализировать художественное своеобразие повести.

III группа – «Майская ночь, или Утопленница»

Цель: выяснить какую роль играют в тексте описания природы, в чем их своеобразие; проследить, как вводится в повесть легенда о сотниковой дочке, какова ее роль в движении сюжета, обратить внимание на композицию повести.

IV группа«Ночь перед Рождеством»

Цель: раскрыть народный характер повести, определить главную идею произведения, ответить на вопрос, почему Вакула добивается своей цели, в чем была его сила.

Каждая группа получила задания: прочитать повесть и продумать ответы на следующие вопросы.

  • Зачитайте начало 1-ой главки — описание роскошного летнего дня (выразительно). С каким чувством вы читаете эти строки? Найдите и прочитайте ещё 1-2 описания природы (Днепра) из других повестей.
  • Составьте калейдоскоп ярмарки (3-4 картинки), прочитайте их. Какими средствами передаёт Гоголь атмосферу ярмарки? (юмористические способы: неожиданность, несоответствие, гипербола; какие части речи чаще всего употребляются; какова пунктуация текста?)
  • Как относится Рудый Панько к своим героям? Из чего это видно? А что тебе понравилось в ней или кто?
  • Почему эта повесть изумила А.С.Пушкина?
  • Зачитайте последние два абзаца повести. Почему грустно, хотя всю повесть мы весело смеялись? В каких произведениях устного народного творчества всегда присутствует грусть?
  • «Вечер накануне Ивана Купала»:

  • О чем эта повесть? Какая легенда лежит в основе повести?
  • Назовите имена действующих лиц. Прочитайте портрет Басаврюка. Что олицетворяет он: добро или зло?
  • Как Петро добыл богатство? В чем заключается губительная сила денег? Зачитайте особо понравившиеся места.
  • Кто из героев вызывает сострадание? Почему? (Петро? Пидорка? Ивась?)
  • Как описание природы предупреждает читателя о предстоящей трагедии?
  • «Майская ночь, или Утопленница»:

  • Расскажите коротко о сюжете повести, назовите имена действующих лиц, зачитайте описание внешности Ганны.
  • Найдите и прочитайте выразительно одну из страшных легенд повести (главы 1, 4,5). Что вас поразило, заставило задуматься, огорчиться в этой легенде?
  • За что парубки расправились с головой (сельским старостой)? Как они проучили старосту? На чьей вы стороне?
  • Зачитайте описание природы, заставившее вас насладиться пейзажем.
  • Что в повести фантастика, легенда, а что — правда? (приведите доказательства).
  • Как по-вашему, хорошо это или плохо — уметь читать? Как этот вопрос связан с повестью, с кем из героев?
  • «Ночь перед Рождеством»:

  • О чем это произведение? Постарайтесь определить его главную идею. (Коротко расскажите).
  • Назовите происшествия и приключения героев, которые можно назвать комическими? Что вызвало смех? Зачитайте одно происшествие (можно по ролям).
  • Прочитайте выразительно понравившиеся описания природы. Какую роль, по-вашему, играет описание природы?
  • Какие украинские слова тебе понравились в повести и почему? Чему вы научились, прочитав «Ночь перед Рождеством»?
  • Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: мультимедийный проектор.

    Наглядность: портрет Гоголя, выставка книг, компьютерные презентации.

    План проведения урока

    1. Организационный момент.
    2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и народное творчество.
      • Вступительное слово учителя.
    3. Подготовка к восприятию нового материала, мотивационный этап.
    4. Изучение нового материала.

    Презентация I группы; ответы на вопросы;

    Презентация II группы; ответы на вопросы;

    Презентация III группы; ответы на вопросы;

    Презентация IV группы; ответы на вопросы;

  • Итог урока.
  • Домашнее задание.
  • I Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись темы урока «Вечера на хуторе близ Диканьки» Связь с народным творчеством.

    Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы, «о Иване Купале, о русалках», о духах и домовых, «с их названиями и делами». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует и образную систему фольклора, и его идейную сущность. В народных сказках, песнях, былинах высмеивается все то, что враждебно людям, и прославляется справедливость, любовь, труд и счастье. Мечты народа о другой, лучшей жизни и нашли отражение в романтических повестях Гоголя. Положительные герои сказок всегда сильные, красивые и справедливые люди, они борются с силами зла и выходят победителями.

    А кто из героев «Вечеров на хуторе близ Диканьки» преодолевает трудности на пути к счастью?

    III Создаю проблемную ситуацию, цель которой — вызвать интерес, создать положительный настрой.

    IV Изучение и освоение нового материала

    Выступает I группа.

    Повесть «Сорочинская ярмарка» изумила Пушкина. Гоголь прославляет беззаботную молодость, нравственную чистоту, любовь и счастье.

    • Начало первой главки — это гимн природе. (выразительное чтение)
    • Калейдоскоп ярмарки (пересказ 3-4 картин).

    Атмосфера ярмарки. Юмористические способы её передачи.

    • Грицько и Параска сумели отстоять своё счастье, победить злые силы.
    • «Пусть их живут, как венки вьют», – напутствует молодых добрый Черевик.
    • «Сорочинская ярмарка» – самая веселая повесть сборника, но последние эпизоды звучат грустно.

    Выступает II группа.

  • Тема денег в повести «Вечер накануне Ивана Купала».
  • Нет счастья там, где позабыт «полезный труд», где жажда денег вытеснила все человеческие чувства (Образы Пидорки и Петруся).
  • Описания природы в повести предупреждают читателей о предстоящей трагедии.
  • Басаврюк — олицетворение зла.
  • Выступает III группа.

  • «Майская ночь, или Утопленница» – гимн природе и торжествующей любви. Выразительное чтение отрывка «Знаете ли вы украинскую ночь. » Мы испытываем очарование лунной ночи.
  • Как же должны быть красивы и счастливы люди, живя в этом прекрасном мире!
  • Образы Левко и Ганны. Описания внешности раскрывают характеры героев.
  • В повести тесно переплетены мир реальный и вымышленный. Их связывает мир природы. Легенды вплетены автором в оживший мир украинской природы.
  • Выступает IV группа.

  • Труд и любовь — основа народной жизни. Эта мысль пронизывает повесть «Ночь перед Рождеством»
  • Мужественно, упорно борется за свою любовь кузнец Вакула. Да и как не бороться, если Вакула не может жить без Оксаны!
  • Приключения Вакулы на пути к счастью. Образы Солохи, Чуба, черта в повести.
    1. В чем проявилась связь «Вечеров на хуторе близ Диканьки» с устным народным творчеством.
    2. Почему мы называем повести «Вечера на хуторе блих Диканьки» романтическими?
    3. В чем видит автор прочную основу жизни народа?
    4. Что мешает людям, по мнению Гоголя, жить красиво и счастливо?
    5. Что такое юмор? Назовите способы юмористического повествования. Приведите примеры.
    6. Какие украинские слова запомнили вы, читая повести Гоголя? Что они обозначают?

    VI Домашнее задание: подготовить электронную презентацию повести.

    Конспект урока по литературе на тему “Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место» . (5 класс).

    Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
    с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    Курс повышения квалификации за 340 рублей!

    Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

    Конспект урока литературы в 5 классе

    Тема. Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место».

    Цель урока :
    – знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе..», сюжет повести «Заколдованное место»,

    – представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа;

    – определять задачи своей учебной деятельности на уроке;

    – формировать навыки выразительного чтения;
    – воспитывать любовь к книге;

    – формировать умение соотносить поступки героев с нравственными нормами;
    Планируемые результаты.

    1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения;

    2. Метапредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям;

    3. Личностные: понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитание интереса к литературе; осознавать значимость чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении.

    1.Организационный момент . Приветствие. Подготовка к уроку
    2.Проверка домашнего задания .
    3 Мотивация, целеполагание. Работа с эпиграфом:

    Сейчас прочёл «Вечера на Хуторе близ Диканьки».

    Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искусность,

    непринуждённость, без жеманства, без чопорности.

    А местами какая поэзия!

    А.С. Пушкин 4 . Формулировка темы урока учащимися.

    Запись в тетрадях: Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

    5.Изучение нового материала Вступительное слово учителя
    Знакомство с биографией Гоголя Гоголь Николай Васильевич [20 марта 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда – 21 февраля 1852, Москва]. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
    Семья. Детские годы Годы учения. Переезд в Петербург

    Чтение статьи «Слово о поэте» стр.157-158
    Понятие о повести как об эпическом жанре Перед нами необычная форма построения произведения, «рассказ в рассказе»
    А.С. Пушкин определяет жанр «Руслана и Людмилы», как сказку, а Гоголь в подзаголовке к «Заколдованному месту» пишет, что это «Быль, рассказанная дьячком…» Верите ли вы автору? Как бы вы сами определили жанр этого произведения (доказать)
    Черты названных жанров, безусловно, присутствуют в этом произведении. По жанру – это сказочная повесть , но от сказки ее отличают характеры главных героев (герои – простые люди), действительность (полуреальная, полуфантастическая), нетрадиционный для сказки сюжет, отсутствие сказочных героев таких как Баба Яга, Кощей.
    «Вечера на хуторе близ Диканьки» Осенью 1831 года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жжем анства, без чопорности. А местами какая поэзия. ».
    После выхода первой прозаической книги Гоголь – знаменитый писатель.

    6. Подготовка к восприятию повести

    -Показался ли вам сюжет повести «Заколдованное место»

    необычным? В чем?

    (Он напоминает легенды, предания, сказки.)

    – Послушайте одну из легенд со схожим сюжетом и ответьте на

    Учитель рассказывает народную легенду о кладе «Золотая курушка».

    – О чем эта легенда? (о заговоренном кладе)

    – А какие легенды о кладах знаете вы?

    Легко ли было понимать прочитанное? Все ли слова были понятны?

    Вывод. – Какова же одна из особенностей языка этой повести? (много уркаинских слов, выражений, свойственных украинскому народу)

    Как вы думаете, для чего? (чтобы более правдоподобно, достоверно показать героев, передать национальный колорит, Н.В. Гоголю эта культура близка, т.к. он сам родился в Украине, как сообщалось в начале урока).

    8. Работа с текстом.

    Выразительное чтение учеником фрагмента повести «Третья ночь поиска клада» (от слов «Стал копать — земля мягкая. » до слов «. тогда только перевел дух»)

    Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?

    Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)

    Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?

    Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?

    Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)

    Что ему чудилось (виделось и слышалось)?

    Что он в итоге выкопал?( Котел тяжелый)

    Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?

    Какое качество подвело его? (жадность)

    Смешно или страшно было читать этот фрагмент?

    Над кем смеется Гоголь? Почему?

    – Какой же урок дает нам Гоголь?

    Запись под диктовку «Заколдованное место» – повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

    Рефлексия, объявление оценок

    Чем запомнится вам сегодняшний урок? Закончите предложения:

    Сегодня на уроке я понял… Мне было трудно … Мне понравилось… – Я доволен

    – Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

    Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода.

    План-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

    Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Галина Кузьминична

    Представлен план-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Алексеева Галина Кузьминична

    Текст научной работы на тему «План-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»»

    УДК 808.2; 37.022(075.8)

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ ПО ЦИКЛУ ПОВЕСТЕЙ Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»

    Алексеева Галина Кузьминична учитель русского языка и литературы МОУ СПОШЛго2 г.Благовегценск

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: план-конспект, литература, повесть, Украина.

    АННОТАЦИЯ: Представлен план-конспект урока литературы в 6 классе по циклу повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, –

    все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: мультимедийный проектор.

    Наглядность: портрет Н.В. Гоголя, выставка книг, компьютерные презентации.

    План проведения урока

    I. Организационный момент.

    II. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и народное творчество». Вступительное слово учителя.

    III. Подготовка к восприятию нового материала, мотивационный этап.

    IV. Изучение нового материала.

    VI. Домашнее задание.

    Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 4 группы, каждая из которых получила творческое задание – создать презентации по темам.

    I группа – «Сорочинскаяярмарка».

    Цель: выявить, каково отношение автора к своим героям, как он выражает это отношение; показать соотношение лирического и комического в произведении; продемонстрировать красоту пейзажных зарисовок автора и яркое описание ярмарки.

    II группа – «Вечер накануне Ивана Купала».

    Цель: раскрыть тему губительной силы денег, проанализировать художественное своеобразие повести.

    III группа – «Майская ночь, или Утопленница».

    Цель: выяснить, какую роль играют в тексте описания природы, в чем их своеобразие; проследить, как вводится в повесть легенда о сотниковой дочке, какова ее роль в движении сюжета, обратить внимание на композицию повести.

    IV группа – «Ночь перед Рождеством».

    Цель: раскрыть народный характер повести, определить главную идею произведения; ответить на вопрос, почему Вакула добивается своей цели, в чем его сила.

    Каждая группа получила задание прочитать повесть и ответить на вопросы.

    Задания и вопросы по произведению «Сорочинская ярмарка»

    1. Прочитайте выразительно начало 1 -й главы — описание роскошного летнего дня. С каким чувством вы читаете эти строки? Найдите и прочитайте ещё 1-2 описания природы (а именно Днепра) из других повестей.

    2. Составьте «калейдоскоп» ярмарки из 3-4 картин. Какими средствами передаёт Гоголь атмосферу ярмарки?

    3. Как относится Рудый Панько к своим героям? Как вы это поняли? А что вам понравилось в повести? Кто из героев вам понравился?

    4. Почему эта повесть изумила А.С.Пушкина?

    5. Прочитайте последние два абзаца повести. Почему грустно в конце, хотя всю повесть мы весело смеялись? В каких произведениях устного народного творчества всегда присутствует грусть?

    Задания и вопросы по произведению «Вечер накануне Ивана Купала»:

    1. О чем эта повесть? Какая легенда лежит в основе повести?

    2. Назовите имена действующих лиц. Прочитайте описание Басаврюка. Что олицетворяет он: добро или зло?

    3. Как Петро добыл богатство? В чем заключается губительная сила денег? Прочитайте особенно понравившиеся места.

    4. Кто из героев вызывает сострадание? Почему?

    5. Как описание природы предупреждает читателя о предстоящей трагедии?

    Задания и вопросы по произведению «Майская ночь, или Утопленница»

    1. Перескажите коротко сюжет повести. Назовите имена действующих лиц. Прочитайте описание внешности Ганны.

    2. Найдите и прочитайте выразительно одну из страшных легенд повести (главы

    1,4,5). Что вас поразило, заставило задуматься, огорчиться в этой легенде?

    3. За что парубки расправились с головой – сельским старостой? Как они проучили старосту? На чьей вы стороне?

    4. Зачитайте описание природы, заставившее вас насладиться пейзажем.

    5. Что в повести фантастика, легенда, а что – правда? Приведите доказательства.

    6. По-вашему мнению, уметь читать – хорошо это или плохо? Как этот вопрос связан с повестью, с кем именно из героев?

    Задания и вопросы по произведению «Ночь перед Рождеством»

    1. О чем это произведение? Постарайтесь определить его главную идею.

    2. Назовите происшествия и приключения героев, которые можно назвать комическими. Что вызвало смех? Зачитайте отрывок об одном из происшествий (можно по ролям).

    3. Прочитайте выразительно понравившиеся описания природы. Какую роль, по-вашему мнению, играет в повести описание природы?

    4. Какие украинские слова из повести тебе понравились и почему? Чему вы научились, прочитав «Ночь перед Рождеством»?

    I. Организационный момент.

    Приветствие учащихся. Запись темы урока: «Вечера на хуторе близ Диканьки». Связь с народным творчеством».

    II. Вступительное слово

    Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь обращался к устному народному творчеству. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, просил родных и знакомых собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы: «об Иване Купале, о русалках», о духах и домовых, «с их названиями и делами». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует и образную систему фольклора, и его идейную сущность. В народных сказках, песнях, былинах высмеивается все то, что враждебно людям, и прославляется справедливость, любовь, труд и счастье. Мечты народа о другой, лучшей жизни и нашли отражение в романтических повестях Гоголя. Положительные герои сказок всегда сильные, красивые и справедливые люди, они борются с силами зла и выходят победителями.

    Обращение Н.В. Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда вынес он свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал там атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. «Здесь так занимает всех все малороссийское», – с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

    Строчки его произведений словно песни, подслушанные им на вечорках, куда собирались парубки и девушки. В письме к ботанику Максимовичу Гоголь писал: «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими живыми летописями!» Так и повесть Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» тоже можно назвать летописью, потому что в ней рассказывается история жизни украинского народа.

    Дается задание зачитать небольшие эпизоды из произведения, подтверждающие это суждение.

    Учитель: В предисловии к 1 и 2 частям цикла повестей даны «по азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». Давайте поработаем с этими словами. Проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать предложения из текста, а вы должны определить значения этих слов:

    «Он знал, что богатый козак Чуб приглашен дьячком на кутью» (Кутья – каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели на Украине в канун Рождества).

    «Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки» <Китайка -сорт хлопчатобумажной ткани).

    «Железо на окову положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву» <Таратайка - повозка).

    «Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки» (Паляница – небольшой хлеб, несколько плоский).

    «У тебя новые черевички» ( Черевички – женские башмаки).

    Учитель: Эти слова связаны с жизнью украинского народа. В повести сильно и ярко выражена поэтическая душа народа: его извечное стремление творить добро,

    непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор.

    Гоголь сразу же хочет погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе украинские беленые хаты – мазанки, чтобы очаровались песенным складом украинской речи, познакомились с бытом и обычаями украинского народа.

    К нам пожаловала гостья из Украины. Послушаем ее.

    Учащаясярассказывает о себе на украинском языке и поет.

    Учитель: Ребята, нас приглашают посетить Украину, увидеть чудные пейзажи, познакомиться с людьми.

    Давайте прочитаем описание природы, попробуем услышать звуки, увидеть цвета, почувствовать запахи.

    Учащиеся читают описания природы из текста произведения.

    Учитель: А вот как эти описания природы воплотили в своих рисунках ребята.

    Школьники коротко рассказывают о том, что изобразили нарисунках.

    Учитель: Какое же знакомство без встречи с героями произведения. С какими героями вы познакомились?

    Учитель: Я хочу пригласить вас в театральную мастерскую. Давайте представим, что вы ставите спектакль, подбираете актеров на роли героев. Сначала нужно выбрать режиссера. Затем режиссер выберет себе актеров и даст им необходимые указания.

    В это время остальные учащиеся (по вариантам) находят в тексте описания героев:

    1 вариант описание Солохи, 2 – Чуба, З-Дъяка, 4-Вакулы, 5-Пацюка, 6 Оксаны.

    Затем выступают актеры: от 1-го лица рассказывают о своем персонаже. После этого они садятся на свои места, остается лишь Оксана.

    Учитель: Давайте посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица-дочка.

    Учитель: Мы познакомились с жителями Диканьки, такими разными по характеру, открытыми, жизнерадостными. А какие замечательные костюмы носят они! Давайте составим украинские народные костюмы.

    Из разнообразных деталей и элементов учащиеся собирают украинский народный костюм.

    Учитель: Много лет прошло со дня написания «Вечеров. ». Много воды утекло с тех пор, многое изменилось в жизни, кое-что утратило свою значимость, что-то забылось.

    Но так хочется, чтобы национальные традиции жили и возрождались, чтобы потомки помнили о них, чтобы не прерывалась связь времен и поколений. Сейчас мы попытаемся словесно представить одежду людей, живших на родине писателя.

    Девочки описывают составленный ими женский костюм, а мальчики – мужской.

    Учитель: Посмотрите, как поработали наши модельеры, какие прекрасные костюмы они создали.

    Показывают национальные костюмы украинского народа, собранные ребятами.

    У любого народа есть свои праздники. Рождество для всех настолько долгожданный праздник, что для его встречи в каждом доме готовится праздничное угощение. О каком угощении идет речь на страницах повести?

    Учащиеся вспоминают: о кутье, варениках.

    Учитель: Сейчас повар предложит вам рецепты украинской кухни.

    Предлагаются рецепты кутьи, узвара, борща, вареников.

    Учитель: Наступает Рождество. А как приходит оно в повести?

    Пересказ. (Примерный ответ; Торжеством природы и радостью людей. Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа).

    Учитель: А вы знаете колядки?

    Да, задору и веселью украинского народа можно позавидовать. Прошу вас сейчас посмотреть на доску. Написанные там слова разделены на 2 группы: насмехаться -потешаться, улыбаться – подтрунивать. Как вы думаете, почему слова распределены в

    2 группы? Над кем Гоголь иронизирует, насмехается, а кому улыбается или слегка подтрунивает над ним?

    Учитель делает вывод’.

    Значит, можно сказать, что смех бывает разный. Какие произведения вызывают смех? Назовите юмористические и сатирические произведения, которые вы изучали в 5 классе. Почему они вызвали смех? В чем сила смеха? Как понимаете слова Гоголя: «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила»?

    Найдите строки в повести или перескажите те фрагменты, которые явились источником смешного (Возвращение Чуба в свою хату; «поклонники» у Солохи; встреча Чуба с Головою). Почему эти отрывки вызывают смех?

    Учитель: Ребята, слова юмор и сатира очень близки по значению. Найдите значения этих слов.

    Работа со словарем.

    Домашнее задание: Подготовить материалы для «Книги всякой всячины, или Подручной энциклопедии». Это могут быть записи о жизни украинского народа -предания, пословицы и поговорки, песни, рассказы об обычаях и нравах.

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/567293/
    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-nv-gogol-obschee-znakomstvo-so-sbornikom-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-povest-zakoldovanno-2332596.html
    http://cyberleninka.ru/article/n/14375869

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Мастерство изображения народной жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии