Сочинение Чернышевский Н. Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н.Г

Сочинение Чернышевский Н. Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н.Г

Сочинение: Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX ве­ка завязка сюжета, более свойственная французским авантюр­ным романам, — загадочное самоубийство, описанное в первой главе «Что делать?», — была, по общепринятому мнению всех исследователей, своего рода интригующим приемом, призван­ным запутать следственную комиссию и царскую цензуру. Той же цели служил и мелодраматический тон повествования о се­мейной драме во второй главе, и неожиданное название треть­ей — «Предисловие», которая начинается словами: «Содержа­ние повести — любовь, главное лицо — женщина, — это хоро­шо, хотя бы сама повесть и была плоха. ».

Более того, в этой главе автор, полушутливым-полуиздева­тельским тоном обращаясь к публике, признается в том, что он вполне обдуманно «начал повесть эффектными сценами, вырванными из середины или конца ее, прикрыл их туманом». После этого автор, вдоволь посмеявшись над своими читате­лями, говорит: «У меня нет ни тени художественного таланта. Я даже и языком-то владею плохо. Но это все-таки ничего. Истина — хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писа­теля, который служит ей».
[sms]

Читатель озадачен: с одной стороны, автор явно презирает его, причисляя к большинству, с которым он «нагл», с другой — как будто готов раскрыть перед ним все карты и к тому же ин­тригует его тем, что в его повествовании присутствует еще и скрытый смысл! Читателю остается одно — читать, а в про­цессе чтения набираться терпения, и чем глубже он погружает­ся в произведение, тем большим испытаниям подвергается его терпение.

В том, что автор и в самом деле плохо владеет языком, чита­тель убеждается буквально с первых страниц. Так, например, Чернышевский питает слабость к нанизыванию глагольных це­почек: «Мать перестала осмеливаться входить в ее комнату»; обожает повторы: «Это другим странно, а ты не знаешь, что это странно, а я знаю, что это не странно»; речь автора небрежна и вульгарна, и порой возникает ощущение, что это — плохой перевод с чужого языка: «Господин вломался в амбицию»; «Долго они щупали бока одному из себя»; «Он с изысканною переносливостью отвечал»; «Люди распадаются на два главные отдела»; «Конец этого начала происходил, когда они проходили мимо старика»; авторские отступления темны, корявы и много­словны: «Они даже и не подумали того, что думают это; а вот это-то и есть самое лучшее, что они и не замечали, что думают это»; «Вера Павловна. стала думать, не вовсе, а несколько, нет, не несколько, а почти вовсе думать, что важного ничего нет, что она приняла за сильную страсть просто мечту, которая рассеет­ся в несколько дней. или она думала, что нет, не думает этого, что чувствует, что это не так? Да, это не так, нет, так, так, все тверже она думала, что думает это».

Временами тон повествования словно пародирует интонации русской бытовой сказки: «После чаю. пришла она в свою ком­натку и прилегла. Вот она и читает в своей кроватке, только книга опускается от глаз, и думается Вере Павловне: что это, последнее время, стало мне несколько скучно иногда?». Увы, подобные примеры можно приводить до бесконечности. Ничуть не меньше раздражает смешение стилей: на протяжении одного смыслового эпизода одни и те же лица то и дело сбиваются с патетически-возвышенного стиля на бытовой, фривольный либо вульгарный.

Почему же российская общественность приняла этот роман? Критик Скабичевский вспоминал: «Мы читали роман чуть ли не коленопреклоненно, с таким благочестием, какое не допуска­ет ни малейшей улыбки на устах, с каким читают богослужеб­ные книги». Даже Герцен, признаваясь, что роман «гнусно на­писан», тотчас оговаривался: «с другой стороны, много хороше­го». С какой же «другой стороны»? Очевидно, со стороны Истины, служение которой должно снять с автора все обвине­ния в бездарности! А «передовые умы» той эпохи Истину отож­дествляли с Пользой, Пользу — со Счастьем, Счастье — со слу­жением все той же Истине.

Читать еще:  Высказывания о пословицах и поговорках известных людей. Доклад на тему:"Пословицы и поговорки в речи"

Как бы то ни было, Чернышевского трудно упрекнуть в не­искренности, ведь он хотел добра, причем не для себя, но для всех! Как писал Владимир Набоков в романе «Дар» (в главе, посвященной Чернышевскому), «гениальный русский чита­тель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный беллетрист». Другое дело, как сам Чернышевский шел к это­му добру и куда вел «новых людей». (Вспомним, что царе­убийца Софья Перовская уже в ранней юности усвоила себе рахметовскую «боксерскую диету» и спала на голом полу.) Пусть же революционера Чернышевского со всей строгостью судит история, а писателя и критика Чернышевского — исто­рия литературы.[/sms]

Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»

Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка произведения, более свойственная французским авантюрным романам, — загадочное самоубийство, описанное в 1-й главе романа «Что делать?», — была, по общепринятому мнению всех исследователей, своего рода интригующим приемом, призванным запутать следственную комиссию и цар скую цензуру. Той же цели служили и мелодраматический тон повествования о семейной драме во 2-й главе, и неожиданное название 3-й — «Предисловие», — которая начинается словами: «Содержание повести

Похожие сочинения:

Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»Считается, что произведение Чернышевского «Что делать?» принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета.

Рахметов — «особенный» герой романа Н. Чернышевского «Что делать?»«Рахметовы — это другая порода, — говорит Вера Павловна, — они сливаются с общим делом так, что оно для них.

Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита»Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр.

Художественное своеобразие романа «Что делать?»Огромная покоряющая сила романа Н. Г. Чернышевского заключалась в том, что он убеждал в истинности, красоте и величии нового, передового.

Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в.

Художественные особенности романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон»«Тихий Дон» М. А. Шолохова — одно из тех великих произведений, которые воплощают в себе высокие достижения художественной мысли и.

Художественные особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир»Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна.

Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»Илья Ильич Обломов. Имя, ставшее нарицательным. В каждом из нас есть частичка Обломова. Наверное, именно поэтому роман И. А. Гончарова.

Художественные особенности романа «Евгений Онегин»Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм — «Кавказский пленник». Над.

Художественные особенности романа Гончарова «Обломов»Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени —.

Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно.

Читать еще:  Что можно нарисовать 3д карандашом. Как это сделано, как это работает, как это устроено

Образ Рахметова в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?Подлинный герой эпохи, перед которым «преклоняется» автор, — это Рахметов, революционер с его «пламенной любовью к добру». Образ Рахметова и.

Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина»В «Поднятой целине» сюжетную основу составляет событие, которое имело огромное историческое значение в жизни народа. Главная тема романа — это.

Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Русский утопический социализм проистекал из французского утопического социализма, представителями которого были Шарль Фурье и Клод Анри де Сен-Симон. Их цель.

«Пошлые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»«Гнусные люди! Гадкие люди. Боже мой, с кем я принуждена жить в обществе! Где праздность, там гнусность, где роскошь, там.

Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»«Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим…» А. С. Пушкин Когда я стала.

Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?Роман Чернышевского «Что делать?» стал истинным манифестом российской революции. Написанный в тюрьме, он был (благодаря халатности цензоров) напечатан Некрасовым в.

Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Камнем преткновения для многих читателей романа «Что делать?» являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях.

Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Реалистический роман, в котором Чернышевский в образной форме выразил свой социальный идеал, был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы.

«Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»«…Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения». Чернышевский Н. Г. После отмены крепостного права в 1861 г. в русском.

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношенияхПервое прочтение романа Н. Г. Чернышевского вызовет у современного молодого человека, скорее всего, усмешку. В самом деле, странными кажутся отношения.

Проблема счастья в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Проблема счастья и путей его достижения волновала многих русских писателей и поэтов. Некрасов написал на эту тему целую поэму «Кому.

Сны Веры Павловны (по роману Н. Г Чернышевского «Что делать?»)Роман Г. Н. Чернышевского «Что делать?» своеобразен не только в идейно-тематическом плане, но и в композиционном отношении. В этом произведении.

«Новые люди» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?»В романе Г. Н. Чернышевского особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погруженными в свои.

Что значит быть «особенным» человеком? (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)Из всех героев романа именно Рахметов больше всего влиял на современников и на последующие поколения революционеров. Н. Г. Чернышевский. В.

Рахметов как «особенный человек» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Примечательно, что для Н. Г. Чернышевского наверно, больше, чем для любого другого русского писателя XIX столетия, было характерно единство художественного.

Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)… Где нет свободы, Там нет счастья. Роман «Что делать?» написан в 1863 году. Роман создавался в крайне тяжелых условиях.

Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?»Каждый из нас стремится к счастью. Но счастье может быть разным. «Личное счастье» было провозглашено «альфой и омегой» человеческой жизни.

Эпоха царствования Александра II и появление «новых людей», описанных в романе Н. Чернышевского «Что делать?»В конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках полицейского режима: во всех российских университетах были закрыты кафедры философии.

Читать еще:  Нации и межнациональные отношения обществознание кратко. Доклад: Нации и межнациональные отношения

Рахметов и путь в светлое будущее (роман Н. Г. Чернышевского «Что делать»)Рахметов — самый яркий и запоминающийся герой романа Николая Григорьевича Чернышевского «Что делать?». Роман снабжен подзаголовком «Из рассказов о новых.

«Художественное своеобразие романа «Что делать?»»

Могущество мысли (по терминологии Белинского), характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и предсказуемости его развития. Писатель отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, тайн, внешних эффектов, за исключением начальных главок, цель которых — заинтересовать «простодушную публику».

Уверенность героев романа в прочности своего положения, невиданный ранее оптимизм — это следствие новаторского решения Чернышевским проблемы взаимоотношения человека и среды, одной из важнейших для русского критического реализма. Понятие «среда» в революционно-демократической литературе усложняется, так как кроме обстоятельств, традиционно противостоящих герою, вводится представление об обстоятельствах, благоприятных ему, об окружении, помогающем формированию и развитию положительных черт характера. Герои Чернышевского уже не одиноки: у них есть своя среда, свое общество, свой круг, состоящий из друзей, готовых немедленно прийти на помощь.

Мастерство Чернышевского проявляется в новаторском использовании категорий художественного времени и пространства. События романа точно приурочены к определенному историческому периоду — эпохе первой революционной ситуации в России. Вместе с тем художественное время не замкнуто в сюжетных рамках, оно ведет читателя в огромный мир чуть ли не всей человеческой истории. Прошлое (вопреки существовавшей литературной традиции) не властно над героями: оно не занимает заметного места ни в их сознании, ни в авторском повествовании. Движение времени в романе не однолинейно: оно течет не только из настоящего в будущее, но и в обратном направлении. Будущее открыто для героев. Отсюда особая функция эпилога, который перенесен прямо в будущее. Художественное время в романе отражает пафос произведения — торжество человеческого разума, которому все подвластно, который выводит людей из мрачных подвалов, указывает путь к ослепительному будущему. « Новые люди» перерастают свое время, могут выходить из него. Это становится характерным и для их художественного пространства. Достаточно вспомнить четвертый сон Веры Павловны, где показано, как героиня чудесным образом возносится вверх и благодаря новой и неожиданной точке зрения получает возможность увидеть грандиозные пространства земли, населенные свободными и счастливыми людьми.

Особое значение в художественной структуре романа приобретает автор-повествователь, который является одним из действующих лиц произведения. В системе образов автор занимает наиболее высокое место. Он комментирует и в ряде случаев уточняет высказывания и поступки героев. Так, например, известная сцена, когда Рахметов, испытывая свою волю, спит на гвоздях, показательна для характера данного героя, но она вовсе не означает, что автор полностью принимает именно такой способ подготовки к будущим испытаниям. То же относится и к высказываниям Рахметова о невозможности личного счастья для революционера.

Реакционная критика, стремясь ослабить мощное воздействие романа на современников, пыталась дискредитировать его, утверждая, будто он крайне слаб в художественном отношении. Это мнение оказалось очень живучим. В начале XX в. В. И. Ленин решительно возражал против таких взглядов. Он говорил: «Я заявляю: недопустимо называть примитивным и бездарным «Что делать?». Под его влиянием сотни людей делались революционерами. Могло ли это быть, если бы Чернышевский писал бездарно и примитивно? Он, например, увлек моего брата, он увлек и меня. Он меня всего глубоко перепахал, Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь. Такого Влияния бездарные произведения не имеют».

Источники:

http://www.kalitva.ru/99501-sochinenie-khudozhestvennye-osobennosti.html
http://russkie-sochineniya.ru/xudozhestvennye-osobennosti-i-kompozicionnoe-svoeobrazie-romana-n-chernyshevskogo-chto-delat/
http://www.allsoch.ru/sochineniya/8585

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии