Собирание русского фольклора в ХIХ – начале ХХ вв. Имена известных собирателей народных песен, пословиц, сказок, былин их труды

Собирание русского фольклора в ХIХ – начале ХХ вв. Имена известных собирателей народных песен, пословиц, сказок, былин их труды

Собирание русского фольклора в ХIХ – начале ХХ вв. Имена известных собирателей народных песен, пословиц, сказок, былин их труды

Научные издания русского фольклора начали появляться с 1830ых-1840ых гг. Прежде всего это сборники профессора Мос­ковского университета
1) И. М. Снегирева “Русские простонарод­ные праздники и суеверные обряды” в четырех частях (1837— 1839), “Русские народные пословицы и притчи” (1848), “Новый сборник русских пословиц и притчей” (1857).
2) сборники ученого-самоучки И. П. Са­харова “Сказания русского народа о семейной жизни своих пред­ков” (в двух томах, 1836 и 1839 гг.), “Русские народные сказки” (1841).
Однако тогда, да и в последующие годы, в изданиях по­добного рода еще считалось допустимым “подправлять” стиль народных произведений, составлять из разных вариантов свод­ные тексты и проч.
Постепенно в работу по собиранию фольклора включились широкие общественные круги. Организованный характер этому процессу придал официальный государственный центр: создан­ное в 1845 г. в Петербурге
3) Императорское Русское географичес­кое общество (РГО). В нем было отделение этнографии, актив­но занимавшееся сбором фольклора во всех губерниях России. -> обширный архив РГО.
Впоследствии многое из этого архива было опубликовано в “Записках РГО по отделению этнографии“. А в Москве 1860-1870ые гг ценные издания фольклора выпустило в свет
4) “Общество любителей российской словесности“.

Фольклорные материалы публиковались в центральных
5) в журналах “Этнографическое обо­зрение”, “Живая старина” и др., в местных периодических из­даниях (“Губернские ведомости”, “Епархиальные ведомости” и проч.).

В 1830-1840ых гг П. В. Киреевский и его друг поэт Н. М. Языков широко развернули и возглавили собирание русских народных эпических и лирических песен (былин, исторических песен, пе­сен обрядовых и внеобрядовых, духовных стихов). Работа дала блестящие результаты: благодаря усилиям многих собирателей появилось грандиозное собрание произведений разных песен­ных жанров.

6) Киреевский: «Русские народные стихи», 1848 г. “Песни, собранные П.В. Киреевским” впервые были опубликованы только в 1860-1870ые гг. (былины и исторические песни, так называемая “старая серия”) и в XX в. (песни обрядовые и внеобрядовые, “новая серия”).
7) В те же 30—40-е гг. протекала собирательская деятельность В.И. Даля. Он записывал произведения разных жанров русско­го фольклора, однако, как исследователь “живого великорусского языка” (так он назвал свой знаменитый толковый словарь). Даль сосредоточился на подготовке сборника малых жанров, наиболее близких разговорной речи: пословиц, поговорок, пустоговорок, присловий и проч.

Из-за цензурных препон сборник Даля “Пословицы русского народа” вышел в свет с большим опозданием — в начале 60-х гг. (М.,1861—1862). Чтения в Имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете).

8) А. Н. Афанасьев “Народные русские сказки“, в который большой собирательский вклад также внес В. И. Даль: Афанасьев получил около тысячи записанных им сказок.

Сборник Афанасьева выходил в 8 выпусках с 1855 по 1863 г. Сказок, записанных самим Афанасьевым, немногим более десятка, в основном он использовал архив РГО, личные архивы В. И. Даля, П. И. Якушкина и других собирателей, а также ма­териалы из старинных рукописных и некоторых печатных сбор­ников
Афанасьев вынужден был отступить перед светской и духовной цензурой, которая потребовала “охранить религию и нравственность от печатного кощунства и поругания”, Афанасьеву все же удалось издать в Лондоне сборник “Народные русские легенды” (1859) и анонимно в Женеве в 1872 г. сборник “Русские заветные сказки”.

9) С 1860 по 1862г. вышел в свет сборник И. А. Худякова “Великорусские сказки”. В трех выпусках сборника 122 сказочных текста были опубликованы без какой-либо системы. Свой путь фольк­лориста Худяков начал студентом, в 21 год как собиратель он был награжден медалью РГО. Худяков исходил огромные про­сторы европейской России, особенно много сказок он записал в Рязанской губернии.
10) Новые тенденции выразил сборник Д.Н. Садовникова“Сказки и предания Самарского края” (СПб., 1884). Садовников — первый, кто обратил пристальное внимание на отдельного талантливого сказочника и записал его репертуар. Из 183 сказок 72 были записаны от Абрама Новопольцева. Ранее, в 1876 г., вышел в свет другой ценный сборник Д. Н. Садовникова — “Загадки русского Народа.

11) В 1908 г. был издан сборник Н. Е. Ончукова “Северные сказки” — 303 сказки из Олонецкой и Архангельской губерний. Ончуков расположил материал не по сюжетам, а по сказочникам, приведя их биографии и характеристики. В дальнейшем этого принципа стали придерживаться и другие издатели.
12) В 1914 г. в Петрограде был опубликован сборник Д.К. Зеленина“Великорусские сказки Пермской губернии”. В него вошло 110 сказок + ” Великорусские сказки Вятской губернии” (1915).
13) сборник Б. М. и Ю. М. Соко­ловых “Сказки и песни Белозерского края” (М., 1915). В него вошло 163 сказочных текста. Точность записи может служить образцом и для современных собирателей.
14) В 1861-1867 гг. вышло в свет четырехтомное издание “Песни собранные П. Н. Рыбниковым“, подготовленное к печати П. А. Бессоновым (1 и 2 тт.), самим Рыбниковым (3т.) и О. ф. Миллером (4т.). В него вошли 224 записи былин, исторических песен, баллад. Материал был расположен по сюжетному прин­ципу.

15) На второй год после смерти собирателя были опубликованы “Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. С двумя портретами онежских рапсодов и напевами былин”(СПб., 1873), Это издание вышло в одном томе. В дальнейшем собрание Гильфердинга переиздавалось в трех томах.

Гильфердинг впервые применил метод изучения репертуара отдельных сказителей. Былины он расположил по сказителям, с предпосланными биографическими справками.
16) Рубеж 19-10 века – широкая экспедиционная работа исторической школы по собиранию былин на побережье Белого моря => “Беломорские былины, “записанные С А. Марковым” (М., 1901); “Архангельские былины и исторические ни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 гг.” “Печорские былины. Записал Н. Ончуков” (СПб., 1904).
В начале XX в. появились первые сборники частушек 4 .

Фольклорный материал, собранный в XIX и начале XX в., в большом количестве хранился в архивах, был разбросан по про­винциальным изданиям. Он нуждался в объединении. Вслед­ствие этого появились своды отдельных фольклорных жанров: “Былины новой и недавней записи из разных местностей Рос­сии” под ред. В.Ф. Миллера (М., 1908); “Исторические песни русского народа XVI—XVII вв.” под его же редакцией (Пг., 1915); “Великорусские народные песни. Изданы проф. А. И. Соболев­ским: В 7-ми т.” (СПб,, 1895-1902); “Сборник великорусских сказок архива Русского географического общества. Издал А. М. Смирнов. – Вып. 1-2” (Пг., 1917).

Таким образом, в XIX — начале XX в. был собран огромный материал и появились основные классические издания русского устного народного творчества.

3. Академические школы (научные направления) в фольклористике.
Школы (направления) объединяют исследователей, чьи труды основаны на общей научной концепции, близки по своей проблематике и методологии. Названия “школа” и “направление” (иногда “теория”) — условные, закрепившиеся за той или иной группой исследователей.

Академические школы во многом были связаны с западноев­ропейской наукой, применяли ее методы к русскому и ко всему славянскому материалу.

1) Мифологическая школа.

Братья Гримм: источником искусства признавалась мифология.
Русская миф. школа 1840-1850ые – Буслаев.
Труды Буслаева развивали идею о том, что народное сознание проявилось в двух важнейших формах: языке и мифе. Миф — форма народной мысли и народного сознания. Буслаева как мифолога характеризует капитальный труд “Исторические очерки русской народной словесности и искусства”

Читать еще:  Рисунки эшера выполненные во фронтальной перспективе. Мауриц Эшер или «невозможное - возможно

Метод – сравнительное изучение этносов.
Представители русской школы млад­ших мифологов: А. Н. Афанасьев.
На протяжении истории мифы подвергались значительной переработке. Афанасьев поставил в фольклористике существенные теоре­тические проблемы: о сущности мифов, об их происхождении и историческом развитии. Он предложил стройную концепцию.

2) Фольклористика конца XIX — нач. XX веков. Историческая школа.

В 1859 году немецкий учёный Т. Бенфей высказал идею о культурных заимствованиях в фольклоре, которая сменила представление о восхождении сходных сюжетов к единым источникам. Его теория стала главенствующей в фольклористике, фактически, до конца XX века. В России миграцию сюжетов изучали Буслаев и В. Ф. Миллер, А. Н. Веселовский и многие другие. В конце XIX века, зарождаются два оригинальных направления — теория академика Веселовского, и так называемая историческая школа, основанная, в основном, на трудах отошедшего от теории заимствования академика Миллера. Историческая школа нашла много сторонников, в духе её воззрений писали свои работы учёные-фольклористы А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, братья Б. М. и Ю. М.Соколовы. Сутью данного направления был поиск исторических основ фольклорных произведений, попытка поиска исторических событий, ставших толчком к созданию того или иного сюжета. Основными идеями школы было внимание к географической привязке произведений народного творчества, а также составление указателей сюжетов сказок и рун. Большой вклад в сказковеденье внесла книга Аарне «Указатель сказочных типов» («Verzeichnic der Marchentypen»). Школа оказала влияние и на российскую, и на европейскую фольклористику.


XX век — настоящее время. Неоисторическая школа..

– неоисторческая (Рыбаков, Азбелев)
– историко-типологическая (Проппа, Скафтымов, Путилов)
В 1930-х годах географический и исторический подходы стали сменяться типологическими, как в СССР так и в мире. В СССР это было связано, прежде всего, c разгромом исторической школы в 1936 году, и фактически запретом на использования терминологии и методов этой школы, впрочем, ещё с 1920-х годов она находилась в кризисе из-за необходимости увязываться с социологическими методами, диктуемыми идеологией государства. К 1950-м годах в советской фольклористике преобладали два направления: неоисторическая школа, ставшая возрождением принципов разгромленной исторической школы, а также школа историко-типологического подхода, сложившаяся благодаря палеонтологическим исследованиям фольклора. Основной темой, дискутировавшейся между представителями этих направлений был историзм былин, который исследователи исторической школы определяли как прямая взаимосвязь исторических событий с сюжетом эпоса, а исследователи историко-типологического направления — как выражения чаяний эпохи, без связи с конкретными сообщениями исторических источников. Возрождённую историческую школу возглавлял Б. А. Рыбаков, в духе её воззрений писал работы С. Н. Азбелев.
К историко-типологической школе, помимо самого В. Я. Проппа, относились А. П. Скафтымов, Б. Н. Путилов. В 1970-х исследования в русле этих направлений продолжились, однако кардинально новых идей и открытий они не принесли. К настоящему времени развитие эпосоведения в России продолжается в русле установившихся в середине XX века тенденций. Внимание актуальных исследований фольклористики смещается к выяснению современных творческих процессов в народе, и связанной с ними теме аутентичности, к изысканиям в области городского фольклора, проблемам персонального нарратива и устной истории, современного фольклора (в том числе интернет-фольклора), «антифольклора» и «постфольклора» (концепция Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова).

4. Раннетрадиционный фольклор: жанры и их поэтика.
Основы художественной образности устного народного творчества сложились в доисторический период, когда одновременно с языком (человеческой речью) появился раннетрадиционный фольклор.

Раннетрадиционный фольклор — это совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовавшая образованию собственно художественного творчества народа.

Развитие фольклора происходило как наслоение новой художественной традиции на старую систему. Отголоски древнего фольклора, более или менее выраженные, сохранились в поздние времена, дошли до наших дней. Они проявляются во многих жанрах классического фольклора: сказках, былинах, балладах, обрядовой поэзии, пословицах, загадках и проч.

В этой главе мы рассмотрим трудовые песни, гадания и заговоры — в том виде, какими они были уже в позднее время.

Собирание русского фольклора в ХIХ – начале ХХ вв. Имена известных собирателей народных песен, пословиц, сказок, былин их труды

Определение фольклора, основные отличительные черты. Система родов и жанров УНТ.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, он означает – “народная мудрость”, “народное знание” и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

Названием “устное творчество народа” подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия.

Возникает из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания. Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. “На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам. В этом состоит коллективная природа фольклора. Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов.

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Читать еще:  Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика Демшина Анна Юрьевна. Разработка на тему " искусство вокруг нас"

Собирание русского фольклора в ХIХ – начале ХХ вв. Имена известных собирателей народных песен, пословиц, сказок, былин их труды.

Интерес к истории русского народа, его культуре, и в частности к фольклору, заметно усиливается после Отечественной войны 1812 года. Главное внимание в 20-е годы XIX в. уделяется русским народным песням, пословицам и поговоркам, в которых наиболее полно отразилось национальное самосознание русского народа.

В первой трети XIX в. продолжают публиковаться песенники. Наиболее значительным из них является «Новейший всеобщий и полный песенник», изданный в 1819 г. в 6-ти частях И.Глазуновым. В самом начале XIX в. поэт А.Х.Востоков собирает народные песни, пословицы и поговорки. В 1822 г. Д. Княжевич издал «Полное собрание русских пословиц и поговорок» (около 5000).

Параллельно с собиранием и изданием русского фольклора идет и его изучение. В 1812 г. А.Х.Востоков публикует. свое исследование «Опыт о русском стихосложении», в котором определяется и подробно рассматривается тоническое стихосложение русских народных песен. В 1816 г. А.Ф.Рихтер издает «Два опыта в словесности. Рассуждения о русских пословицах». В 1831— 1834 гг. И.М.Снегирев выпускает в свет «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках».

20-е годы XIX в. —период бурного расцвета романтизма в России. Стремясь к развитию национального начала в отечественной литературе, романтики, как никогда до этого, широко используют в своем творчестве фольклор (сюжеты, образы, поэтическую стилистику).

Однако поэты-романтики не одинаково относились к фольклору, по-разному его оценивали и использовали в своем творчестве. Например, В. А. Жуковского интересовало в нем отражение «милой старины». И в этих целях он с большим удовольствием использовал народные обряды, обычаи и поверья.

Совершенно по-иному относились к народному творчеству декабристы. Взгляды декабристов на фольклор наиболее полно выражены в литературных обзорах А. Бестужева-Марлинского, опубликованных им в альманахе «Полярная звезда» (1823—1825), и в статье В. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие» («Мнемозина», 1824). Интерес к фольклору у декабристов был особым. В летописях и народных песнях они отыскивали свидетельства «древнеславянского» тираноборчества и свободолюбия. Былины и исторические песни возникли еще до крепостного права, и поэтому они, по мнению декабристов, наиболее полно выражали свободолюбивый и героический характер русского народа. Декабристы впервые начинают собирать казачьи исторические песни, в том числе песни о Разине. Недостаток декабристской фольклористики выражался в том, что декабристы, по существу, были страшно далеки от народа, не понимали его нужд и совершенно не интересовались современным русским фольклором.

Фольклористические взгляды А. С. Пушкина формировались под влиянием декабристов. Пушкин, как и декабристы, интересуется казачьими песнями, записывает песни и предания о Разине и Пугачеве. Однако фольклористические интересы Пушкина были значительно шире взглядов декабристов. Его привлекают не только исторические, но и современные лирические народные песни. Им была записана песня об Аракчееве, а также народные баллады, солдатские и семейно-бытовые песни, преимущественно свадебные. Пушкин задумал составить сборник народных песен, но его замыслу не суждено было сбыться, и свое собрание песен он передал П. В. Киреевскому.

Рассматривая фольклор как важную форму выражения народного самосознания и проявление народного поэтического таланта, Пушкин сделал меткие высказывания по многим жанрам русского фольклора (сказкам, песням, пословицам и поговоркам). Поэт с большим уважением относился к фольклору и его носителям. Однако у него не было слепой идеализации народного творчества.

Пушкин отвергал черты консерватизма, проявление всевозможных предрассудков.

Фольклористические интересы Н. В. Гоголя формировались под влиянием украинской и русской народной поэзии. Интерес Гоголя к фольклору появился еще в годы детства и юности и сохранялся всю жизнь. Украинские народные песни Гоголь записывал сам, по его просьбе это делали его родственники и знакомые. В итоге у Гоголя образовалось большое собрание украинских песен, основная часть которых была издана лишь в 1908 г.

Несомненный научный интерес представляют также сборники; ШейнП. В. Русские народные песни (1870); ЛаговскийФ. Народные песни Костромской, Вологодской, Новгородской, Нижегородской и Ярославской губерний (1877); Садовников Д. Н. Сказки и предания Самарского края (1884); Мельгунов Ю.Н. Русские песни, непосредст-

венно с голосов народа записанные (1879, вып. 1, 1885, вып. 2) и др.

К середине XIX в. в фольклоре и литературе разных народов мира было обнаружено большое количество сходных сюжетов, которые никак нельзя объяснить родством этих народов, их происхождением от одного «пронарода», из чего исходили мифологи. И тут на смену мифологической теории пришла «теория заимствования» (или миграционная теория «бродячих сюжетов»). Сходные явления в словесном искусстве различных народов объяснялись заимствованием.

Сказки собирают Д. И. Садовников, Н. Е. Ончуков, Д. К. Зеленин, братья Б.М.Соколов и Ю.М.Соколов; былины-А. В. Марков, Н.Е. Ончуков и А. Д. Григорьев; лирические песни —П. В. Шейн, С.М.Ляпунов, Г.О.Дютш и др.; пословицы и поговорки — И И Иллюстров; народные драмы – Н. Н. Виноградов и Н. Е. Ончуков; частушки-Д. К. Зеленин, Е. Н. Елеонская, В. И. Симаков и др.

Наиболее значительны следующие сборники русского фольклора: Соболевский А. И. Великорусские народные песни (7 томов, 1895—1902); Шейн П. В. Великорусе в своих песнях. (2 выпуска, 1898—1900); Марков А. В. Беломорские былины (1901); Григорьев А Д. Архангельские былины (1904); ИллюстровИ. И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках (1904); Ончуков НЕ Северные сказки (1909); Симаков В. И. Сборник деревенских частушек (1913); Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек (1914); Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края (1915).

Фольклорные материалы в конце XIX-начале XX в. систематически издавались также в журналах «Этнографическое обозрение» (1889-1916) и «Живая старина» (1890-1917).

Опубликованные в конце XIX – начале XX в. собранные материалы, наиболее авторитетные в академическом отношении фольклорные сборники затем будут плодотворно использованы в исследованиях советскими фольклористами.

В советское время продолжалась собирательская работа. В 1926— 1928 гг. в экспедицию “по следам П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга” отправились братья Б. М. и Ю. М. Соколовы. Материалы экспедиции были опубликованы в 1948 г. . Записи былин 1926—1933 гг. из собраний Рукописного хранилища Фольклорной комиссии при Институте этнографии АН СССР вошли в двухтомное издание А. М. Астаховой “Былины Севера”. Собирание былин продолжалось в военные и послевоенные годы. Материалы трех экспедиций на Печору (1942, 1955 и 1956 гг.) составили том “Былины Печоры и Зимнего берега”.

Было сделано много новых записей сказок, песен, частушек, произведений несказочной прозы, пословиц, загадок и проч. В издании новых материалов преобладал, во-первых, жанровый, а во-вторых, региональный принцип.

Собиратели стали целенаправленно выявлять рабочий фольклор, фольклор каторги и ссылки. Гражданская и Великая Отечественная войны также оставили свой след в народной поэзии, что не прошло мимо внимания собирателей. Однако требуют исследования также и те разделы фольклора, которые долгие годы недостаточно изучались и почти не записывались (религиозный фольклор, фольклор политзаключенных, городской фольклор и др.).

Читать еще:  Что значит любовь для бунина чистый понедельник. Анализ рассказа бунина чистый понедельник сочинение

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Собирание фольклора в 60—80-х годах XIX в.

СОБИРАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В 60—80-х годах XIX в.

Дело собирания и издания народной поэзии объединяет разных по научным и политическим устремлениям людей. Активизируют работу в этой области славянофилы (А. Ф. Гильфер- динг, П. А. Бессонов и др.). Ученые, близкие по взглядам к ним и к сторонникам официальной народности (например, В. И. Даль), и консервативно настроенные деятели науки (Е. В. Барсов и др.) выступают, как авторы капитальных сборников народного творчества, которые значительно содействовали дальнейшему развитию науки. Издаются сборники молодыми учеными, последователями революционных демократов, стремившимися на практике осуществить заветы своих учителей (П. И. Рыбников, И. А. Худяков, П. С. Ефименко и др.)

Такой подъем в собирании и издании фольклора в эти десятилетия был вызван не только прямыми и непосредственными потребностями науки. Острота вопроса о положении народных масс, назревавшая крестьянская революция, вызвавшая реформу 1861 г., активизировали работу в области народного творчества, объединявшую разных собирателей и исследователей, по-разному освещавших эти проблемы.

Среди разнообразных работ этих лет следует отметить особо те, которые свидетельствуют о сохранении традиций революционной демократии. Эти традиции видны прежде всего в собирательской и издательской деятельности П. Н. Рыбникова, П. С. Ефименко, И. А. Худякова, И. Г. Прыжова.

Павел Николаевич Рыбников (1831—1885 ) в годы учения в Московском университете был видным деятелем одной из самых ранних революционных организаций — кружка «вертепников». С целью пропаганды революционных идей П. Н. Рыбников поехал в Черниговскую губернию, там он попутно собирал фольклор и этнографический материал. П. Н. Рыбников был арестован за свою пропагандистскую деятельность и административно выслан на русский Север, в Петрозаводск. В Петрозаводске он был назначен чиновником и по долгу службы должен был выезжать в различные местности нынешней Карелии. П. Н. Рыбников внимательно изучал культуру, быт и искусства крестьян. Во время одной из поездок Рыбников случайно- обнаружил бытовавший на севере эпос. После этого Рыбников в каждой поездке стремился разыскать сказителей былин. Поездки в различные деревни и села Олонецкой губернии (он объездил Онежское озеро, Кен-озеро, был на р. Моше и в других местностях) дали возможность Рыбникову записать много былин, из которых составился обширный сборник. По художественным достоинствам сборник былин Рыбникова нисколько не уступал знаменитому сборнику Кирши Данилова. Сборник был напечатан, и в нем Рыбников поместил статью «Заметки собирателя», в которой рассказал, как он обнаружил былины, и очертил портреты выдающихся сказителей. Статья Рыбникова характеризует тяжкое положение олонецкой деревни, отмечая те стороны народного быта, на которые обращали особое внимание революционные демократы. П. Н. Рыбников правдиво рассказал о бедности, нищете, гнете и обрисовал характер русского крестьянина, полного чувства собственного достоинства и независимости. Рассказ Рыбникова об олонецкой деревне шел в русле очерков революционно-демократических писателей. Статья, напечатанная как дополнение к сборнику, давала особое освещение записанным текстам, связывала идейное содержание былин с жизнью русской деревни.

Одновременно с П. Н. Рыбниковым записывал фольклор другой молодой исследователь, также связанный с кружком «вертепников» — Павел Саввич Ефименко (1835—1908). Сын крестьянина Таврической губернии П. С. Ефименко учился сначала в Харьковском, а затем в Московском университете. Как и П. Н. Рыбников, во время одной из поездок в деревню «с вертепными целями» П. С. Ефименко был арестован и выслан в Архангельскую губернию. С энтузиазмом П. С. Ефименко начал собирать сведения о культуре, быте и искусстве архангельских крестьян и записал значительное количество фольклорных текстов. Собранные им сведения и записи вошли в сборник, изданный под названием «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии». Сборник этот был издан в 1877—1878 гг., когда П. С. Ефименко отступил от революционно-демократических традиций и сблизился с либеральным народничеством.

В русле традиций революционной демократии развивалась деятельность Ивана Александровича Худякова (1842—1876) и Ивана Гавриловича Прыжова (1827—1885) — революционеров, прошедших путь от студенческих лет в Московском университете до сибирской ссылки, где они и погибли.

В университете И. А. Худяков слушал лекции Ф. И. Буслаева и увлекся мифологическим объяснением фольклора. С позиций мифологической школы И. А. Худяков написал рецензию «По поводу двух выпусков песен Киреевского»; с тех же позиций он истолковывал русские загадки (что вызвало критически-насмешливые замечания журнала «Современник»). Несмотря на это, И. А. Худяков входит в историю фольклористики как демократ, своей собирательской и исследовательской практикой пропагандировавший критическое отношение к действительности. В 1860 г. восемнадцати лет И. А. Худяков издал сборник «Исторические песни». Выпущенный за год до крестьянской реформы этот сборник прозвучал революционно. Сборник включал 28 текстов, из которых 5 было о Степане Разине. Все разинские песни рисовали его образ героически, это и вызвало возмущение реакционной критики. В начале 60-х годов И. А. Худяков издает ценные собрания записей загадок и сказок.

В 1859—1860 гг. в центральных губерниях Европейской России Худяков записывает сказки, составившие три выпуска «Великорусских сказок». Сборник сказок И. А. Худякова вышел в 1860—1862 гг. Это был ценный вклад молодого ученого в науку. Записи Худякова дают интересные образцы среднерусской сказочной традиции.

В 1864 г. он публикует «Великорусские загадки» (напечатаны в VI выпуске «Этнографического сборника»).

И. А. Худяков не только собирает и публикует, но и исследует фольклор, используя его в целях агитации и пропаганды. В 60-е же годы Худяков издал ряд книг и статей, рассчитанных на массового читателя, в которые были включены фольклорные тексты с комментариями, обличающими существующий строй. Участие в революционной борьбе накладывало отпечаток на все его труды. Во второй половине 60-х годов Худяков стал членом революционного кружка Ишутина. Из среды ишутинцев вышел Каракозов, покушавшийся на жизнь Александра II. После выстрела Каракозова Худяков вместе с другими членами ишутинского кружка был арестован и сослан в Сибирь. Он и в Сибири, в самых суровых условиях ссылки, продолжал интересоваться фольклором и собирать его. Живя в Верхоянске, Худяков первым среди ученых стал заниматься творчеством якутов. Часть материалов, собранных и исследованных в Якутии И. А. Худяковым, исчезла, но часть сохранилась. Русский перевод некоторых записей якутского фольклора был издан в «Верхоянском сборнике» только много лет спустя после смерти И. А. Худякова — в 1890 г.; подлинные же якутские тексты, собранные И. А. Худяковым, были изданы в «Образцах народной литературы якутов» Э. К. Пекарским только в 1913 и 1918 гг.

Талантливый ученый, собравший и издавший русские загадки, сказки и произведения якутского фольклора, ставивший науку на службу общественным и политическим нуждам, трагически погиб совсем молодым. Он не вынес ссылки: поселенный в Верхоянске, он сошел с ума и умер в 1876 г. в возрасте тридцати четырех лет.

Источники:

http://studopedia.ru/11_68509_sobiranie-russkogo-folklora-v-hIh–nachale-hh-vv-imena-izvestnih-sobirateley-narodnih-pesen-poslovits-skazok-bilin-ih-trudi.html
http://studopedya.ru/1-49488.html
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/chicherov-russkoe-narodnoe-tvorchestvo/folklor-v-1860-80.htm

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии