Смысл сказки лиса заяц и петух. Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух

Смысл сказки лиса заяц и петух. Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух

Урок литературного чтения ” сказка Лиса,заяц и петух”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Конспект открытого урока по литературному чтению.

Дата: 14 января 2015 года

Тема: Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

Учитель: Михеева М.А.

• Стимулировать сопереживание к героям, которые попали в беду.

• Сформировать представление об одном из видов сказок – о сказке о животных.

— определять о чём говорится в тексте и обосновывать своё мнение;

— определять характер героя сказки и обосновывать своё мнение;

— выбирать пословицу по смыслу к произведению и обосновывать своё мнение;

— читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

— читать текст сказки по ролям;

— работать с содержанием произведения по вопросам учителя;

— работать со значением слова (толковым словариком);

— иллюстрировать выбранное произведение;

— выполнять учебное задание в соответствии по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и при выполнении учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;

— формулировать понятные высказывания;

— адекватно взаимодействовать в паре и при выполнении учебного задания.

— интерес к изучению темы;

— интерес к чтению по ролям и рассказыванию сказок;

— эмоционально-ценностное отношение к матери и труду;

— сопереживание к героям, которые попали в беду;

— определять о чём говорится в тексте и обосновывать своё мнение;

— определять характер героя сказки и обосновывать своё мнение;

— выбирать пословицу по смыслу к произведению и обосновывать своё мнение.

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и при выполнении учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

— формулировать понятные высказывания;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

— читать текст сказки по ролям;

— работать с содержанием сказки по вопросам учителя;

— работать со значением слова (толковым словариком);

— рассказывать алгоритм, используя опорные слова;

— иллюстрировать выбранное произведение.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний (с помощью картинок и иллюстраций).

Рассмотрите иллюстрации на интерактивной доске, вспомните и расскажите, какие сказки представлены перед вами.

Что объединяет эти сказки (о животных).

Первая сказка – Лиса и Волк.

Назовите главных героев. Что можно сказать о характерах главных героев?

Вторая сказка – Колобок.

Назовите главных героев. Оцените поступки.

Следующую сказку узнаете, если откроете приготовленные конверты, которые лежат перед вами ( детям даны 4 сюжетные картинки из сказки «Лиса и журавль» и предложено восстановить последовательность событий сказки, подобрать подходящую пословицу, объяснить ее смысл. Работа в парах ).

Первичное усвоение новых знаний.

Учебник, с. 66 – 69 Лиса, заяц и петух (русская народная сказка)

Прочитайте название сказки и скажите, о ком будет эта сказка.

Рассмотрите иллюстрации и назовите, кто кроме лисы, зайца и петуха изображен на них.

Назовите значение слов: «лубяная», «заулочки», «сеча», «посечь», «справедливость».

Назовите значение выражения: «хочу лису посечи».

Чтение сказки учителем .

Первичная проверка понимания.

Можно ли утверждать, что в конце сказки восторжествовала справедливость? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли было назвать данную сказку «Лиса и заяц»?

Объясните, почему эта сказка называется «Лиса, заяц и петух»?

Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что поведение собак и медведя отличается?

Найдите в тексте подтверждение того, что смелость помогает преодолевать трудности.

Выберите советы, которые вы могли бы дать зайчику в его беде.

– Делай добро, будешь сам без беды.

– Не падать духом!

– Книги читай, а дела не забывай.

– Врага в слезах не утопишь.

– Чужое добро впрок не пойдёт.

6. Первичное закрепление. Чтение сказки по ролям.

Расскажите алгоритм подготовки чтения по ролям, используя опорные слова.

– Прочитать и понять.

– Выделить слова «автора» – рассказчика.

Прочитайте русскую народную сказку «Лиса, заяц и петух» по ролям. Передайте при чтении характер каждого героя.

Читать еще:  Мастер и маргарита вечные ценности. Сочинение на тему истинные и мнимые ценности в романе мастер и маргарита, булгаков читать бесплатно

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Михеева Мария Александровна
  • Написать
  • 1544
  • 20.04.2016

Номер материала: ДБ-043880

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 20.04.2016
  • 542
  • 20.04.2016
  • 424
  • 20.04.2016
  • 2350
  • 20.04.2016
  • 2417
  • 20.04.2016
  • 919
  • 20.04.2016
  • 768
  • 20.04.2016
  • 15806

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Русская народная сказка “Лиса, Заяц и Петух”

Читательский дневник по русской народной сказке “Лиса, Заяц и Петух”

Автор: устное народное творчество

Название произведения: “Лиса, Заяц и Петух” или “Зайкина избушка”

Число страниц: 7.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: Лиса, Заяц, Петух, Собака, Медведь, Бык.

Характеристика главных героев:

Лиса – хитрая и наглая.

Из-за своей лени и глупости построила не надёжный дом.

Обманом выгнала зайца с его жилья.

Заяц – добрый и доверчивый.

Не смог сам справиться с лисой и попросил помощи у животных.

Петух – сильный и смелый.

Ловко прогнал лисицу с чужого домика.

Сделал доброе дело для друга.

Краткое содержание русской народной сказки “Лиса, Заяц и Петух” для читательского дневника

В одном лесу жили недалеко друг от друга Лиса и Заяц.

На пороге стояла зима и звери решили построить себе домики.

Заяц построил избушку лубяную и перезимовал в ней все морозы.

А Лиса построила избу из льда, и как только пришла весна ее домик растаял.

Тогда она выгнала Зайца из своего домика и сама в нем поселилась.

Пошел Заяц по лесу и встретил много разных зверей, но ни Собаке, ни Медведю, ни Быку не удалось прогнать хитрую Лису.

Все ее боялись и убегали.

Один только Петух сумел прогнать Лису из избушки Зайца.

А в знак благодарности Заяц предложил Петуху жить с ним вместе.

План пересказа произведения “Лиса, Заяц и Петух”

1. Заяц и Лиса – соседи.

2. Зима и строительство избушек.

3. Ледяная избушка растаяла.

4. Лиса выгнала Зайца с домика.

5. В лесу Заяц встречает Собаку.

6. Собака вызывается помочь, но услыхав Лису убегает.

7. Медведь – не Собака, но и он убегает.

8. Бык хочет помочь Зайцу, но пугается и удирает.

9. Петух обещает исправить ситуацию.

10. Предупреждение для Лисы.

11. Петух врывается в избушку и прогоняет Лису.

12. Заяц просит Петуха жить с ним дружно.

Детский рисунок – иллюстрация русской народной сказки “Лиса, Заяц и Петух”

Главная мысль русской народной сказки “Лиса, Заяц и Петух”

Главная мысль произведения заключается в том, что не обязательно быть сильным, чтобы победить врага, ведь можно проявить решительность и смекалку и одержать победу.

Чему учит русская народная сказка “Лиса, Заяц и Петух”

Сказка учит нас быть смелыми, решительными, справедливыми и отзывчивыми.

Учит не поддаваться противнику, даже если он сильнее нас.

Сказка учит нас быть практичными и думать о будущем.

А также избирательнее подпускать к себе тех, кто при первой же возможности нас предаст.

Сказка учит нас быть дружными и благодарными.

Краткий отзыв о сказке “Лиса, Заяц и Петух” для читательского дневника

Сказка “Лиса, Заяц и Петух” мне очень понравилась.

В ней много главных героев, но лично для меня центральной фигурой сказки является Петух.

Читать еще:  Жизненный и творческий путь педро кальдерона, краткая биография. Педро кальдерон де ла барка - биография, информация, личная жизнь

Несмотря на то, что он слабее Лисы, он не побоялся ее и сумел вернуть домик Зайцу.

В отличие от других зверей, Петух не поверил устрашающим речам Лисы, как Медведь и Бык, а решил лично проверить, так ли опасна и страшна хитрая Лиса.

Сказка многому меня научила. Во-первых, уметь давать отпор всем недоброжелателям.

Не верить пустым словам, а только поступкам.

А также, что не следует огорчаться и терять надежду, ведь все можно исправить, было бы желание.

Сказка учит нас справедливости и дружелюбию.

Ведь если бы Лиса не отняла избушку, а попросилась бы пожить вместе с Зайцем, то ей не пришлось бы с позором убегать через весь лес.

Рекомендую всем на досуге прочитать сказку про Лису, Зайца и Петуха.

Отрывок или эпизод из сказки “Лиса, Заяц и Петух”, поразивший тебя больше всего:

– Му-у-у! Пойдём, я ее выгоню!

– Нет, Бык, не выгонишь!

Собака гнала – не выгнала, Медведь гнал – не выгнал и тебе не выгнать!

Подошли они к избёнке, Бык как заревел:

А Лиса им с печи:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Какие пословицы подходят к русской народной сказке “Лиса, Заяц и Петух”

“Боязливому – по ухо, смелому – по колено”.

Урок литературного чтения по теме “Русская народная сказка “Лиса, кот и петух” УМК “Перспектива”. 1-й класс

Класс: 1

Целевые установки урока:

  • формирование понятия об отличительных особенностях сказки;
  • развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
  • расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.

Оборудование:

  • М/м презентация.
  • Видеофильм.

1. Организационный момент

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Тихо все садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

2. Мотивация к учебной деятельности

Слайд №1. «Страна Литературия»

– Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии.

Слайд №2. «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»

– Как мы будем строить свой урок? (Дети читают со слайда: « Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»).
– Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.

2. Актуализация знаний.

– С чего начнём работу? (С повторения).

Слайд №3. «Устное народное творчество».

– Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки, скороговорки, частушки – это («устное народное творчество».)

Слайд №4. «Устное народное творчество».

– А как по другому называют «Устное народное творчество»?(Фольклором).
– А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве? Почему «Устное народное творчество»?
Устное – значит из уст в уста;
Народное – то, что создал народ;
Творчество – создание чего то нового.
Верно – это словесное творчество народа, опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. Устное народное творчество придает языку яркость, красоту и выразительность.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества, а какому вы догадаетесь сами.

Слайд №5. «Слова»

Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка, … – это сказка.
– Совершенно верно, это ,конечно же, сказка.
– А что такое сказка? Сказка – это вымышленная история.
– Назовите отличительные особенности сказки, чем она отличается от таких жанров как рассказ, повесть? В сказках есть мораль, волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.
– Какие вы знаете жанровые разновидности сказок?

Читать еще:  Человек борется против своего века. “Человек принадлежит своему веку и своей расе даже тогда, когда борется против своего века и своей расы ” (Э

Слайд №6. «Сказки – народные, авторские».

– Верно, сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)

Народные сказки. Авторские сказки

– Назовите народные сказки?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка-ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная, По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль.
– Назовите имена самых известных сказочников?
Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, Конст.Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.
Постановка учебной задачи.
– Молодцы, много знаете сказок.
– Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора.

Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи.

– Кто автор этой сказки? (Русская народная сказка).
– А кто запомнил, как называется сказка? ( «Заюшкина избушка».)
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой.

Слайд № 8. Тема урока: «Лиса, заяц и петух».

– Прочитайте название сказки. Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку? (Народные сказки или авторские сказки).
Совершенно, верно –это русская народная сказка.
О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно определить по названию?

Работа с учебником

– Давайте откроем учебник на стр.66 и рассмотрим иллюстрации.
– Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на иллюстрации ?
– Что можно рассказать о героях русской народной сказки?
– Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?

Основная часть урока

Слайд №9. «Иллюстрация к сказке»

– Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки цепочкой.
– Понравилась вам сказка?
– Оправдались ли ваши предположения о героях сказки?
– Назовите всех героев сказки. Почему не все они вынесены в название сказки?
– Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка», чем они похожи и чем отличаются?
Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки.
Отличие – название сказки, больше героев.
– А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки? Сказки очень похожи, потому что они народные, люди рассказывали их друг другу, передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки.
– Как вы думаете, почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц».

Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух»

Выборочное чтение.

– Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц.)
– А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал сказку именно «Лиса, заяц и петух»?
Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь – они выполняют второстепенную роль.

Слайд №10. «Характеристика героев сказки». Работа над характеристикой героев русской народной сказки.

Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные. Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит, у них есть характер.
– Давайте поработаем над характерами героев сказки, чертами, которые характеризуют наших героев.

Слайд №11. «Исследовательская работа». Работа в парах.

– А теперь давайте поработаем в парах, проведём исследовательскую работу: выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.
– Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки.

Выборочное чтение.

Работа в парах. Продолжаем работу в парах.
– Соотнесите качества и сказочных героев. Подтвердите свой ответ текстом.

Слайд №12. «Словарь качеств».

«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).

Источники:

http://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-skazka-lisazayac-i-petuh-1044232.html
http://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-1-klass/russkaia-narodnaia-skazka-lisa-zaiats-i-petuh
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658094/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии