Смотреть картины современных художников пейзажи. Развитие творческого воображения посредством пейзажной живописи в учреждениях дополнительного образования
Смотреть картины современных художников пейзажи. Развитие творческого воображения посредством пейзажной живописи в учреждениях дополнительного образования
Основоположники русской пейзажной живописи: Семён Фёдорович Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев.
На протяжении всего XVIII века в русском искусстве происходит постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцы стремятся выразить поэтическую сущность пейзажа. Основоположником русской пейзажной живописи является Семен Федорович Щедрин. Его привлекают окрестности Петербурга, парки. Он создает ряд видов парков: Гатчины, Петергофа: “Вид на Большую Невку и дачу Строгановых”. Фёдор Яковлевич Алексеев – один из основоположников русской пейзажной живописи. Его главная тема – городской ландшафт. Лучшие картины художника посвящены Петербургу. “Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости” относится к раннему периоду творчества Алексеева, когда художник, которого прочили в театральные декораторы, впервые добился признания, как пейзажист. Некоторое время перед этим он жил в Венеции, где внимательно изучал искусство знаменитого венецианца А. Каналетто, оказавшего заметное воздействие на формирование его творческого облика. Алексеев – перспективист. Для него в городском пейзаже важнее всего перспективно-пространственное построение, и конечно, “строгий, стройный вид Петербурга”, как нельзя лучше отвечал художественным вкусам Алексеева. Любовно и внимательно вычерчивал художник стройные перспективы петербургских площадей и улиц с их великолепными дворцами и гранитными набережными, воспринимая при этом город живо, образно, эмоционально. Излюбленный мотив пейзажей Алексеева – Нева и её набережные. Передовая вибрацию воздуха, игру света на воде и стенах зданий, Алексеев сообщал петербургским видам своеобразную лирическую окраску, усиливая её вводом человеческих фигурок, оживляющих молчаливую пустынность стройных и величественных сооружений.
Романтические пейзажи Силивестора Феодосеевича Щедрина и И.К. Айвазовского.
Сильвестр Феодосеевич Щедрин – племянник С.Ф. Щедрина. С.Ф. Щедрина с полным основанием считают родоначальником пленёрной романтической живописи в русском искусстве. Он известен, как автор ряда небольших картин с видом Рима, Неаполя и Сорренто, привлекающих светом серебристых тонов, мягкой воздушностью и особым восприятием жизни природы и человека в ней. В сравнении с предшествующими им условно-декоративными классицистическими пейзажами XVII века они кажутся живыми “портретами” природы, списанными с натуры нелепо влюблённым в неё художником. Большую часть своей жизни Сильвестр Щедрин прожил в Италии, где и умер. Некогда старательный ученик петербургской Академии художеств, Щедрин в 1820-х годах совсем отворачивается от классицизма, ещё весьма влиятельного в Италии. Очень скоро складывается излюбленный тип щедринского пейзажа южно-приморского города. Обязательные прибрежные скалы, замыкая пространства, придают ему лирическую интимность и успокоенность: “Вид Сорренто близ Неаполя” (1828). Существенный вклад в дальнейшее развитие романтического пейзажа внес И.К. Айвазовский. Картина, изображающая море, называется мариной, а художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Самый известный маринист – Иван Константинович Айвазовский. Мудрые люди говорили, что человек никогда не устанет смотреть на воду и огонь. Вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное, его изменчивый цвет, необузданная стихия – все это стало главной темой в творчестве Айвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского – одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного света, то бурному и неиствующему. В картине “Морской берег” образ моря предстает в своей лирико-романтической интерпретации. Пейзаж наглядно демонстрирует творческий метод художника. “Морской берег” явно сочинен и написан без натуры, но воображение художника точно воссоздало типический характер морского прибрежья, состояние природы перед надвигающейся грозы.
Поэзия русской природы в живописи А.Г. Венецианова.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) не был художником-пейзажистом. Он писал картины бытового жанра, портреты простых людей. Но в его работах огромную роль играет пейзаж: “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”, “Спящий пастушок”. Художник Пушкинской поры, он сделал художественное открытие крестьянской России. Жанрист и портретист А.Г. Венецианов внес свой существенный вклад в развитие Национального русского пейзажа. Это первое в русской живописи правдивое изображение характерных мотивов среднерусского сельского пейзажа – золотых полей ржи, мягких густых трав, деревенских изгородей. Все это делает Венецианова одним из родоначальников русского лирического пейзажа.
Пейзажная живопись художников-передвижников: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи.
Во 2-ой половине XIX века (1870) в русском искусстве произошло значительное событие: создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредственно воздействовать через искусство на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Передвижники обличали социальную несправедливость, были приверженцами реализма в искусстве (правды жизни). Среди передвижников многие художники писали картины в жанре пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создавая эстетику нового реалистического пейзажа. Одно из первых мест в этом процессе принадлежит А.К. Саврасову (1830-1897).А.К. Саврасов решительно становится на новый путь в картине “Грачи прилетели” (1871). “Пейзаж Саврасова “Грачи прилетели” есть лучший, и он действительно прекрасен, хотя тут же Боголюбов и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти деревья, вода и далее воздух, а душа есть только в грачах”, – так описывал И.Н. Крамской свои впечатления от выставки Товарищества передвижников в 1871г., где впервые было показано ставшее затем столь знаменитым полотном Алексея Кондратьевича Саврасова. Именно этому пейзажу Саврасова суждено было сыграть выдающуюся роль в истории развития русской пейзажной живописи. Он открыл собой эпоху лирического освоения художниками русской природы. С “Грачей”, по меткому выражению Крамского, начались поиски “души” русской природы в живописи. Современников поражала поэтическая проникновенность пейзажа при исключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоевание Саврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А. Коровиным. В этом видел художник специфику и своеобразие русской природы. Следует отметить еще один очень важный момент в саврасовском восприятии образа русской природы: пейзаж в картине “Грачи прилетели” неразрывно связан с жизнью русского народа, одухотворен его незримым присутствием. Образ жизни народа определяет специфику пейзажного мотива; в свою очередь природа формирует художественные и эстетические вкусы народа. В этом ярко появилась глубокая национальность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова.
Если А.К. Саврасов был ярким представителем лирического пейзажа в русском искусстве, то на другом полюсе располагается пейзажное творчество Ивана Ивановича Шишкина. Он писал большие по размерам полотна с панорамно-развернутыми видами. Русская природа у Шишкина – это природа, предназначена для богатырского народа. Его идеал – возвышенный образ русской природы. “Певец русского леса” И.И. Шишкин показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы.
В историю русской пейзажной живописи И.И. Шишкин вошел художником, воспевшим величие и богатство русской природы, могучий покой русских лесов. Имя и картины Шишкина чрезвычайно популярны. Зрителей неизменно привлекает общедоступность поэтических образов Шишкина, простота и ясность его художественного языка. В основе всех графических и живописных произведений лежит, крепкий и точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Шишкин очень много рисовал, постоянно изучал природу. Он был тщателен до педантизма в пределе деталей. Излюбленный мотив Шишкина – мотив лесного пейзажа. Художник не имел себе равных в изображении леса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина весьма разнообразно. Подлинным шедевром среди лесных пейзажей являются “Сосны, освещенные солнцем”. Лесная опушка, изображенная художником, кажется действительно наполненной солнечным светом. Глядя на эту картину, зритель словно бы ощущает сухой смолистый запах хвои, летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем молодого соснового леса. Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами.
Яркий след в истории развития пейзажной живописи оставил Фёдор Александрович Васильев. “Чудо-мальчиком” называли его друзья-художники за исключительное живописное дарование. Васильев прожил мало, он умер в 23 года, но успел оставить весьма обширное художественное наследство. Творчество Васильева отмечает романтическое восприятие жизни природы.
Несколько особое место в пейзаже второй половины XIX века занимает А.И. Куинджи (1842-1910). Первые его работы были продемонстрированы на передвижных выставках. “Забытая деревня”, “Чумацкий тракт”; показывают заброшенные уголки нищей России. Но затем он порывает с передвижниками и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический пейзаж, так можно определить его творчество). Куинджи показал чистую и современную природу, какая она бывает без вмешательства людей. Как прекрасен этот бесконечно длящийся летний день! Невмешательство в этот мир – единственный подарок, какой человек может сделать природе. В своих работах художник, прежде всего, стремился передать освещение, контрасты света и тени.
И.И. Левитан и его значение в русском пейзажной живописи.
Продолжателем лирического направления в русской пейзажной живописи конца XIX века был ученик А.К. Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Он заканчивает своим творчеством искания пейзажистов-передвижников. Уже первое его произведение “Осенний день. Сокольники” было куплено П.М. Третьяковым. В ранних работах он выступает как мастер камерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80-90-х гг. творчество Левитана достигает зрелости. В его пейзажах появляется импрессионистическая трактовка. В начале 90-х годов, когда Левитан работал над картиной “Владимирка”, судьба заключённых в царских тюрьмах и сосланных на каторгу борцов за свободу стала актуальной темой для целого ряда передовых писателей и художников. Почти одновременно с Левитаном над ней работали художники-жанристы: С.В. Иванов, С.В. Малютин и Л.Е. Архипов. Никогда до этого социальная направленность в искусстве Левитана не выступало столь определённо. Никогда раньше не поднимался художник в своих произведениях до столь широкого идейного обобщения создаваемого им образа пейзажа.
Осенью 1898 года Левитан был приглашён руководителем пейзажного класса в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на своё крайне тяжёлое состояние здоровья, он согласился. Преподавание пейзажной живописи в училище он считал особенно важным. В Петербурге в Академии художеств среди профессоров возникло сомнение, нужно ли учить пейзажу. Левитан был против этого мнения. “Я пошёл, говорил он своим ученикам потому, что чувствую, что учить пейзажу можно и должно”. Вдохновенным и неустанным трудом всей своей творческой жизни, Левитан продолжал огромной важности дело, начатое славной плеядой русских пейзажистов, усилиями, которых был создан национальный реалистический пейзаж. Причём в пейзажах Левитана более тонко и глубоко, чем в творчестве его современников, проявилась эмоциональная сила лирического пейзажа и мастерство его одухотворения. Пейзажи Левитана пробуждают в душе зрителя ту “безграничную любовь к своей родной земле”, которою художник пронёс через всю жизнь.
Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы. Пейзажная живопись
Елена Авдюшева
Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы. Пейзажная живопись
Проявление творческих способностей детьми старшего дошкольного возраста в изображении природы на основе ознакомления
с пейзажной живописью.
Слайд 2.
Развивать в человеке творческие способности, значит ставить перед ним задачи, благодаря которым, он будет нестандартно мыслить. Проблема развития творческих способностей в наше время стоит наиболее остро. Это обусловлено тем, что дети, гораздо меньше совершенствуют свои творческие способности, навыки, особенно в мире, наполненном различными гаджетами и компьютерными технологиями. Оказать помощь в решении данной проблемы может изобразительное искусство, в частности, один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Значение детского изобразительного творчества для всестороннего развития личности ребёнка подчёркивали отечественные педагоги и психологи: Н. Н. Волков, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Л. В. Компанцева, Н. А. Курочкина, Т. Я. Шпикалова и другие.
Они считают, что творчество – процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Творчество развивается и обогащается по мере расширения кругозора и познания природы, объема навыков и умений. И изучение, а затем и изображение пейзажа, способствуют развитию творческих способностей детей.
Слайд 3.
Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим и уникален. Н. А. Курочкина выделяет следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж, сельский, городской и парковый, архитектурный, индустриальный, космический или фантастический и исторический пейзаж. По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанрам литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.
Слайд 4.
Диагностическое обследование детей по изобразительной деятельности показало, что не все дети воспринимают достоверно окружающий мир, у многих нарушено цветовое восприятие. Некоторые не могут правильно оценить глубину пространства, объём предмета. Дети плохо ориентируются на плоскости листа.
В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи:
1. Развивать художественное восприятие, понимание языка искусств. Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем.
2. Развивать творческие способности детей, умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
3. Создавать условия для отражения полученных впечатлений от восприятия произведений искусства в детской изобразительной деятельности.
Слайд 5.
Для реализации поставленных задач использовалась педагогическая технология Н. А. Курочкиной «Дети и пейзажная живопись».
В основе данной технологии лежит знакомство детей с пейзажной живописью, представленной в синтезе с музыкальными и поэтическими образами природы для формирования более глубокого и прочувствованного понимания художественного пейзажа, постижения своеобразия и единства языка разных видов искусства.
Организация работы с детьми осуществлялась по двум направлениям – через восприятие картины и формирование навыков пейзажного рисования.
Успех художественного развития детей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководства процессом эстетического и художественного восприятия, а также от правильного отбора конкретных произведений изобразительного искусства для детей определенного возраста.
Слайд 6.
Принципы отбора произведений пейзажной живописи:
– произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения;
– художественные образы картин должны быть понятны детям, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов;
– картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности;
– при подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения.
И, конечно же, при подборе пейзажных картин следует учитывать возраст детей.
Слайд 7.
По мнению автора, знакомство с пейзажной живописью можно начинать с четвёртого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе.
Исходя из возможностей детей 4-5 лет, их можно знакомить с пейзажами, в которых ярко представлены сезонные проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни (осень, зима, весна, лето, а также с некоторыми средствами выразительности живописного пейзажа.
Слайд 8.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень, а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания о которых могут почерпнуть из других источников – литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Необходимо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи – колорите, композиции, рисунке.
Слайд 9.
В 6-7 лет можно познакомить детей с такими видами пейзажей, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым «секретам» художника-живописца. Однако всегда следует исходить из возможностей детей.
Слайд 10.
Н. А. Курочкина определила несколько видов НОД для знакомства с пейзажной живописью (первично-ознакомительные, углублённо-познавательные, обобщающие, смешанного типа, занятия-экскурсии, занятия – путешествия, интегрированные занятия).
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме НОД, в совместной и самостоятельной деятельности с детьми в режимные моменты, а также в ходе образовательной деятельности изобразительной студии «Пчелка».
Разработаны перспективный план работы изобразительной студии «Пчелка» и конспекты НОД по ознакомлению детей с пейзажной живописью, все темы определены в соответствии с временами года. Обновлены старые и разработаны новые дидактические игры на развитие чувства цвета, формы, композиции, перспективы.
В образовательной деятельности использовали следующие методы и приёмы ознакомления детей с пейзажной живописью: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов, приём «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий, беседа по картине, искусствоведческий рассказ педагога, использование художественного слова, игровые задания, показ приёмов изображения объектов природы, способов работы с различными изобразительными материалами, выставка детских работ и анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче картины о природе.
Слайд 11.
Знакомство с пейзажной картиной начинается с искусствоведческого рассказа, он состоит из сообщения названия картины; фамилии художника; о чём написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр); как она изображена (цвет, построение, расположение); что красивого показал своим произведением художник; о чём думается и какое настроение передает картина.
Слайд 12.
Также знакомство с картинами начинаем с рассматривания и с постановки вопросов: – О чём картина? Почему думаешь так, расскажи? Как бы ты назвал картину? Что красивого и удивительного передал художник в пейзаже? Какое настроение вызывает картина и почему?
Во время таких вопросов добавляем игровые элементы, стимулирующие желание детей рассказать о понравившейся картине, например, «Кто будет экскурсоводом?»
Слайд 13.
Используем приём сравнения, где вначале даются для сравнения две картины разных художников одного жанра, но с контрастным настроением (Например, И. И. Левитан «Золотая осень» и И. С. Остроухов «Золотая осень», а затем картины одного художника, но разного колористического решения (Например, картины И. Э. Грабаря «Иней» и «Зимний пейзаж»).
Слайд 14, 15, 16.
В течение года, совместно с музыкальными руководителями была проведена интегрированная непосредственно образовательная деятельность на темы: «Приключение красок», «Какая она, зима?», «Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов». Дети рассматривают репродукции картин под звуки классической музыки и стихи великих русских поэтов. Смотрят отрывки из балета и сами пытаются воспроизвести некоторые движения, затем, все полученные впечатления дети выражают в своих рисунках. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
Слайд 17, 18, 19.
Для более детального и непосредственного изучения природы, мы ходим с детьми на прогулку, где рассматриваем и изучаем деревья, их форму, размер стволов, веток, листьев и крон. Ищем сходства и различия между деревьями и кустами. Наблюдаем, как меняется природа в зависимости от времени года. В начале осени мы с детьми совершили прогулку в городской парк им. М. Ф. Кельдюшева, где познакомились с разными видами деревьев. Зимний пейзаж мы наблюдали в городском сосновом бору, где более подробно рассмотрели сосны-великаны, бродили по узким заснеженным тропинкам и любовались укутанными снегом деревьями. Весной ходили на набережную, посмотреть ледоход на реке Исеть. Вид с набережной открыл нашему взору красивые просторы Шадринского края и дети впервые осознанно увидели линию горизонта и деревья, находящиеся от нас далеко и близко, т. е. в перспективе. После таких прогулок дети выражали свои эмоции и впечатления на рисунке.
Слайд 20.
Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов природы – деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т. п. Рисуя деревья, дети понимают, что дерево чем-то похоже на человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. Для лучшего запоминания деревьев, вводятся дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Узнай дерево по листочку».
Слайд 21.
Очень нравятся детям занятия, которые раскрывают секреты художников – живописцев, например, секрет цвета, раскрывая его, дети учились смешивать краски для получения новых оттенков и открывали для себя новые знания – от чего зависит цвет неба, цвет воды или снега. Они знакомятся с тем, как изображали небо и море художники (рассматривание иллюстраций и репродукций) и сами пытаются нарисовать их. Играют в дидактические игры: «Подбери палитру к картине», «Составь гусеницу», «Радуга», «Времена года», «Части суток» и др.
Слайд 22.
Знакомятся дети с такими понятиями, как «линия горизонта», «воздушная и линейная перспективы» и «композиция». Новые знания дети закрепляют с помощью дидактических игр: «Найди картину по эскизу», «Узнай по описанию», «Найди общее», «Составь композицию», «Далеко – близко».
Слайд 23.
При выполнении пейзажных работ с детьми-дошкольниками использовались и нетрадиционные техники работы. Такие, как:
– рисование сухой кистью способом «тычка»,
– рисование только одним цветом, например, «белым по черному».
Слайд 24.
Работы детей используются в самостоятельной игровой деятельности, в оформлении интерьера детского сада и группы, в оформлении выставок.
Слайд 25.
В детском саду созданы необходимые условия для творческого развития детей, имеется кабинет изостудии, в котором представлены репродукции картин художников-пейзажистов Айвазовского И. К., Васнецова А. М., Куинджи А. И., Левитана И. И., Поленова В. Д., Саврасова А. К., Шишкина И. И., Грабаря Н. Э.
В каждой группе имеется центр изобразительного искусства, специально оборудованный для продуктивной творческой деятельности. В наличии изобразительные материалы, дидактические игры, имеется серия открыток с репродукциями картин.
Слайд 26, 27.
Процесс развития детских творческих способностей будет наиболее эффективен при взаимодействии педагога с родителями. С этой целью проводился ряд мероприятий: консультации «Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельности», «Нетрадиционные техники рисования», «Приобщаем ребенка к изобразительному искусству», «Рисуем вместе с ребенком»; на Мастер-классах в изостудии родители совместно с детьми рисовали любимые сказки, зимний пейзаж и своими руками мастерили куклу закрутку; вместе с детьми посетили музей и художественную школу.
Данная работа позволила сделать следующие выводы, что пейзажная живопись, а также созданные условия для восприятия произведений искусства и детской изобразительной деятельности являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Знакомство с произведениями художников – пейзажистов развивает художественное восприятие, понимание языка искусств, дети узнают о средствах выразительности, приёмах изображения. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Слайд 28.
По итогам проведенной работы с детьми выявлены следующие результаты:
Достаточный уровень – 7детей (37%, близкий к достаточному – 12 детей (47%, низкий уровень – 1 ребенок (16%).
Следовательно, наблюдается динамика в развитии творческих способностей детей средствами пейзажной живописи.
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ»
РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ»
Нор – Аревян Альфреда
14 лет, 8 «А» класса
Назикян Анаид Эдуардовна
Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи
1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи
1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
1.3 Русские художники пейзажисты
Глава 2. Методика пейзажной живописи
2.1 Различная техника выполнения пейзажной живописи
2.2 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
Доброта сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, эстетическая и художественная культура своей страны – одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров – пейзажная живопись. Посредством пейзажной живописи воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед нами раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. Воздействие искусства на все стороны духовной жизни не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений. Это далеко не только какая-то украшающая добавка к необходимому – это сама необходимость в воспитании человека. Как показал анализ литературы, в изученной мною области существуют пробелы. Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для моей фантазии и возможность разнообразной деятельности.
Объектом исследования является пейзажная живопись. Предмет исследования – развитие творческого воображения в процессе изучения пейзажной живописи. Целью моей работы является овладение методами пейзажной живописи; развитие художественного и эстетического вкуса через пейзажную живопись. В задачи исследования входит:
выявить специфику развития творческого воображения, и его проявления в изобразительной деятельности;
исследовать роль и возможности пейзажной живописи как средства развития творческого воображения.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи
1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи
Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. Знакомясь с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи открыли для нас свой взгляд на окружающий мир – такой удивительный и очень разный. Пейзаж (от французского слова “paysage”) означает вид, изображение какой-либо местности, а в изобразительном искусстве так называется жанр. Основной предмет изображения – природа, виды городов, архитектурные комплексы, горы, моря. Как самостоятельный жанр пейзаж появляется в средневековом Китае еще в VI веке. Пейзажи китайских художников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. Одним из лучших был Сюй Вей. Но затем пейзажи в период династии Мин потеряли свое значение в живописи.
В европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. Но пейзаж почти всегда являлся лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в XVII веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием. Голландские художники первыми стали создавать картины, на которых была изображена их земля. Красоту родной природы художники передавали тщательно и любовно, как бы создавая портрет родной страны. Голландские художники писали пейзажи на небольших полотнах, и позднее их стали называть “маленькие голландцы”.
1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. В произведениях искусства древнерусской живописи (иконах) конца XVII века уже встречается пейзаж, как фон. “Иоанн Предтеча с житием” – огромная фигура святого располагается в центре на фоне пейзажа. Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный перелом в сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в области культуры и искусства, такие как:
1. Приглашение иностранных художников в Россию для работы над произведениями искусства и обучения молодых русских художников.
2. Покупка за границей произведений искусства.
3. Обучение талантливых молодых художников за границей.
В русском искусстве XVIII век необычайно важен. Бурно развивается культура, наука, становится светским просвещение, развивается светское искусство. Искусство стремится передать действительность: образы современников, важные события. Примером этому служат великолепная гравюра Алексея Федоровича Зубова “Панорама Петербурга”. Он удачно передал оживленность молодой столицы. Это был, пожалуй, первый городской пейзаж: выполненный в технике офорта. Но выразить поэтическую сущность пейзажа время не наступило.
В XVIII веке в русском искусстве устанавливается иерархия жанров. В литературе, частности, появляются высокие жанры: ода, эпопея, трагедия, исторический жанр, в живописи мифологические, религиозные картины и низкие жанры: комедия, сатира, басня, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт в живописи. Пейзаж, как видим, отнесен к низким жанрам. В русской живописи значительным явлением в начале XVIII века становится портрет. Этот жанр не только получил быстрое развитие, но и достиг замечательных успехов. Художники вводят в картины пейзаж как фон для изображения портрета например, картина И.Я. Вишнякова портрет “Сары Фермор”. Пейзаж введен Вишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета. На заднем плане изображены тонкие стволы деревьев, с нежной листвой, слабо освещенной как бы светом зари.
В первой четверти двадцатого столетия в России произошла Октябрьская революция. Новые образы вошли в творчество художников. Появляется индустриальный пейзаж в советской живописи. Но художники-пейзажисты XX века в своём творчестве постоянно обращаются к высоким традициям русской живописи. А пейзаж XX века является самостоятельным жанром живописи, любимым и почитаемым, как и другие её жанры. Одной из лучших картин в жанре пейзажа 30-х годов является “Новая Москва” Ю.И.Пименова(1937г). Интересно творчество пейзажистов Н.Н. Крымова (1884-1958), Рылова, Сарьяна, Грабаря и других.
1.3 Русские художники пейзажисты
Основоположники русской пейзажной живописи: Семён Фёдорович Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев.
На протяжении всего XVIII века в русском искусстве происходит постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцы стремятся выразить поэтическую сущность пейзажа.
Во 2-ой половине XIX века (1870) в русском искусстве произошло значительное событие: создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредственно воздействовать через искусство на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Если А.К. Саврасов был ярким представителем лирического пейзажа в русском искусстве, то на другом полюсе располагается пейзажное творчество Ивана Ивановича Шишкина. Он писал большие по размерам полотна с панорамно-развернутыми видами. Русская природа у Шишкина – это природа, предназначенная для богатырского народа. Его идеал – возвышенный образ русской природы. “Певец русского леса” И.И. Шишкин показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы.
В историю русской пейзажной живописи И.И. Шишкин вошел художником, воспевшиий величие и богатство родной природы, могучий покой русских лесов. Имя и картины Шишкина чрезвычайно популярны. Зрителей неизменно привлекает общедоступность поэтических образов Шишкина, простота и ясность его художественного языка. В основе всех графических и живописных произведений лежит крепкий и точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Шишкин очень много рисовал, постоянно изучал природу. Он был тщателен до педантизма в передаче деталей. Излюбленный мотив Шишкина – мотив лесного пейзажа. Художник не имел себе равных в изображении леса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина весьма разнообразно. Подлинным шедевром среди лесных пейзажей являются “Сосны, освещенные солнцем”. Лесная опушка, изображенная художником, кажется действительно наполненной солнечным светом. Глядя на эту картину, зритель словно бы ощущает сухой смолистый запах хвои, летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем молодого соснового леса. Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами. Изучая творческое наследие Шишкина на уроках изобразительного искусства, мы развиваем свое творческое воображение, переносясь в русский лес.
Глава 2. Методика пейзажной живописи
2.1 Различная техника выполнения пейзажной живописи
Техника рисования прозрачными красками Очень сильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг за другом. Если мы работаем с прозрачными слоями разных тонов краски, то возникает так называемое “оптическое смешение красок”. Техника рисования по мокрому грунту: краски наносят либо на предварительно смоченную бумагу, либо поверх еще влажного слоя краски. При использовании техники “мокрым по мокрому” возникает эффект, типичный для акварельной живописи, мягкое растекание и переплетение красок. Это так называемое “увядание” красок содержит в себе чрезвычайно привлекательные возможности изображения. Техника затеков: при использовании этой техники стремятся добиться мягкого, плавного перехода от насыщенной краски до прозрачной. Это происходит, когда насыщенную краску каждый раз разбавляют чуть большим количеством воды, и краски, разбавленные по-разному, накладывают рядом без перехода. Работа проводится также на сухой основе.
Такая техника рисования осуществляется на грубой бумаге с помощью большого количества краски, небольшого количества воды, легкими мазками кисти, и должна также использоваться на сухой основе. Она должна покрывать лишь выступающие места бумаги, а углубленные участки остаются белыми. В результате возникает структурированная поверхность рисунка.
Негативная прозрачная краска.
Это понятие подразумевает оставленные на картине части белой поверхности бумаги, таким образом, изображают светлые, освещенные детали или белые предметы. Белой бывает кроющая краска, в виде акварельной она не существует и поэтому должна изображаться за счет незакрашенных мест на бумаге.
Техника размывки возможна при наличии уже нанесенных более толстых, чем обычно, еще слегка сырых или уже высохших слоев краски. Чистой водой и кистью размываются световые пятна, контуры и поверхности. Эта техника предлагается, кроме того, для коррекции интенсивно окрашенных участков рисунка
2.2 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зеленый цвет, летние поля зерновых погружены в теплую желтизну, а осень сверкает сияющими красными, красно-коричневыми и желтыми тонами. Эти и другие краски должны использоваться и применяться вполне обдуманно.
Весна. Сделанный с натуры карандашный набросок дает представление о характере ландшафта, деревьях на противоположном берегу озера и слегка структурированном переднем плане. Набросок является важным вспомогательным средством и канвой для разбивки вашей картины на части. Он служит проектом во время работы. Если мы пишем акварелью, используя технику нанесения красок по мокрому грунту, то должны отказаться от точного обозначения форм на картине, так как никогда нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски, и слишком большая плотность форм на наброске нам только помешает. Поначалу может случиться так, что краски расплываются сильнее, чем мы предполагаем. Попытки внести исправления, как правило, не удаются. Появляются резко обозначенные края и размытые участки краски. Лучше всего в таком случае учесть своеволие красок и лишь привести в соответствие размеры элементов, изображенных на картине. При данном относительно простом изображении пейзажа вполне достаточно слегка наметить карандашом линию горизонта. Работая с красками, мы можем ориентироваться по форме и размеру деревьев на наброске.
1. После того как намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги, нужно приготовить краски для нашей картины. Используйте небесную лазурь. Зеленые тона образуются прямо на бумаге в результате смешивания голубого и желтого тонов; более теплый желтый оттенок мы получаем, добавив немного красной краски, коричневый цвет можно получить, смешав на палитре или в коробке с красками голубую с небольшим количеством красной и желтой. На этой картине бумага смачивается не чистой водой, а водой с растворенной в ней небесной лазурью. Для этого наливаю в плоскую посуду немного воды и добавляю краску до тех пор, пока голубой цвет не приобретет нужную интенсивность. Краску готовлю в достаточном количестве, так как дополнительное смешивание краски с водой очень сложное занятие, причем едва ли удастся избежать легкого отличия цвета. Разбавленную небесную лазурь с максимальной равномерностью наношу на бумагу кистью. Начиная с верхней части неба. При этом кисть постоянно обмакиваю в раствор краски и не промываю в чистой воде. Только таким способом нам удастся равномерно нанести краску. Над линией горизонта мы должны работать с максимально возможной точностью и закончить прямым штрихом. Теперь наша бумага смочена в области неба. Желтый цвет частично смешается с голубым цветом неба, и в результате получится желто-зеленый. В некоторых местах я использовала теплый желто-оранжевый цвет (смешивается из желтого с небольшим количеством красного). Тонкой кистью провожу по линии горизонта узкую полосу коричневого цвета (смешивается из голубого, красного и небольшого количества желтого).
2. Дальше приступаю к отделке картины. В легких коричневых тонах тонкой кистью рисую нежные стволы и сучья деревьев. В некоторых местах выше линии горизонта я добовляю более интенсивные коричневый и голубой тона. Разбавленной прозрачной краской оранжевого цвета (желтый и красный) прохожусь местами в верхней части поверхности воды. В местах диагональных мазков оранжевый цвет слегка усиливается и наносится детальными движениями. Еще более интенсивно наношу его несколькими вертикальными мазками на траву на переднем плане.
3. Посмотрев на свою картину с некоторого расстояния , если необходимо, подчеркиваю другие нюансы.
4. В конце тонкой кистью осуществляю отделку деталей.
Источники:
http://mobile.studbooks.net/1757258/pedagogika/russkie_hudozhniki_peyzazhisty
http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-672333.html
http://infourok.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-sredstvami-peyzazhnoy-zhivopis-420413.html