Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Современные проблемы науки и образования

Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Современные проблемы науки и образования

Развитие детского словесного творчества как психолого-педагогическая проблема

Теоретические представления о детском словесном творчестве в психолого-педагогических исследованиях

В настоящее время отечественная педагогика и психология главным принципом воспитания и обучения провозгласили личностно- ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.К. Крупская, С.Г. Шацкий и другие). Это имеет значение для всех педагогических концепций, программ, направленных на развитие всех форм творчества дошкольников и младших школьников, реализацию их творческих возможностей.

Разрабатывая современные концепции образования, педагогическая наука обращается к фундаментальным философским исследованиям, как методологическим основам, на которых строятся системы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Об идеях творческого развития, развития воображения, как одного из аспектов философского познания окружающего мира говорили уже древние ученые. Так, например, Платон рассматривал с точки зрения идеализма художественное творчество, как «божественную одержимость» /45. 127/. Древние философы от Аристотеля до Августина не располагали в своих языках двумя разными словами, чтобы отличить «воображение» от «фантазии».

Такой калейдоскоп научного поиска вызван тем, что понятия «воображение» и «фантазия», «творчество» на протяжении долгого времени были «исключительно монополией философии» и лишь к 19 веку ими стала заниматься психология, «то есть полтора века назад, что для нации не является большим сроком» /75.16./

Понятие «воображение» и «фантазия» в психологической науке равнозначны: «Воображение – психический процесс, выражающийся:

  • 1. В построении нового образца средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
  • 2. В создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;
  • 3. В способности создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании на основе преобразования полученных впечатлений от действительности» /71.64/.

Что касается фантазии, то в Психологическом словаре читаем: «Фантазия-синоним воображения, продукт воображения» /71.425/.

Таким образом, и воображение и фантазия- вещи равнозначные, по сути, синонимичные понятия, обладающие огромной художественной и научно-познавательной ценностью.

Итальянский гуманист, наш современник, Дж. Родари, подробно изучавший основы воображения и творчества применительно к детскому возрасту, подверг гегелевскую трактовку воображения и фантазии критике, так как по Гегелю-воображение-это низшая ступень познания, а фантазия доступна лишь избранным по своей природе (гены), либо по уму (воспитание). «Это ни что иное, как теоретическое обоснование качественного отличия одного человека от другого. » /75.162/.

На сегодня ни философия, ни психология коренного различия между воображением и фантазией не усматривает.

В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст – период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.

Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно-этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) / Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая и другие. Еще ранее (к 2- 3 годам) – интерес к звучащему слову, что получило название феномена «словотворчества» (по К.И. Чуковскому). Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности «словотворить» отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое «произведение», похожее на сказку, рассказ или стихотворение. Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора /Н.С. Карпинская, Н.А. Орланов а, Н.М. Пьянкова, О. С. Ушакова и другие/.

Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки /Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок-цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие). Эти и другие педагоги-исследователи отмечают незаурядные возможности детей старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев /Л.И. Божович, A.M. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и другие/. Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает. Ценность процесса сочинительства сказки ребенком – в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и другие),поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование; на наш взгляд, говорит о _ хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.

Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в дошкольном возрасте.

Однако в педагогической науке и практике вопросы формирования способности к сочинению сказок у дошкольников мало изучены. Не уточнено понятие самой способности, ее сущность и структура применительно к дошкольному возрасту. Нерешенным остается вопрос о приемлемом возрасте раскрытия этой способности, хотя содержательной стороне этого вопроса (обучение сочинению) уделяется сегодня много внимания.

Читать еще:  Записки из сумасшедшего дома достоевский краткое содержание. Записки из мертвого дома

Данные положения и анализ состояния проблемы в практике работы современных дошкольных учреждений по организации условий для проявления у детей данной способности позволили нам сформулировать проблему исследования.

Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей. С другой стороны на сегодня не уточнено научно-методическое обоснование пути формирования способности сочинения сказок у детей 6-7 лет.

Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

По определению психологов, творчество – это деятельность,

в результате которой человек создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Крупнейший отечественный учёный и психолог Л.С. Выготский дал следующее определение понятию творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке». Кроме того, он подчёркивал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде,

а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ» [9, с.92].

Л.С. Выготский раскрыл механизм создания образов воображения: «Человек накапливает материал, из которого в последствии строится его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений» [9, с.21].

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что творчество характеризуется учёными двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Для того, чтобы определить соответствует ли данным показателям детское творчество необходимо обратиться к исследованиям психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, А.Е. Шибицкая). Они доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью,

и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях [12 ;59;6;53;58]

В работах Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Превращение воображения в преднамеренное, целенаправленное – задача педагога, и при определенной работе с ним у дошкольника формируется воссоздающее воображение, результатом деятельности которого является создание образа в соответствии с описанием, чертежом, схемой, заданием. Образ же, создаваемый ребенком, есть всегда личностное образование, поэтому даже самый элементарный познавательный акт, приводящий

к созданию субъективного образа, начинается по инициативе субъекта, детерминируется его внутренними установками и эмоциями, т.е. отражает его внутренне состояние (Л.А. Венгер).[5;с.67]

Тихеева Е.И. подчеркивает, что по своей при­роде детское творчество синтетично, часто носит импровизацион­ный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять [31,с.121].

В развитии детского художественного творчества Н.А. Ветлугина выделяет три этапа. На первом этапе роль педагога заключается

в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления

в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего,

т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно,а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены

В развитии восприятия детей особую роль играет искусство.

Оно помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов. Данный этап предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей художественно-творческой деятельностью детей.

Второй этап — собственно процесс детского творчества.

Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут

во времени. Творческий акт проходит «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л.С. Выготского, «творит

Роль педагога заключается, по мнению ряда авторов, в создании радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и обеспечении внутренней потребности самовыражения в творчестве. Важно обеспечить вариативность ситуаций,

в которых ребенку предстоит действовать, так как это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества необходимо время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные

и коллективные работы. Особое внимание следует уделять освоению ребенком способов сенсорного обследования предметов. Чем шире окажется ориентированность детей в самых разнообразных свойствах предметов

и явлений, тем жизненнее и образнее будет их творчество.

Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога — помочь ему в этом.

Третий (завершающий) этап характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.[6;329]

М.В. Фадеева предлагает систему, которая поможет определить уровень творческих возможностей и методы развития творческих способностей детей. В качестве критериев этого уровня она называет такие моменты, как стремление к выбору своих собственных идей или тем;

Читать еще:  Авторское отношение к фердыщенко. Анализ произведения «История одного города», Салтыков Щедрин

к выражению их своими собственными средствами; к организации их собственными методами [37,c.55]. На современном этапе идут поиски наиболее эффективных путей и способов развития творчества детей.

Итак, проведённый анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что художественное творчество не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ребёнку творить

и принимает на себя функции критика и частично созидателя, т.е. функции, недоступные дошкольнику в силу его возрастных особенностей

В развитии художественно-творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. Взрослый обучает ребёнка специальным умениям и навыкам, которые являются основой развития творчества.

Из-за отсутствия или плохого обучения наступает «спад творчества». Только при правильном педагогическом руководстве и обучении можно достичь высоких результатов.

Понятие «словесное творчество», по мнению Т.Н.Ушаковой можно применить к любому случаю креативности, связанной со словом.

В то же время оно относится к двум хотя и связанным, но все же принципиально разным областям: творчеству в речи и творчеству в языке. Речевое творчество приводит к созданию нового речевого продукта, т.е. нового текста, устного или письменного, любого объема, в любой его форме – прозаической, поэтической, кодифицированной, вольной, монологической, диалогической и т.п. В отличие от речевого, с языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе – как у отдельной личности, так и в общенациональном языке

Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.

Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец,

Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Славина, О.И. Соловьева,

Е.А. Флерина, Н.А. Циванюк) и деятельности воображения детей

(Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн,

М.М. Рыбакова) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов – представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.

В рамках лингвистического подхода связное высказывание (текст) рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками

(СИ. Гиндин, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева,

О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Г.Я. Солганик).

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова,

Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина

Словесное творчество – процесс, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчества. Само творчество немыслимо без овладения ребенком, богатством того языка, на котором говорит, думает. Разумеется, это овладение мы понимаем в соответствии особенностями дошкольного возраста.

В отечественной педагогике проблема словесного творчества дошкольников рассматривалось в работах Е.И. Тихеевой, Н.С.Карпинской, О.С.Ушаковой и др.

В частности, в исследовании О.С.Ушаковой [48], автор показывает, как развитие поэтического слуха влияет на развитие творческой словесной деятельности детей, помогая воспитать в детях чутье к родному слову, восприим­чивость к художественной литературе, по­нимание особенностей жанров. А, самое главное, поэтический слух помогает детям перенести в свои сочинения усвоенные сло­ва и выражения, помогает осознать связь содержания литературного произведения с его художественной формой, более тонко чувствовать красоту художественного слова.

Автор делает вывод, что словесное творчество возникает и развивается там, где существует целенаправленное руководство этой деятельностью, где созданы для этой деятельности все условия.

«Проблема развития творчества дошкольников в психолого-педагогических исследованиях». Консультация для воспитателей

Людмила Бочкаева
«Проблема развития творчества дошкольников в психолого-педагогических исследованиях». Консультация для воспитателей

Старший воспитатель СПДС “Сказка” Бочкаева Л. Н.

Проблема развития творчества дошкольников в психолого-педагогических исследованиях

Проблема творческого развития личности и ее проявления в творческой деятельности по сей день остается актуальной в отечественной и зарубежной психолого-педагогической теории и практике. Литература по психологии творчества весьма многопланова и разнохарактерна. В последнее десятилетие во многих научных источниках опубликовано множество интересных материалов по проблеме творчества. Ученые изучают закономерности и особенности творческих процессов, пытаются выявить суть творческой деятельности и найти эффективные способы ее реализации.

В психологии творчество рассматривают как процесс созидания нового, как способность человеческой личности, как производное интеллекта, как креативность личности, как совокупность свойств личности, обеспечивающих её включение в этот процесс. То есть творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Считая творчество необходимым условием существования каждого человека, Л. С. Выготский отмечает, что оно «живёт в самом человеке, носит личностный характер», является «уделом всех в большей или меньшей степени». Оно несёт человеку большие радости, хотя потребность в нём не всегда совпадает с возможностями творчества.

Психологические исследования показали, что потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия специально организованной деятельности.

Выделяя основные направления, в целом обеспечивающие формирование творческой личности ребёнка, Н. Н. Поддьяков отмечает формирование у дошкольников разнообразных форм и видов мышления и их тесное взаимодействие. «Высокий интеллектуальный уровень развития ребёнка является важным условием его творческого развития, в связи, с чем развиваются все виды мышления детей: наглядно-действенное, наглядно-образное, конвергентное, утилитарное, бескорыстное, дивергентное, т. е. целостное, интуитивное, релятивное, опирающееся на воображение.

Театрализованную деятельность дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованной деятельности (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).

Читать еще:  Числа в русских народных сказках. Сценарий развлечения по сказкам для детей подготовительной группы Сказки с числом 3 в названии

Период дошкольного детства имеет широкие возможности для развития творчества детей в связи с формированием таких новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения.

Е. А. Медведева выделила пять моделей поведения в театрализованной деятельности:

1. Наличие творчества. Наблюдается заинтересованность заданием, развитие целостного образного видения игровой ситуации, выражена целенаправленность воображения, владение способами творческого действия.

2. Наличие особенностей, которые позволяют условно обозначить характер воображения как элементарно-творческий. Достаточный мотивационно-потребностный компонент творческой деятельности, способность детей входить в воображаемую условную ситуацию и передавать ее целостность.

3. Преобладание репродуктивно-воссоздающего воображения. Интерес к творческой деятельности, адекватное восприятие сюжета как целостной ситуации.

4. Наличие собственно-репродуктивного воображения. Сниженный интерес к творческой деятельности, недостаточная сформированность образов-представлений, комбинаторные механизмы воображения не сформированы. Дети ограничиваются репродукцией опорного материала, испытывают трудности в самостоятельном поиске средств выразительности образов персонажей.

5. Фрагментарно-репродуктивное творческое воображение. Трудности репродукции целостной композиции заданного сюжета в театрализованной деятельности, отсутствие интереса к заданиям, связанным с проявлением творчества, бедность образной сферы, комбинаторные механизмы воображения не сформированы.

Театральная педагогика на различных этапах своего развития разрабатывала и предлагала определенные средства, приемы воспитательных воздействий, основанные на специфике театрального искусства. Изучение процесса становления и развития театральной педагогики, факторов, обуславливающих ее развитие, приоритетность театрального искусства в становлении нравственно-эстетических понятий позволяют проанализировать значение исторически сложившихся социальных и культурных образцов театрального искусства, их творческое освоение педагогической мыслью.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований (О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе и др.) доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованного творчества в дошкольном возрасте.

Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых, в создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Процесс формирования творчества является одним из важных частей образования дошкольника и представляет собой единую педагогическую систему. Эта система может успешно функционировать и развиваться при определенных условиях.

Под педагогическими условиями формирования творчества понимаем совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства, материально пространственной среде, социальному окружению, а также эмоционально-личностному восприятию информации.

Важным условием формирования творчества у детей дошкольного возраста является наличие образца-ориентира как носителя творческой характеристики.

Под театрализованной деятельность ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Дети старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей индивидуальное, своеобразное. В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности, развития творчества.

В театральном искусстве творчество – это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театрализованной деятельности детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.

Существенный компонент творчества — это самовыражение посредством искусства. Значение искусства в жизни ребенка велико, одной из его форм является театр. Театрализованная деятельность — яркое эмоциональное средство, формирующее вкус детей.

М. Д. Маханёва отмечает, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Таким образом, дошкольный возраст — это тот период, когда театрализованная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она незаметно для самого ребенка становится источником творческого развития. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности обучением вербальным и невербальным видам общения;

воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием

напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Источники:

http://m.studwood.ru/1071791/pedagogika/razvitie_detskogo_slovesnogo_tvorchestva_psihologo_pedagogicheskaya_problema
http://zdamsam.ru/b48663.html
http://www.maam.ru/detskijsad/problema-razvitija-tvorchestva-doshkolnikov-v-psihologo-pedagogicheskih-isledovanijah-konsultacija-dlja-vospitatelei.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии